Разработка проекта новой Конституции
На XXI съезде КПСС в 1961 г. было заявлено, что социализм построен полностью и окончательно и что пора приступать к строительству коммунизма. Руководство партии и страны во главе с Н.С. Хрущевым приняло решение разработать новую конституцию страны, о чем впервые было сказано на XXII съезде КПСС, на котором была принята утопическая программа строительства коммунизма. Все эти решения и программы принимались в период, когда,
· с одной стороны, определились высокие темпы прироста промышленного производства,
· с другой стороны — возникли проблемы с продовольственным снабжением населения.
Желая поднять свой престиж в обществе, Хрущев вновь возвратился к теме борьбы со сталинизмом. Описав на съезде ряд преступлений сталинизма, Хрущев организовал принятие постановлений
· о вынесении тела Сталина из мавзолея
· и переименовании Сталинграда в Волгоград.
В соответствии с постановлением Верховного Совета СССР была образована Конституционная комиссия, которая осуществила подготовку проекта новой Конституции в течение двух лет.
Основные положения проекта новой Конституции сводились к следующему.
1.Один из ключевых тезисов был посвящен обоснованию перерастания государства диктатуры пролетариата в общенародное государство и соответственно формированию советов народных депутатов.
2. Новые советы должны были быть не только органами власти, но и общественными организациями, так как главная задача заключалась в развертывании общенародной демократии и передаче ряда государственных функций общественным организациям.
3. Подчеркивалось, что руководящим принципом госстроительства являлся принцип демократического централизма и коллективного руководства.
4.Особо ставился вопрос о развитии новых демократических общественно-политических институтов, в частности вводились
· всенародные обсуждения законопроектов,
· отчетность избранных руководителей органов управления перед населением,
· отраслевые совещания трудящихся,
· органы народного контроля.
5. Отдельно было сказано о возможности референдумов, причем первый должен был пройти по поводу принятия данной конституции.
6. Требования программы КПСС о ротации выборных партийных кадров распространялись на депутатский корпус.
7. Право законодательной инициативы получали профсоюзы и комсомол.
8. Комиссии советов получали права контроля над деятельностью министерств и ведомств. Впервые в советской истории предполагалось сделать постоянным состав таких комиссий и перевести часть депутатов на профессиональную деятельность с отрывом от основного производства.
9. Вводились в изменения в деятельность суда и прокуратуры. В частности,
· санкцию на арестдавалтолько суд,
· а прокуратура должна была осуществлять надзор, а не административное право.
10. Большие инновации были включены и текст статей о полномочиях республик, которые значительно расширялись.
· Союзные республики помимо права выхода из СССР
· получали право осуществлять дипломатические и экономические сношения с зарубежными странами,
· иметь свои республиканские армии
· и по вопросам, не оговоренным в конституции, осуществлять свой суверенитет.
· Выборы республиканских органов власти — правительственных советов предполагалось проводить тайным голосованием.
11. В экономическом разделе текста предполагалось включение тезиса о возможности
· личной собственности
· и частном мелком хозяйстве, кроме государственной и кооперативной.
Итоговый проект Конституции был обсужден на заседании комиссии 16 июля 1964 г. К этому времени под влиянием критики ЦК КПСС он был значительно скорректирован.
Под нажимом подкомиссии Брежнева в проект были включены идеологические штампы и декларации, которые значительно ухудшили проект.
Были сняты положения
· о ротации депутатского корпуса,
· о новых полномочиях республик и др.
По мнению исследователей, эти изменения были произведены под сверхбдительным контролем той части ЦК, которая в это время активно готовилось к смещению Хрущева и не желала изменений в политической системе.
В целом даже в урезанном виде проект новой конституции, бесспорно, представлял значительный шаг вперед и отражал назревшие потребности демократизации общественной системы.
Опасения консервативной части КПСС о размывании политической системы и эрозии коммунистической власти имели право на существование, но в условиях общего поступательного развития экономики это не имело бы катастрофических последствий.
В то же вовремя принятие демократической Конституции дало бы серьезный стимул для развития общества, расширило бы социальную базу КПСС, привлекло бы симпатии к власти большой части интеллигенции.
Но этот исторический шанс КПСС был бездарно упущен.
