Стория. Юго-Западная (Киевская) митрополия в 16-17 вв. 2 страница
Купля-продажа земли оформлялась записью. Субъектами договора купли-продажи земли могли быть близкие родственники. Известны случаи, когда сторонами были супруги, однако женщины могли в этой сделке выступать лишь в качестве продавца. Оформлялась сделка при свидетелях обеих сторон и скреплялась печатью архиепископа или его наместника. В договоре могло быть оговорено, что земля продается "одерень" или "в веки", т.е. без права выкупа.
Существенные особенности имел договор купли-продажи, заключаемый с иностранными купцами. Признавалась законной только меновая торговля, обмен товара на товар, кредитные сделки не допускались. Закон устанавливал, что немецкий купец должен иметь свидетеля, он мог три дня осматривать товар. Передача товара происходила на немецком дворе. Сделка требовала взаимного согласия, присутствия свидетелей и сопровождалась рукобитьем. Лишь с середины XV в. на немецком дворе начали осуществляться письменное оформление сделок, их регистрация в памятных книгах. Договор мены регулировался аналогично договору купли-продажи.
Договор дарения оформлялся, особенно в отношении земли, в присутствии свидетелей и с обязательным приложением печати. Однако допускалась и упрощенная форма: на дому, в присутствии свидетелей, не являющихся родственниками.
Хорошо был известен в Новгороде и Пскове договор займа. Порядок оформления этого договора зависел от размера ссуды (при ее размере свыше одного рубля была обязательна запись). Предел при взимании процентов не устанавливался. Он определялся соглашением сторон. Допускалось досрочное прекращение обязательства по инициативе любой стороны. Однако в случае прекращения договора по инициативе кредитора он лишался права на проценты.
Договор хранения во времена Псковской судной грамоты уже перестал быть дружеской услугой, порядок его заключения стал строго формальным. За редким исключением оформлялся он записью. Если записи не требовалось, то применялись такие доказательства, как присяга и поединок. Имущественный найм, не упоминавшийся в Русской Правде, хорошо известен ПСГ как найм помещения. Наниматель (подсуседник) по закону мог в потребных случаях предъявлять иск хозяину.
Своеобразным был договор изорничества. Изорник (одна из категорий половников) заключал договор, по которому за пользование землей обязан был отдать хозяину половину или иную часть урожая. Изорник при этом брал покруту - нечто подобное купе Русской Правде.
Распространенным видом договора был личный найм. Договор заключался обычно устно, однако возможна была и запись. Закон ставил обе стороны в равное положение, предоставляя им равные права в отстаивании своих интересов.
№14 Уголовное право и процесс по ПСГ.
К уголовному праву относится более половины статей ПСГ. По сравнению с Русской Правдой к преступным причислены все деяния, запрещенные уголовно-правовой нормой, даже если они не причиняют ущерба какому-либо лицу (например, преступления против суда, государственные преступления). Закон не содержит норм, определяющих круг субъектов преступления, но из него исключаются холопы. ПСГ освобождает от ответственности при невиновном причинении вреда.
В соответствии с новым (расширенным по сравнению с Русской Правдой) понятием преступления изменяется и сама система преступлений. Впервые в русском праве появляются государственные преступления, одно из них - измена (перевет). Опасным преступлением считался также поджог, смыкавшийся порой с изменой.
Существенно расширяются и изменяются имущественные преступления, среди которых ПСГ называет в первую очередь разбой, наход, грабеж, кражу из закрытого помещения. Термин "разбой" сохранил значение неспровоцированного убийства с целью завладения имуществом. Наход - это либо разбой шайкой, либо нападение одного феодала на усадьбу другого (содержание соответствующих статей ПСГ не позволяет более точно определить это понятие).
Убийству в ПСГ посвящено всего две статьи. Как и в Русской Правде, наказание за оскорбление - вырывание бороды. Знает ПСГ и такое преступление против личности, как нанесение побоев.
Система наказаний проста: известны только два вида наказания - смертная казнь и штраф. Конкретные виды смертной казни в законе не определялись. Из летописи известно, что воров обычно вешали, поджигателей сжигали, изменников забивала толпа, убийцам отрубали голову. Штрафы (продажи) взимались в пользу князя, часть суммы поступала в городскую казну. Одновременно с уплатой штрафа виновный должен был возместить ущерб.
роцесс.
