Прокуроры Российской Империи 25 страница
Предметом самостоятельного обжалования может быть и дополнительное решение суда, вынесенное в соответствии со ст. 138 АПК РФ.
Кроме того, в кассационном порядке могут быть обжалованы вынесенные судом определения, например, о приостановлении производства по делу (ст. 84 АПК), о прекращении производства по делу (ст. 86 АПК), об оставлении иска без рассмотрения (ст. 88 АПК), об обеспечении и отказе в обеспечении доказательств (ст. 75 АПК), о наложении штрафов (ст. 101 АПК).
Прокуроры принимают во внимание, что если мотивами отмены судебных решений в апелляционном порядке являются как их незаконность, так и необоснованность, то кассационная инстанция проверяет лишь правовую сторону судебных актов, т. е. основаниями отмены служит их незаконность.
В зависимости от того, какие нарушения содержатся в судебном решении и на какой объект направлено обжалование, в кассационной жалобе прокурором должна ставиться конкретная просьба:
• об отмене решения первой инстанции или постановления апелляционной инстанции полностью или в части и принятии нового решения;
• об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции и передаче дела на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которой отменяется, если принятое решение или постановление недостаточно обосновано;
• об изменении решения первой инстанции или постановления апелляционной инстанции;
• об отмене решения первой инстанции или постановления апелляционной инстанции полностью или в части с прекращением производства по делу или оставлении иска без рассмотрения полностью или в части;
• об оставлении в силе одного из ранее принятых решений или постановлений (ст. 175 АПК РФ).
При подготовке кассационной жалобы прокурор имеет возможность получить дополнительные материалы, при необходимости провести дополнительную проверку с тем, чтобы подтвердить свою позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Все дополнительные материалы должны прилагаться к кассационной жалобе и будут оцениваться кассационной инстанцией (ст. 165 АПК РФ).
Учитывая специфику кассационной инстанции, не рассматривающей дело по существу, а лишь проводящей проверку законности уже вынесенных судебных постановлений по делу, прокурор в кассационной жалобе не ссылается на недоказанность фактических обстоятельств дела и на несоответствие изложенных в решении или постановлении выводов о фактических взаимоотношениях лиц, участвующих в деле, обстоятельствам дела (ст. 165 АПК РФ). Дополнительные материалы, подтверждающие правильность позиции прокурора по вопросам права, а также данные о нарушениях процессуального права, допущенных судом при рассмотрении дела, могут и должны быть приложены к кассационной жалобе, и их копии направлены вместе с копией жалобы другим лицам, участвующим в деле (ст. 166 АПК РФ).
В соответствии со ст. 161 АПК РФ принести кассационную жалобу вправе лишь прокурор (его заместитель), предъявивший иск, как лицо, участвующее в деле.
Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в системе арбитражных судов созданы федеральные арбитражные суды округов, полномочные проверять законность решений (определений) и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях (ст. 162 АПК РФ). Всего в Российской Федерации создано 10 таких федеральных арбитражных судов, а именно: Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского, Центрального округов.
Таким образом, если поддержание исков и апелляционных жалоб является обязанностью на аппаратах прокуратур всех субъектов Российской Федерации, то поддержание кассационных жалоб легло на аппараты прокуратур по месту расположения федеральных судов округов.
Кассационная жалоба в этом случае подается прокурором через арбитражный суд, принявший решение, который направляет жалобу вместе с делом в соответствующий федеральный арбитражный суд округа в пятидневный срок со дня ее получения (ст. 163 АПК РФ).
При подготовке кассационной жалобы прокурор учитывает, что она должна содержать наименование арбитражного суда, которому адресуется жалоба; наименование лица, подающего жалобу (в данном случае прокурора), и лиц, участвующих в деле; наименование арбитражного суда, принявшего решение или постановление, на которое подается жалоба, номер дела, дату принятия решения, постановления, предмет спора, требование прокурора и указание на то, в чем заключается нарушение или неправильное применение норм материального права либо норм процессуального права, перечень прилагаемых к жалобе документов (ст. 165 АПК РФ).