Недовольство управленческой деятельностью Хрущева стало быстро распространятся среди личного состава органов МВД, КГБ, армии, где проводились массовые чистки и сокращения. После освобождения от должностей сталинско-бериевских руководящих кадров в органы госбезопасности пришли выходцы из партийно-комсомольской среды, т. е. это были политические деятели, которые имели идеологические ценности. Обладая теоретической подготовкой, самостоятельностью и инициативностью, они были обеспокоены не только снижением уровня материального довольствия сотрудников своей системы, но и в первую очередь ростом оппозиционных настроений в стране. (Только в первом полугодии 1962 г. в стране было изъято более 7700 листовок и анонимных писем, выявлено 60 локальных антисоветских групп.) По их требованию были изолированы от общества бывшие немецкие каратели, а также много церковников и сектантов, которые придавали недовольству масс “контрреволюционный характер”.
Хрущевскому руководству пришлось столкнуться с фактами взяточничества, коррупции и массовых приписок. Партийную номенклатуру потрясло дело рязанского секретаря А.И. Ларионова, который сначала получил Золотую Звезду Героя Социалистического Труда, а затем после обнаружения очковтирательства был вынужден застрелиться.
В январе 1962 г. было принято решение об обновлении системы государственного контроля. Вопреки мнению Микояна и Косыгина было подготовлено решение Президиума ЦК КПСС “Вопросы госконтроля и партконтроля”. Но только в ноябре, после разделения парторганов по производственному принципу, было принято постановление “Об образовании Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР”. Новый орган не просто дублировал функции партийных и государственных управленческих органов, но создавал новую надстроечную управленческо-контрольную бюрократическую систему. Руководитель этой системы А.Н. Шелепин приобретал де-факто почти такие же полномочия, какими обладал сам Хрущев. С другой стороны, система КПК становилась дополнительным стимулом для номенклатуры в ее противодействии неудержному реформаторству Хрущева.
К середине 1960-х гг. выяснилось, что все демократические, прогрессивные преобразования Хрущева не вызвали энтузиазма в обществе, так как сопровождались ухудшением социально-экономической ситуации. Неурожай 1963 г. и целый ряд внешнеполитических авантюр, непродуманных рывков под лозунгом “Догнать и перегнать Америку по уровню потребления молока и мясопродуктов” привели к повышенной нагрузке на экономику страны. Пытаясь выйти из кризисного положения, правительство заморозило заработную плату, задержало объявленную отмену подоходного налога, повысило нормы выработки на единицу оплаты труда, провело кампанию слишком жестокого преследования спекулянтов, повысило цены на продукты питания. В результате в ряде населенных пунктов пришлось вводить карточки на продовольствие. Своеобразная либерализация цен в условиях социалистического государства, обязанного по определению обеспечить права трудящихся на принципах равенства, вызвала немедленный протест трудового населения. Все это привело к несанкционированным забастовкам и демонстрациям в ряде городов, в том числе к трагическим событиям в Новочеркасске, где была расстреляна демонстрация рабочих. И хотя в этих событиях оказались замешаны уголовные элементы и различные провокаторы, главная вина за неадекватную реакцию армии в этом городе несло руководство КПСС.
Сокращение размеров приусадебных участков у крестьян не могло радовать сельских тружеников. Сельскохозяйственная политика Хрущева нашла свое олицетворение не только в насаждении повсеместно кукурузы, но и в волюнтаристическом вмешательстве в агротехнику.
Грубые публичные нападки Н.С. Хрущева на творчество молодых представителей раскрепощенной интеллигенции, стремившихся к самовыражению, например, на художников-абстракционистов, “формалистов” и других писателей и поэтов, придерживавшихся нетрадиционных направлений в искусстве, вызвали протест этой части общества. Демонстративная поддержка антисталинских произведений А.Т. Твардовского, Е. Евтушенко, А.И. Солженицына не меняла сущности авторитарной политики Хрущева в отношении творческой интеллигенции. Для власти имела значение только поддержка интеллигенцией партийного курса, а не свобода творчества в целом.
Непродуманные кадровые сокращения в Вооруженных Силах, особенно странная отставка министра обороны маршала Г. К. Жукова, спасшего самого Хрущева в 1957 г., предопределили рост недовольства в офицерской среде. Внешняя политика СССР, осуществлявшаяся в соответствии с требованиями авторитарного лидера, также носила налет авантюризма, в результате чего СССР оказался втянутым в венгерский, берлинский, карибский и другие кризисы.
