К какому направлению себя относит автор.
Введение.
Никколо Макиавелли был первым теоретиком военного искусства в свое время. Книга Макиавелли — ценный военно-исторический документ. В ней автор вскрыл закономерность того исторического процесса, который определил для Флорентийской Республики необходимость замены наемных кондотьерских войск народной милицией; необходимость пополнение армии молодежью, определил особую роль пехоты в общем комплексе боевых сил, изложилсвои методы боевой подготовки и место, отводимое в ней одиночному обучению, принципы боевого снабжения армий и пр.В трактате Никколо Макиавелли описывается плачевное состояние армии. Автор хочет напомнить читателям о забытых устоях, установленных и соблюдавшихся их предками на протяжении веков. В современной армии нет дисциплины, солдаты заняты играми, пьянством и блудом, а не ежедневными военными упражнениями, закаляющими тело и укрепляющими боевой дух солдат. В книге отмечается, что нынешние правители заботятся о собственной роскоши,которую могут себе позволить за счёт налогообложения и угнетения граждан, а не о безопасности своей страны и народа.Всем этим озадачен герой трактата и пытается донести до молодых людей, которые его окружают свой опыт и знания по реформированию армии, возрождению старых традиций, адаптированных к современным видаморужия, методам и тактике видения боя. Макиавелли хотел написать практическое руководство. Поэтому он выбрал в качестве главного действующего лица своего трактата-Фабрицио Колонна, знаменитого кондотьера и военачальника, который являлся практиком, поэтому читатель воспринималего слова, а как советы опытного в военном деле человека.
Все это способно вызывать интерес к данной книге и у современного читателя, который, знакомясь с трудом Макиавелли, должен делать поправку на время, в которое жил Макиавелли, особенности государственного строя, общественные устои.
О военном искусстве.
Трактат "О военном искусстве" - единственное политическое сочинение автора, опубликованное при жизни. Именно оно было рекомендовано в качестве учебного пособия для русской армии. Имя Макиавелли стоит в одном ряду с такими классиками теории военного дела как Гай Юлий Цезарь и Сунь Цзы.
Книга Никколо Макиавелли «О военном искусстве» рассказывает нам о том, что были забыты традиции предков, и современные порядки не идут не в какое сравнение с порядками прошлого. Были забыты важные устои, правила, которые обучали солдат и приводили их к победе. Так жеговориться о потере нравов в современном обществе и что самое главное трактат призывает браться за оружие только по необходимости, а не делать войну своим ремеслом.
Весь трактат состоит из беседы между кондотьером Фабрицио Колонна, находящимся во Флоренции проездом после боевых действий в Ломбардии во главе войск испанского кроля Фердинанда, и группой молодых флорентинцев. Фабрицио самого начала беседы заявляет, что не может быть стабильным и счастливым такое государство, которое позволило бы существовать в своих границах профессиональной армии целиком зависимой от искусства войны. По его мнению искусство войны – «это не то искусство, с помощью которого люди всегда могут жить честно …».
Из их беседы мы понимаем, современная армия слаба и посвящает всё свободное время не боевым упражнениям, а развлечениям.Один из вопрошателей поинтересовался, как бы их гость устроил своё войско. Странник был очень рад то, что молодое поколение интересуется этим и начал свой рассказ. Первым делом особое внимание он уделил бы пехоте, так как хорошая пехота может победить как конного врага, так и пешего. Он заставил бы юношей выполнять упражнения в тяжёлых доспехах и с тяжёлыми снарядами, чтобы одев доспехи и взяв оружие, оно показалось им намного легче, чем их снаряды, а значитувеличило бы шансы к победе. Конные войска он собирал бы реже на сборы, ведь езде на лошади их обучали дома, остальные упражнения как у пехоты, плюс они должны были уметь в полном обмундировании запрыгнуть и слезть с лошади с первого раза.
Также особое внимание необходимо уделять строю и музыке. Каждый солдат должен различать знамя, знать своё место, для этого каждому солдату присваивался его номер и он должен по первому приказу занять своё место. Если этого не сделать, в экстренный момент люди не смогут вовремя собраться и войско будет разбито. Чтобы избежать этогоон дополнительно приставляет к каждому десятку декурионов(начальников десятков), а к каждой сотне центурионов(начальников сотен), которые обязаны следить за строем и доносить до солдат приказы командира батальона, а он свою очередь - приказы главнокомандующего.