Процесс начинался обычно подачей искового заявления, жалобы. Половник и его господин начинали разрешение своих споров о земле с заклича - публичного оповещения на торгу о своих претензиях. Это объявление должно было привлечь к делу свидетелей из числа членов общин. Важным этапом был вызов ответчика в суд; в случае 5-дневной неявки его могли доставить в суд принудительно.
Много места в законе уделено доказательствам. Среди письменных доказательств первейшим была запись. Доказательную силу имели и простые расписки - рядницы, доски. Доказательством служило также собственное признание. Свидетельские показания могли давать сторонние люди, соседи и послухи. Послух, по ПСГ, должен был защищать свои показания против ответчика в поединке. Его неявка на суд вела к проигрышу дела стороной, опиравшейся в доказательстве своей правоты на его показания.
По делам о воровстве в качестве доказательства выступало "полишное", т.е. краденая вещь, найденная у лица, заподозренного в совершении кражи. Поличное обнаруживалось во время обыска, проводимого должностным лицом - приставом (здесь же присутствовал и истец). Судебный поединок ("поле"), а также присяга использовались тогда, когда иных, более веских доказательств не было. Процесс был устным, но решение выносилось в письменном виде. При его выдаче взимались судебные пошлины. Решение по делу исполняли специальные слуги князя или должностные лица города.
№15.Образование Русского централизованного государства.
Предпосылки:
1. Развитие связей между городами
2. Заинтересованность в единстве народных масс
3. Появление центра объединения в лице Москвы
4. Усиленная власть князей
5. Развитие городов
6. Феодальные государства усиливает позиции дворянства
7. Важная роль православной церкви в объединении земель и воссоздания культуры
8. Распад монгольской империи
Особенности объединительного процесса:
· В России складывание единого государства сложилось на феод, экономической основе (в Европе на буржуазной основе)
· Княжеская власть опирается на широкую позицию феодалов
Признаки централизованного государства:
· Наличие центральных органов власти
· Замена вассальных отношений подданством
· Развитие общего законодательства
· Организация единых вооруженных сил
Причины государственной централизации
Создание Русского централизованного государства - важнейший этап исторического развития нашей страны. С ним связаны преодоление феодальной раздробленности, объединение русских земель под главенством Москвы и в результате этого - ликвидация татаро-монгольского ига. Образование единого государства создало необходимые условия для дальнейшего экономического и политического развития России, развития отечественной государственности и российской правовой системы. Возросла роль России как в европейской, так и в мировой истории.
С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению.
Прежде всего необходимо отчетливо представить себе причины образования единого Русского государства, а именно:
1) значение экономических процессов, развитие хозяйственных связей между княжествами и городами, распространению чего препятствовала феодальная раздробленность;
2) кровная заинтересованность в единстве народных масс, страдавших от иноземных нашествий и междукняжеских усобиц;
3) появление центра объединения в лице Москвы, умная искусная политика московских князей, вставших во главе борьбы за освобождение.
Образование централизованного Русского государства было подготовленно также развитием городов, население которых выступало против феодальных войн. Однако ведущая роль в процессе централизации принадлежала дворянству (мелким феодалам), враждебному феодальной аристократии. Феодальное государство усиливало позиции дворянства, раздавая ему населенные земли и помогая удержать на них крестьянство.
№16. Правовое положение сословий в Московском государстве (15-17вв).
Выделялись:
1) служилые люди по отечеству:
а) думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне);
б) московские служилые чины (стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы);
в) городские служилые чины (выбор, дети боярские дворовые, дети боярские городовые);
2) служилые люди по прибору – военные;
3) тяглые городские:
а) посадские московские чины (гости, гостиная сотня, суконная сотня, черные слободы и сотни московские);
б) посадские городовые чины (лучшие люди, средние люди, молодшие люди);
4) тяглые уездные – крестьяне черные и дворцовые (крестьяне, бобыли, захребетники или безвытные, крепостные).
Бояре – это служилые люди государя. Чин боярина можно было получить только за службу. За проступки царь мог взять боярский чин обратно.
Образовалось местничество – привилегированное положение тех, кто на службу пришел раньше.
По своему положению бояре – вторые лица в государстве. Суд Великого князя чинили бояре.
Высшие боярские должности:
1) конюший (в случае смерти царя сам мог им стать);
2) дворецкий (т. е. главный управитель всего дворцового имущества);
3) оружейничий (заведовал военным хозяйством царства).
