Влияние других наук на философию
Конкретные открытия в естествознании и ряде гуманитарных наук и основанные на них различные концепции и учения оказали значительное влияние на современную философию: одни подтверждали какие-то философские идеи2, другие стимулировали возникновение особых школ и направлений в философии или хотя бы особых идей внутри этих школ3, третьи способствовали общему становлению «духа времени» и современной научной парадигмы, и через нее влияли на те или иные философские учения.
Можно проследить ряд интересных соответствий, говорящих об общих тенденциях и параллелях в развитии философии и других наук. Особенно интересным и принципиально важным оказывается то обстоятельство, что исследования и в естественных науках, и в философии показали, что в общей картине мира важнейшая роль принадлежит
1 Иногда ее называют боровско-эйнштейновской: по именам Н. Бора — одного из «отцов» квантовой механики и А. Эйнштейна — создателя теории относительности.
2 Например, эволюционная теория Дарвина, «стрела времени» в термодинамике, концепция Большого взрыва и т.д. подтверждали философские представления о развитии мира; выделение структурных уровней организации материи в биологии подтверждали философские идеи структурализма и общей теории систем и т.д.
3 Например, открытия в области психиатрии прямо повлияли на становление психоаналитической философии, а открытия в области семиотики (общей теории знаков) и лингвистики оказали значительное влияние на появление и развитие структурализма, герменевтики, неопозитивизма, постпозитивизма и т.д.
субъекту и человеческому сознанию, а также то, что развитие естественных наук оказало серьезное влияние на рационализм и иррационализм в философии.
Субъект в современной картине мира. В 1927 г. Нильс Бор для описания объектов микромира, изучаемых в квантовой механике, сформулировал принцип дополнительности. Причиной стал вывод о невозможности однозначным образом решить проблему природы света. Дело в том, что в некоторых отношениях свет ведет себя как поток частиц (корпускул), а в других — как волна. Данный принцип постулирует корпускулярно-волновой дуализм света и требует его «дополнительного» описания через взаимоисключающие понятия (и как потока частиц, и как волны). Сам Бор считал, что появление этого принципа связано с попытками объяснения явлений микромира, находясь при этом в макромире, а именно:
• во-первых, с попытками объяснить явления микромира посредством понятий, возникших при изучении макромира (т.е. как продолжение ньютоновской традиции недифференцированного отношения к миру, отказу от выделения принципиально различных структурных уровней бытия);
• во-вторых, с общими сложностями образования понятий в сознании человека, связанных с разделением бытия на субъект и объект (об отрицательных последствиях разделения на субъект и объект в европейской философии говорил уже Ницше, и эта идея оказалась подхвачена в феноменологии, экзистенциализме, прагматизме и т.д.);
• в-третьих, при наблюдении и описании явлений микромира мы не можем абстрагироваться от относящихся к макромиру наблюдателя и средств наблюдения.
Бор полагал, что «принцип дополнительности» является подходящим не только для описания объектов микромира, но и имеет общеметодологическое значение1, и в современной науке он действительно получил широкое распространение в самых различных сферах знания. В философии же с ним можно сопоставить, в первую очередь, концепцию, имевшую место еще в джайнизме и суфизме о том, что каждое философское учение правильно описывает только отдельную грань бытия, а к пониманию его в целом можно приблизиться, только принимая все эти учения. В современной западной философии аналог этого принципа можно усмотреть в учениях, признающих существование
1 Сам Бор говорил о его применимости в психологии (опираясь при этом на учение У. Джемса, психолога и философа, одного из крупнейших представителей прагматизма) и в биологии.
только субъективной или интерсубъективной истины, а также в общем духе «плюрализма» в XX в., готовности признать возможность сосуществования различных, взаимоисключающих учений.