Музыка в строю играет очень важную роль, ведь именно она контролирует шаг солдат, успокаивает или раззадоривает. В истории описывается случай, когда Александр Македонский услышав за столом боевой марш, так разволновался, что схватился за меч.
Автор.
Автор трактата «О военном искусстве» Никколо Макиавелли-политический мыслитель, государственный деятель, писатель и историк эпохи Возрождения, один из основателей политической науки.
Родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, в 1469 году, в семье адвоката. Помимо Никколо в семье воспитывались еще две старшие сестры и младший брат. В силу скромного достатка семьи будущий политик и писатель не смог получить университетского образования. Но будучи ровесником «золотого века» гуманизма во Флоренции он достаточно хорошо изучил латынь и свободно читал латинских классиков Тита Ливия и Цицерона. Не зная древнегреческого, Макиавелли познакомился с трудами Фукидида, Полибия и Плутарха в латинских переводах. Преимущественный интерес мыслителя к политике и истории связан со сложным историческим моментом, переживаемым Флоренцией и Италией в целом накануне Итальянских войн (1494–1559), развязанных Францией и Испанией.
Макиавелли жил в беспокойную эпоху, когда Римский папа мог обладать целой армией, а богатые города-государства Италиипопадали один за другим под власть иностранных государств - Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Его жизнь протекала в условиях острейшего политического и экономического кризиса, во многом обусловленного началом развития капитализма в европейских странах и перемещением главных торговых путей.
В период Республики Макиавелли активно занимался практической политической деятельностью. Уже в 27 лет он – секретарь Совета Десятой Флорентийской республики, позднее – посол в ряде западноевропейских государств.
После падения Республики власть перешла в руки семьи Медичи, которые заподозрили Н. Макиавелли в участии в заговоре, за что последнего заключили в тюрьму, и только при содействии Папы Льва X его освобождают и высылают в деревню.
С этого времени начинается период его плодотворного литературного и научного творчества, разрабатывается его политическая доктрина, изложенная в работах "Государь", "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия", "Искусство войны" и др. Обладая богатым опытом политической деятельности и достаточной информацией о политических процессах своего времени, Макиавелли глубоко обосновал эмпирические основы теории политики.
Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Однако, в своих произведениях Макиавелли показывает, что правителю наиболее выгодно опираться на народ, для чего необходимо уважать его свободы и заботиться о его благосостоянии. Нечестность он допускает только лишь в отношении врагов, а жестокость - только к бунтовщикам, чья деятельность может привести к большему ущербу.
Автор идеи о всеобщей воинской обязанности — в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной армии, к набираемой по призыву из граждан государства.
Структура.
Трактат состоит из 7 глав(книг):
Книга первая.
Книга вторая.
Книга третья.
Книга четвёртая.
Книга пятая.
Книга шестая.
Книга седьмая.
Тема: Военное ремесло.
Большое место в своих рассуждениях о военном искусстве Макиавелли отводит полководцу. От него он требует силы воли, твердости, решительности и больших знаний во всех областях военного искусства. Каждый главнокомандующий должен обучать и поддерживать своё войско. Следить, чтобы солдаты было сыты, здоровы и своё свободное время тратили на тренировки, отдых или готовку пищи, а не на игры и распитие спиртных напитков, ведь известно много примеров поражения войска, когда воины были мертвецки пьяные. Ежедневные физические упражнения поддерживали в солдатах здоровье и давали им меньше время на развлечения, а для того чтобы войско не хмелело солдатам давали вино, разбавленное водой или воду приправленную уксусом для вкуса.От войск нужно требовать высокой боевой выучки, дисциплины, точной, простой организации.
