Сроки рассмотрения обращения

Этапы рассмотрения обращения Срок
1. Обязательная регистрация обращения В течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу
2. Перенаправление обращения, содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица. В течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
3. Рассмотрение обращения В течение тридцати дней со дня регистрации письменного обращения. Срок может быть продлен еще на тридцать дней с обязательным уведомлением об этом гражданина (например, при проведении проверки факта, указанного в сообщении, необходимо истребовать документы от других государственных органов). Следует учитывать, что срок продлевается, как указывает закон, в исключительных случаях (ч.2 ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), и причина продления обязательно должна быть объяснена гражданину в уведомлении и должна быть уважительной.

В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место. Отказ в рассмотрении обращения по причине отсутствия возможности выезда на место либо выезд за счет средств обратившегося гражданина –незаконны(ч.2 ст.9 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод, что конституционное право граждан на обращения довольно чётко расписано в законодательстве. Необходимо подчеркнуть, что данным конституционным право обладают не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства (ч. 3 ст.62 Конституции РФ; ч.3 ст. 1 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Поэтому отказ в приёме обращения только на основании того, что оно подаётся лицом, не являющимся гражданином Российской Федерации, –незаконен.

Что необходимо знать гражданину, чтобы своевременно получить ответ на свое обращение?

Гражданину, чтобы получить ответ на свое обращение, необходимо:

- указать в нём свои Ф.И.О. и почтовый адрес, по которому он ожидает ответ или электронный адрес;

- написать текст разборчивым почерком, а лучше напечатать на компьютере, чтобы у должностного лица не было соблазна отписаться замечанием о том, что обращение «не поддается прочтению»;

- приводить новые доводы или обстоятельства в очередном обращении в тот же орган (к тому же должностному лицу), если ранее многократно давался не устраивающий его ответ на обращение по тому же вопросу.

Что не допускается указывать в обращении?

- выражать в обращении свои гневные чувства по отношению к какому-либо чиновнику или деятельности органа в целом (то есть употреблять нецензурные либо оскорбительные выражения, угрожать жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи);

- обжаловать судебное решение – такая жалоба будет возвращена гражданину с формальной отпиской о порядке обжалования судебного решения по подведомственности и подсудности.

Какие нарушения допускаются сотрудниками органов государственной власти и органов местного самоуправления при рассмотрении обращений граждан?

Нарушения допускаются различные: оставление заявления без ответа, несвоевременная дача ответа, проведение проверки не в полном объеме и др.

Какая ответственность установлена кроме дисциплинарной за ненадлежащее рассмотрение обращений граждан органами государственной власти и органами местного самоуправления?

Нормами ст.ст. 13-14 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлена ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Как правило, до недавнего времени данная ответственность являлась дисциплинарной. В 2011 году глава 5 Кодекса об административных правонарушениях РФ (административные правонарушения, посягающие на права граждан) дополнена статьёй 5.59, предусматривающей административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.[1]

Исходя из содержания данного нормативного правового акта дело по ст. 5.59 КоАП РФ может быть возбуждено в следующих случаях:

1. При нарушении прав граждан на рассмотрение обращений, указанных в п.п. 1-3 ст. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

2. При нарушении сроков регистрации и перенаправления обращения для рассмотрения по существу в другой государственный орган, установленных ч.ч. 2-4 ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

3. При нарушении запрета направлять жалобу гражданина должностному лицу, чьи действия обжалуются (ч. 6 ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»);

4. При нарушении сроков рассмотрения обращений граждан, установленных ст.ст. 11, 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Субъектами, которые могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.29 КоАП РФ, являются только должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.

Организации всех форм собственности, а также их должностные лица не являются субъектами, которые могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ, поскольку на них не распространяются требования ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», касающиеся порядка и сроков рассмотрения обращений граждан.

Куда обращаться гражданам в случае нарушения их прав при рассмотрении обращений и жалоб?

Обжаловать ответы органов государственной власти или органов местного самоуправления граждане могут в вышестоящую организацию (вышестоящему должностному лицу) или в прокуратуру по месту расположения органа (организации, учреждения), либо в суд.

Возбудить дело об административном правонарушении по ст.5.59 КоАП РФ вправе прокурор.

Наши рекомендации