Другая очевидная аналогия состоит в следующем. Неустранимость наблюдателя и средств наблюдения из физической картины мира, так же как сложности образования понятий в сознании наблюдателя, превращают любую картину мира в заведомо субъективную, т.е. картину мира, «увиденную глазами субъекта». Любая попытка приблизиться к объективной картине мира, уменьшить налет субъективности требует изучения субъекта и особенностей его сознания. Тем самым в центре внимания оказывается сам субъект, его познавательные способности и структура сознания. Именно это и произошло в современной западной философии (табл. 80). В восточной философии (и особенно индийской) субъект с его сознанием изначально находился в центре рассмотрения, и это также было одной из причин того, что современная западная философия стала все более пристальное внимание обращать на восточную.
Тезис о неустранимости субъекта из современной картины мира подтверждается еще одним знаменитым принципом, появившимся в 1930-е гг. в современной физике — «принципом неопределенности» Пауля Гейзенберга. Согласно этому принципу, для любой микрочастицы невозможно одновременно строго определить ее координаты (положение в пространстве) и импульс; то же относится и к другим парам сопряженных величин (энергия и время, момент количества движения и угол).
И, наконец, в 1970-е гг. изучение так называемой «тонкой подстройки» Вселенной, т.е. соотношения между различными физическими константами, привело к формулировке «антропного принципа». Суть проблемы заключается в том, что численные значения физических постоянных, образующих «тонкую подстройку» (таких как безразмерные константы четырех фундаментальных взаимодействий или размерные константы типа гравитационной постоянной, постоянной Планка, заряда электрона, массы электрона и протона, скорости света и т.п.) теоретически не обоснованы: они получены экспериментально и независимо друг от друга, и признание какой-либо конкретной величины физической постоянной происходит в основном на интуитивных началах. Но тогда возникает вопрос: а какой бы была Вселенная, если бы эти величины были бы иными?
Оказалось, что даже при небольшом изменении этих величин (на 10—15%) Вселенная вообще не возникла бы. Иначе говоря, не образовалась бы Вселенная, в которой существует человек — наблюдатель мира. Таким образом, появление человека неразрывно связано с фундаментальными законами Вселенной. Отсюда и следует «антропный принцип», в настоящее время существует две его формулировки.
Слабый антропный принцип:то, что мы предполагаем наблюдать, должно удовлетворять условиям, необходимым для присутствия человека в качестве наблюдателя.
Сильный антропный принцип:Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некоторой стадии эволюции мог существовать наблюдатель.
Таким образом, развитие современного естествознания и физики, в частности, шло параллельно философии, ставя познающего субъекта в фокус внимания.
Рационализм и иррационализм
Практически вся докантовская философия Нового времени строилась на постулате «прозрачности», или абсолютной постижимости, бытия для человека (тезис рационализма). В философии Канта была провозглашена принципиальная непознаваемость внешнего мира, т.е. «вещи-в-себе», но зато был сорван «покров тайны» с человеческого мышления (трансцендентальной диалектики). У Гегеля, где Бытие оказалось тождественным Мышлению, опять восстанавливалась «ясность» и «прозрачность» бытия.
В современной философии, во многом опирающейся на Канта, исходным тезисом часто опять становится идея о принципиальной «непрозрачности», «непроницаемости» бытия (философия жизни, феноменология, экзистенциализм, позитивизм (эмпириокритицизм) и др.). Бытие оказывается непознаваемой и недостижимой «вещью-в-себе», и потому философия обращается к единственно доступному для нее миру явлений человеческого сознания (феноменам и ноуменам) и к человеческим переживаниям. Но и они часто объявляются недоступными рациональному познанию и постижимыми только интуитивно.
Интересно отметить, что как рационалистическое, так и иррационалистическое настроения в философии поддерживались самим ходом развития естественных наук.
Рационализм. Так, в XIX в. открытия в области естественных наук в целом и сделанные на их основе многочисленные технические изобретения, значительно облегчавшие жизнь человека1 повлияли на становление сциентистских настроений в европейской культуре и способствовали выработке современной естественнонаучной методологии, которая стала восприниматься как единственно научная. Это способствовало дальнейшему развитию рационализма в XIX в. и непосредственно повлияло на возникновение и развитие классического позитивизма и марксизма, а в начале XX в. — на появление и развитие общей теории систем и структурализма, а также на развитие неомарксизма (в том числе марксизма-ленинизма).
1 Железные дороги, пароходы, телефон, радио и т.д.
Но уже в конце XIX — начале XX вв. абсолютизация этих позитивистско-сциентистских умонастроений привела в неокантианстве к резкому противопоставлению «наук о природе» и «наук о духе» (культуре) и их методологий (рационалистической и иррационалистической соответственно).
Иррационализм. Хотя на протяжении XX в. в области естественных наук доминирующим оставался принцип рационализма, в области философии все сильнее проявлялась тенденция к иррационализму. Ее развитие было связано с целым рядом фактов. Среди важнейших можно назвать следующие.
Во-первых, математизация и дифференциация наук способствовала тому, что каждая «узкая» научная дисциплина становилась все более «закрытой» и непонятной для всех, кто не специализируется в данной области (в частности, для философов-гуманитариев), приобретая в их глазах характер чуть ли ни «эзотерического» знания. Следствием этого стало, с одной стороны, принципиальное размежевание методологии естественных и «чисто» гуманитарных наук (впервые теоретически осмысленное в неокантианстве), а с другой стороны, усиление тенденции иррационализма в философии. Крушение прежней механистической картины мира, относящейся к макромиру (которая уже поэтому была более «ясной» и «прозрачной» для человека), также способствовало развитию данной тенденции, достигшей своего максимума в конце XX в. в таких течениях, как постструктурализм и постмодернизм.
Во-вторых, использование научных открытий в военных целях1, экологический кризис, ставший результатом интенсивного промышленного развития и т.д., сначала подорвали сциентистские настроения в западной культуре, а затем вызвали их крушение, что способствовало подъему интереса к проблемам бессознательного и иррационального в человеческой психике и к феноменам сознания и нашло свое отражение в философии жизни (Дильтей, Бергсон, Шпенглер и др.), феноменологии (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр и др.), психоаналитической философии (Фрейд, Юм, Фром и др.), экзистенциализме (Бердяев, Шестов, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю и др.), а в конце XX в. — в постструктурализме и постмодернизме, а кроме того, росту интереса к тем течениям восточной (индийской и китайской) философии, в центре которых находятся феномены человеческого сознания (и в первую очередь, буддизму и веданте).
Говоря о влиянии естественных и гуманитарных наук на современную философию, можно выделить ряд наиболее существенных открытий (табл. 88).
1 Отравляющие вещества, аэропланы и т.д. — в Первой мировой войне, управляемые ракеты, ядерная бомба и т.п. — во Второй мировой войне.
