Сроки рассмотрения обращения 3 страница
Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным законодательными актами о государственной службе.
При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии и политических убеждений за исключением случаев, предусмотренных Конституцией.
Общие требования для поступления на госслужбу:
• достижение возраста 18 лет;
• наличие гражданства Республики Беларусь;
• наличие квалификации, необходимой для исполнения служебных обязанностей;
• отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;
• отсутствие вступившего в силу судебного приговора, связанного с лишением или ограничением свободы;
• отсутствие судимости или установленных судом ограничений;
• отсутствие близкородственных отношений с лицами, находящимися в непосредственном подчинении или под непосредственным контролем по службе.
Специальные требования для поступления на отдельные виды госслужбы:
• возраст, установленный для конкретного вида службы;
• специальное (высшее) образование;
• установленный стаж работы,
• наличие особых требований к состоянию здоровья;
• наличие ученой степени или звания;
• принесение присяги;
• отсутствие фактов о негативных фактах и качествах морального характера.
Поступление на государственную службу осуществляется путем назначения, утверждения либо избрания, которые оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица. С этого момента у гражданина возникают права и обязанности государственного служащего.
Вопрос 35 КЛАССЫ СЛУЖАЩИХ И ПОРЯДОК ИХ ПРИСВОЕНИЯ
Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих. Для госслужащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим. Присвоение классов производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией госслужащего, стажем работы на госслужбе, а также с учетом ранее присвоенного ему класса.
Высший класс госслужащего соответствует следующим должностям:
1. Премьер-министра Республики Беларусь;
2. Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
3. Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
4. Главы Администрации Президента Республики Беларусь;
5. Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь;
6. Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
7. Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь;
8. Управляющего делами Президента Республики Беларусь;
9. заместителей вышеуказанных лиц;
10. Председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов
Присвоение классов осуществляется:
1. Президентом Республики Беларусь – в отношении руководящих работников республиканских органов государственного управления, председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов и иных должностных лиц, назначение на должность которых осуществляется Президентом Республики Беларусь;
2. Премьер-министром Республики Беларусь – в отношении государственных служащих республиканских органов государственного управления, назначаемых Правительством Республики Беларусь, в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
3. Председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов – в отношении председателей городских, районных исполнительных комитетов, а также глав местных администраций;
4. присвоение классов иным государственным служащим осуществляется на основании заявления государственного служащего или представления его руководителя комиссией по присвоению классов соответствующего государственного органа.
Лицам, поступающим на госслужбу впервые, класс госслужащего присваивается не ранее чем через 6 месяцев. Срок, по истечении которого присваивается очередной класс по занимаемой должности, для госслужащих, имеющих 12-10-й класс - не менее одного года, 9-7-й класс - не менее двух лет, 6-4-й класс - не менее трех лет. Присвоение очередных классов госслужащим, имеющим 4-1 классы, сроком не установлено.
Досрочное присвоение класса (но не более, чем на один класс) может происходить за особые успехи в госслужбе или выполнение особо сложной и ответственной работы.
При наличии медалей, орденов, почетных званий служащий может занимать должность, соответствующую более высокому классу без его присвоения (но не более, чем на один класс).
В случае ненадлежащего исполнения государственным служащим должностных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, а также совершения действий, не соответствующих нормам служебной этики, служащий не представляется к повышению в классе, а также может быть понижен в классе (временно -- от 6 месяцев до 1 года или постоянно), но не более чем на один класс.
Отдельным категориям государственных служащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломатические ранги.
Вопрос 36 МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОС. СЛУЖАЩИХ
Юридическая ответственность государственных служащих — это применение к ним государственными органами и должностными лицами установленных государством мер воздействия за плохую работу, нарушение государственной дисциплины и законности. В зависимости от характера правонарушений, совершенных государственными служащими, для них предусмотрены следующие виды ответственности:
Дисциплинарная ответственность применяется за виновные проступки, т.е нарушение правил и обязанностей службы, трудовой дисциплины. Применяется: 1) в порядке подчиненности (за невыполнение или ненадлежащее выполнение распоряжений и должностных обязанностей); 2) в соответствии с правилами внутреннего распорядка (за их нарушение); 3) в порядке, установленном ведомственными уставами и инструкциями (за нарушение требований уставов, положений и инструкций). Выражается в виде дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, увольнение). Для госслужащий могут применяться специальные дисциплинарные взыскания, связанные с порядком прохождения ими госслужбы.
