Правительство РБ и его роль в проведении идеологической политики.
В современных условиях глобализации и унификации национальных культур, сведения их к единому образцу – массовой культуре потребления, пропагандирующей культ безудержного наслаждения, первостепенной задачей Республики Беларусь является сохранение и приумножение своих культурных и национальных ценностей. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая власть в пределах своих полномочий независима и самостоятельна, что является необходимым условием построения правового демократического государства. Гарантийная. Президент является гарантом: Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 79); реализации основных направлений внутренней и внешней политики (ч. 2 ст. 79). рбитражно-интегративная функция Президента вытекает из его особого положения «над тремя ветвями власти». Президент стоит над системой разделения властей и выступает в роли арбитра, что позволяет ему предотвращать и разрешать возможные конфликты между ветвями власти.
Роль арбитра между ветвями власти позволяет Президенту:
- потребовать от Палаты представителей принятия окончательного решения в случае неприятия ими согласительного текста законопроекта;
- вынести решение вопроса на республиканский референдум;
- регулировать деятельность политических партий и общественных объединений;
- в случае разногласия между законодательной и исполнительной властью Президент вправе отправить в отставку Правительство или распустить Палату представителей. онтрольная функция Президента Республики Беларусь заключается: - в отношении исполнительной власти — в подотчетности Правительства Президенту; Нормотворческая функция Президента Республики Беларусь Таким образом, обладая широкими полномочиями и находясь «над тремя ветвями власти», Президент Республики Беларусь обеспечивает эффективное взаимодействие законодательной и исполнительной власти, является залогом стабильности государственной власти и устойчивости белорусской политической системы.
23. Политические партии как субъект идеологического процесса в Республике Беларусь.Можно выделить три уровня политического процесса в зависимости от сферы участия, степени вовлеченности субъектов в решение проблем.
• Микрополитика - действия индивидов, групп, направленные на обеспечение себе поддержки со стороны официальных субъектов.
• Подсистемный уровень (подсистема политики) - деятельность людей, которая регулируется определенными границами, т.е. частные виды политики (жилищное строительство, транспорт, коммунальное хозяйство).
• Макрополитика - уровень высших государственных официальных лиц, лидеров парламента, правительства. Политический процесс можно рассматривать как взаимодействие субъектов политики на центральном и региональном уровнях, функционирование законодательных, исполнительных, судебных органов и административных служб. По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно поделить на:
• базовые, связанные с включением граждан в отношен государством, формами преобразования интересов и требований населения в управленческие решения;
• периферийные, которые раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на власть. Субъекты политического процесса - это силы, способные участвовать в политическом процессе. Субъект политики – это конкретно-исторический носитель политической деятельности, направленной на завоевание, защиту и использование власти.
От субъектов политики следует отличать субъектов власти. Субъекты власти - общественные группы (элиты, лобби) и отдельные индивиды (лидеры), выполняющие политические функции и реализующие властные полномочия. Классификацию субъектов политики можно провести по нескольким основаниям. Так, по уровню субъектов выделяют: личность, социальные общности, политические институты.
Личность - это потенциальный субъект политики. Чтобы стать реальным субъектом, человеку необходимо освоить политический опыт, выработать позицию в политическом процессе
24.Идеология избирательных кампаний. Выборыявляются важнейшей составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане. Право свободно избирать и быть избранным в государственные органы относится к числу основополагающих прав граждан.
Свободные и честные выборы – обязательное условие и элемент демократии в любой стране. Выборы представляют собой процедуру, регламентируемую правилами, в соответствии с которыми люди выдвигают из своей среды представителей для выполнения каких-либо общественных функций, для правления какой-либо организацией.
Через процедуру выборов граждане участвуют в управлении страной, формируя законодательные, исполнительные, судебные органы. Население признает ту власть, которую само выбирает, доверяет ей. Общепризнано, что каждый человек изначально обладает равными возможностями участия в решении как своих проблем, так и проблем общества в целом.
Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Выборы – это проверка, оценка народом деятельности правящих и оппозиционных политических сил. Выражая доверие или недоверие, избиратели воздействуют на содержание государственной политики, партийных программ, корректируя ее в том или ином направлении.
