Сценарий занятия с элементами тренинга «Без стресса».
Время и место: 14.03.2017, 15.30 часов, актовый зал МБУДО БГО Ц «САМ»
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, направления, сценарии, ватман три листа (формат А - 1), фломастеры или цветные карандаши (три набора), конверты с чистым листочком (25 шт).
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Упражнение «Знакомство».
3. Принятие правил группы.
4. Информационный блок
5. Определение уровня стресса.
6. Информационный блок.
7. Упражнение «Игра со стыдом».
8. Упражнение «Символ здоровья».
9. Упражнение «Прощай, проблема».
10. Рефлексия. Упражнение «Веночек».
- Добрый день! Меня зовут Безрукова Елена Александровна. Сегодня наш обучающий мастер-класс пройдёт в форме занятия с элементами тренинга на тему: «Без стресса».
- Предлагаю перед началом тренинга выполнить упражнение «Знакомство».
Упражнение «Знакомство»
- Я раздам вам листочки, которые мы будем использовать в качестве бейджей. На них фломастером вы должны написать свои тренинговые имена. Это может быть настоящее имя или вымышленное. Можно к имени нарисовать небольшой рисунок – символ. Также вы должны придумать небольшой рассказ о себе. Например: кто я (по гороскопу, где учусь, какие роли исполняю, кем себя ощущаю и т.п.)?; увлечения (хобби) и устремления; я особенный (чем)… и так далее. Даю вам на выполнение задания 2 минуты.
(Участники придумывают имя и рассказ о себе)
- Думаю, пора начинать знакомство. Если у кого-то из вас будут вопросы к друг другу, можете их задавать.
(Участники, начиная с ведущего, по очереди рассказывают о себе)
- Замечательно, давайте поаплодируем друг другу!
Теперь нам необходимо принять правила группы:
1. Уважать друг друга.
2. Принимать активное участие.
3. Слушать, что говорят другие участники и не перебивать их.
4. Говорить от своего имени («я считаю…», «я думаю…»).
5. Желаешь высказаться – подними руку.
6. Уважать говорящего.
7. Избегать прямых оценок («мне не нравишься ты»), оценивать действия того или иного человека («мне не нравится твой поступок»).
8. Быть открытым в общении.
9. Активно участвовать в происходящем.
10. Хранить честь и достоинство участников группы за её пределами.
- Если все согласны с правилами, продолжим наше занятие!
- Давайте рассмотрим понятие «стресс». Как вы понимаете это слово?
(Ответы участников)
- Стресс дословно переводится как напряжение. Стресс – это нормальная психофизиологическая реакция человека на действия внешней и внутренней среды. Стрессы выполняют как негативную, так и позитивную роль в жизни человека. Но, чаще всего ученые рассматривают стресс как сильно неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм, воздействие. Поэтому и мы на данном тренинге стресс будем рассматривать с позиций проявления его негативных функций, т.е. не как реакцию, а как негативное стояние человека, вызванное действием стрессовых факторов.
- Сталкиваетесь ли вы в своей жизни со стрессами? (ответы участников)
- Как вы считаете, нужно ли вообще бороться со стрессом? Важно ли уметь управлять стрессом? (Ответы участников)
- Стресс – это нарушение равновесия в организме, наиболее опасным для жизнедеятельности человека является хронический стресс.
- Симптомы хронического стресса: нарушение памяти и концентрации внимания; агрессивность; тревожность; бессонница; депрессия; чувство вины. Следствиями хронического стресса являются: головная боль, боли в спине, язвы, гипертония, ослабление иммунной защиты организма.
- Хронический стресс – результат постоянного пребывания в обстановке, полной опасностей, постоянного повторения стрессовой ситуации. Его зарождение и развитие во многом зависит от того, как воспринимается человеком та или иная ситуация. Дело в том, что мозг человека не отличает реальной угрозы от кажущейся. Чем чаще окружающая обстановка кажется нам враждебной, тем больше времени наш организм пребывает в состоянии боевой готовности – в ситуации хронического стресса.
- Предлагаю каждому из вас проверить своей уровень стресса с помощью небольшого теста. Возьмите листочки и ручки. Я буду зачитывать вопрос, а вы, не раздумывая должны ответить одним из 3-х вариантов: «почти никогда», «редко», «часто».
(На экране слайд с вариантами ответа: почти никогда, редко, часто)
1. Легко ли вы раздражаетесь даже из-за мелочей?
2. Нервничаете ли вы, когда приходится кого-то долго ждать?
3. Можете ли вы обидеть того, кто попался под горячую руку?
4. Часто ли вы краснеете?
5. Выводит ли вас из себя критика в ваш адрес?
6. Если вас толкнут в транспорте, вы ответите тем же или скажете что-нибудь обидное?
7. Стремитесь ли вы заполнить все свободное время какой-нибудь деятельностью?