Кассационная жалоба подписывается прокурором, имеющим право на ее принесение по данному делу. Жалоба, подписанная иным прокурором, не принимается к рассмотрению арбитражным судом (ст. 165 АПК РФ). Принесение кассационной жалобы может быть произведено любым должностным лицом данной прокуратуры, обладающим правом подписи такого документа (прокурором, его заместителями, а также другими работниками, исполняющими соответствующие обязанности в силу приказа или должностных полномочий).
Кассационная жалоба приносится не позднее месячного срока со дня вступления в законную силу решения или постановления арбитражного суда (ст. 164 АПК РФ). При пропуске срока подачи кассационной жалобы по уважительным причинам прокурор имеет возможность одновременно с ней направить ходатайство о восстановлении срока. Уважительными причинами пропуска срока признается болезнь должностного лица, его командировка, стихийные бедствия, военные действия и т. п.
Невыполнение изложенных в законе требований, предъявляемых к содержанию и порядку подачи кассационной жалобы, влечет ее возвращение (ст. 168 АПК РФ). В случае, когда возможно устранение недостатков жалобы, существует перспектива ее повторной подачи (например, при направлении копии жалобы всем лицам, участвующим в деле, подписании ее надлежащим прокурором и т. п. ). О возвращении кассационной жалобы выносится определение (ст. 168 АПК РФ), которое, в свою очередь, может быть обжаловано.
Поддержание кассационной жалобы в федеральном арбитражном суде округа осуществляют работники отдела по обеспечению участия прокурора в арбитражном процессе прокуратуры соответствующего субъекта Федерации, где расположен данный федеральный суд округа. Если кассационная жалоба направляется в арбитражный суд другой административной единицы, то поддерживается она работниками прокуратуры по месту расположения соответствующего арбитражного суда.
В соответствии со ст. 172 АПК РФ прокурор, принесший кассационную жалобу, вправе отказаться от нее до вынесения постановления судом. Участвующий в суде кассационной инстанции прокурор вправе отказаться от поддержания кассационной жалобы и высказать собственное мнение в отношении обжалованного решения, руководствуясь законом, материалами дела и внутренним убеждением.
Однако отказ прокурора от поддержания кассационной жалобы не обязателен для суда, который может отклонить отказ, если он противоречит законам или иным нормативным актам или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 172, ч. 4 ст. 37 АПК РФ), и рассмотреть дело в кассационном порядке.
При принятии отказа от кассационной жалобы суд прекращает производство в кассационной инстанции, если решение, постановление не обжалованы другими лицами, участвующими в деле, о чем выносит соответствующее определение (ст. 172 АПК РФ).
При принятии кассационной жалобы к производству судья выносит определение, в котором указывается время и место ее рассмотрения, и направляет его, лицам, участвующим в деле, в том числе и прокурору (ст. 169 АПК РФ).
В случае необходимости прокурор одновременно с подачей кассационной жалобы направляет мотивированное ходатайство о приостановлении исполнения решения, постановления арбитражного суда. Арбитражный суд кассационной инстанции, найдя ходатайство обоснованным, вправе приостановить исполнение судебного решения, постановления (ст. 170 АПК РФ).
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд принимает постановление, которое в пятидневный срок направляет лицам, участвующим в деле. Постановление вступает в законную силу с момента принятия, обжалованию не подлежит (ст. 177 АПК РФ).
Прокуроры эффективно используют свое право на принесение кассационных жалоб, последовательно отстаивая позицию, изложенную в исковом заявлении. Так, в 1999 г. арбитражными судами кассационной инстанции рассмотрено свыше 400 соответствующих жалоб прокуроров, половина из которых удовлетворена.
§ 5. Участие прокурора в пересмотре судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу
Проверка в порядке надзора вступивших в законную силу решений, определений и постановлений арбитражных судов — это самостоятельная и исключительная стадия арбитражного процесса. Необходимость такой проверки обусловлена тем, что некоторые решения, вступившие в законную силу, могут оказаться незаконными или необоснованными по ряду причин.
Проверка является дополнительной гарантией защиты интересов государства и общества, прав организаций и граждан-предпринимателей, однако это чрезвычайный способ судебного контроля, применяемый в исключительных случаях, имеющих специфические признаки, отличающие ее от других стадий процесса.
