Обратная сила закона (ретроактивность) – распространение действия норм данного закона на правоотношения, возникшие до введение его в действие.
Переживание закона (ультраактивность)– продолжение действия закона после его отмены в отношении правоотношений, возникших до момента отмены закона.
Правотворчество –вид государственной деятельности, в результате которой воля народа (класса, социальной группы, политических сил, стоящих у власти) выражается в норме права в виде определенного источника права.
| Законность | | Демократизм | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Гласность | | Принципы правотворчества | | Профессионализм |
| | | | | | |
| | | | | | |
| Научность, в т.ч. планирование | | Строгая дифференциация правотворческих полномочий | |
| | | | | | | | |
| | | Стадии правотворческого процесса | | | |
| | | | | | | | |
| Подготовка | | Принятие | |
| | | | | | | | |
| инициатива о подготовке проекта | | внесение проекта на рассмотрение | |
| | | | | | | | |
| подготовка проекта | | обсуждение проекта | |
| | | | | | | | |
| обсуждение проекта | | голосование проекта | |
| | | | | | | | |
| согласование проекта | | подписание акта | |
| | | | | | | | |
| доработка проекта | | опубликование (обнародование) акта | |
Правовые отношения –индивидуализированныеобщественные отношения, урегулированные нормами права, субъекты которых являются носителями субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей, обеспеченных возможностью государственного принуждения.
| | Признаки правовых отношений | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
разновидность общественных отношений | | носят волевой характер | | возникают на основе правовых норм |
| | | | | | | | | |
| характеризуются наличием у сторон субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей | | | реализация правоотношений обеспечивается возможностью государственного принуждения | |
| | | | | | | | | | | | |
| социальные предпосылки – фактические отношения и связи, возникающие в обществе и объективно требующие правового закрепления | |
| | | | | | | | |
| | Предпосылки возникновения правовых отношений | | |
| | | | | | | | |
| юридические предпосылки – совокупность условий, без которых правовые отношения не могут возникнуть | |
| | | | | | | | |
норма права | | правосубъектность | | юридический факт |
| | | | |
правоспособность | | дееспособность | | деликтоспособность |
| | | | | | | | | | |
| Виды правовых отношений | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | общие | |
| по способу индивидуализации субъектов | | |
| | | | | |
определенные (конкретные) | относительно определенные | |
| | | | | | | | |
| | | | | абсолютно определенные | |
| |
| | | | | | | | | | | |
| | | регулятивные | |
по функциям права | |
| | | | | | | | | |
| | охранительные | |
| |
| | | | | | | | | | | |
| | | | конституционно-правовые | |
| по отраслям | | | | | | | | | |
| | гражданско-правовые | |
| | | | | | | | | |
| | | | уголовно-правовые и др. | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | односторонние | |
| по количеству прав и обязанностей | | | | | | | | | |
| | двусторонние | |
| | | | | | | | | |
| | | | многосторонние | |
| | | | | | | | | | | |
| | | активные | |
по характеру поведения субъектов | |
| | | | | | | | | |
| | пассивные | |
| |
| | Состав правоотношения | | |
| | | | | | | | |
объекты | | содержание | | субъекты |
| | | | |
| субъективные права | | юридические обязанности | |
| | |
| | монистический (один объект – поведение человека) | | |
| | | | | | | | |
| Основные подходы к понятию объектов правовых отношений | |
| | | | | | | | |
| | комплексный (разнообразные объекты) | | |
| | | | | | | | |
предметы материального мира (вещи) | | продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, кино) | | Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, репутация) |
| | | | | | | | |
| поведение участников правоотношений | | результаты поведения участников правоотношений | |
| | | | | | | | | | | | |
| Виды субъектов правоотношений | |
| | | | | | | | |
| индивидуальные | | коллективные |
| | | | | | | | | | |
| граждане | | государство | | государственные органы |
| | | | | | | | | | |
| иностранцы | | национально-государственные образования | | муниципальные образования |
| | | | | | | | | | |
| лица без гражданства (апатриды) | | некоммерческие организации (юридические лица) | | органы местного самоуправления |
| | | | | | | | | | |
| лица с двойным гражданством (бипатриды) | | коммерческие организации (юридические лица) | | трудовые коллективы и др. |
| |
| Организационная самостоятельность (наличие самостоятельных органов управления, руководства) | | Экономическая обособленность (наличие обособленного имущества в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении) | |
| | | | | | | | |
| | | | | | |
способность самостоятельно представлять свои интересы, быть истцом (ответчиком) в суде | | Признаки юридического лица | | способность отвечать по своим долгам принадлежащим ему имуществом |
| | | | | | |
| | | | | | |
| Наличие наименования, расчетного счета, юридического адреса, других официальных реквизитов | | Способность приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности | |
| | Содержание правоотношения | | |
| | | | | | | | |
| Субъективное юридическое право | | Субъективная юридическая обязанность | |
| | | | | | | | | | |
| возможность вести себя определенным образом | | необходимость вести себя определенным образом | |
| | | | | | | | | | |
| мера возможного поведения (правомочие) | | мера должного поведения | |
| | | | | | | | | | |
| право требования | | удовлетворение интересов управомоченного | |
| | | | | | | | | | |
| право притязание | | наступление юридической ответственности | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |