Влияние идей на современную философию.
В борьбе за сохранение и подлинно научное объяснение учения Пейна, за популяризацию его гуманистических взглядов, осуждающих социальное неравенство и духовное рабство, главная роль принадлежит марксистам США, Англии и других стран.
Исследования прогрессивных ученых последнего времени показывают, что идеи Пейна сразу же после его смерти в 1809 г. распространялись известными издателями, поплатившимися за свою смелость – Р. Карлейлем, Т. Уокером, Т. Спенсом и Д. Итоном. Их поддерживали значительные круги пролетариата Англии и США. Они использовались в классовой борьбе. Книги Пейна «Здравый смысл» и «Права человека» находились в кёльнской библиотеке К. Маркса. Имя «известного демократа» Пейна, как называл его Ф. Энгельс, было популярно среди английских рабочих[22]. Его сочинения, несмотря на чинимые препятствия, доходили до рабочих, у которых пользовались большим спросом, их рекламировала рабочая и радикальная пресса.
Демократические принципы Пейна и его борьба за избирательное право оказались созвучными борьбе чартистов за всеобщее избирательное право и другие реформы. Не случайно в 1842 г. «Национальная чартистская ассоциация» издала в одном томе труды Пейна («Права человека», «Здравый смысл» и «Аграрная справедливость») и свою хартию. В предисловии к изданию было сказано: «В Пейне свобода нашла своего страстного друга, деспотизм - непримиримого врага; добродетель нашла в нем бесстрашного защитника, а бронзовое зло (т. е. монархия. – Н. Г.) поколебалось от силы его магического пера»[23].
В Соединенных Штатах Америки книги Пейна неизменно пользуются спросом в самых широких кругах читателей из среды рабочих и демократической интеллигенции. И здесь, как в Англии, с 20-х годов XIX в. Передовые круги американского общества начали регулярно праздновать годовщины со дня рождения Пейна. Последователи его создавали общества, пропагандировавшие его взгляды. В 1818 г. религиозная пресса подвергла резким нападкам «Дискуссионное общество» за то, что оно пропагандировало идеи Вольтера и Пейна. Биограф Пейна Вейль, решивший «наводнить страну популярной деистической книгой» Пейна «Век разума», 1845 г. организовал ее дешевое издание.[24]
В конце XVIII и в течении XIX в. Труды Пейна в России были под запретом. Однако идеи Пейна все же доходили до русских читателей, хотя о самом мыслителе они знали очень мало. Одним из источников проникновения в Россию в 80 – 90-х годах XVIII в. взглядов был труд Рейналя «Философия и политическая история об учреждениях и торговле европейцев в обеих Индиях», и в частности последний том его – «Революция в Америке».
Для русских революционеров, в частности, А. И. Герцена, Пейн был символом прогрессивных сил.[25] Лишь в начале XX в., почти через сто лет после смерти Пейна, отрывки из его трудов впервые увидел свет на русском языке. Буржуазный либерал П. Г. Мижуев в книге «Великий раскол англосаксонской расы» поместил извлечение из пейновского «Здравого смысла», снабдив его выразительным примечанием, с намеком на царскую цензуру, что возможно опубликовать только самое небольшое извлечение по соображениям, которые, как он надеялся, будут весьма понятны читателю.
Только при Советской власти труды Пейна стали достоянием широких круго читателей и предметом изучения в нашей стране. Научный анализ мировоззрения Пейна был предпринят еще в довоенные годы профессором Б. Э. Быховским. В 1959 г., к 150-летию со дня смерти Пейна, в СССР впервые вышло научное издание «Избранных сочинений» Пейна. Исследованием Пейна занимались профессор М. П. Баскин, академик А. М. Деборин, ученые В. Вю Воронов, Б. С. Громаков, Л. Н. Гончаров, Х. Ф. Сабиров.
Творчество Томаса Пейна, выходца из народа, великого революционера и демократа, отстаивавшего интересы угнетенных масс, идеи мира и социального прогресса, привлекает внимание советской исторической и философской науки.[26]