Объектом надзорного опротестования может являться любое, вступившее в законную силу, решение и постановление любого арбитражного суда Российской Федерации, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 180 АПК РФ).
Соответствующий прокурор вправе опротестовывать решения и постановления арбитражных судов по делам, возбужденным не только по иску прокурора, поскольку в этой стадии арбитражного судопроизводства прокурор выступает не в качестве лица, участвующего в деле, а как субъект надзорных полномочий.
Протесты могут быть принесены по заявлениям лиц, участвующих в деле, после рассмотрения дела в апелляционной или кассационной инстанции. Вместе с тем опротестованию также подлежат незаконные или необоснованные решения и постановления, которые не пересматривались этими инстанциями.
Предметом самостоятельного опротестования может быть и дополнительное решение суда, вынесенное в соответствии со ст. 138 АПК РФ.
Кроме этого, в надзорном порядке могут быть отдельно от решения опротестованы вынесенные судом и вступившие в законную силу определения в случаях, когда предусмотрено их обжалование, а также когда они препятствуют дальнейшему движению дела (ст. 191 АПК РФ).
Должностными лицами, наделенными правом надзорного опротестования, являются председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и Генеральный прокурор РФ в отношении всех решений и постановлений арбитражных судов, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, а их заместители — в отношении решений и постановлений любого арбитражного суда Российской Федерации, за исключением решений и постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 181 АПК РФ).
Прокуроры, имеющие право принесения протеста в порядке надзора, располагают широкими возможностями выявления незаконных и необоснованных решений и постановлений арбитражных судов. Источниками информации служат сообщения в печати, по радио, телевидению, результаты прокурорских проверок, представления прокуроров субъектов Федерации, а также заявления граждан и организаций.
Одно из основных мест среди подобных источников занимают ходатайства участвующих в деле лиц (ст. 185 АПК РФ). Жалоба, заявление, представление или любой другой сигнал, от кого бы он ни исходил, подлежит внимательному рассмотрению. Решение по нему принимает прокурор, наделенный надзорными полномочиями. Если из самого сигнала и приобщенных к нему материалов с достаточной очевидностью усматривается несостоятельность просьбы о пересмотре дела, то она отклоняется без истребования дела, о чем извещается лицо, подавшее заявление (ст. 185 АПК РФ). Признав сигнал заслуживающим внимания, правомочное должностное лицо истребует дело (ст. 184 АПК РФ).
В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ № 59 от 24 октября 1996 г. на отделы (группы) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратур субъектов Российской Федерации возложено рассмотрение обращений лиц, участвующих в деле, о проверке законности и обоснованности решений, определений и постановлений арбитражных судов, вступивших в законную силу, постановка в установленном порядке вопросов о необходимости истребования таких дел в органы прокуратуры. Кроме этого, по поручениям Генеральной прокуратуры РФ они также полномочны изучать арбитражные дела, решения, определения и постановления по которым вступили в законную силу, и подготавливать представления об опротестовании в порядке надзора незаконных и необоснованных судебных постановлений.
Для выполнения аппаратами прокуратур субъектов Российской Федерации возложенных на них полномочий Генеральным прокурором РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ выработано совместное инструктивное письмо "О порядке истребования, направления (выдачи) судебных дел арбитражных судов в органы прокуратуры и изъятия (выемки) документов из судебных дел арбитражных судов органами, производящими дознание и следствие" от 25 апреля—5 мая 1997 г. № 38-5а-97. В нем регламентирован порядок истребования и знакомства с материалами арбитражных дел, по которым решения и постановления вступили в законную силу.
Во-первых, должностное лицо, истребующее дело, вправе определить в запросе порядок направления истребованного дела в Генеральную прокуратуру РФ — либо непосредственно, либо через соответствующего прокурора по месту нахождения арбитражного суда.