Служба дворян и детей бояр проходила пропорционально верстанию.
Верстание – это предоставление поместного и денежного оклада за государственную службу и на ее срок.
Тяглое население – это все юридически свободное население Московского царства.
Разряды тяглого населения:
1) городское (посадское, посаженное);
2) сельское.
Классы тягловой службы:
1) высшие: военная и административная;
2) низшие: финансовая, крепостных.
Все крестьяне прикреплялись к земле. Их отношения с государством регулировались «порядной записью», по которым крестьянин становился вытным (от выть – «податный участок земли»). Крестьяне объединялись в общины. Вытный платил оброк общине.
Вытные – свободные крестьяне, они могли взять в батраки других безземельных (захребетников), которые в последующем в случае долга хозяину постепенно превращались в крепостных, юридически зависимых.
Полувытчики – бобыли или казаки, они несли половину тягла.
Переход их из одной общины в другую осуществлялся в следующем порядке:
1) переход возможен только в Юрьев день (в этом случае уплачивалось пожилое);
2) переходили с согласия другой общины;
3) при выходе надо выплачивать окуп.
Правовое положение черно-тяглового населения было таким же как у служилых. Они могли покупать землю в поместья и вотчины.
Зависимость крестьян начала складываться не только из нерасплатившихся должников, но и из института холопства.
Выделялось кабальное холопство – это люди, заключившие договор о продаже себя в холопы на неопределенный срок. Продажа могла касаться лично этого лица либо его и членов его семьи. Холопы лично и экономически зависели от хозяина.
№17. Сословно-представительная монархия в России (15-17вв).
Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами.
Доцент С. М. Казанцев считает, что сословно-представительная монархия в России не подразумевает отказа от абсолютизма, от неограниченно-монархической формы правления.
В период сословно-представительной монархии в России монарх – царь, а сословно-представительные органы – земские соборы.
Предпосылки сословного представительства в России.
1. Экономические предпосылки: к XVI в. экономическая обстановка в России значительно изменилась:
1) появились мануфактуры;
2) расширялись торговые отношения с Западом.
Однако экономический подъем государства происходил на фоне расширения бюрократического аппарата, а значит, увеличения государственных расходов на его поддержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований.
Царь находит выход в представительстве торговых людей в земских соборах, тем самым обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества, поступление необходимых средств при организации ополчения.
2. Политические предпосылки:
1) внешнеполитические – земские соборы как новый высший орган государства, в который входили представители бояр, дворянства, а также городского населения, но только имущие его части появились в связи с возросшей необходимостью поддержания крупных внешнеполитических мероприятий (ведения войны, торговых отношений с иностранными государствами и др.). Посредством представительных органов царь мог проводить собственную политику независимо от мнения Боярской думы;
2) внутригосударственные – восстание горожан в Москве в 1549 г. послужило первым толчком к созыву Земского собора примирения. Царь и его приближенные тем самым рассчитывали на успокоение протестующих, как бы привлекая к управлению в государстве не только боярские и дворянские круги населения, но и представителей иных сословий. Земские соборы включали царя, Боярскую думу, духовенство (Освященный собор), а также представителей от дворянства, верхов посадских людей (купечество).
Особенности сословно-представительной монархии в России:
1) непродолжительность этого периода, тогда как в Западной Европе сословно-представительная монархия просуществовала более длительное время;
2) в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления;
3) в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем;
4) органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения;
5) в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV.
Немаловажным фактором, выделяющим сословное представительство в России, является также опричнина как особый период правления Ивана Грозного, в течение которого террор против всех слоев населения был наиболее жесток. В период опричнины все учреждения или органы, так или иначе не угодные царю, распускались либо вообще уничтожались.
№18.Реформы государственного аппарата середины 16 века.
Земский собор (1549 г.)
Началом реформ стал созыв первого Земского собора (1549 г.) - совещательного органа, в состав которого входили представители дворянства, духовенства, купцов, посадских людей. На Земском Соборе обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушивались жалобы. Собор принял решение о создании на смену устаревшему Судебнику 1497 г., нового и сформулировал программу реформ.
