Методологические основы курса.
ТЕМА. Рекреационное и туристское районообразование и районирование.
Методологические основы курса.
География туризма — ветвь географии, изучающая особенности территориальной организации индустрии туризма, рассматриваемой в процессе общественного воспроизводства и взаимодействии с природным и культурным окружением.
В настоящее время туризм превратился в массовое социально-экономическое явление международного масштаба. С экономической точки зрения туризм — это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства. Туризм оказывает огромное влияние на развитие транспорта, строительства, связи, торговли, сельского хозяйства, производство товаров народного потребления, выступая катализатором социально-экономического развития. Туризм также представляет собой форму международного сотрудничества.
Туризм— это миграции населения, не связанные с переменой места жительства или работы. Такое определение туризма принято в статистике. Туризм— совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах отличных от их постоянного места проживания и работы.Посетитель— лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 мес. с любой целью, кроме занятий деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте. Турист— это частный случай посетителя, который при выезде за пределы обычной среды осуществил как минимум одну ночевку. Однодневные посетители (т. е. на срок менее 24 часов и без ночевки) называются экскурсантами.
Туризм— очень разнообразное явление. Единой общепринятой классификации его видов не существует.
По правовому статусу и региону проведения туризм делится на международный и внутренний. На внутренний туризм приходится 80—95 % всех туристских поездок в мире, а расходы в 5—10 раз превышают затраты на международный туризм.
По экономической категории различают туризм коммерческий, т. е. оплачиваемый самим туристом и социальный — полностью или частично оплачиваемый государством, предприятием или из средств различных социальных фондов. Разновидностью социального туризма является поощрительный или инсентив-туризм. Это средство поощрения сотрудников предприятий за достижения в труде наряду с денежными премиями.
По количеству участников различают индивидуальный и групповой туризм. Под индивидуальным понимается путешествие не только одного человека, но и семьи (семейный туризм) и группы в составе не более 5 человек.
По возрасту участников различают детский, молодежный (преимущественно студенческий), взрослый и смешанный туризм. Иногда выделяют туризм пожилых людей (туризм "третьего возраста"), что актуально в связи с общемировой тенденцией роста в туристском спросе этой категории людей.
По признаку подвижности туризм делится на стационарный и кочевой Стационарный туризм — это преимущественно пребывание на курорте, туристической базе, в кемпинге или палаточном городке. Кочевой туризм предполагает постоянное передвижение (пешком, на лыжах, велосипедах, автомобилях, самолетах и т. д.).
По сезонности различают зимний, летний и круглогодичный туризм, что имеет, как правило, природную, иногда социально-экономическую причину. Большинство видов туризма развивается в теплый летний период, а для зимнего времени характерен преимущественно лыжный и горнолыжный.
По особенности организации туризм бывает плановый- паушальный туризм (синонимы: организованный, регламентированный) и самодеятельный (неорганизованный, «дикий»). Плановое путешествие осуществляется в определенные оговоренные сроки, по заранее составленной программе, с предварительной оплатой комплекса или определенных услуг. Самодеятельный туризм нередко представляет для индустрии туризма острую проблему. В сезон «пик» доля неорганизованных туристов составляет 50—75 %, что создает напряженность в функционировании транспорта и сферы обслуживания.