Как в революционное время всероссийская лига равноправия женщин добилась избирательных прав для русских женщин

О. Закута

Российская Лига Равноправия Женщин в Петрограде своей культурной деятельностью и борьбой за избирательные права женщин проявила себя в последние годы во многих областях жизни, создавался целый ряд учреждений, как: курсы по кооперации, по городскому хозяйству, сестер милосердия и др. Организовались две большие общественные столовые, лазарет, очаг, устраивались лекции, диспуты, митинги и т.д. и т.п.

В первые дни революции Лига решила организовать кормление солдат в двух столовых на Забалкамском 5 и Невском 110, что являлось первой насущной необходимостью переживаемого момента. Когда была опубликована программа деятельности Временного Правительства, Лига, не найдя упоминаний об отмене ограничений для женщин и распространения избирательных прав на женщин, встрепенулась и была той первой женской организацией, которая подняла голос в защиту женских прав. Совет Лиги совместно с делегатками высших учебных заведений и отдельных разных групп и кружков женщин выработал следующую резолюцию, которая была подана Временному Правительству.

“В торжественные дни великого народного освобождения, горячо переживая общую радость, Российская Лига Равноправия Женщин к глубокому своему изумлению не нашла в программе деятельности Временного Правительства упоминания об устранении несправедливостей старого строя, угнетавших целую половину населения России - русских женщин. Опасаясь, что всякие недомолвки могут повести к нежелательным толкованиям, Российская Лига Равноправия Женщин требует: 1) чтобы к словам: “предложена немедленная подготовка Учредительного собрания на началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования” (пункт 4 программы) было добавлено: “и без различия пола”, а к словам: “отмена всех ограничений - сословных, вероисповеданий и национальных” (пункт 3) - “и всех ограничений касательно женщин”, ибо без этого не может быть полного обновления России”.

Кроме этого составлено было воззвание к женщинам Петрограда с призывом организоваться по районам и профессиям, объединяться во имя борьбы за политическое освобождение женщины. Воззвания были отпечатаны, расклеены по городу, разосланы в высшие и средние женские учебные заведения, на фабрики, заводы, в мастерские и раздавались на улицах. Воззвания отправлены в провинциальные отделы Лиги, женские организации, женские клубы и др. (Москва, Самара, Екатеринбург, Харьков, Томск, Баку, Тифлис, Рига, Ревель, Курск и др.). Одновременно Лига направляла много раз своих членов в Совет Рабочих Депутатов с тем, чтобы узнать, как смотрят члены Совета на предоставление прав женщинам, и всякий раз получала сведения, что Совет относится отрицательно. Подобное отношение мотивировалось опасением консерватизма русской крестьянки, или в других случаях решение вопроса предполагалось отложить до Учредительного Собрания. Все это привело Лигу Равноправия к несомненному убеждению, что именно теперь, при создавшемся положении, Лига должна добиваться прав для русской женщины с еще большим напряжением энергии. Было составлено множество более кратких воззваний с призывом к женщинам идти на женские митинги, на районные собрания и т.д., и т.д.

В эти дни женское движение в Петрограде значительно увеличилось: толпы женщин осаждали помещение Лиги с утра до поздней ночи. Беспрерывно происходили заседания разных групп женщин, объединившихся вокруг Лиги, которая совместно с ними выработала план деятельности в данный момент. Из провинций стали поступать телеграммы с выражениями солидарности в действиях с Лигой. В провинции отправлялся соответственный материал с указанием плана деятельности, имеющаяся литература и т.п. Вокруг Лги объединились около 90 женских организаций, кружков, групп, из которых большая часть - пролетарские организации.

В первую же неделю революции были организованы митинги во всех районах города, а также в пригородах.

Для привлечения публики на митинги были отпечатаны и расклеены по всему городу воззвания. Успех митингов был очень велик, в некоторых местах приходилось в один и тот же вечер 3 раза освобождать зал от публики, чтобы дать возможность ожидающим на улице послушать ораторов. На Бестужевских курсах пришлось занять большую аудиторию и актовый зал, пришлось говорить и на улице.

На первых митингах преобладала публика, которую трудно было поднять на уровень понимания политических интересов. Выступавшие ораторы из публики говорили больше о необходимости улучшения своего экономического положения.

На следующих митингах публика была более однородная и более интеллигентная. Результаты митингов оказались очень значительными в смысле выяснения громадного значения участия женщин в политической жизни страны и ее будущего строительства. Выступавшие ораторы из публики приводили примеры наших ораторов и являлись уже убежденными сторонниками необходимости предоставления женщинам места в Учредительном Собрании. Митинги послужили также подготовкой к женской манифестации.