Реформа центральных органов государственного управления В результате этой реформы была создам новая система центральных органов управления - приказов, специализированных по роду деятельности. К середине XVI в. в России действовало около 20 приказов. А. Адашев возглавил Челобитный приказ, разбиравший жалобы и осуществлявший высший контроль; И. Висковатый - Посольский приказ, регулировавший отношения с зарубежными странами; Большой приказ ведал финансами; Поместный - распределял земли за службу; Разрядный - отвечал за организацию дворянского ополчения; Разбойный - за охрану правопорядка. Каждый приказ возглавлял знатный боярин, которому подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами. Впоследствии, с усилением специализации государственной службы, увеличивалось и число приказов.
Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г., который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличил плату за «пожилое». Впервые устанавливалась ответственность за взяточничество. Общая тенденция к централизации страны привела к видоизменениям в системе налогообложения, что также было закреплено юридически в Судебнике 1550 г. Была установлена единая для всего государства единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, социального положения соха могла составлять от 400 до 600 га земли.
Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система кормлений. Служилые люди стали получать вознаграждение в виде помочи, которую выделял централизованный фонд. По губной реформе властные и судебные функции возлагались на губных старост, избиравшихся из местных дворян, в черносошных городах - на земских старост, которые избирались черно-тягловыми крестьянами и горожанами. Губным и земским старостам помогали целовальники, губные и земские дьячки (секретари). Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну, укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах.
Военная реформа. В 1550 г. из пищальников в Москве было создано постоянное стрелецкое войско. У него на вооружении находились пищали и холодное оружие - мечи и бердыши. Личную охрану царя обеспечивал специальный отряд в 3000 человек. К концу XVI в. численность стрелецкого войска достигла 25 тыс. человек. Войско делилось на московские и городовые приказы. Стрельцы были обязаны участвовать в боевых действиях, в мирное время заниматься военной подготовкой, нести караульную службу. В свободное время им разрешалось заниматься ремеслом и торговлей. Постоянное стрелецкое войско стало мощной боевой силой Московского государства. Было составлено «Уложение о службе» - первый военный устав, по которому устанавливались две формы прохождения военной службы: по отечеству, то есть по происхождению; по прибору, то есть по набору. Вливались в войско и казаки с Дона. В 1571 г. был составлен первый Устав по организации сторожевой и станичной службы. К концу XVI в. русская армия превышала 100 тыс. человек. Проведенные реформы укрепили вооруженные силы страны. Церковные реформы. На Стоглавом Соборе, названном так потому, что его решения были сформулированы в 100 главах (1551 г.), были приняты важные решения, отразившие изменения в общественно-политической ситуации в Русском государстве:
• одобрены реформы Избранной Рады;
•проведена унификация святых, религиозных обрядов, канонов;
• приняты меры по ограничению монастырского землевладения и установлен царский контроль над монастырскими владениями.
Итоги реформ:
Реформы 50-х годов XVI в. имели следующие результаты:
•Усилилась централизация государства и личная власть царя;
• Стала более четкой и действенной система центрального и местного управления;
• Выросла военная мощь страны;
• Произошло дальнейшее закрепощение русского крестьянства;
№19.Уголовное право по Судебникам 15-16вв.
В рассматриваемый период возросли социальные конфликты, увеличилось число посягательств на жизнь и имущество феодалов, появились профессиональные сообщества преступников, пополнявшиеся за счет беглых крестьян и холопов. Поэтому в Судебниках значительное внимание уделяется различным составам преступления и обстоятельствам, отягчающим ответственность преступника.
Преступление рассматривается как нарушение законов, воли государя, т.е. интересов феодального государства и класса феодалов. Все тяжкие преступления, такие как разбой, убийство, поджог, были выделены в особую группу и квалифицировались как «лихое дело». К особо тяжким преступлениям Судебники относили государственные преступления. К ним примыкали должностные преступления и преступления против порядка управления и суда.
Появились новые цели наказания – устрашение и изоляция преступника. В целом система наказаний по Судебникам стала более разветвленной: впервые появляются телесные наказания (торговая казнь и др.), тюремное заключение как самостоятельный вид наказания. За тяжкие преступления, совершенные «лихими людьми» Судебники предусматривали смертную казнь. В целом казнь применялась в Судебниках по 12 составам преступления (по другим данным – по 13). Способы казни в Судебниках не определялись.