8. Вы опаздываете на работу (в школу, на встречу)?
9. Хочется ли вам во время разговора перебивать собеседника, дополнять, переводить разговор на себя?
10. Страдаете ли вы отсутствием аппетита или чрезмерно высоким аппетитом?
11. Испытываете ли вы беспричинное беспокойство?
12. Бывает ли у вас по утрам плохое самочувствие?
13. Вы быстро устаете?
14. Даже продолжительный сон не дает ощущение отдыха?
15. Чувствуете ли вы, что у вас болит сердце?
16. Страдаете ли вы от болей в спине или шее?
17. Вы барабаните пальцами по столу, покачиваете ногой, теребите пуговицу и т.п.?
18. Считаете ли вы, что вас должны больше хвалить?
19. Считаете ли вы, что вы лучше других, а вас недооценивают?
20. Сидите ли вы на диете, чтобы похудеть?
- Вопросы закончились, подсчитаем количество баллов. За ответ «почти никогда» - 1 балл, «редко» - 2 балла, «часто» - 3 балла.
(На экране слайд с изображением количества баллов: «почти никогда» - 1 балл, «редко» - 2 балла, «часто» - 3 балла)
Подсчитайте баллы:
До 30 баллов – Вы легко справляетесь с проблемами. К трудностям относитесь рассудительно. Вас можно назвать стрессоустойчивым человеком.
От 31 до 45 баллов – Вы живете довольно напряженной жизнью, но получаете от этого удовлетворение. Стресс вам пока не угрожает, но старайтесь расслабляться.
От 46 до 60 баллов – Вы находитесь в постоянном напряжении. Научитесь философски относиться к неудачам. Учитесь радоваться жизни.
Более 60 баллов – Стресс уже угрожает вашему здоровью. Вам необходимо менять образ жизни. Откажитесь от вредных привычек, займитесь любимым делом.
(На экране слайд с результатами)
- Итак, с помощью теста каждый из вас смог определить своё состояние и уровень стресса. А каковы же причины стресса?
- Причин стресса множество. К ним относятся: психические и физические травмы; нарушение режима труда и отдыха; частые конфликты; плохие взаимоотношения в семье или на работе; неумение планировать свою жизнь; отсутствие личностного роста; различные болезни; низкий материальный уровень жизни и др.
- Стрессы могут порождаться внешними и внутренними факторами. К внешним факторам относятся социальная, политическая и экономическая нестабильность в обществе (макроуровень), негативное отношение к вам со стороны других людей, негативные природные воздействия и так далее. Внутриличностный фактор стресса – это ваше личное отношение к происходящим событиям, ваше восприятие ситуации, это ваше состояние здоровья.
- С помощью следующего упражнения мы попытаемся развить у вас умения понимать и анализировать собственные эмоции, а также понимать и принимать эмоции других людей.
Упражнение «Игры со стыдом»
(Ведущий ставит в центр стул)
- Нам необходимо выбрать одного члена группы, который сядет на этот стул и, должен будет отвечать на вопросы. Вопросы будут трудными: и личностного, и интеллектуального характера. Каждый член группы тоже может задавать вопросы, сидящему в центре. Отвечающий будет выбран случайным образом: каждый получит конверт. Все конверты будут пустыми, за исключением одного, в который будет вложен листок белой бумаги.
(Ведущий показывает листок, который на глазах у всех вкладывает в конверт, и перемешивает все конверты)
- Тот, в чьем конверте окажется лист, и будет сидеть на этом стуле в центре. Но для того чтобы он вышел в центр, остальные должны догадаться, «вычислить» его. Участвовать в «вычислении» может каждый, даже тот, у кого действительно оказался лист.
(Участники вытягивают один из предложенных тренером конвертов, в каждый из которых заранее вложен лист. Таким образом, каждый думает, что именно он — «выбранный»)
- Постарайтесь не подавать виду, что лист именно у вас. Сейчас каждый назовет потенциального водящего и ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБОСНУЕТ свой выбор.
(Участники высказывают предположение)
- А теперь я порошу поднять руку того, у кого действительно лежит листок.
Обсуждение:
• Что вы чувствовали, когда выбирали конверт?
• Что почувствовали, когда увидели листок в своем конверте?
• В какой реальной жизненной ситуации у вас возникает подобное чувство?
• Обращали ли вы внимание на других участников до (после) вытягивания конверта?
• Заметили ли вы физиологические признаки тревоги у себя?
• Как вы думаете, в связи, с чем возникло это чувство?
- Скажите, как вы понимаете термин стрессоустойчивость?
- Это способность человека защищаться от стресса.
- Некоторые из вас в предыдущем упражнении не смогли справиться со своими эмоциями и испытали напряжение. Из этого можно сделать вывод о том, что нам необходимо работать над собой и развивать в себе способность к стрессоустойчивости. И с помощью следующего упражнения мы с вами попробуем выявить способы защиты от стресса.