Во-вторых, работники аппаратов прокуратур республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов в связи с обращениями предприятий, организаций и граждан-предпринимателей вправе по поручениям руководителей прокуратур (прокуроров и их заместителей) изучать в арбитражных судах дела, судебные постановления по которым могут быть опротестованы в надзорном порядке. Изученные дела по запросам прокуроров и их заместителей выдаются на срок до пяти рабочих дней для реализации права на обращение к Генеральному прокурору РФ или его заместителям с представлениями о принесении надзорных протестов.
Высылка (выдача) дел по запросам прокуратуры производится не позднее чем в пятидневный срок с момента поступления запроса. О причинах задержки дела должен быть проинформирован автор запроса в этот же срок.
В 1999 г. работники аппаратов прокуратур субъектов Российской Федерации изучили около 4 тыс. дел, результатом чего стало направление в Генеральную прокуратуру РФ 380 представлений, причем в 80 % случаев судебные акты были вынесены без участия прокуроров.
Результатом рассмотрения представления прокурора субъекта Федерации является решение о принесении протеста в порядке надзора либо об отказе в удовлетворении ходатайства. В последнем случае по истребованному делу составляется мотивированное заключение об отсутствии оснований для принесения протеста, о чем сообщается заявителям. Отказ в принесении протеста не исключает возможности повторного обращения с аналогичной просьбой.
Признав проверяемое решение, определение или постановление незаконным или необоснованным, управомоченное должностное лицо приносит протест в порядке надзора и направляет его вместе с делом в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.
Генеральная прокуратура РФ активно поддерживает представления прокуроров субъектов Российской Федерации и в 80 % случаев вносит по их материалам протесты в Высший Арбитражный Суд РФ.
Значительное количество арбитражных дел проверяется непосредственно в Генеральной прокуратуре РФ, принесенные протесты в 90 % случаев удовлетворяются.
Вместе с протестом в случае необходимости направляется ходатайство о приостановлении исполнения опротестованного решения, постановления (ст. 182 АПК РФ).
Основаниями к изменению или отмене решения, постановления в порядке надзора являются незаконность или необоснованность судебного акта (ст. 188 АПК РФ).
Незаконность и необоснованность судебного акта выступают основаниями для его изменения или отмены не только в порядке надзора, но и в апелляционном и кассационном порядке.
При этом прокуроры учитывают, что ст. 188 АПК РФ не содержит безусловных оснований для отмены судебных актов.
Надзорный порядок пересмотра судебных решений (постановлений) является исключительным, поэтому не могут быть отменены правильные по существу решения, постановления арбитражного суда по одним лишь формальным основаниям (ч. 2 ст. 188 АПК РФ).
В зависимости от того, какие нарушения содержатся в судебном решении и на какой объект направлено опротестование, в надзорном протесте прокурором ставится конкретная просьба: об отмене решения, постановления полностью или в части и направлении дела на новое рассмотрение, об отмене решения, постановления полностью или в части и оставлении иска без рассмотрения или прекращении производства по делу, об изменении решения, об отмене решения, постановления и о вынесении нового решения без передачи дела на новое рассмотрение (ст. 187 АПК РФ).
Закон устанавливает, что опротестовывать вступившее в законную силу решение арбитражного суда следует в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 183 АПК РФ).
Надзорный протест прокурора должен содержать наименование арбитражного суда, принявшего решение, номер дела, дату принятия решения, наименование сторон, предмет спора, требование прокурора, основания, по которым поставлен вопрос о проверке законности и обоснованности решения, со ссылкой на законодательство и материалы дела.
Копия протеста направляется лицам, участвующим в деле (ч. 2 ст. 185 АПК РФ). Вопрос о том, какие документы подтверждают отправку копии протеста, изложен в § 1 настоящей главы.
Закон не содержит ограничений сроков для принесения надзорного протеста. Однако при этом прокурору не следует забывать, что своевременная отмена незаконных и необоснованных судебных актов содействует укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поддержание надзорного протеста в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации осуществляет соответственно Генеральный прокурор РФ или его заместитель.
В соответствии с ч. 3 ст. 185 АПК РФ протест на решение суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, его принесшим. Об отзыве протеста извещаются лица, участвующие в деле.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ вызывает лиц, участвующих в деле, для дачи объяснений, им направляются извещения о времени и месте заседания Президиума. Неявка этих лиц не препятствует рассмотрению протеста (ч. 2 ст. 186 АПК РФ).