Административная ответственность применяется за правонарушения, связанные с несоблюдением госслужащим правил, установленных в сфере госуправления, которые госслужащий обязан обеспечивать своей деятельностью, а именно 1) охрана порядка управления, 2) охрана государственного и общественного порядка, 3) охрана природы, 4) охрана здоровья населения и иных правил, выполнение которых входит в служебные обязанности государственного служащего. Выражается в применении административных взысканий – главным образом, штрафных санкций.
Уголовная ответственность наступает за совершение должностных преступлений, совершенных при исполнении служебных обязанностей, таких как: 1) коррупция, 2) должностной подлог, 3) превышение власти или служебных полномочий, 4) злоупотребление властью, 5) халатность. Выражается в применении по приговору суда уголовных наказаний, зачастую связанных с лишением или ограничением свободы.
Материальная ответственность государственных служащих наступает в случае нанесения ими своими служебными действиями материального ущерба государству или нанимателю действующему от лица государства. Возмещение ущерба производится как в административном, так и в судебном порядке. Подразделяется на: ограниченную, полную и повышенную (кратную). Материальная ответственность может сочетаться с иными видами юридической ответственности.
Вопрос 37 ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ВИДЫ
Форма управленческой деятельности — это внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами государственного управления (должностными лицами) в целях осуществления предоставленных им полномочий как субъектами исполнительной власти и вызывающих определенные последствия.
Формы управленческой деятельности классифицируются:
по характеру действий: правовые; неправовые;
по целенаправленности: внутренние; внешние;
по способу выражения: словесные (письменные и устные); конклюдентные.
по содержанию: правотворческие; правоприменительные.
Вопрос 38 ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИХ ЭТАПЫ
Правотворческая деятельность – закл-ся в подведении субъектом управления конкретного факта, имеющего юр значение под соответствующую норму права, с целью принятия индивид-го пр акта д. разрешения конкр управленческого дела.
Ее этапы:
1. установление фактич-х обстоятельств дела
2. выбор соотв нормы права
3. толкование избранной нормы права
4. издание индивидуального прававого акта
5. исполнение индивид-го прав акта.
Правотворческая деятельность – закл в выработке прав. Норм, их совершенствовании, изменении и отмене путем издания прав актов.
Ее этапы:
1. принятие решения о необходимости разработки проекта прав акта
2. подготовка текста проекта, его доработка, согласование
3. внесение проекта прав акта в уполномоченный гос орган
4. принятие, подписание и утверждение прав акта
5. официальное опубликование прав акта
Вопрос 39 МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ. ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
Метод государственного управления — это способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции и в соответствующей форме.
С общетеоретических позиций указанные методы подразделяются на общие и специальные.
К общим методам управления относят методы убеждения(кот. Закл-ся в комплексе воспитательных, разъяснительных, информационных и организационных мероприятий, целью кот-х явл-ся достижение единства воли государства и гражданина, руководителя и подчиненного) и принуждения(применяется в тех случаях, когда метод убеждения явл-ся неэффективным); контроля; наблюдения; административного надзора; разработки мер воздействия; инструктирования и т.д.
Специальные методы государственного управления подразделяются на административные (прямого воздействия) и экономические (косвенного воздействия). Административные методы управляющего воздействия характеризуются односторонним, непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. Экономические методы характеризуются тем, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы.
Вопрос 40 ПРАВОВОЙ АКТ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ КЛАССИМФИКАЦИЯ
Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически властное требование органов власти или его должностного лица, направленное на установление или изменение административно-правовых норм, на возникновение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации функций и задач органов государственного управления (в первую очередь, органов исполнительной власти).
Классификация правовых актов:
• По юридическим свойствам:
Нормативные, т.е. правоустанавливающие;
Индивидуальные, т.е. правоприменительные.
• По юридическим последствиям:
Обязывающие; Запрещающие; Наделяющие полномочиями; Поощряющие; Содержащие отказы.
• По времени вступления в силу:
С момента принятия; С момента подписания; С момента официального опубликования; С момента включения в национальные и иные реестры; Со специально предусмотренного в правовом акте срока; С даты, специально определенной для некоторых категорий правовых актов.
• По действию в пространстве:
Республиканские; Местные (действующие в конкретной административно территориальной единице).
• По действию во времени:
Постоянные (бессрочные); Временные (срочные).
• По порядку принятия:
Коллегиальные; Единоличные.
