I. этапы развития римских публично-правовых институтов 19 страница

В экономической сфере семья является независимой единицей, со­стоящей из семейного надела или наследственного участка земли, рабов, вьючного и тяглового скота и сельскохозяйственного инвентаря. Все это составляет наиболее древнее сельскохозяйственное имущество (manci-pium). Законы XII таблиц различают семью (familia) как общность лиц и вещей под властью домовладыки и деньги (pecunia) как средства обмена. В классическую эпоху деньги (pecunia) приобретают большее значение, так как в условиях новой денежной экономики, основанной на торговле и ремесленном производстве, средства обмена заменили собой манципи-руемые вещи (res mancipi) прежней аграрной экономики.

Кроме того, семья считается также и фундаментом политической организации. Цицерон обозначал семью как «основу города и как бы источник государства» (principium urbis et quasi seminarium reipublicae). Семья и род (gens) традиционно понимаются как базовые ячейки поли­тической структуры. Роды состоят из различных семей, имевших общее родовое имя (nomen gentilicium). Чтобы иметь право участвовать в на­родных собраниях и голосовании, необходимо было быть включенным в ценз (census populi) в качестве домовладыки3.

2 «Или по природе, или по праву подчиненные» (aut natura aut iure subiectae. D. 50.16.195.2). Ясный пример мы находим в другом тексте того же юриста (ad Sab. D. 23.2.12.4), где агна­тами считаются также и родственники по материнской линии: «Я могу жениться на доче­ри моей приемной сестры, поскольку ее дочь не моя кровная родственница, так как никто не становится дядей с материнской стороны через усыновление, ибо через усыновление приобретаются узы родства только с теми, кто находится на положении агнатов». Гай (1.1 56) различает агнатическое и когнатическое родство как формы установления отношений природного или гражданского родства.

3 Теория Бонфанте о том, что семья представляет собой изначально политическую группу, которая вместе с родом должна была обладать политическим суверенитетом, стала объектом правомерной критики. Как утверждает Вольтерра (Istit. uziani, cit. P. 75), римские юристы нико­гда не рассматривали организацию семьи в качестве автономного образования, отличного от

§ 77. Родство. Линии и степени :• ,

Юристы считают необходимым определять степень близости родст­ва в связи с вопросом о наследовании имущества. Различаются степени, а также прямая и боковая линии родства. Прямая линия, объединяющая потомков (детей и внуков), называется нисходящей, объединяющая пред­ков - восходящей. Боковая линия включает в себя родственников, имею­щих общего предка, к которому и следует подняться для определения родства. Степени показывают число поколений между двумя представи­телями одной и той же семьи.

СХЕМА 1. Примеры '"

Прямая линия

1 Внук (в) по отношению к деду (д) - вторая степень родст»а по, прямой линии '

(в ) 2 Дед (д) Отец 0 Внук

Боковая ЛИНИЯ Чтобы определить степень родства по боковой линии, нужно подняться к общему предку и затем спуститься к тому лицу, о котором идет речь

Дед (д) Отец (о") дядя Виниций (V) племянница Марцелла (V)

строения общины (civitas) и принимали ее во внимание лишь постольку, поскольку она регули­ровалась позитивным правом общины. Наиболее значительные недавние исследования о родо­вой организации см.: Franciosi. Ricerche sulla organizazione gentilizia romana. I. Napoli, 1984; II, Ш. Napoli, 1995; Idem. Clan gentilizio e strutture monogamiche. 5 ed Napoli, 1995.

im

§78

Семья

§ 78. Отношения власти

Домовладыка (paterfamilias) обладает полной и неограниченной властью над всеми членами семьи, которая проявляется в разных фор­мах. Символом этой власти (potestas), первоначально называвшейся manus, является человеческая рука, защищающая и правящая. Власть главы семьи выражается в следующих формах:

- Власть отца над детьми - это отцовская власть (patria potestas).

- Власть над женой, которая входит в семью, - это супружеская власть (manus).