Будучи лицом, участвующим в деле, прокурор наделен правом подачи заявления о пересмотре дела, возбужденного по его иску, по вновь открывшимся обстоятельствам. Пересмотр решений арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам — это самостоятельная стадия арбитражного процесса. Объектом пересмотра в этой стадии являются вступившие в законную силу решения и определения, принятые в первой инстанции, а также постановления и определения апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, которыми изменен судебный акт или принят новый судебный акт. Пересмотрено может быть также определение об окончании процесса, т. е. прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения. Все прочие определения суда первой инстанции не служат предметом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку закрепляемые в них выводы не носят необратимого характера и неокончательны, суд вправе корректировать их в процессе продолжающегося рассмотрения без предварительной отмены определения. Предметом пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам являются также определения и постановления вышестоящих судебных инстанций. Однако и здесь имеются в виду лишь такие акты, которыми оканчивается судопроизводство, т. е. определения или постановления об оставлении заявления без рассмотрения, о прекращении производства по делу, об изменении обжалованного решения, а также новые решения вышестоящих судов, выносимые по существу спора, без передачи дела на новое рассмотрение.
Вновь открывшиеся обстоятельства — это факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, поэтому их надо четко отличать от доказательств, целевое значение которых ограничивается установлением таких юридических фактов. Обнаружение новых доказательств, ставящих под сомнение обоснованность вынесенного решения, создает повод для пересмотра его в порядке судебного надзора. Для пересмотра решения необходимо, чтобы вновь открывшееся обстоятельство имело существенное значение для дела.
Фальсификация доказательств и их исследования также являются основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам, но для этого необходим вступивший в законную силу приговор, подтверждающий виновность свидетеля, эксперта или переводчика в заведомо ложном показании заключении, или заведомо неправильном переводе. Такое же значение имеет приговор, подтверждающий факт использования кем-либо из участвующих в деле лиц подложных документов. Фальсификация вызывает пересмотр решения при условии, что она повлекла постановление незаконного или необоснованного решения. По совершенно однозначному смыслу закона преступная фальсификация материалов дела составляет основание к пересмотру постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, если она установлена вступившим в силу приговором суда. Любые другие акты, например, постановления прокурорско-следственных органов о прекращении уголовного преследования, не создают повода к пересмотру арбитражного дела.
Законом перечисляются основания для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Ими являются:
• существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
• установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта;
• установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, совершенные при рассмотрении данного дела;
• отмена судебного акта арбитражного суда, решения, приговора суда либо постановления другого органа, послужившего основанием к принятию данного решения.
При пересмотре решений арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам не требуется проверять по материалам дела правильность применения судом закона, совершения тех или иных процессуальных действий, исследования и оценки доказательств, что имеет место при пересмотре решений в порядке надзора. Здесь главная задача суда — выяснить наличие или отсутствие вновь открывшихся обстоятельств и установить, повлияли ли они на правильность вынесенного решения.
В соответствии со смыслом ст. 192 АПК РФ право пересмотра принятого решения по вновь открывшимся обстоятельствам принадлежит тому арбитражному суду, который вынес данное решение.
По вновь открывшимся обстоятельствам решение пересматривается в том же порядке, в каком рассматривался спор соответствующим судом (первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанций).
Закон не предусматривает возможности пересмотра решения по вновь открывшимся обстоятельствам по инициативе арбитражного суда без заявления участвующих в деле лиц, в том числе прокурора.
Такое заявление должно быть подано в месячный срок со дня установления обстоятельств, служащих основанием для пересмотра решения.
Прокурор обязан направить другой стороне копии своего заявления и приложенных к нему документов, которые отсутствуют у этой стороны.
При нарушении установленного срока или отсутствии доказательства направления копий заявления и документов другой стороне заявление возвращается без рассмотрения. О возвращении заявления выносится определение, которое может быть обжаловано (ст. 193 АПК РФ).