Кроме митингов Лига посылала своих представительниц для выступления на районных обывательских собраниях. На большом районном собрании Рождественской части в Калашниковской Бирже представительница Лиги Шишкина-Явейн произнесла речь о необходимости участия женщин в Учредительном Собрании и встретила единодушный отклик аудитории. Из ораторов на митингах говорили: Горовиц-Власова, Дорошевская, Журавская, Закута, Кальманович, Корш, Краузе, Лучинская, Рабинович, Шишкина-Явейн, Шабад, Щепкина и мн. др.

После целого ряда митингов Лига организовала манифестацию женщин с целью объединения женщин и подготовки общественного мнения за избирательные права, главной и основной целью манифестации было получение ответа на поданную Лигой 4-го марта резолюцию Временного Правительства. Еще до манифестации делегация от Лиги посетила Председателя Совета Министров князя Львова с просьбой дать ответ на поданную резолюцию. Первое впечатление было очень тяжелое. Князь Львов сказал, что программа уже обнародована и только после долгих переговоров обещал поставить вопрос на обсуждение в ближайшем собрании Временного Правительства. Перед манифестацией резолюция Лиги с требованием избирательных прав, с перечислением всех присоединившихся к резолюции Лиги женских организаций и извещением о дне манифестации была вручена все министрам Временного Правительства и Председателю Государственной Думы г.Родзянко.

Извещение о манифестации было послано также Исполнительному Комитету Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. 2 недели усиленного труда во главе с М.Г.Корш сделали возможным то грандиозное зрелище, которое представляло собой женская манифестация 19-го марта, собравшая, по мнению прессы, около 40 тыс. женщин. Впереди - женщины-амазонки на лошадях для поддержания порядка и большое знамя “Российская Лига Равноправия Женщин” и 2 оркестра музыки. Посредине шествия окруженный слушательницами Бестужевских курсов двигался автомобиль, в котором была одна из крупнейших борцов за свободу России - Вера Николаевна Фигнер в сопровождении представительницы Совета Российской Лиги Равноправия Женщин П.Н.Шишкиной-Явейн. По пути шествия от Городской Думы к Государственной Думе огромные толпы народа приветствовали манифестанток и В.Н.Фигнер, забрасывая ее цветами и выражая сочувствие женскому движению возгласами “Да здравствует равноправие женщин”. Наблюдение за порядком шествия, охрану спокойствия в городе в это время взяли на себя некоторые женские организации, создавая отряды милиционерок.

Среди большого количества плакатов выделялись следующие: “Место женщин в Учредительном Собрании”, “Избирательные права женщинам”, “Без участия женщин избирательное право не всеобщее”, “Женщины объединяйтесь”, “Работницы требуют избирательного права”, “Свободная в свободной России” и многое другое.

Состав манифестантов очень разнообразный. Здесь были и лица интеллигентных профессий, работницы, курсистки, прислуга, конторщицы и т.д., и т.д. Залы Государственной Думы не могли вместить всех манифестанток, и туда вошли В.Н.Фигнер и Председательница Совета Лиги П.Н.Шишкина-Явейн.

Представители Совета Рабочих и Солдатских Депутатов горячо приветствовали В.Н.Фигнер, как борца за свободу. Затем В.Н.Фигнер и П.Н.Шишкина-Явейн обратились с вопросом, как Совет Рабочих и Солдатских Депутатов относится к избирательным правам женщин, прибавив, что за этим ответом пришла громадная женская манифестация в несколько тысяч человек.

Председатель Совета Рабочих и Солдатских Депутатов Н.С.Чхеидзе и Тов. Предс. М.И.Скобелев ответили, что по этому вопросу они должны еще посоветоваться в комитете.

В.Н.Фигнер и П.Н.Шишкина-Явейн вернулись к манифестанткам. Прошло много времени. Наконец перед манифестантками выступил с речью Товарищ Председатель Совета Рабочих и Солдатских Депутатов М.И.Скобелев...

Речь М.И.Скобелева не удовлетворила манифестанток. Они требовали, чтобы вышел Председатель Совета Рабочих и Солдатских Депутатов Н.С.Чхеидзе и Председатель Госдумы М.В.Родзянко и дали бы определенный ответ касательно предоставления женщинам избирательных прав.

На это последовал ответ, что Н.С.Чхеидзе выйти не может, так как он без голоса.

Манифестантки, зная, что незадолго перед этим Н.С.Чхеидзе говорил перед Думою речь матросам, были настойчивы и не расходились, заявив, что удовлетворяться самым кратким ответом Н.С.Чхеидзе “да” или “нет”.

Ждать пришлось довольно долго, но манифестантки проявили необычайную настойчивость. Сырая погода, позднее время, лужи дождя и грязи не заставили манифестанток разойтись, хотя все они были на улице с десяти часов утра.