- Власть над рабами - это господская власть (dominica potestas). Власти домовладыки подчинены лица «чужого права» (alieno Jure

subiecti, alieni iuris): сыновья и их жены, находящиеся под властью мужа (in manu) (занимающие положение внучки - loco neptis); дочери; жена под властью мужа (занимающая положение дочери - loco filiae) и рабы. К этим подвластным лицам можно было бы добавить лиц, нахо­дящихся в кабальной зависимости (in mancipio), которые присоедини­лись к данной группе по различным причинам и в силу акта манципа-ции (mancipatio). Не подчинены власти (лица «своей власти» - suae potestae, «своего права» - sui iuris) те, кто не подчинен власти другого человека, независимо от того, являются ли они отцами с детьми или нет.

Гай (1. 55) говорит о том, что отцовская власть свойственна именно римским гражданам, «ибо нет почти других народов, которые обладали бы над своими детьми такой властью, какую имеем мы».

Абсолютная и полная власть отца (patria potestas) включает сле­дующие права:

Право жизни и смерти (ius vitae ас necis)

Это настолько бесчеловечное право, что его можно представить только в примитивном обществе4, изначально имело существенные ог­раничения. Надо было обязательно посоветоваться с родственниками, которые составляли своего рода суд (так называемый домашний суд -iudicium domesticum), кроме того, цензор обладал полномочиями запре­тить посредством цензорского замечания возможный произвол со сто­роны отца. Постепенно это право трансформируется в совокупность норм, регулирующих поведение отца.

власти

§79

Право продажи (ius vendendi) • ,

Право продать как раба сына семейства на чужой территории. Это право также имело важные ограничения. Сын не мог быть продан как б на римской земле, а только передан in causa mancipii. Законами XII таблиц устанавливалось, что после трех продаж своего сына отец утра­чивал власть над ним (4.2Ь; Гай. 1.132; Улыгиан, Ер. 10.1). Право прода­жи детей возникает снова в связи с экономическим кризисом III в. н.э., и императоры признают данную практику, обусловленную крайней бед­ностью граждан.

Право выдачи в возмещение ущерба (ius noxae dandi)

Право отца передать подвластного сына потерпевшему ущерб от противозаконных действий сына с целью освободить себя от ответст­венности. Долг отцовской любви и благочестия, вдохновлявший зако­нодательство Юстиниана (D. 48.9.5, интерполяция), послужил причиной отмены этого права императором.

Право выбрасывать новорожденного ребенка

Право отвергать или выбрасывать новорожденного5. Эта практика, о которой есть сведения, относящиеся к эпохе Клавдия (Светоний, Claud. 27), послужила предметом нападок со стороны христианских ав­торов и осуждалась императорами (Валентиниан I: CI. 8.51.2).

§ 79. Приобретение отцовской власти

Существовали разные способы или формы получения отцовской власти, регулировавшиеся посредством ius civile:

a) через рождение в законном браке;

b) через усыновление лица «своего права» (adrogatio);

c) через усыновление лица «чужого права» (adoptio).

а) Сыновья, рожденные в законном браке, заключенном со свобод­ной римской гражданкой, оказываются под властью отца семейства. Отец признавал сына своим на церемонии религиозного характера, ко­торая означала приобщение ребенка к родовому культу («поднимать с

4 Власть над жизнью и смертью (potestas vitae necisque) (XII Tab. 4.2); Дионисий Галикар-насский (2.27) утверждает, что эта власть другими древними народами считалась «тира­нической».

5 Общественное осуждение этого права скоро привело к его ограничениям, отраженным в законе, который приписывают Ромулу (XII Tab. 1.6; Дионисий Галикарнасский 15.2): оРомул не запрещает отцам выбрасывать детей при условии, что они были показаны "яти ближайшим соседям и те дали свое согласие».

§79

Семья

земли», то есть признавать своих новорожденных детей, - tollere liberos).

Законный сын, то есть рожденный в законном браке (iustum matri-monium), приобретает юридический статус отца еще с момента зачатия. Незаконные дети, наоборот, получают юридический статус матери с ; момента рождения, согласно правилу: «Мать всегда известна» (mater I semper certa est)6. !

Предполагается, что ребенок рожден от мужа (презумпция отцовст­ва), если роды произошли через шесть месяцев или 182 дня после празд­нования свадьбы либо в течение 10 месяцев, прошедших после прекра­щения брака в результате смерти мужа или развода. Ульпиан для уста­новления этих сроков ссылается на медицинские исследования Гиппокра­та7. Презумпция отцовства допускает и противные доказательства, в част­ности, исходя из предпосылки о длительном отсутствии мужа.

