Место дисциплины в структуре ООП (Основных Образовательных Программ)
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины
Отечественная история ХХ века (1917 – 1945 гг.)
(История России ХХ века /1917 – 1945 гг./)
Рекомендуется для направления подготовки
030600 «История»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр/Магистр
Цели освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины:
- знакомство студентов с методологическими основами изучения истории России ХХ в., с периодизацией истории России ХХ в., с основными типами и публикациями источников по истории России ХХ в.; и основными современными подходами к изучению ключевых проблем истории России ХХ в.;
- определение основных принципов, общих закономерностей и специфических особенностей исторического процесса развития России в ХХ в., на основе обобщения, систематизации и качественного анализа источниковых материалов по основным проблемам истории России ХХ в.;
- выявление роли и места России в мировом развитии ХХ в.
Задачи освоения дисциплины:
- выявить общие закономерности и специфические особенности развития исторического процесса в России в ХХ;
- раскрыть социально-политические и социально-экономические предпосылки глубоких исторических изменений в России в начале и первой половине ХХ в.;
- выяснить причины смены государственно-политического режима в России в начале ХХ в.;
- определить сущность глубочайших социально-экономических и государственно-политических преобразований Советской власти в первой половине ХХ в. (коллективизация, индустриализация, и т.д.);
- показать практические механизмы выработки и принятия внутриполитических и внешнеполитических решений государственно-политическим руководством России/СССР, и показать их влияние на внутриполитическое и мировое развитие;
- охарактеризовать общую направленность и содержание конкретной государственно-политической и социально-экономической деятельности России/СССР в различных областях общественного развития: политической, социально-экономической, социокультурной и т.д.;
- выявить роль и вклад крупных государственных и политических деятелей, представителей русской (советской) культуры в развитие истории России ХХ в.;
- проследить процесс выработки позиций государственно-политическим руководством России/СССР ООН по различным вопросам внутриполитического и социально-экономического, и оценить их значение для исторического развития России/СССР в целом;
- оценить значение глубочайших государственно-политических и социально-экономических изменений в России/СССР в первой половине ХХ в.;
- раскрыть связь между историческими процессами отечественной и мировой истории; - определить приоритетные российские исторические ценности и особенности советской эпохи;
- подчеркнуть сложности сохранения и развития традиций русской культуры в условиях становления новых советских устоев, оказавших принципиальное и революционное воздействие на дальнейшее развитие России в ХХ в.
- особо подчеркнуть решающую роль России/СССР в победе во второй мировой войне.
- уметь анализировать исторические события с целью извлечения уроков и разработки рекомендаций исторического, политического, стратегического, тактического характера в сфере общественно-политической, внешнеполитической деятельности государства, политических партий, органов власти и управления, оказание консультационных услуг потенциальным работодателям на материалах, относящихся к изучению Отечественной истории XX – XXI вв.
Важнейшим результатом освоения дисциплины является:
- получение необходимого представления о существующих группах источников, их классификации и возможности выявления новых и пока недостаточно введенных в научный оборот источниковых материалов по истории России ХХ в.;
- ознакомление с методологическими принципами и основами применения современной методики систематизации и обработки источниковых материалов самого широкого спектра;
- выработка необходимых навыков обобщения и систематизации источниковых материалов для проведения самостоятельного качественного исследовательского анализа.
- выработка и овладение навыками сбора, обработки, интерпретации и анализа исторической информации по политической, социально-экономической и внешней политике России/СССР;
– овладение навыками исторического анализа политической, экономической, социальной, правовой истории, сохранения российских традиций, национально-культурной идентичности русского зарубежья в XX в.
Овладение данными знаниями позволит сформировать объективное представление:
- об общих закономерностях и специфических особенностях развития истории России ХХ в.;
- об основных актуальных проблемах процесса исторического развития России в ХХ в.;
- о том, что Россия занимает ключевое место в мировом развитии.
Место дисциплины в структуре ООП (Основных Образовательных Программ)
Дисциплина «Отечественная история ХХ в. (1917-1945 гг.)» /«История России ХХ в. /1917/1945 гг.»)/ входит в базовую часть профессионального цикла по направлению подготовки 030600 «История» (бакалавр/магистр).