Весьма подробно исследуются вопросы материального обеспечения и боевого снабжения частей. Даются сведения, как уберечь войска от паники, как обмануть противника, воспользоваться допущенной им оплошностью и пр. В стремлении разбить врага, покончить с его живой силой, Макиавелли не останавливается перед такими средствами, как отравление войск противника. Макиавелли с большой тщательностью исследует ближний бой того времени; он отводит должное быстроте атаки, предвидит большие возможности в развитии ручного огнестрельного оружия. Перед боем лучше разведать территорию и выбрать просторную местность для боя, где можно полностью расположить своё войско и останется место для манёвров. Любая неровность местности может повлиять на точность артиллерии, что скажется на эффективности боя. При построении войска нужно соблюдать плотность шеренг, не забывать про интервалы, чтобы отступающие шеренги могли вливаться в шеренги стоящие позади или наоборот. Также нужно помнить,что непреодолимую силу не нужно останавливать, так как это принесёт огромный ущерб. Александр Македонский поступил мудро, сделав брешь в рядах, когда в Индии против его войска противник в первых рядах поставил слонов. Слоны попали в брешь, между войсками и были разбиты, не принеся существенного урона войску Александра Македонского.
Также хорош тот бой, которого не было, и враг был побеждён не мечом, а хитростью, как это сделал Цезарь в битве с галлами. Он приказал снарядить мулов и привязать к их рогам хворост и поджечь, противник подумал, что к римлянам идёт большое подкрепление и подался в бегство. К другой хитроумной уловке прибегнул Сципион, он перед каждым началом боя зажигал сигнальный костёр и этим обозначал начало к атаке, однако перед одним таким боем сигналом был поднятое вверх знамя. Противник подумал, что боя не будет и расслабился, а римляне тем временем скрытно подошли к лагерю противника и разбили его. Ещё можно изнурить противника, если он предпочитает начинать бой с утра нужно не выдвигаться до последнего, тянуть время и тем самым изнурить противника. Ведь если бой случится в полдень или вечером противник будет уставшим, а если он расслабиться,то не составит никакого труда разбить его в обоих случаях.Макиавелли описал ряд правил, применимых и полезных в военном деле:
· Все, что полезно неприятелю, вредно тебе, и все, что полезно тебе, вредно неприятелю.
· Никогда не веди войска в бой, пока ты не внушил им уверенности в себе.
· Никогда не начинай сражения, если ты не знаешь, что войска верят в победу.
· Лучше сокрушить неприятеля голодом, чем железом, ибо победа гораздо больше дается счастьем, чем мужеством.
· Лучший замысел — это тот, который скрыт от неприятеля, пока ты его не выполнил.
· Умей на войне распознавать удобный случай и во-время за него ухватиться. Это искусство полезнее всякого другого. Природа редко рождает храбрецов. Они во множестве создаются трудом и обучением.
· Дисциплина на войне важнее стремительности.
· Советуйся со многими о том, что надо предпринять; сообщай только избранным о том, что уже решено.
· Кто в беспорядке преследует разбитого врага, стремится только к тому, чтобы из победителя превратиться в побежденного.
· Если ты хочешь узнать, не забрался ли днем в лагерь шпион, прикажи всем разойтись по палаткам.
· С неожиданным бороться трудно, со всем предвиденным заранее — легко.
· Люди, оружие, деньги и хлеб — вот жизненная сила войны.
· Обезоруженный богач - награда бедного солдата.
Категории.
Основным родом войск является пехота; конница немногочисленна, по высокого качества. Роли артиллерии Макиавелли в полной мере еще не учитывал, но отмечает в своем труде ее тактическую ценность. В книге дается описание частей и подразделений войска.
- Пехотинцы со щитами-войны вооружённые щитом и мечом
- Пехотинцы с пиками войны вооружённые пиками
-Декурионы - начальники отрядов (декурии),состоявшего из10 и более всадников.
-Велиты-разновидность лёгкой пехоты в древнеримской армии. Часто использовались как застрельщики.
- Центурион-командир подразделения.
- Главнокомандующий-высшийначальник вооружённых сил государства (или коалиции государств), обычно в военное время, а иногда и в мирных условиях.
- Тяжёлая конница-род ударных конных войск, в сухопутных войсках вооружённых сил многих государств мира.