Ь) Усыновление лица «своего права» (adrogatio) представляло со­бой древнюю церемонию, осуществлявшуюся с целью соблюсти инте­ресы одновременно и семьи, и того, кто нуждался в продолжении ро­да. В соответствии с древним обрядом, описанным Авлом Геллием (N.A. 5.19.4-6; 5.19.8-9), акт подчинения одного домовладыки власти другого происходил в куриатных комициях под председательством вели­кого понтифика. Задав вопросы усыновителю и усыновляемому, вели­кий понтифик предлагает народу, собравшемуся по куриям, провозгла­сить усыновляемого законным сыном усыновителя, переходящим под его отцовскую власть8. Позднее акт усыновления происходил в присут­ствии 30 ликторов (lictores), которые олицетворяли собой 30 древних

Л-н^ретение отцовской власти

§79

6 Павел, 4 ed. D. 2.4.5: «Поскольку мать всегда известна, хотя бы она зачала вне брака, а отец - это тот, на кого указывает брак». Отец мог отказаться признать ребенка, но против него мог быть предъявлен иск с целью заставить его исполнить свой долг и при­знать своих детей. Сенатусконсульт Планция оставлял за женщиной право через 30 дней после развода требовать от мужа признания детей. Адриан в другом сенатусконсульте распространил это право на детей, рожденных в браке.

Ульпиан, 10 Sab. D. 38.16.3.11: «Рожденный по прошествии 10 месяцев после смерти (предполагаемого отца-наследодателя) не допускается к законному наследованию»: D. 38.16.3.12: «Относительно рожденного в течение 182 дней, как написал Гиппократ и постановил (Антонин) Пий в рескрипте, обращенном к понтификам, установлено, что он был рожден в пределах должного времени и не считался зачатым матерью-рабыней, если его мать была отпущена на свободу до истечения 182 дней».

8 Гай. 1.99: «Властью народа мы усыновляем тех, кто обладает правовой независимо­стью, и Ътот вид усыновления называется адрогацией, потому что и того, кто усынов­ляет, спрашивают, желает ли он того, кого намерен усыновить, считать законным сыном, и того, кто усыновляется, спрашивают, желает ли он этому подвергнуться; спра­шивается и народ, одобряет ли он это усыновление»; Гай. 1.100: «Усыновление, которое осуществляется с помощью народа, может состояться только в Риме»; Гай. 1.101: «Женщины, как было решено, не усыновляются властью народа».

ий. g постклассическом праве адрогация осуществлялась посредст-ом рескрипта императора (per rescriptum principis) или официального заявления перед претором в Риме или наместником в провинции.

Акт адрогации имел важные последствия для личного и имущест­венного статуса усыновленного. Семья усыновленного исчезала, его жена и дети переходили под власть усыновителя на положении внуков9. Исчезновение семьи и семейного культа (sacra) требует предваритель­ной церемонии (отречение от семейных богов - detestatio sacrorum), по­средством которой усыновленный освобождается от своих культов, чтобы участвовать в семейных культах усыновителя. Имущество усы­новленного целиком переходит к усыновителю (универсальное преем­ство - successio per universitatem). Это универсальное преемство среди живых напоминает то, что имеет место при наследовании (successio mortis causa) (см. § 210). Вследствие перехода имущества к усыновителю унич­тожаются долги усыновленного, однако претор, чтобы кредиторы не ока­зались обманутыми, предоставляет им различного рода иски:

-против усыновленного иск по аналогии с фикцией, как если бы не было изменения статуса (capitis deminutio)10;

- против усыновителя иск о пекулии (de peculio) или иск о восста­новлении прежнего положения (in integrum restitutio).

В постклассическом праве адрогация регулируется по-новому, что­бы помочь тому, у кого нет семьи и кто хочет обзавестись ею. Поэтому аррогация распространяется на лиц, не допускающихся к участию в ко­мициях, - женщин и несовершеннолетних". Для блага усыновленного и

9 Гай. 1.107: «Именно для усыновления властью народа характерно, что не только тот, кто отдает себя на усыновление, подчиняется власти усыновителя, но также и его дети попадают под ту же власть как внуки».