В этих условиях произошло определенное отторжение политики Хрущева не только политической элитой, но и большинством населения — рабочими, крестьянами, армейскими кадрами. Это был безусловный крах Хрущева как политика, взявшего на себя весь груз ответственности назревших реформ, но не сумевшего обеспечить их проведение в рамках научной обоснованности и здравого смысла. Для партийной элиты малоуправляемый и бездумный реформатор Хрущев стал обременительным, неудобным, лишним и даже опасным. Его хамство и грубость, вульгарная речь в обращении даже с ближайшими соратниками вызывали отчуждение и у сторонников реформ. Политическая смерть Хрущева была во многом закономерной, хотя и не обязательной.
Летом 1964 г. Хрущев, верный своему стилю управления, приступил к новым реформам, объявив о намерении
· закрыть академии наук (общую и сельскохозяйственную),
· отменить доплату за ученые степени ученым,
· ликвидировать парткомы сельхозуправлений,
· провести формирование управленских структур других отраслей народного хозяйства.
· Наконец, он заявил о необходимости введения уже не семилетнего, а восьмилетнего народнохозяйственного планирования.
Для партийной элиты стало ясно, что остановить поток бесконечных пертурбаций, которые обессмысливали сами реформы и не давали возможности систематически и планомерно управлять страной, можно только путем отстранения зарвавшегося псевдореформатора. Партийные механизмы позволяли это сделать при определенной предварительной подготовке.
Проведя большой цикл тайных совещаний и добившись определенного консенсуса, высшая номенклатурная элита добилась на октябрьском Пленуме 1964 г. ЦК КПСС смещения Хрущева с занимаемых постов. Следует подчеркнуть, что отстранение Хрущева было результатом вполне нормального политического акта, организованного в рамках существовавшей законности и системы партийно-государственного управления. Более того, сам Н.С. Хрущев видел в осуществившейся возможности бескровной легитимной смены лидера именно свою заслугу как реформатора. Новым руководителем партии стал один из наиболее типичных представителей номенклатурной коммунистической элиты — Л.И. Брежнев, занимавший пост второго секретаря ЦК КПСС.
На первых порах он не посмел свернуть реформы, задуманные Хрущевым и подготовленные А.Н. Косыгиным, что не позволяет однозначно зафиксировать октябрьский пленум ЦК КПСС 1964 г. как рубеж этапа реформ в истории государственного управления. Тем более, что реформы в той или иной степени осуществлялись и постепенно свертывались в течение всей второй половины 1960-х гг.
Этот процесс выхода страны из полосы преобразований, безусловно, связан с отказом консервативного руководства во главе с Брежневым от ориентации на совершенствование системы управления и формирование новых механизмов рыночного регулирования экономики. Конечно, повод для такого подхода был — перегибы и перехлесты реформаторства Хрущева отбили всякое стремление к инновационному развитию.
С другой стороны, правящая элита была чрезмерно уверена в потенциале советского строяи не собиралась более его либерализировать, ограничившись частичной десталинизацией.
В скором времени реформы 60-х гг. по повышению самостоятельности предприятий и усилению рыночных механизмов были дезавуированы, несмотря на то, что они дали хорошие результаты.
Немедленно после снятия Хрущева было
· ликвидировано разделение Советов на промышленные и сельские,
· улучшена регламентация деятельности единых советов,
· к их работе были привлечены различные самодеятельные организации граждан.
В управленческих преобразованиях особое место занимали решения мартовского 1965 г. Пленума ЦК КПСС, положившего начало более или менее научной аграрной политике. Хотя решения готовились еще при Хрущеве, они при Брежневе парадоксально получили дополнительный импульс как якобы исключительно антихрущевские меры.
Как бы то ни было,
· но крестьяне получили отрезанные ранее у них приусадебные участки,
· колхозники получили право на пенсию и гарантированную минимальную зарплату в колхозах,
· увеличились закупки сельхозпродуктов по более высоким ценам,
· снизилась норма обязательных поставок.
· Кукурузной эпопее был положен конец,
· а псевдоученый В. Д. Лысенко наконец был снят с руководящих научных постов сельхозакадемии.
В целом можно считать, что была предпринята интересная и продуктивная попытка применить на практике идею ленинского продналога к колхозно-совхозному производству.
В ноябре 1965 г. состоялся второй знаменитый пленум ЦК КПСС, на котором А.Н. Косыгин сделал доклад с обоснованием экономической реформы в промышленности.