Логически, содержательно и методически данная дисциплина связана с такими базовыми курсами по направлению подготовки 030600 «История», как
- «История России ХХ в. (1945-1985 гг.)»,
- «Источниковедение»,
- «История исторической науки»,
- «Теоретико-методологические проблемы исторической науки»,
- «Актуальные проблемы современной России (внешнеполитические и внешнеэкономические аспекты)»,
- «Внешняя политика СССР накануне и во время второй мировой войны (1939-1945 гг.)»,
- «Внешняя политика России (1992 – 2014 гг.)»,
- «СССР и Лига Наций (1934-1939 гг.)», и т.д.
Для успешного освоения дисциплины «Отечественная история ХХ в. (1917-1945 гг.)» студенты должны обладать основами знаний по отечественной (всех периодов) и всеобщей истории, истории культуры, методологии истории, и т.д.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность к осуществлению научной деятельности в сфере исторического анализа, методологии исторических исследований в области отечественной истории XX-XXI веков и истории современной России (СПК-1);
– способность к осуществлению профессиональной деятельности в области изучения истории развития политического процесса в РСФСР - СССР – РФ в XX – XXI веках (СПК-2);
– способность к осуществлению профессиональной деятельности в области изучения социально-экономической истории РСФСР – СССР – РФ в XX – XXI веках (СПК-3);
– способность анализировать фактическую и историческую информацию в соответствии с поставленными научными задачами по отечественной истории XX – XXI веков (СПК-7);
– способность к формированию исследовательских концепций и гипотез с опорой на теоретический фундамент современной исторической, социологической, политической науки по отечественной истории XX – XXI веков (СПК-8);
– способность демонстрировать в речевом общении профессиональную, лингвистическую культуру, знание терминологии отечественной и зарубежной науки по отечественной истории XX – XXI веков (СПК-10);
– владение методиками исторического, историко-политического анализа, подготовка информационно-аналитического материала, проектов аналитических разработок по отечественной истории XX – XXI веков (СПК-12);
– владение навыками анализа исторических, политических, законодательных, архивных, статистических, публицистических, художественных текстов и документов по отечественной истории XX – XXI веков (СПК-14);
– владение методиками прикладных исторических исследований, включая архивные исследования по отечественной истории XX – XXI веков (СПК-15);
– владение навыками сбора, обработки, интерпретации и анализа исторической информации по политической, социально-экономической и внешней политике, истории международных отношений РСФСР – СССР – РФ (СПК-16);
– владение навыками исторического анализа политической, экономической, социальной, лингвистической, правовой, гендерной истории, сохранения традиций, национально-культурной идентичности русского зарубежья в XX – XXI веках (СПК-19);
– владение навыками анализа текстов на иностранных языках по отечественной истории XX – XXI веков (СПК-20);
– владение нормами русского и иностранного языка и функциональными стилями речи при личном общении, проведении конференций и написании научных работ в области отечественной истории XX – XXI веков (СПК-21);
– готовность участвовать в публичной экспертной деятельности по вопросам, относящимся к отечественной истории XX – XXI веков (СПК-22);
– умение анализировать исторические события с целью извлечения уроков и разработки рекомендаций исторического, политического, стратегического, тактического характера в сфере общественно-политической, внешнеполитической деятельности государства, политических партий, органов власти и управления, оказание консультационных услуг потенциальным работодателям на материалах, относящихся к изучению отечественной истории XX – XXI веков (СПК-23).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- пределы и возможности применения методологии в определении качественных признаков и сравнительных характеристик при тщательном подборе, компетентной оценке достоверности и четкой систематизации исторических фактов, необходимых для формирования современной исследовательской концепции с целью осуществления объективного анализа исторического процесса и проведения качественного конкретно-исторического исследования различных областей исторической науки: социально-политической, социально-экономической, социально-культурной и внешнеполитической.
Уметь:
- анализировать специальную литературу теоретико-методологического, историографического содержания, использовать современные методы анализа и обработки источников в практике конкретно-исторических исследований.
Владеть:
- логикой, методологическим аппаратом исторического исследования, практическими навыками историографического анализа литературы по истории России и других государств.