10 Гай. 3.84: «С другой стороны, долги того, кто отдал себя на усыновление, или той, которая вступила под власть мужа, не переходят на фиктивного мужа или приемного отца, если речь не идет о наследственных долгах... Хотя усыновитель и фиктивный муж не ответствуют по тем долговым обязательствам, которые заключили эти лица от своего имени, и хотя лица, давшие себя усыновить, и женщина, перешедшая под власть мужа, не берут на себя обязательств, так как они через изменение статуса освобожда­ются от ответственности, однако, если против них дается иск, аналогичный тому, как если бы не было изменения статуса, и если они не защищаются против иска, то претор позволяет кредиторам продать все имущество, которое бы им принадлежало, если бы они не подчинились чужой воле».

11 Адрогацию несовершеннолетних разрешает Антонин Пий. Гай. 1.102: «Усыновление несовершеннолетних перед народом в одних случаях было запрещено, а в других нет: в наше время по указу императора Антонина Пия, обращенному к понтификам, если суще­ствует законное основание для усыновления, оно разрешено при известных условиях». Женщины, которые, как указывает Гай (1.101), не могли быть объектом аррогации, по конституции, приписываемой Диоклетиану (CI. 8.47.8), которая в науке считается интер­полированной, получают такую возможность. В классическом праве не допускается адро­гация, осуществляемая самой женщиной, так как, согласно классической юриспруденции,

#79

Семья

во избежание возможного обмана требуется соблюдение определенных условий: усыновитель должен быть старше 60 лет и не иметь детей -родных или приемных; также необходимо обещание усыновителя вер­нуть имущество усыновленного ему или его семье в случае смерти од­ного из них или эманципации усыновленного.

с) Усыновление лица «чужого права» или приобретение отцов­ской власти над сыном, подчиненным отцовской власти другого, предполагает значительные трудности. В соответствии с римской кон­цепцией отцовской власти (patria potestas) от нее невозможно было отказаться, и она прекращалась только со смертью или гражданской неправоспособностью отца. Не допускалась также передача личного права. Поэтому юристы эпохи Республики прибегли к хитроумному приему посредством интерпретации древнего предписания децемви-рального закона: если отец трижды продавал своего сына, то сын ста­новился свободным от его власти (si pater filium ter venum duit filius a patre liber esto: XII Tab. 4.2). После трех последовательных манципа-ций сын освобождался, а усыновитель должен был приобрести отцов­скую власть посредством специальной процедуры в присутствии ма­гистрата, которую описывает Гай'2.

Усыновленный покидает прежнюю семью и разрывает все связи, которые его с ней соединяли. Взамен он приобретает положение сына в семье своего усыновителя, право на его семейное и родовое имя и права наследования. Усыновление лица «чужого права» и проводилось преж­де всего с наследственными целями.

женщина не может обладать властью над кем-либо (Ульпиан, 46 ed. D. 50.16.195.5; Гай. 16 ed. prov. D. 50.16.196.1). По конституции 294 г. н.э. (CI. 7.33.8) адрогация, осуществляемая женщиной, является незаконной; тем не менее другая конституция (CI. 8.47.5), в которую также были внесены интерполяции, это разрешает. См.: Castello. И problema evolutive della adrogatio // SDHI. 33 (1967). P. 129 e sgg.; Horvat. Les aspects sociaux de 1'adrogation et de 1'adoption a Rome // Studi Grosso. 6 (1979). P. 45 e sgg.

12 Гай 1.134: «Однакородители также теряют власть над детьми, отдав их наусынов-ление. Что касается сына, то усыновление осуществляется через три продажи и две промежуточные манумиссии, как обычно делается, когда отец освобождает из-под своей власти сына, чтобы он сделался самовластным. После этого он либо продается обратно отцу, и усыновитель требует его себе назад в присутствии претора, и таким образом, при условии что отец не защищается, сын присуждается тому, кто его потре­бовал, либо он не реманципируется снова отцу, но тот, кто усыновляет (приемный отец), виндицирует сына от того, у кого он находится в третьей манципации, однако, несомненно, гораздо удобнее продать его обратно отцу. Относительно других подвла­стных лиц и мужского, и женского пола достаточно одной продажи, после чего они или продаются, или не продаются обратно отцу. То же обычно происходит и в провинциях в присутствии наместника». Rodriguez Ennes. Bases juridico-culturales de la institution adoptiva. Santiago de Compostela, 1978; Calonge. Problemas de la adopcion de un esclavo // RIDA, 14 (1967). P. 245 et suiv.