- Лёгкая конница-род войск, использовавший коней быстрых и малых по массе пород (450—500 кг), обычно высоких, способных совершать длительные дневные переходы на подножном корме, без существенной потери боевых качеств.
- Артиллерия-род войск, основным вооружением, которого являются артиллерийские орудия — огнестрельное оружие относительно крупного калибра: пушки, гаубицы, миномёты и т. п.
Каждая рота имела свое знамя из материи«Соответствующего цвета», причем! Все знамена были украшены изображением флорентийского льва.
Стр. 145
К какому направлению себя относит автор.
Никколо Макиавелли-видный итальянский политический деятель, историк, военный теоретик и философ, его считают основоположником «учения политического реализма».
Макиавелли изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый, идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого, в плоскость объективного и реального.
Природа политики, но мнению Макиавелли, коренится в глубинах человеческой психики. Человек как существо, наделенное разумом и свободной волей, стремится к превосходству над другими индивидами для получения желаемых благ. Однако желания всегда обгоняют реальные возможности человека. Природа создала людей таким образом, – писал Макиавелли, – что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть.
Участие в борьбе за политическую власть позволяет человеку удовлетворить те потребности, которые были для него недоступны. Интересы и потребности являются мотивами политического участия.
Макиавелли считал, что политическая наука – это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. Политическая наука, по его мнению, должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами: поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Метод политического реализма, который ввел в политическую науку Макиавелли, окончательно освобождает ее от религии.
По его мнению, политика не должна опираться на моральные принципы, ей надлежит исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств,а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства – с обстоятельствами и результатами.Макиавелли отделял политику и право от морали на том основании, что мораль – это сфера вечного, а политика и право-область повседневных интересов. Использование коварства и насилия является, по Макиавелли, не самоцелью, а неизбежным злом, направленным против еще большего зла. Никколо Макиавелли, всячески подчеркивал, что государственный деятель должен руководствоваться политическими реалиями, если не хочет обречь себя на неудачи и поражения.Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макивеаллизм».
Отношение к работе.
Прочитав, трактат Никколо Макиавелли « О военном искусстве», я увидел что он смог обозначить очень много интересных вопросов об организации и применении вооруженных сил не только в рамках того времени, когда он жил, но и в современной жизни.В большинстве случаев я согласен с автором и его взглядами о тактикеведения боя, построения войск, построения лагеря, офизическом и моральном воспитание солдат, о хитростях, которые можно и нужно применять для достижения победы.
Считаю верным мнение автора о то, что победу приносит не слепое повиновение и не безудержность, а дисциплина и только. Даже при малочисленности войск можно победить благодаря дисциплине. Пирр любил говорить, что с 15 000 солдат он готов идти на весь мир.
Интересны его размышления о правителе. Макиавелли считал неотъемлемыми качествами военноначальника: трезвость мысли, рационализм, умение планировать, знание особенностей человеческой психики. Его «правитель», должен был обладать несгибаемой волей, направленной на выполнение поставленной задачи, и традиционные нормы морали, как считал Макиавелли, не должны были служить препятствием для достижения цели.Макиавелли указывает и на значимость патриотизма как одного из важнейших факторов мотивации к военной службе и поддержания боеспособности армии вообще: «Стойкость укрепляется любовью к родине, привязанностью к вождю и доверием к нему».
Заключение.
В своем труде «О военном искусстве» Макиавелли подверг тщательному, анализу организацию, методы боевой подготовки, стратегию и тактику вооруженных (наемных) сил-своего времени. Он резко критикует принцип устройства вооруженных сил на основе наемничества - кондотьерства. Глубоко изучив военную и общую историю и учитывая собственный опыт по организации вооруженных сил Флорентийской республики, Макиавелли, обладая проницательным умом, рисует новую армию, создаваемую на принципах к милиции. Макиавелли опередил свое время. Он мечтал о регулярной армии, когда еще не сложилось ни национальной идеи, ни необходимого для такой армии однотипного вооружения. Однако его фантазии стали предвестниками нового периода в истории европейских армий, да и в политической истории в целом.
Список литературы:
Никколо Макиавелли трактат «О военном искусстве»
Москва: Издательство ACT, 2016.