Коренящиеся в экономике предпосылки

Подобно школе позиционирования, школа предпринимательства в определенном смысле имеет экономические корни. Предприниматель — неизменный персонаж нео­классической экономической теории. Однако экономисты сводили его (или ее) роль только к решению вопросов количества и цены производимой продукции. Осталь­ные факторы ставились в зависимость от конкурентной динамики. Рост крупных компаний вынудил экономистов скорректировать экономическую теорию, что вы­разилось в появлении теории олигополии (принципы которой образуют фундамент школы позиционирования). Но и в соответствии с ней задача предпринимателя со­стояла прежде всего всего в расчете цен и количества производимого товара.

Тем не менее среди экономистов были и те, кто считал «зашоренный» взгляд на фигуру предпринимателя серьезной ошибкой. Один из них, как ни стран­но, — Карл Маркс, расточавший похвалы предпринимателям как проводникам экономических и технологических перемен, но критиковавший их влияние на общество в целом. Выдающуюся роль предпринимателя признавал и Йозеф Шумпе-тер, по мнению которого корпоративное поведение объясняется не столько стремлени­ем к максимизации прибыли, сколько попытками

...справиться с ситуацией, которая быстро меняется, устоять, когда почва уходит из-под «ног» фирмы. Иными словами, обычно проблему видят в том, как капитализм управ­ляет существующими структурами, в то время как настоящая трудность состоит в отве­те на вопрос о том, как он создает и разрушает их (Schumpeter, 1950:84).



Глава 5



Мы имеем дело со знаменитым понятием созидательного разрушения И. Шумпете-ра, под которым понимаются механизм, обеспечивающий развитие капитализма, и его движущая сила — предприниматель. По И. Шумпетеру, предприниматель — не обяза­тельно тот, кто создает первоначальный капитал или изобретает новыгГПродукт; преж­де всего он обладает коммерческой идеей. Идеи эфемерны, но в руках предпринимате­ля они становятся и действенными, и прибыльными. Тем, кто уделяет (подобно большинству экономистов) особое внимание материальной стороне бизнеса — день­гам, оборудованию, земле, вклад предпринимателей может показаться несуществен­ным, ведь проницательность и творчество неосязаемы. И. Шумпетер объясняет:

В чем состоит заслуга [предпринимателей]? Они не преумножают материальные цен­ности, не создают оригинального оборудования и станков, но они иначе, интереснее и эффективнее используют уже существующие средства производства. Они «придумы­вают новые комбинации»... (1934:132).

И. Шумпетер рассматривает «новые комбинации» как ключевой фактор предприни­мательства, относя к ним «открытие принципиально нового бизнеса или ведение давно известного дела по-новому». Предпринимателю свойственно рисковать. Но основатель организации хотя и остается ее формальным главой, по мнению И. Шумпетера, пере­стает выполнять функции предпринимателя, поскольку более не является новатором.

Не все авторы согласны с такой трактовкой. Так, К. Найт (Knight, 1967) рассмат­ривает предпринимательство как синоним значительно риска и действий в услови­ях неопределенности, а Питер Друкер идет еще дальше, отождествляя предприни­мательство с управлением как таковым. «Для делового предприятия главное... предпринимательские действия, осознанное принятие риска. Деловое предприя­тие — это предпринимательский институт...» (Drucker, 1970:10).

Таким образом, в зависимости от конкретной позиции ученого, предпринимателем называют (а) основателя организации (неважно, было ли ее создание новаторским актом и является ли этот человек стратегом), (б) руководителя-владельца частного предприятия или (в) руководителя-новатора организации, принадлежащей другим лицам. А. Коул, экономист, который ввел в обиход передающее суть действий пред­принимателя выражение «смелый ход», выделяет четыре типа предпринимателей: расчет­ливый изобретатель, новатор-вдохновитель, сверхоптимистичный организатор и основатель сильного предприятия (Cofe,1959). Во вставке «Размышления предпри­нимателя» представлены взгляды человека, объединившего в себе характеристики всех четырех перечисленных типов, одного из самых известных предпринимателей, руко­водителя британской Virgin Group Ричарда Брэнсона.

К сожалению, идеи И. Шумпетера, А. Коула и некоторых других экономистов разделяют немногие. Многие теоретики и практики отдавали и отдают предпочте­ние не превратностям стратегического предвидения и уникальности рыночной ниши, а абстракциям конкурентного рынка и предсказуемым менеджерам.

Литература школы предпринимательства

Таким образом, литературные источники школы предпринимательства представ­ляют собой не более чем тонкий ручеек работ и исследований, редкие из которых достойны внимания критика.

Школа предпринимательства

М 13


Наши рекомендации