гонение отцовской власти

§79

Юриспруденция и юридические источники не уделяли внимания так называемому усыновлению по завещанию, упоминаемому в лите­ратурных текстах. Эта форма усыновления использовалась в полити­ческих целях, чтобы обеспечить наследование императоров друг дру­гу. Наиболее известный пример - усыновление Октавиана Августа по завещанию Цезаря, которое Август подтвердил посредством посмерт­ной адрогации. Речь шла не столько о реальном усыновлении, сколько о том, чтобы назначить дальнейшего носителя имени семьи (nomen familiae)13 и предоставить ему поддержку своей политической клиен-

телы.

В постклассическом праве происходят важные изменения, связан­ные прежде всего с идеей о том, что усыновление должно заменять или быть похожим на естественное родство («усыновление подражает при­роде» - adoptio naturam imitatur)14. Вводятся более простые и прямые формы: соглашение между родным и приемным отцом или заявление отца в присутствии наместника провинции. Женщины получают право усыновлять; требуется, чтобы разница в возрасте между усыновителем и усыновленным была не меньше 18 лет.

Юстиниан пытается заменить прежнюю систему усыновления но­вым порядком, больше отвечающим его представлениям. Для этого он выделяет две формы усыновления: полную и неполную.

-Полное усыновление осуществляется дедом с материнской или отцовской стороны, у которого нет подвластных потомков. Сохраняют­ся все элементы римского усыновления со сменой семьи и разрывом связей с родной семьей.

- Неполное усыновление осуществляется посторонним лицом и не подразумевает ни подчинения его отцовской власти, ни отделения от родной семьи, ни потери наследственных прав в ней. Цель этого усы­новления заключается в предоставлении наследственных прав по закону на имущество усыновителя. Тем самым Юстиниан (CI. 8. 47(48). 10) ста­рается устранить опасность того, что усыновленный, порвав с родной семьей, будет эманципирован усыновителем и потеряет все свои на­следственные права.

•• ' •••< "•

См.: Lemosse. L'adoption d'Octavio et ses rapports avec les regies traditionelles du droit civil // Studi Albertario. I. 1953. P. 369 e sgg.; Palma. Note in tema di adozione testamentaria e di «condicio nomis ferendi» // Estudios Iglesias. 1988. P. 1513 e sgg.

Эта тенденция у компиляторов, похоже, имела своим предшественником Цицерона (De domo sua. 14.36): «Казалось, что отнятие сына больше всего напоминало ту действи­тельность, когда детей поднимали с земли» (ut ademptio filii quam maxime veritatem illam suscipiendorum liberorum imitata esse videatur). Ср.: Schulz. Derecho Romano Clasico. 1960. P. 140.

".«вЯНИЛИВИГ?19

§80

Семья

§ 80. Прекращение отцовской власти и эманципация

Отцовская власть прекращается со смертью домовладыки (paterfamilias). Согласно уже цитировавшемуся тексту Ульпиана (D. 50.16.195.2)15, со смертью отца отдельные представители его семьи становятся главами собственных семей. Когда глава семьи утрачивает римское гражданство, приобретя новое или попав в рабство (capitis deminutio media или maxima), он также теряет свои права, и его дети становятся лицами «своего права» (sui iuris). В том случае, если глава семьи был захвачен в плен на войне, его отцовская власть и все осталь­ные личные права сохраняются в подвешенном состоянии. По освобож­дении из плена он приобретает их заново благодаря праву постлими-ния16. Отцовская власть также прекращается, когда отец отдает сына на усыновление или сам становится усыновленным, как мы уже видели, или же когда он передает дочь под власть мужа (in manu) или сына под власть покупателя (mancipatio). В результате освобожденный из-под отцовской власти сохраняет за собой права наследования, пекулий и свое имущество, которое сын приобрел не от отца (bona adventicia). Это новое понимание эманципации как акта, благоприятствующего освобо­ждаемому, создает возможность ее отмены по причине неблагодарно­сти, как в случае с дарениями17. Устанавливаются определенные пре­имущества для лиц, занимающих высокие общественные или жреческие должности и благодаря этому освобожденных от отцовской власти. В частности, это касается так называемого фламина Юпитера или вестал­ки, которая все же находится под властью великого понтифика (Гай. 1.130). В эпоху поздней Империи высшие государственные (кон­сул, патриций, префект претория) или церковные (епископ) посты также подразумевали освобождение от отцовской власти.