Имущественные наказания, игравшие важную роль в период феодальной раздробленности, отодвигались на задний план и в основном использовались как дополнительные. В качестве самостоятельного вида наказания штрафы применялась за оскорбление и бесчестье. При этом ярко проявлялся сословный характер наказания: размер штрафа варьировался в зависимости от социального положения потерпевшего. Сословное положение учитывалось также при определении наказаний лицам, виновным в совершении должностных преступлений. Высшие должностные лица несли имущественную ответственность, дьяков заключали в тюрьму, подьячих избивали кнутом.
№20.Судебный процесс по Судебникам 15-16вв.
В Московском государстве судебный аппарат не был отделен от административного аппарата. Судебники регламентировали два уровня судебной системы: центральный – суд великого князя и Боярской думы, и местный – суд наместников и волостелей. Во избежание злоупотреблений устанавливалось, что наместники и их тиуны должны вершить суд вместе с выборными представителями от местного населения.
Нормы Судебников свидетельствуют, что в судопроизводстве XV – XVI вв. по-прежнему широко применялся состязательный (обвинительный) процесс. Эта процессуальная форма использовалась при рассмотрении гражданских и менее значительных уголовных дел. Разбирательство начиналось по жалобе истца (челобитной). Специальные лица –недельщики, ездоки – обеспечивали доставку ответчика в суд. Явку ответчика гарантировали поручители. В ходе разбирательства стороны доказывали свою правоту при помощи показаний свидетелей («послухов»), судебного поединка («поля»), присяги («крестного целования»), письменных документов.
Для рассмотрения дел о тяжких преступлениях появился новый вид судебного процесса – розыск. Розыск применялся в отношении опасных преступников – «ведомых лихих людей». Следствие и разбирательство проводили наместники, а с середины XVI в. – губные старосты. В качестве доказательства часто использовался обыск – опрос местных жителей, а также пытка с целью признания обвиняемым своей вины.
Розыскной процесс обычно проводился не с целью выяснения степени виновности подозреваемого, а для организации расправы с «лихими» людьми. Об этом свидетельствует широкое распространение осуждения без вины. Если определенное количество «лучших людей» в ходе обыска подтверждало преступную репутацию подозреваемого, то его могли казнить, не доказывая причастность к совершению конкретного преступления.
№21.Правовое положение церкви в 16-17вв.
История. Период патриаршества (1589-1721)
Положение Русской Церкви изменилось в царствование Феодора Иоанновича, когда в отношениях между Церковью и государством вновь установилась симфония. В 1589 при содействии константинопольского патриарха Иеремии в России было учреждено патриаршество. Собор русских епископов и духовенства избрал на патриаршью кафедру Московского митрополита Иова. Константинопольские соборы 1590-93, на которых присутствовали все восточные патриархи, подтвердили патриаршьи права Иова и признали за ним 5-е место после восточных патриархов (хотя значение Русской Церкви на мировой арене среди других православных Церквей стало главенствующим). Патриарх Иов провел церковно-административную реформу, согласно которой в Русской Церкви было установлено 4 митрополии, 6 архиепископий и 8 епископских кафедр.
Русская Церковь сыграла ведущую роль в борьбе со Смутой 1605-12. В начале Смутного времени патриарх Иов рассылал по русским городам грамоты, призывая дать отпор войскам Лжедмитрия и полякам, защитить православную веру, за что в 1605 был свергнут самозванцем с патриаршьего престола. Патриотическая деятельность Иова была продолжена патриархом Гермогеном (1606-12), вставшим на сторону Василия Шуйского и после его свержения в 1610 призвавшим русских людей создать ополчение для освобождения Москвы и всей России от поляков (1-е ополчение). Заключенный интервентами под стражу Гермоген умер от голода в феврале 1612. Но усилия архимандрита Дионисия (руководившего обороной Троице-Сергиева монастыря в 1608-09), троицкого келаря Авраамия Палицына и др., привели к созданию 2-го ополчения (Минина и Пожарского), которое прекратило Смуту.
Патриарх Филарет (1619-33), игравший значительную роль в государственном управлении (как отец царя Михаила Феодоровича), много сделал для церковного просвещения: учредил греко-латинскую школу в Москве, призывал к созданию бесплатных школ в епархиях. В 1620 им была открыта Тобольская епархия, простиравшаяся от Урала до Тихого океана.