• По виду госоргана, издающего правовой акт:
Акты президента (декреты, указы, директивы и распоряжения); Акты правительства (постановления, протоколы совещаний); Акты министерств, госкомитетов, департаментов (приказ, постановления, инструкции, стандарты, уставы, методические правила, положения, программы); Акты органов местного управления и самоуправления – исполкомы, местная администрация, советы депутатов (решения); Акты руководителей государственных органов, организаций, предприятий, учреждений (приказ, распоряжения, инструкция).
• По характеру компетенции государственного органа:
Акты общей компетенции (исполкомами, местными советами депутатов); Акты отраслевой компетенции (органами здравоохранения, связи и т.д.); Акты специальной и межотраслевой компетенции (органами кредита и т.д.); Акты с административной санкцией (советами депутатами, президентом, исполкомами);
• По объемы полномочий государственных органов:
Дискреционные акты – это акты, предполагающие широкий выбор вариантов управленческих решений; Акты, изданные на альтернативной основе, т.е. предполагающие 2 взаимоисключающих варианта управленческих решений; Акты «связанного администрирования» (управления), т.е. предполагающий один возможный вариант управленческого решения.
• По степени сложности акта:
Простые; Сложные; Уникальные.
• По целям принятия:
Оперативно-исполнительные (регулятивные); Правоохранительные.
• По форме принятия:
Словесные (устные, письменные); Конклюдентные акты, т.е. акты, выражающие намерения лица или государственного органа, проявляющиеся в системе знаков, символов, жестов.
Вопрос 41 ПРИЗНАКИ НОРМАТИВ И ИНДИВИД ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ
Признаки нормативных актов:
• Конкретизирует правовые нормы актов более высокой юридической силы.
• Определяет типовые правила поведения в сфере государственного управления.
• Адресованы неопределенному кругу лиц.
• Рассчитанные на неоднократные применения.
• Содержат запреты и ограничения.
• Устанавливают правовой статус государственных органов и должностных лиц.
• Обеспечивают реализацию прав и свобод граждан.
• Обеспечивают охрану установленного правопорядка в сфере государственного управления.
Признаки индивидуальных правовых актов:
• Должны соответствовать законам и иным нормативным правовым актам.
• Выражает конкретные властные требования юридического характера.
• Данные акты имеют персонифицированный характер.
• В большинстве случае, рассчитаны на однократное применение.
• Служат юридическими фактами, которые влекут возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.
• Являются правоисполнительными, распорядительными актами.
• Обеспечивать оперативное решение конкретных административных дел.
• Обеспечивают реализацию правоохранительной функции органов государственного управления.
Вопрос 42 ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К АКТАМ УПРАВЛЕНИЯ
Все требования можно разделить на 3 группы:
• Общие требования законности.
• Специальные требования.
• Организационно-технические требования.
К общим требованиям относят:
• Соответствие Конституции с законом и вышестоящим актом органов управления.
• Соответствие компетенции органа или лица издающего акты.
• Соответствие акта управления в форме, установленной для него законом.
• Соответствие акта установленному для него порядку принятия.
• Официальное опубликование правового акта или доведение его до сведения адресата.
• Экономическая и юридическая обоснованность правового акта.
• Недопустимость нарушения актом конституционных прав и свобод граждан.
• Наличие в правовом акте установленных законом реквизитов (название органа; название акта; место и дата издания; регистрационный номер; должность лица, уполномоченного подписать акт; фамилия уполномоченного лица).
Данные требования распространяются на любые виды правовых актов, не зависимо кто, где, когда их издает.
Специальные требования, установлены для отдельных видов правовых актов:
• В ряде случаев правовой акт должен быть издан в строго установленные для него сроки (постановления об административном взыскании в срок до 2 месяцев).
• В ряде случаев правовой акт требует предварительного согласования с уполномоченным государственным органом (указ президента о назначении премьер-министра предварительно согласовывается с Палатой представителей).
• В ряде случае правовой акт после своего издания должен быть утвержден уполномоченным государственным органом (указ президента о введении чрезвычайного положения утверждается Советом республики).
• Ряд правовых актов обязаны проходить юридическую экспертизу (в Министерстве юстиции, в администрации президента, с 2009г. в Конституционном суде).
• Ряд правовых актов должны включаться в национальный и иные реестры.
• Ряд правовых актов должны содержать ссылки на иные правовые акты для иллюстрации их правовой основы и взаимосвязи.