Эманципация представляет собой торжественный обряд, посредст­вом которого отец освобождает сына от своей власти, с тем чтобы тот превратился в лицо «своего права» (sui iuris). Видимо, первоначально этот обряд носил характер наказания, исключая из семьи и семейных культов сына, признанного недостойным или виновным в преступле­нии. В классическом праве это был акт, направленный на обеспечение интересов сына через предоставление ему полной правоспособности, чтобы он мог распоряжаться собственным имуществом.

Для освобождения сына использовался также способ трех продаж, разрешенных Законами XII таблиц. Эманципация всегда являлась сво­бодным и добровольным актом со стороны отца, осуществить который

15 См. § 76.

16 См. § 83.

17 Константин, Frag. Vat. 248.

§82

сам сын потребовать не мог18. Хотя и существовала некоторая тенден­ция, способствовавшая ослаблению формализма, по-прежнему требо­вался формальный акт эманципации, согласно предписанию конститу­ции Диоклетиана 293 г. н.э."

В постклассическом и византийском праве преимущество естест­венных, или когнатических, уз родства над агнатическими приводит к тому, что эманципация приобретает иные форму и действие. Прежде всего, упрощаются сопутствующие данному акту формальности вплоть до простого заявления в присутствии магистрата. В случае отсутствия заинтересованных сторон допускается эманципация по рескрипту20.

§ 81. Процессуальная защита

Отец семейства может предъявить иск против третьего лица, кото­рое удерживает его сына, посредством виндикации (vindicatio). Это иск особого характера, и в классическом праве он считался предлогом для символического акта in iure cessio, через который осуществлялось усы­новление. Такая виндикация была заменена на предварительное реше­ние (praeiudicium) («если Луций Тиций является сыном А. А.»). Иск о похищении детей носил публичный характер (plagium), так же как и интердикты о приводе детей (de liberis exhibendis), чтобы добиться у претора представления утраченного сына, и об уведенных детях (de liberis ducendis), чтобы добиться возвращения и передачи сына (D. 43.30). Антонин Пий допустил эксцепцию для матери, которая до виндикации со стороны отца удерживала сына на законном основании.

§ 82. Супружеская власть (manus)

Глава семьи (paterfamilias) обладал супружеской властью над своей женой, обозначавшейся словом «рука» (manus)21. Институт перехода под

18 Марциан, 5 reg. D. 1.7.31: «Сын, -родной или приемный, - находящийся под властью отца, никоим образом не вправе требовать от отца, чтобы он перестал быть в его власти». О том же см.: Марциан, 8 inst. D. 30.114.8; Гай. 1.137а; CI. 8.48.4. С другой сто­роны, отца, злоупотребившего как-либо своей властью, могли обязать освободить сына (установление Траяна: Папиниан, 11 quaest. D. 37.12.5). В Юстиниановом праве отец утра­чивал свою власть, если он выбрасывал сына, если имели место инцест с дочерью или принуждение ее к проституции.

" Диоклетиан и Максимиан, CI. 8.48.3: «Не разрешается освобождение из-под власти отца просто свободной волей, а только через формальный акт или со смертью отца, и не

I принимают во внимание соображения, по которым отец освободил сына, но лишь тор-

1 жественность акта».

I м CI. 8.48.5-6.

' Гай. 1.108-114; Гай. 1.108: «Теперь рассмотрим тех, кто находится под нашей супру­жеской властью, право, которое также свойственно только римским гражданам».