Тем не менее впоследствии в жизнь Русской Церкви вошел ряд искажений, искоренить которые в сер. 17 в. поставили своей целью члены кружка ревнителей церковного благочестия (будущий патриарх Никон, боярин Ртищев, протопопы Стефан Вонифатьев, Иоанн Неронов, Аввакум и др.), стремившиеся восстановить обязательность проповеди, каноническое и единообразное совершение богослужений (что требовало и исправление церковных книг), социальное служение Церкви и др. С избранием Никона на патриаршество в 1652 им стала осуществляться задуманная «ревнителями» реформа Церкви. Однако из-за давления царя Алексея Михайловича реформа ограничилась преимущественно обрядовыми исправлениями в соответствии с обычаями греческой Церкви: царь не хотел иметь церковных отличий от греков — для проведения активной восточной политики и возможного восстановления Византийской империи с московским царем во главе. Поспешные действия вспыльчивого и несмиренного Никона вызвали протест со стороны ряда прежних «ревнителей» (одним из руководителей которых стал Аввакум), не принимавших, кроме того, греческие обычаи из-за их расхождения с нормами «русской старины», которые были закреплены Стоглавым собором. Собранный патриархом Никоном церковный Собор 1656 предал анафеме всех совершавших крестное знамение двумя перстами. От Церкви отделилось большое число старообрядцев.
Вслед за этим произошел конфликт Никона с Алексеем Михайловичем, вызванный нарушением последним принципов симфонии (создание Монастырского приказа для контроля над церковными землями,1650, государственная подсудность церковных людей и др.) и враждебным отношением окружавших царя бояр к «мужицкому сыну» (Никон был из крестьянской мордовской семьи). Обиженный на царя Никон в 1658 удалился в Воскресенский монастырь, откуда был вызван на церковный собор 1666-67, который лишил его патриаршества, но восстановил судебные привилегии Русской Церкви, упразднил Монастырский приказ, возобновил симфонию. Собор окончательно отлучил от Церкви всех противников проведенной реформы, отменив постановления Стоглавого собора. Окончательно утвердился церковный Раскол.
стория. Юго-Западная (Киевская) митрополия в 16-17 вв.
Несмотря на то, что после разделения Киевской и Московской митрополий в 1458 Юго-Западная Церковь оказалась в юрисдикции Константинопольского патриарха, ее реальное положение зависело от внутренней политики литовско-польского католического правительства. Православие в Литве стало испытывать на себе правовое, экономическое и политическое давление власти. В сочетании с активной проповедью католичества и униатства, начавшейся после Флорентийской унии 1437-39 и особенно усилившейся при поддержке ордена иезуитов во 2-й половине 16 в., это привело к принятию подавляющим числом епископов Киевской митрополии Брестской унии 1596, не поддержанной православным народом. В условиях начавшихся гонений на православие защитниками Церкви показали себя православные братства, организованные в 15-16 вв. во Львове, Вильне, Могилеве, Минске и др. городах и имевшие независимость от местного епископата. Когда в 1-й трети 17 в. сопротивление братств было сломлено, их дело было продолжено казачеством. В 1620, благодаря гетману Сагайдачному и еще сохранявшимся братствам, иерусалимским патриархом Феофаном IV была восстановлена прервавшаяся в результате гонений православная иерархия. Восстание гетмана Хмельницкого 1648-54 и русско-польская война 1654-67 привели к воссоединению Киевской митрополии с Московской, которое было закреплено «вечным миром» с Польшей 1686 и грамотой Константинопольского патриарха в 1687. «Вечный мир» предоставлял православным в Польше свободу вероисповедания и признавал подчинение польских православных епархий киевскому митрополиту, а через него московскому патриарху.
№22.Семейное и наследственное право 15-16вв.
№23.Этапы закрепощения крестьян.
Период сословно-представительной монархии, который в свою очередь является периодом развитого феодализма, характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере – полным закрепощением крестьян.
Первым юридическим актом в направлении закрепощения крестьян явился Судебник 1497 г., которым разрешался переход крестьян от одного помещика к другому только в течение недели до и недели после осеннего Юрьева дня при условии уплаты пожилого. Эта плата была увеличена Судебником 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых запрещался даже установленный переход крестьян. Писцовые книги, которые составлялись в 50—90-е гг. XVI в., стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах», которые устанавливали сроки сыска и возвращения беглых крестьян (от 5 до 15 лет). И наконец окончательным актом процесса прикрепления крестьян к земле стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливающее бессрочность сыска.