Вопрос 43 ВИДЫ ДЕФЕКТНОСТИ ПРАВ АКТОВ, ПЕРЕЖИВАНИЕ И ОБРАТНОЕ ДЕЙСТВИЕ ПРАВ АКТА
Выделяют 2 вида дефектных актов:
• оспоримые акты (считается правовой акт, который по мнению заинтересованной стороны или контрольно-надзорного органа содержит ошибки или неточности подлежащие исправлению. По общему правилу в соответствии с принципом презумпции верности правового акта, оспоримый правовой акт считается действующим и подлежит исполнению пока в него не внесены изменения в порядке установленном законом. Исключения составляют опротестование акта прокуратурой, которая приостанавливает действие правового акта до момента рассмотрения протеста)
• ничтожные акты (ничтожным является правовой акт, который содержит изначально неустранимые дефекты или абсурден по-своему содержанию, что является очевидным, в том числе для лиц не имеющих специальной юридической подготовки. Ничтожность правового акта может быть признана также в судебном порядке, как в целом, так и в какой-либо его части. Ничтожный правовой акт утрачивает свое действие с момента определенного решением суда. Ничтожные правовые акты не подлежат исполнению, а попытка исполнить их влечет юридическую ответственность).
Под переживанием понимают распространение действия утратившего свою юридическую силу правового акта на период времени, в котором действует вновь принятый правовой акт. Цель подобного переживания правового акта окончательно урегулировать правовые отношения, возникшие в период действия утратившего силу правового акта в отношении конкретных лиц или событий .(правонарушение совершенное 28 февраля 2007года и подлежащее рассмотрению в марте-апреле 2007 года должно было рассматриваться по нормам КОАП 1984 года, несмотря на то, что с 1 марта 2007 года вступили в действие новые КоАП и ПИКоАП. Это вызвано тем, что правонарушение совершено в период действия старого кодекса и должно быть рассмотрено по его нормам. )
Под обратным действием правого акта понимают распространение юридической силы вновь принятого правового акта на период времени, который предшествовал его принятию, т.е. на период действия старого правового акта. Цель данной юридической процедуры с точки зрения гуманизма устранить ранее возложенные на лицо обязанности или снизить ранее примененные к лицу меры ответственности. В случае ужесточения мер ответственности или возложения новых обязанностей вновь принятый правовой акт обратного действия не имеет (если лицо совершившее правонарушение 28 февраля 2007 года, в соответствии с КоАП 1984 года должно было подвергнуться взысканию в виде административного ареста, а по новому КоАП с 1 марта 2007 года арест был устранен или заменен штрафом, то рассмотрение дела должно было проводиться в соответствии с нормами КоАП вступившего в действие 1 марта , так как он предполагает более гуманные меры ответственности).
Вопрос 44 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ И ИХ ВИДЫ
Административно-предупредительные меры - это способы и средства предотвращения правонарушений, а также предотвращение нежелательных последствий, различных неблагоприятных природных явлений и результатов человеческой деятельности.
Данные меры применяются ещё при отсутствии факта правонарушения. Они имеют характер различных ограничений и рекомендаций и в связи с этим не влекут неблагоприятных последствий в отношении лиц, к которым они применяются.
Все административно-предупредительные меры можно разделить на 4 группы:
• Меры, направленные на предотвращение административных правонарушений (проверка документов, пограничный и таможенный контроль).
• Меры, направленные на предотвращение вредных последствий природных явлений или человеческой деятельности (ограничение движения транспорта, создание карантинов во время эпидемий, ограничение въезда на территорию катастроф).
• Меры лечебно-предупредительного характера (направление в лечебные учреждения лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями).
• Меры, препятствующие уклонению лиц от исполнения возложенных на них обязанностей (прохождение медицинского освидетельствования; помещение лица под превентивный надзор).
Вопрос 45 МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ И ИЗ ВИДЫ
Меры административного пресечения, как и по своему объему, так и по частоте применения являются наиболее распространенными мерами административного принуждения.
Меры пресечения представляют собой совокупность способов и средств воздействия на виновное лицо, совершившее административное правонарушение, с целью:
Прекращения административного правонарушения.
Недопущения или минимизации вредных последствий, совершенного правонарушения.
Создания условий привлечения виновного лица к административной ответственности.
Все меры административного пресечения можно разделить на общие и специальные.
Выделяют 6 групп общих мер пресечения:
• Меры, адресованы непосредственно личности правонарушителя (требования о прекращении правонарушения, задержание, доставление лица в служебное помещение).