§82

Семья

супружескую власть (conventio in manum), иначе говоря, акт, посредст­вом которого женщина попадала под власть (manus) мужа, восходит к древнейшей эпохе, но в императорское время исчезает, и Юстиниан исключает из своего Свода упоминания о manus. Пока этот институт оставался в силе, женщина поступала под власть мужа или главы семьи (paterfamilias). В отношении наследственных прав женщина считалась находящейся на положении дочери (loco filiae)22. Тем не менее права дочери (iura filiae) отличались от прав жены (ius uxorium) или от тради­ционных норм, призванных обеспечить вдове средства к существова­нию23. В имущественном плане последствия были таковы, что имущест­во жены полностью переходило (successio in universum ius) мужу, в чьей власти (manus) она находилась, хотя этот переход осуществлялся как

Гай. 1.109/ «Под властью могут находиться как мужчины, так и женщины; в супруже­ской власти, наоборот, только женщины»', Гай. 1.110: «В древности переход под власть мужа осуществлялся тремя способами: давностью, хлебом и покупкой»; Гай. 1.111: «Женщина переходила под власть мужа по давности, если была его женой в течение года непрерывно, как если бы приобреталась по давности после годового владения, всту­пала в семью мужа и занимала место дочери. Поэтому Закон XII таблиц устанавливал, что когда женщина не хотела таким образом вступить под власть мужа, то она долж­на была отлучаться из своего дома три ночи подряд, прерывая так владение в течение года. Но все это право было частью отменено законами, а частью исчезло вследствие неприменения»; Гай. 1.112: «Переход под супружескую власть посредством хлеба осуще­ствляется через своего рода жертвоприношение Юпитеру Фаррею (или Полбяному), в котором используется полбяной хлеб, то есть из пшеничных зерен, поэтому обряд назы­вается также и конфарреацией. Кроме того, в этой церемонии заключения брака совер­шается много других действий при произнесении предписанных торжественных формул в присутствии 10 свидетелей. Этот вид брака сохраняется до сих пор, поскольку стар­шие жрецы, а именно Юпитера, Марса и Ромула, и цари священнодействий не могут быть избраны, если они не рождены в браке, заключенном посредством хлеба, и равным образом не могут получить жреческий сан, если сами они не женаты по тому же обря­ду»; Гай. 1.113: «Через покупку женщина переходит под супружескую власть путем манципации, иначе говоря, символической продажи; в присутствии пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан и держателя весов муж покупает жену, переходя­щую под его супружескую власть»; Гай. 1.114: «Женщина может совершить эту покупку не только со своим мужем, но и с посторонним лицом, речь идет о том, что покупка совершается или ради брака, или ради фидуции; покупка, совершаемая со своим мужем, чтобы приобрести у него положение дочери, является покупкой ради брака, наоборот, покупка по иным мотивам, совершаемая со своим мужем, или чужим человеком, напри­мер для избежания опеки, совершается ради фидуции».

22 Pirn I. Usu in manum conveniere // Pubblicazioni della Facolta di Giurisprudenza di Catan-zaro. Napoli, 1994. Она утверждает, что использование Гаем термина «на положении доче­ри» (loco filiae) направлено на то, чтобы подчеркнуть разницу, а не сходство. Доказатель­ством этого служат различия в положении дочери (filia) и жены (ихог). См.: Garcia Gar-rido. Nuevas ideas у nuevos argumentos sobre el ius uxorium // Index. 1997.

23 См.: Garcia Garrido. El regimen patrimonial de la mujer casada en el derecho civil. I: La tradicion romanistica. Madrid, 1982.

рабы и господская власть

§83

педача приданого (dotis nomine). Юридические следствия в данном случае отличались от результатов собственно брака24.

Согласно изложению Гая, переход под супружескую власть (con­ventio in manum) осуществлялся тремя способами:

1. Конфарреация: религиозная церемония, в которой муж и жена оба участвуют стоя. Она считалась необходимой для того, чтобы дети могли занять определенные жреческие должности25.

2. Покупка (coemptio): символический акт, сравнимый с манципа-цией, в котором жена выступает не как объект купли-продажи, а как субъект сделки наравне с мужем26.

3. Давность владения (usus): поведение жены, которая на протяже­нии одного года оставалась в доме мужа. Она могла избежать после­дующего перехода под супружескую власть (conventio in manum), от­сутствуя в течение трех ночей (использование «права трех ночей» -usurpatio trinoctium). Жена выступала как субъект, а не как объект, что исключает возможность говорить об акте приобретения жены (ихог) в собственность27. Гай считает эту форму заключения брака историческим пережитком.

Наши рекомендации