Политическая культура и идеологические процессы в Беларусь. Под идеологическим процессом в самом общем виде следует понимать реальный процесс функционирования идеологии как особой формы духовной деятельности в различных сферах общественной жизни.Можно выделить две составляющие идеологического процесса – разработку идеологических доктрин и их практическую реализацию. Процесс производства идеологических доктрин базируется на тех же основаниях, что и духовное производство в целом. Он предполагает наличие специально подготовленных людей умственного труда, способных к осмыслению бытия на уровне понятийно-категориального мышления, соответствующих условий их труда и т.п. Однако надо учитывать и то немаловажное обстоятельство, что работа над идеологической доктриной «под заказ» весьма мучительна для разработчика. Не всякий мыслитель, ученый согласится выполнять подобный социальный заказ. Чаще идеолог создает доктрину от имени того или иного социального слоя, класса, осознанно перейдя на его позицию, т.е. по своему внутреннему убеждению. Например, идеологию «русского крестьянского социализма» Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов создавали не по просьбе (заказу) крестьян, а по велению гражданского долга и совести, осознанно став защитниками и выразителями их интересов. Не за гонорар, а по велению совести разрабатывали соответствующие идеологические проекты П.Л. Лавров, К. Калиновский, Г.В. Плеханов и др.
Но не менее важна практическая реализация разработанной идеологической доктрины. Для этого нужны опытные пропагандисты разработанных идей, средства трансляции идей, социальные слои общества, способные стать носителями новой идеологии. Важнейший объект идеологического воздействия – групповое и индивидуальное сознание. В отличие от массового сознания, представляющего собой конгломерат разнообразных идей, ценностных установок и ориентаций, идеалов, т.е. разорванного, противоречивого, неустойчивого, групповое сознание базируется на более-менее одинаковых представлениях о жизни, нормах поведения, ценностях. Поэтому духовно-идеологический процесс на уровне группового сознания более целенаправлен и предсказуем. Им легче управлять, поскольку поведение малых групп основательно исследовано социальной психологией. Духовно-идеологические процессы протекают и на уровне индивидуального сознания, являющегося уникальным феноменом, своего рода «культурной самоидентификацией» личности. Цель идеологической работы – комплексно охватить все уровни сознания жителей Республики Беларусь.
26. Идеология в системе политической социализации в Республике Беларусь.Уровень политической культуры определяется в процессе политического становления личности. Практически в слабом обществе индивиды и группы приобщаются к определенной системе ценностей, приемлемым формам политического поведения. Существуют различные трактовки процесса социализации: 1)процесс развития личного контроля; 2)результат межличностного общения; 3)ролевая тренировка; 4)социальное научение.
Одна из наиболее распространенных трактовок состоит в понимании социализации как процесса развития личного контроля. В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяются следующие типы политической социализации:
гармонический тип политической социализации, предполагающий наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. плюралистический тип, которому свойствен опосредующий характер взаимодействия личности с властью (преобладает в странах материковой Западной Европы). конфликтный тип, характерный для обществ незападной цивилизации. гегемонистский тип, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на основе ценностей какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), определенной религии (например, ислама) или политической идеологии
(например, коммунизма, либерализма, фашизма и т.д.). Необходимо иметь в виду, что политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:
1) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которых хочет достичь индивид через политическое участие;
2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;
3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе;
4) вырабатывает определенное отношение к политической символике;
5) формирует способности к познанию окружающего мира;
6) формирует убеждения и отношения, являющиеся «кодом» политической жизни.
Конфессиональная структура современной Беларуси и ее влияние на идеологические процессы. На 1 января 2012 г. в Беларуси было представлено 25 конфессий, зарегистрировано 3374 религиозных общины и 155 религиозных организаций республиканского и общеконфессионального значения (религиозных объединений, монастырей, братств, миссий, духовных учебных заведений). Результаты социологических исследований показывают, что среди верующего населения Беларуси преобладают православные, составившие около 80 % - по опросам 1994 г. и около 77 % - 1997 г. Католики составляют соответственно 10 %, по другим данным - 14,8 %. По социологическим данным, из общего количества верующих только 5,5 % регулярно принимают участие в исполнении религиозных обрядов. Изредка присутствуют на богослужении 37 % верующих. Основными носителями традиции являются священнослужители и верующие старшего возраста. Степень влияния религиозных традиций существенно отличается в восточной и западной части Беларуси. Более высоким является уровень религиозности в западных областях, где верующие составляют до 70-80% населения.