Таблица 88. Влияние достижений наук в XIX—XX вв. на философию
Событие в других науках и культуре | Влияние на науку и культуру | Влияние на развитие философии |
XIX в. | XIX-XX вв. | XIX в. |
Открытия в области естественных наук в целом и сделанные на их основе многочисленные технические изобретения, значительно облегчавшие жизнь человека (железная дорога, пароход, автомобиль, аэроплан, телефон, радио, фотография, кино, граммофон и т.д.) | Повлияли на становление сциентистских настроений в европейской культуре; способствовали выработке современной естественнонаучной методологии и отношения к ней как единственно научной | Непосредственно повлияли на возникновение и развитие классического позитивизма, марксизма и естественнонаучного материализма (в частности, «вульгарного», или физиологического) |
Рубеж XIX-XX вв. | ||
Привели в неокантианстве к резкому противопоставлению «наук о природе» и «наук о духе» (культуре) и их методологии | ||
Х1Х-ХХ вв. | ||
Способствовали развитию рационализма | ||
XX в. | ||
Способствовали появлению и развитию общей теории систем и структурализма способствовали развитию неомарксизма | ||
Общий процесс | Способствовал развитию отдельных | XIX-XX вв. |
дифференциации наук | наук и усилению непонимания «узкими специалистами» в различных науках друг друга | Способствовал развитию иррационализма. |
XIX в. — Биология: | Конец XIX—XX вв. | Конец XIX-XX вв. |
Создание и широкое распространение эволюционной теории Дарвина, основанной на принципе естественного отбора; открытие Менделем законов наследственности | Способствовало утверждению идеи эволюции в науках и в культуре в целом; способствовало утверждению идеи о единстве всей живой природы. | Повлияло на создание течения социал-дарвинизма и геополитику. Повлияло на концепцию творческой эволюции Бергсона (философия жизни), на эволюционизм Т. де Шардена, на становление идей русского космизма |
Продолжение таблицы 88
Событие в других науках и культуре | Влияние на науку и культуру | Влияние на развитие философии |
XIX в. — Химия | ||
Открытие Менделеевым Периодической системы элементов | Способствовало подтверждению идеи единства всей природы | Подтверждало законы диалектики и способствовало утверждению естественнонаучного материализма и марксизма |
XIX в. — Физика | Конец XIX-XX вв. | Конец XIX-XX вв. |
Открытие закона сохранения энергии (джоуль); открытие электромагнитных полей (электромагнитная теория Максвелла); возникновение и развитие термодинамики | Способствовало общему кризису в физике на рубеже XIX—XX вв.; дало новое подтверждение принципа историзма; привело к возникновению понятия «стрелы времени»; привело к возникновению концепции «тепловой смерти Вселенной» | Способствовало «феноменологическому» повороту в философии и дифференциации понятий «вещество» и «материя»; повлияло на развитие концепции эволюции Вселенной, на становление теории «Большого взрыва» |
XIX в. — Математика | XX в. | XX в. |
Создание неэвклидовой геометрии | Повлияло на создание теории относительности, согласно которой пространство имеет неэвклидову структуру; способствовало появлению интуиционистской математики и неклассических логик | Повлияло на развитие феноменологии и логического позитивизма |
XIX в. — Языкознание | XIX-XX вв. | XX в. |
Открытие связи языка с национальной ментальностью и картиной мира (учение В. Гумбольдта о языке как выражение духа народа); открытие общей закономерности развития групп языков из общих корней, существования «языковых семей» (создание первых реконструкций индоевропейского праязыка) | Повлияло на увеличение общего интереса к языку и знакам в целом; способствовало возникновению семиотики (науки о знаках); подтверждало общий принцип историзма; способствовало дальнейшему развитию языкознания и семиотики | Повлияло на развитие общего интереса к языковой проблематике; оказало влияние на учение Хайдеггера, герменевтику Гадамера на лингвистическую философию, на постструктурализм и постмодернизм; повлияло на возникновение и развитие структурализма |
Рубеж XIX—XX вв. Физика | XX в. | Конец XIX-XX вв. |
Общий кризис в физике; открытие радиоактивности; открытие электрона и сложной структуры атома; создание частной и общей теории относительности; зарождение квантовой механики; | Способствовал крушению старой механистической (ньютоно-картезиансткой) картины мира и возникновению новой физики и астрономии; | Способствовал «феноменологическому» повороту в философии: повлиял на становление эмпириокритицизма (второй стадии позитивизма), прагматизма, феноменологии; способствовал развитию неомарксизма (марксизма-ленинизма) |