• Меры имущественного характера (изъятие оружия, транспортных средств, денежных средств, иных незаконных предметов или орудий правонарушения снос незаконного строительства).
• Меры финансового характера (арест банковского счета, сокращение или прекращение бюджетного финансирования).
• Меры технического характера (запрет эксплуатации неисправного транспорта; запрет эксплуатации помещений, несоответствующих техническим требованиям).
• Меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционного работника или лице, не имеющего документа, подтверждающего здоровье; прекращение работы предприятия торговли или питания, нарушающего санитарные требования).
• Меры разрешительно-лицензионного характера (отказ в выдаче водительских прав, право на ношение оружия, в изготовлении печати, отзыв лицензии).
В административном праве такие понятия как арест и конфискация рассматриваются только как административные взыскания, которые применяются по решению суда, после рассмотрения дела об административном правонарушении. В качестве мер пресечения данные понятия не применимы и соответствующими мерами пресечения в данном случае является задержание и изъятие.
Вопрос 46 СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ
В случае не эффективности общих мер пресечения возможно применение строго регламентированных законом специальных мер административного пресечения. Данные меры представляют собой комплекс мероприятий преимущественно организационного и технического характера и заключаются в применении:
• Огнестрельного (табельного) оружия.
• Наручники и иные блокирующие движение средства.
• Аэрозольные и химические препараты.
• Средства электрического поражения.
• Специальный автотранспорт.
• Водометная техника.
• Служебные животные.
• Палки резиновые.
Указанные средства специального пресечения в соответствии с законом об ОВД следует и допустимо применять только:
• При защите сотрудника ОВД и иных лиц от противоправного посягательства.
• При охране и защите объектов и режимных территорий.
• При освобождении заложников.
• При злостном неповиновении законным требованиям сотрудника, охраняющего общественный порядок.
• При конвоировании или транспортировки осужденных и задержанных, если существует угроза их побега или совершения противоправных действий.
• Для устранения массовых беспорядков.
Закон об ОВД предусматривает применение огнестрельного табельного оружия в следующих случаях:
• Подача сигнала тревоги или призыва о помощи.
• Для ликвидации животных, представляющих угрозу жизни и здоровью человека.
• Для остановки транспортного средства, в котором скрывается лицо, совершившее преступление.
• В случае необходимой обороны от посягательства вооруженного лица, чьи действия представляют угрозу жизни сотрудника ОВД и иных лиц.
• В случаях ситуаций крайней необходимости, когда причиненный с применением оружия ущерб не превышает предотвращенную опасность или вред.
• В случае задержания преступника путем причинения ему вреда.
Специальные меры пресечения, а тем более огнестрельное оружие недопустимо применять в отношении несовершеннолетних, беременных, лиц с ограниченными возможностями. Поражающие воздействия специальных средств не должно быть направлено на жизненно важные органы человека.
Вопрос 47 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.
Административная ответственность характеризуется следующими основными чертами:
1. Она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права;
2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение;
3. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания;
4. Административные взыскания применяются широким кругом органов и должностных лиц;
5. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им нарушителей;
6. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;
7. Меры административной ответственности применяются в соответствии с административно-процессуальным законодательством.
Вопрос 48 ОБСТАЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВ-ТЬ
В ряде случаев, прямо предусмотренных законом, исключается административная ответственность лица, совершившего деяния, имеющие признаки административного правонарушения. Основанием этого является наличие следующих обстоятельств, которые свидетельствуют об отсутствии вины в действиях вышеуказанного лица:
1) не достижение лицом возраста административной ответственности – 16-ти лет в общем случае и 14-ти лет в случаях, прямо предусмотренных законом (мелкое хулиганство, мелкое хищение, нарушение правил проезда в общественном транспорте и др.) – (ст.4.3 КоАП);
2) невменяемость лица, т.е. неспособность лица отдавать отчет своим действиям и руководить ими в связи с психическим расстройством или слабоумием – (ст.4.4 КоАП);
3) отсутствие заявления со стороны потерпевшего, т.е. лица, которому противоправными действиями причинен физический, материальный или моральный ущерб – (ст.4.5 КоАП);
4) осуществление лицом необходимой обороны, т.е. права на защиту жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения вреда посягающему. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим физическим лицам или уполномоченным государственным органам – (ст.5.1 КоАП);
5) причинение лицом вреда правонарушителю, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным – (ст.5.2 КоАП);
6) действия лица в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем вред предотвращенный – (ст.5.3 КоАП).