Эта реформа также готовилась при Хрущеве на основе идей экономистов В. Немчинова, В. Новожилова, Л. Канторовича, Е. Либермана. Вдохновленный положительными результатами эксперимента на заводе “Маяк” в Горьком и на фабрике “Большевичка” в Москве, А.Н. Косыгин предложил новые меры по совершенствованию управления, к числу которых относилось
· резкое снижение количества плановых заданий,
· ограничение централизованного планирования.
VIII пятилетка (1966—1970гг.), по общему мнению, оказалась последней выполненной и перевыполненной по большинству показателей. В этом, безусловно, сказался импульс управленческих реформ.
Однако уже к концу пятилетки — в конце 60-х гг. — началось явное замедлениев реализации намеченных преобразований, т.е. латентное свертывание реформ.
Период относительно радикального реформирования и модернизации системы управления заканчивался, и наступил очередной этап функционирования советской обновленной централизованно-бюрократической системы управления.
Развитие права.
Гражданское право
Определяющее влияние на развитие имущественных и других общественных отношений, регулируемых гражданско-правовыми нормами, оказывало превращение социалистической собственности в главный фактор экономической жизни страны.
8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР принял «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» .
В рамках союзных республик гражданское законодательство было кодифицировано в виде гражданских кодексов.
«Основы…» закрепляли
· государственную
· и кооперативно-колхозную собственность,
· собственность профсоюзных и иных общественных организаций.
В «Основах…» 1961 г. давалась
· классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей,
· а также классификация форм защиты гражданских прав.
В сфере обязательственного права в «Основах…» ведущее место занимали нормы, регулировавшие договоры и другие обязательства между государственными и общественными организациями.
Договорная форма использовалась как инструмент выполнения планов и обеспечения ответственности организаций за ассортимент, качество, комплектность и своевременность поставки продукции.
8 декабря 1961 г. Верховным Советом СССР были утверждены «Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик» . Они устанавливали единые для всего Союза ССР общие положения гражданского процессуального права.
«Основы…» определяли задачи гражданского судопроизводства, заключавшиеся в правильном и быстром рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Предусматривалось расширение участия организаций и коллективов трудящихся в судебном рассмотрении гражданских дел.
В целях защиты прав и законных интересов граждан профсоюзы и другие общественные организациичерез своих представителей могли
· предъявлять иски в суд,
· участвовать в судебном разбирательстве
· и сообщать суду мнение коллектива по рассматриваемому делу.
Гражданские дела в установленных законом случаях могли рассматриваться товарищескими судами.
В соответствии с «Основами гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик» в 1964 г. были приняты гражданско-процессуальные кодексы в рамках союзных республик.
Трудовое право
В 1954 г. при правительстве создается Комитет по вопросам труда и заработной платы.
Трудовое право развивалось в направлении повышения материального положенияграждан и обеспечения их социальных прав.
В 1955—1958 гг. повышается заработная плата низкооплачиваемымтрудящимся.
В 1964 г. была повышена заработная плата работникам, занятым в сфере
· просвещения,
· здравоохранения,
· жилищно-коммунального хозяйства,
· торговли,
· общественного питания и некоторых других отраслях народного хозяйства.
В соответствии с принятыми решениями XX съезда КПСС проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день.
· В предпраздничные и предвыходные дни продолжительность рабочего дня сокращалась на два часа.
· С 77 до 112 календарных дней увеличивалась продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам.
Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора с предварительным предупреждением администрации предприятия или учреждения за две недели.
Новое Положение «О порядке рассмотрения трудовых споров» было утверждено в 1957 г. Президиумом Верховного Совета СССР.
В соответствии с положением на предприятиях, в учреждениях и организациях из равного числа постоянных представителей фабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам .
Комиссии рассматривали трудовые споры, возникавшие между рабочими (служащими) и администрацией.
Обжалование решения комиссии осуществлялось в 7-дневный срок в комитете профсоюза.
В случае несогласия с решением комитета профсоюза оно в 10-дневный срок могло быть обжаловано в народном суде.
В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, установивший единые критерии для назначения пенсий:
· возраст (для мужчин 60 лет, для женщин 55),
· трудовой стаж (для мужчин 25 лет, для женщин 20).
Для низкооплачиваемых работников пенсионные ставки повышались