Упражнение «Символ здоровья»
- Попрошу вас разделиться на команды по 5-6 человек.
(Если группа не может поделиться самостоятельно, ведущий делит участников простым подсчётом по порядку)
- Каждая подгруппа получает ватман, на котором должна изобразить свой символ здоровья. На работу у вас 5 минут, приступайте.
(Команды выполняют рисунки)
- Итак, время истекло, попрошу одного представителя от команды выйти и рассказать о своих символах, какой смысл в них заключен.
(Представители рассказывают о рисунках)
- Теперь предлагаю вам обменяться символами. У вас новое задание. Вы должны внести изменения в доставшиеся вам рисунки. Эти изменения должны показывать на то, что здоровье нарушено воздействием негативных стрессовых факторов. На работу отводится 3 минуты.
- Итак, время закончилось, поясните, что произошло со здоровьем, какие стрессовые факторы на него подействовали?
- Продолжаем. Теперь каждая команда должна забрать обратно свой рисунок. Ваша задача – восстановить здоровье. Изобразите это на рисунке и подумайте, какие средства восстановления здоровья и профилактики стрессов, а также меры защиты может предложить ваша группа. Даю вам 5 минут.
- Время истекло. Прошу по одному представителю выйти и объяснить всей группе, сущность реабилитационной работы. Какие средства восстановления здоровья и профилактики стрессов, меры защиты от стресса вы предлагаете?
- Существуют 3 стратегии выхода из стресса:
1. Уход от проблемы
2. Если нет возможности уйти от проблемы, можно попытаться её изменить
3. Если не, получается, изменить саму проблему, то стоит попытаться изменить своё отношение к ней
- Рассмотрим наглядный пример. Итак, представьте себе ситуацию: Вы пришли в кинотеатр и настроились на просмотр интересного фильма. Фильм уже начался, а рядом с Вами оказался ворчливый и неспокойный сосед. Он вполголоса постоянно что-то комментирует, иногда отпускает замечания и в Ваш адрес, что, скорее всего, вызывает раздражение и агрессию.
- Как поступить в подобной ситуации? Чем нам здесь поможет первая стратегия – уход от проблемы?
- Самый простой вариант – уход из стрессогенной зоны. Если кинотеатр полупустой и в зале есть свободные места, вполне логичным будет просто пересесть подальше от назойливого комментатора.
- Что предпринять, если свободных мест в кинотеатре нет или сосед увидел в Вас благодарного слушателя и повсюду следует за Вами? Как мы можем использовать стратегию изменения проблемы?
- То, что Вы можете сделать – это попытаться изменить поведение соседа, обратившись к нему с просьбой вести себя тише. Если это не подействует, можно предупредить его, что Вы позовете администратора, если сосед будет продолжать разговаривать и т. д.
- Если не помогли две предыдущие стратегии, приступаем к третьей – изменение своего отношения к проблеме. В конце концов, громкость голоса ворчащего соседа не так уж и высока по сравнению с уровнем звука в современном кинотеатре. А если фильм действительно интересен, можно переключить внимание на происходящее на экране и абстрагироваться от назойливых комментариев.
- Так как большинство стрессов возникает у нас из-за наличия тех или иных проблем, либо от неудовлетворённости чем-то в собственной жизни. Сейчас мы с вами выполним упражнение, которое поможет нам избавиться от некоторых негативных эмоций, а также попрощаться с одной из проблем.
Упражнение «Прощай, проблема»
- Сейчас мы будем передавать вот этот клубочек. Кончик нитки будет у меня, я начну первой. Тот, у кого в руках оказывается клубок, говорит, что ему не нравится в его жизни. Затем клубок передаётся следующему участнику, а нитка остаётся в руках.
(Участники рассказывают о своей проблеме и передают клубок, к концу упражнения получается паутинка)
- Посмотрите, какая паутинка у нас получилась, давайте выкинем её вместе со своими проблемами!
(Все вместе выкидывают паутинку)
- Наше занятие подходит к концу. Сегодня мы отлично поработали и сейчас с помощью упражнения «Веночек» мы повторим всё, о чём говорили на занятии и постараемся это запомнить.
Упражнение «Веночек»
- Сейчас по очереди мы будем класть руку на плечо соседа слева, и «дарить» знания и умения, которые были приобретены на данном занятии. Например, «Я сегодня узнал, что…», «Я сегодня понял, что…». Давайте я начну.
- Я сегодня научилась чувствовать других людей, хочу, чтобы и ты пережил эти прекрасные мгновения.
- Посмотрите, круг замкнулся, а значит, каждый приобрёл новые знания и умения, которые мы сможем применять в нашей жизни!
- Всем спасибо за внимание!