Месячный срок на подачу заявления относится к процессуальным срокам, которые могут быть восстановлены по ходатайству заинтересованного лица.
Арбитражный суд, рассмотрев заявление, вправе оставить решение в силе, если вновь открывшиеся обстоятельства не опровергают выводы и оценки материалов по делу, сделанные при первоначальном рассмотрении спора. При этом выносится определение, которое может быть обжаловано (ст. 196 АПК РФ).
В случае удовлетворения заявления арбитражный суд отменяет судебный акт и дело рассматривается судом по правилам, установленным арбитражным процессуальным законом.
Глава XVIII. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
§ 1. Судебная власть и прокуратура
Формулируя в ст. 1 Закона о прокуратуре задачи этого органа, законодатель в качестве главной функции, определяющей предназначение прокуратуры в государстве, называет надзор за исполнением действующих на территории Федерации законов.
Вместе с тем, как это прямо указано в ч. 1 ст. 1 Закона, прокуратура выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Одна из таких функций определена в ч. 3 ст. 1: "Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дела судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов".
Таким образом, участие прокуроров в рассмотрении дел судами и опротестование ими судебных решений не рассматривается законодателем как осуществление надзора. В этом смысле Закон о прокуратуре существенно отличается от действовавшего с 1979 по 1992 г. Закона о прокуратуре СССР,* в котором указывалось, что прокуроры "осуществляют надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах", то есть в процессе судебного разбирательства.
* Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 49. Ст. 843.
Это изменение (ему предшествовала длительная дискуссия) не случайно и отражает новые правовые идеи, связанные с проводимыми в стране преобразованиями, направленными на формирование правового государства.
Осуществляя правосудие (важнейшую государственную деятельность по разрешению правовых конфликтов), судебная власть становится основным гарантом правопорядка и законности, защиты прав, свобод и законных интересов человека. Это коренным образом отличает суд от других перечисленных в ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре органов, поднадзорных прокуратуре.
Поскольку и суд, и прокуратура по сути своей, по своим целям осуществляют (хотя и разными методами) правозащитную функцию (в этом нетрудно убедиться, сравнив, например, ст. 1 Закона о прокуратуре со ст. 3 Закона о судоустройстве РСФСР*), они не могут находиться в отношениях поднадзорности друг другу. Положение судебной власти как независимой, самостоятельной, высшей в иерархии юридических органов исключает какой-либо надзор за деятельностью суда в процессе разбирательства им дела. В соответствии со ст. 19 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"** за деятельностью судов общей юрисдикции осуществляется только судебный надзор Верховным Судом РФ в предусмотренных законом процессуальных формах.
* Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1981. № 28; Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 27; там же 1993. № 33.
** СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
Что же касается прокуроров, то они участвуют в рассмотрении судами уголовных дел в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законодательством.
Происшедшее изменение представлений о взаимоотношениях суда и прокуратуры ни в коей мере не означает ослабления роли прокуроров в уголовном судопроизводстве. Их активное, профессионально грамотное участие в судебном разбирательстве — важные условие и гарантия законности и эффективности осуществления правосудия. Принимая участие в рассмотрении дела, прокурор способствует всестороннему, полному исследованию доказательств, установлению обстоятельств дела, как они имели место в действительности, правильному применению уголовного и уголовно-процессуального закона, постановлению законного и обоснованного приговора.
Формы участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел (они определены ст. 35—39 Закона о прокуратуре) весьма многообразны. Это:
• участие в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дела судом первой инстанции (а после введения в действие нового УПК РФ также и судом апелляционной инстанции);
• опротестование приговоров, определений и постановлений судов (судей), не вступивших или вступивших в законную силу;
• участие в рассмотрении уголовных дел в контрольных стадиях уголовного судопроизводства: кассационной, надзорной инстанциях, а также при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам;
• участие при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.
§ 2. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции
Поддержание государственного обвинения в суде первой инстанции — важнейшая часть возложенной на прокуратуру функции уголовного преследования (ч. 2 ст. 1 Закона), как деятельности, направленной на изобличение лица, совершившего преступление, привлечение его к ответственности, направление дела в суд и обоснование обвинения перед судом.