По предложению Председательницы Совета Лиги П.Н.Шишкиной-Явейн, послали объявить Председателю Совета Рабочих и Солдатских Депутатов и Председателю Госдумы, что женщины не разойдутся, пока не получат определенного и категорического ответа. А если Н.С.Чхеидзе совсем без голоса, то пусть он, выйдя, кивком головы, положительного или отрицательного характера, выразит отношение Совета Рабочих и Солдатских Депутатов к вопросу, так остро интересующему в данный момент миллионы русских женщин.

Эта настойчивость женщин заставила удовлетворить их требования, и к манифестанткам вышли Н.С.Чхеидзе и М.В.Родзянко.

К ним от имени манифестанток обратилась Председательница Совета Российской Лиги Равноправия Женщин П.Н.Шишкина-Явейн. “В эти исторические дни, когда закладывается фундамент новой, великой, здоровой и свободной России, - начала П.Н.Шишкина-Явейн, - мы пришли сюда, чтобы напомнить всем тем, кому суждено творить великую созидательную работу на пользу родины, что полученная свобода создана не только мужскими руками, что в те долгие, мрачные годы упорной и длительной борьбы за дорогие нам принципы освобождения нашей любимой России мы, русские женщины, терпеливо делили с товарищами мужчинами все тяжести жестокого бесправия.

Мы пришли напомнить Вам, что женщины были Вам верными товарищами в гигантской борьбе за свободу русского народа, переполняли тюрьмы, смело шли на каторгу и лучшие из нас бесстрашно смотрели смерти в глаза. Здесь рядом со мною В.Н.Фигнер, всю жизнь боровшаяся за то, что теперь достигнуто. <...>

Мы убеждены в своем неотъемлемом праве быть равными в новой свободной России, на создание которой и мы отдали все, что могли. А между тем в принципах, положенных в основу будущего правления, провозглашена отмена всех ограничений сословных, вероисповедных и национальных, но забыта отмена всех ограничений, касающихся женщин. Предложен созыв Учредительного Собрания для начала всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, но забыли упомянуть одинакового для мужчин и женщин.

Конечно, мы понимаем, что слово “всеобщее” уже само по себе должно подразумевать всех граждан, как мужчин, так и женщин, но опыт наших западных сестер показал, что такие незначительные с виду недомолвки могут повести к большим, хотя и абсурдным недоразумениям. Так, например, в Австрии, Франции избирательное право называется до сих пор “всеобщим”, хотя составители этого закона, мужчины, представили это право только одной половине населения - себе, а женщины, как и у нас до сих пор, наравне с преступниками, детьми и идиотами избирательного права не имеют.

И вот, помня заветы наших западных сестер, мы пришли сказать Вам, что русская женщина требует себе человеческих прав, ей, неотъемлемо как человеку принадлежащих. Что Учредительное Собрание, на котором будет представлена только одна половина населения, никоим образом не может считаться выразителем воли всего народа, а только половины его (возгласы: “И меньшей половины”)”.

Шумным приветствием была встречена речь Председателя Совета Рабочих и Солдатских Депутатов Н.С.Чхеидзе. “Мы стоим за Ваши права не потому, что мы настроены к Вам благожелательно. Пролетариат кровью заинтересован, чтобы все русские граждане пользовались одинаково всеми правами. Мы не можем допустить, чтобы в свободной России женщины продолжали быть бесправными рабами. (Возгласы: “Правильно, браво”.) От имени Совета Рабочих и Солдатских Депутатов я заявляю, что мы будем бороться за равноправие женщин. (Возгласы: “С кем надо бороться? С кем еще надо бороться?!”). Речь Чхеидзе была покрыта аплодисментами.

После Чхеидзе появился М.В.Родзянко, встреченный овацией. К нему, как Председателю Исполнительного Комитета Госдумы, обратилась П.Н.Шишкина-Явейн со следующими словами. “Когда возводится новое здание, то, как признано всеми, выгоднее, целесообразней и экономичней все нужные постройки возводить сразу, а не приниматься за постройку стен, чтобы вскоре потом исправлять, достраивать, перестраивать. И все доводы против предоставления женщинам прав, если таковые имеются, основаны на старых предрассудках, опасениях и боязни новшества. А между тем опыт показал, что ни одна страна, из предоставивших женщинам право голоса в законодательных учреждениях, не пожалела об этом. Я не говорю уже о ближайших Финляндии и Норвегии, но для сомневающихся поучительна резолюция, вынесенная верхней и нижней палатой федерального парламента Австралии. Эта резолюция гласит, что предоставления женщинам права голоса на выборах в законодательные учреждения дало самые лучшие результаты: перечисливая все положительные стороны, резолюция заканчивается словами: так как наша реформа принесла лишь самые благие результаты, то мы советуем всем государствам предоставить женщинам право голосования.