4. Структура и содержание дисциплины: «Отечественная история XX в. (1917-1945 гг.)». Тематика лекций.
1. Принципы изучения Отечественной истории XX века. Периодизация исторического процесса 1917-1945 гг. Начало XX века. Россия на пути экономической и политической модернизации. Страна в годы 1-й мировой войны.
2. Причины Великой Российской революции: основные методологические подходы к их определению. Периодизация революции.
3. Февральский период Российской революции (конец февраля - середина октября 1917г.). Политика Временного правительства и руководства Советов рабочих и солдатских депутатов. Кризисы власти.
4. Начало Октябрьского периода Российской революции. Формирование советской государственно-политической системы. Конституция РСФСР 1918 г.: мифы и реальность. Социально-экономические преобразования (конец октября 1917 г. – середина 1918 г.). Внешняя политика первых месяцев большевистского правления.
5. Гражданская война и военная интервенция (конец мая 1918 г. – ноябрь 1920 г.): причины, периодизация, содержание этапов. Причины победы красных.
6. Система «Военного коммунизма»: Политика и экономика. Кризис системы.
7. Новая экономическая политика: причины перехода, основные черты, сущность нэра, достижения и кризис.
8. Индустриализация СССР: сущность, особенности советской модели индустриализации, этапы, итоги.
9. Коллективизация крестьянства: сущность, этапы, методы действий власти, итоги.
10. Национально-государственное строительство (октябрь 1917 г. – середина 30-х гг.)
11. Развитие государственно-политической системы СССР в 20-е – 30-е гг.: общая направленность, этапы. Конституция СССР 1936 г. Современные оценки этого вопроса.
12. «Культурная революция» (октябрь 1917 г. – конец 30-х гг.): цели, этапы, итоги.
13. Внешняя политика СССР (1920 – август 1939 г.)
14. «Страна победившего социализма»: экономический строй, социальная структура, политическая система.
15. СССР накануне войны: внешняя и внутренняя политика, экономика. Степень готовности страны к отражению агрессии.
16. СССР в годы Великой Отечественной войны: периоды боевых действий на фронтах, борьба за линией фронта, советский тыл, СССР и союзники, внутренние и внешние итоги войны.
Экзаменационные вопросы.
1. Россия в условиях модернизации в начале XX века: достижения и нерешенные проблемы.
2. Причины Великой Российской революции. Периодизация революции.
3. Революционная Россия: на пути демократии (февраль-июнь 1917 г.)
4. Революционная Россия: от демократии к диктатуре (июль-октябрь 1917 г.)
5. Взятие власти большевиками. Становление советской государственности (октябрь 1917 г. – июль 1918 г.) Конституция РСФСР.
6. Социально-экономические преобразования большевиков (октябрь 1917 г. - середина 1918 г.).
7. Внешняя политика. Брестский мир.
8. Гражданская война и военная интервенция.
9. Система «военного коммунизма»: политика и экономика.
10. Новая экономическая политика.
11. Индустриализация СССР.
12. Коллективизация крестьянства.
13. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.
14. Развитие государственно-политической системы в годы нэпа. Внутрипартийная борьба в 1920-е гг.
15. Развитие государственно-политической системы СССР (конец 20-х – 30-е гг.). Конституция СССР 1936 г.: мифы и реальность. Становление режима личной власти.
16. Первые этапы «культурной революции» (октябрь 1917 г. – конец 20-х гг.).
17. Завершение «культурной революции» (конец 20-х – 30-е гг.).
18. СССР в середине 30-х гг.: экономический строй, социальная структура, политическая система.
19. Внешняя политика РСФСР/СССР (1920 г. – 1932 г.).
20. Внешняя политика СССР (1933 г. – август 1939 г.).
21. СССР накануне войны: внешняя и внутренняя политика, экономика.
22. Первый период Великой Отечественной войны. Причины неудач Красной Армии.
23. Период коренного перелома и завершающий период Великой Отечественной войны.
24. Оккупационный режим и народная борьба в тылу немецко-фашистских войск.
25. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.
26. Внешняя политика СССР в годы Великой Отечественной войны.