28. Государственная политика в религиозной сфере.Под "конфессиональной политикой" понимается:
1)комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к различным конфессиям, находящимся в равном положении, направленный на урегулирование отношений между ними, между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества в целом;
2)политические меры по обеспечению прав и свобод граждан на исповедание любой религии или неисповедание никакой;
3)сознательная деятельность государства, его аппарата с целью достижения желаемых результатов в религиозной сфере властными инструментами.
Сфера конфессиональной политики включает политику государства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций. Статус религиозных организаций близок к статусу общественных организаций. Со стороны государства религиозные организации получают разнообразную поддержку. Одновременно государство осуществляет контроль за их деятельностью.
Создается новая модель политики по отношению к религии, включающая три элемента: а)теоретико-идеологическое обоснование; б)юридический базис;
в)специальные органы, предназначенные обеспечивать связь между государственными структурами и религиозными организациями.
Эта модель дает наиболее полное представление о характере государственно-конфессиональных отношений и статусе отдельных конфессий. Изменения в сфере религии и государственно-конфессиональных отношений нашли отражение в законодательстве. Необходимо было реформировать этот закон в соответствии с современной законодательной системой и практикой. Пользуясь несовершенством закона, под видом религиозных организаций стали создаваться и регистрироваться псевдорелигиозные организации, занимающиеся коммерческой деятельностью, доставкой и перепродажей гуманитарной помощи, целительством, различными единоборствами. На государстве лежит обязанность обеспечить, прежде всего, правовой статус личности по отношению к религии, т.е. обеспечить право личности на свободный выбор вероисповедания и свободное отправление религиозного культа. Государство должно неукоснительно обеспечитьюридическое равенство религий и религиозных организаций перед законом. У государства есть право выбирать себе партнеров для сотрудничества среди религиозных организаций с учетом их роли в формировании культуры страны. Конфессиональная политика нашего государства должна быть направлена на поддержание традиций толерантности в межконфессиональных отношениях. Но при этом надо учитывать, что Православие является генетически первичной христианской конфессией, было и остается ведущим вероисповеданием в республике. Государство не возлагает на религиозные организации выполнения каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству Республики Беларусь. В учреждениях образования не допускаются создание и анонимная или иная деятельность религиозных организаций, противоречащая законодательству. Создание у нас республиканского органа государственного управления по делам религий - беспрецедентное явление в истории взаимоотношений между религиозными организациями и белорусским государством. Среди функций этого органа можно назвать: координационные, консультативные, информационно-аналитические, методические, контрольные (причем контроль должен осуществляться как за соблюдением законодательства о свободе совести, так и за уставной деятельностью религиозных организаций), а также необходимость повышения уровня религиоведческой и правовой подготовки специалистов, работающих в области государственно-религиозных отношений.
29. Роль СМИ в идеологических процессах Республики Беларусь.Средства массовой информации – это совокупность средств распространения информации на массовую аудиторию на каком-либо материальном носителе.
Существует три вида СМИ: аудиовизуальные (радио и телевидение); печатные (газеты, журналы, бюллетени, сборники и т.д.); Интернет. Под термином «пресса» понимается совокупность технических средств изготовления и распространения информации, а также лиц и групп участвующих в этой деятельности.
Роль СМИ в жизни общества неоднозначна. С одной стороны, СМИ способствуют распространению политической информации, тем самым повышая уровень знаний граждан. С другой стороны, СМИ способны навязывать свое мнение, манипулировать сознанием массовой аудитории. Существует несколько концепций, описывающих влияние СМИ: 1) концепция «волшебной пуЛи», согласно которой материалы газет, журналов, радио, телевидения достигают своей цели, поскольку они нацелены на пассивную аудиторию, мыслящую некритически; 2) концепция «подкожной инъекции», основанная на том, что информация «впрыскивается» в сознание людей и побуждает их к соответствующему действию; 3) концепция «пустого сосуда», согласно которой аудитория впитывает все догматы, распространяемые СМИ.