Подобное же постановление еще в 1899 г. вынесло законодательное собрание Американского Штата Колорадо, который рекомендует всем штатам Америки распространить на женщин политические права, как меру, содействующую установлению более высокого и лучшего социального порядка.

Наоборот, печальный опыт нашей союзницы Англии, до последнего времени задерживавшей разрешения этого вопроса, не сулит нам ничего соблазнительного и светлого в перспективе. И жаль будет, если у нас громадная доля женской культурной энергии уйдет на подобную борьбу полов, вместо дружной и созидательной работы, столь остро теперь необходимой нашей измученной родине. Нам хочется верить, что строители новой свободной России отнесутся беспристрастно к заявлению русской женщины и ее желанию самой принимать участие в законодательном строительстве своей жизни.

Если до сих пор русская женщина не роптала так громко на свое бесправие, так это потому, что рядом с нею стоял ее товарищ мужчина, почти одинаково равный с нею в своем бесправии. И эта общность бесправия делала таким образом, что русская женщина не так остро ощущала свое приниженное положение...

Но теперь в такой великий момент, когда провозглашается равенство и свобода, всякая несправедливость, всякая обида отзывается в душе человека значительно более, чем когда бы то ни было.

И понятно почему эта печальная недомолвка вызвала в женском населении России большие волнения и беспокойства.

Не только в Петрограде волнуются женщины, но по всей России, о чем свидетельствуют сотни телеграмм и писем, полученных Российской Лигой Равноправия Женщин из самых отдаленных уголков России.

А между тем для нашей дорогой и истерзанной родины теперь больше, чем когда-нибудь, необходимо всеобщее примирение для дружной большой созидательной работы на началах законности и справедливости.

Вот почему мы пришли сюда и заявляем о неотложной необходимости немедленного официального правительственного разъяснения о том, что отменяются и все ограничения касательно женщин. Нам не надо благожелательных обещаний, довольно их! Нам нужен официальный и ясный ответ, что женщина будет иметь право голоса в Учредительное Собрание. Мы не уйдем отсюда, пока не получим ответа, что в Учредительном Собрании, дабы оно действительно было выразителем воли всего народа, будет иметь право голоса и женщина, т.е., что Учредительное Собрание будет созвано на началах всеобщего, прямого, равного и тайного голосования одинаково для мужчин и для женщин, ибо без участия женщин избирательное право не всеобщее”.

“Я старый земский общественный деятель, - ответил М.В.Родзянко, - и привык глубоко уважать и ценить самоотверженную работу русских женщин на всех поприщах общественной жизни. Я хорошо знаю, как много уже сделала русская женщина и я обеими руками подписываюсь под всем тем, что говорил передо мною мой товарищ Чхеидзе, я не сомневаюсь, что и Временное Правительство, как и Государственная Дума, относится к избирательным правам женщин вполне сочувственно”. Заканчивая речь, М.В.Родзянко посоветовал все же обратиться к председателю Совета Министров кн. Львову.

По требованию манифестанток депутация отправилась к председателю Совета Министров кн. Львову, который заявил, что Временное правительство под словом “всеобщее” подразумевает распространение избирательных прав и на женщин. Таким образом, день 19 марта справедливо может быть назван праздником русской женщины.

После этого на общем Собрании Лиги была вынесена следующая резолюция: “Считая отныне русскую женщину свободной гражданкой после сделанного Временным правительством разъяснения, что под словом “всеобщее” подразумевается распространение избирательного права и на женщин, руководимая гражданским долгом, Российская Лига Равноправия Женщин горячо призывает всех женщин Петрограда помочь стране и стать на дружную работу вместе со своими мужьями, братьями и сыновьями для обслуживания армии, чтобы общими силами вместе с ней сокрушить врага и не дать столь дорогой ценой завоеванной свободе погибнуть под пятой германского царизма”.

На одном из своих следующих Собраний Лига сочла момент подходящим для поднятия вопроса о немедленном уничтожении домов терпимости и регламентации проституции в России, как самого позорного рабства женщины... <...>

Когда состоялись похороны жертв революции, Лига приняла участие, послала свою депутацию с плакатом “Вечная память борцам за свободу” с одной стороны, а на другой - “Российская Лига Равноправия Женщин”. Депутация была организована членом Совета Вьюшковой. Плакат Лиги остался в Мраморном дворце вместе с плакатами других депутаций. В настоящий момент, идя навстречу огромному количеству телеграфных запросов из провинций и деревень и вызванной этим необходимости объединить все женские силы. Лига организует Всероссийский Республиканский Союз демократических женских организаций для агитационной деятельности среди женщин, чтобы подготовить их к выборам и к пониманию политического переворота для содействия укреплению завоеванных революцией свобод и водворению демократической республики, где, надо надеяться, женщина займет равное место с мужчиной.

Наши рекомендации