открытие радио | создание радиосвязи, широкое использование в практической жизни электричества | |
Математика и логика | ||
Кризис в математике (обнаружение парадоксов в основании математики); обнаружение логических парадоксов; создание Васильевым учения о «воображаемых логиках»; антипсихологизм Фреге и разработка им основ логической семантики | Способствовал разработке проблем основания математики, появлению новых направлений в математике; способствовал появлению неклассических логик; стимулировал интерес к языковой и логической проблематике в целом; способствовал появлению и развитию информатики | Повлиял на становление неопозитивизма (логического позитивизма) и феноменологии Гуссерля |
Психология и психиатрия | ||
Исследования в области подсознания; разработка Фрейдом метода психоанализа | Способствовали утверждению сексуальной проблематики как научной (с начала-XX в.), широкому распространению психоанализа как метода лечения, «сексуальной революции» в обществе (в 1960-е гг.); способствовал росту общего интереса к проблемам бессознательного в культуре и искусстве (дадаизм», «сюрреализм» и т.д.) | Вызвали рождение психоаналитической философии (фрейдизм, неофрейдизм, юнгианство); оказала влияние на развитие экзистенциализма, постмодернизма, постструктурализма |
Продолжение таблицы 88
Событие в других науках и культуре | Влияние на науку и культуру | Влияние на развитие философии |
Лингвистика Концепция де Соссюра | Повлияла на развитие теоретического языкознания, семиотики и логики (логической семантики) | Стала непосредственной предпосылкой структурализма; повлияла на неопозитивизм и постпозитивизм (лингвистическую и аналитическую философию) |
XX в. — общие события Первая половина XX в. | XX в. | XX в. |
Использование научных открытий в военных целях (отравляющие вещества, аэропланы и т.д. — в Первой мировой войне). | Подорвало сциентистские настроения в культуре, что способствовало усилению интереса к проблемам бессознательного и иррационального в человеческой психике и к феноменам сознания | Способствовало развитию иррационализма, в частности философии жизни Бергсона и Шпенглера, экзистенциализма Хайдеггера и Ясперса |
Вторая половина XX в. | ||
Использование научных открытий в военных целях (управляемые ракеты, атомная бомба и т.п. — во Второй мировой войне); экологический кризис, ставший результатом безудержного промышленного развития и т.д. | Вызвало крушение сциентистских настроений в культуре, что способствовало подъему новой волны мистицизма и религиозности, связанной с обращением к различным нетрадиционным для западной культуры религиям, в частности восточным | Способствовало дальнейшему развитию иррационализма, в частности: -экзистенциализма Сартра, Камю и т.д.; -постструктурализма и постмодернизма; -интересу к восточной философии |
XX в. — в науке в целом | Вторая половина XX в. | |
Усиление процесса интеграции наук | Повлияло на превращение принципа дополнительности в общеметодологический принцип | Повлияло на возникновение синергетики и разработку методологии междисциплинарных исследований |
XX в. — Физика и астрономия | ||
Возникла новая картина мира (боровско-эйнштейновская); открытие ядерной энергии; принцип дополнительности, принцип неопределенности, антропный принцип; открытие «доплеровского эффекта» и явления «раз-бегания галлактик», создание космогонической концепции «Большого взрыва» возникновение ракетостроения | Произошло овладение ядерной энергией, используемой как в военных, так и в мирных целях Подтверждение концепции историзма в развитии природы; поиски следов внеземных цивилизаций в космосе с помощью радиотелескопов | Способствовало выделению трех структурных уровней бытия (микромир — макромир — мегамир); оказало влияние на развитие общей теории систем; способствовало усилению интереса к субъекту и его сознанию и к проблеме места человека во Вселенной; разработка философской космогонии; повлияло на развитие «космического мышления» и на развитие космизма |
XX в. - Химия | ||
Создание принципиально новых материалов, применяемых во всех сферах жизни; создание ракетного топлива | значительное повышение урожайности сельскохозяйственной продукции; повлияло на возникновение космонавтики | Способствовало постановке проблемы и месте человека во Вселенной и на развитие русского космизма |
XX в. — Биология | ||
Возникновение генетики, открытие ДНК и РНК, разработка теории мутаций | Подтверждение представлений о родстве всего живого на Земле; возможность клонирования; дополнило дарвиновскую теорию эволюции | Вызвало изменения в теологических концепциях происхождения человека |
Окончание таблицы 88