Коренящиеся в экономике предпосылки
Подобно школе позиционирования, школа предпринимательства в определенном смысле имеет экономические корни. Предприниматель — неизменный персонаж неоклассической экономической теории. Однако экономисты сводили его (или ее) роль только к решению вопросов количества и цены производимой продукции. Остальные факторы ставились в зависимость от конкурентной динамики. Рост крупных компаний вынудил экономистов скорректировать экономическую теорию, что выразилось в появлении теории олигополии (принципы которой образуют фундамент школы позиционирования). Но и в соответствии с ней задача предпринимателя состояла прежде всего всего в расчете цен и количества производимого товара.
Тем не менее среди экономистов были и те, кто считал «зашоренный» взгляд на фигуру предпринимателя серьезной ошибкой. Один из них, как ни странно, — Карл Маркс, расточавший похвалы предпринимателям как проводникам экономических и технологических перемен, но критиковавший их влияние на общество в целом. Выдающуюся роль предпринимателя признавал и Йозеф Шумпе-тер, по мнению которого корпоративное поведение объясняется не столько стремлением к максимизации прибыли, сколько попытками
...справиться с ситуацией, которая быстро меняется, устоять, когда почва уходит из-под «ног» фирмы. Иными словами, обычно проблему видят в том, как капитализм управляет существующими структурами, в то время как настоящая трудность состоит в ответе на вопрос о том, как он создает и разрушает их (Schumpeter, 1950:84).
Глава 5
Мы имеем дело со знаменитым понятием созидательного разрушения И. Шумпете-ра, под которым понимаются механизм, обеспечивающий развитие капитализма, и его движущая сила — предприниматель. По И. Шумпетеру, предприниматель — не обязательно тот, кто создает первоначальный капитал или изобретает новыгГПродукт; прежде всего он обладает коммерческой идеей. Идеи эфемерны, но в руках предпринимателя они становятся и действенными, и прибыльными. Тем, кто уделяет (подобно большинству экономистов) особое внимание материальной стороне бизнеса — деньгам, оборудованию, земле, вклад предпринимателей может показаться несущественным, ведь проницательность и творчество неосязаемы. И. Шумпетер объясняет:
В чем состоит заслуга [предпринимателей]? Они не преумножают материальные ценности, не создают оригинального оборудования и станков, но они иначе, интереснее и эффективнее используют уже существующие средства производства. Они «придумывают новые комбинации»... (1934:132).
И. Шумпетер рассматривает «новые комбинации» как ключевой фактор предпринимательства, относя к ним «открытие принципиально нового бизнеса или ведение давно известного дела по-новому». Предпринимателю свойственно рисковать. Но основатель организации хотя и остается ее формальным главой, по мнению И. Шумпетера, перестает выполнять функции предпринимателя, поскольку более не является новатором.
Не все авторы согласны с такой трактовкой. Так, К. Найт (Knight, 1967) рассматривает предпринимательство как синоним значительно риска и действий в условиях неопределенности, а Питер Друкер идет еще дальше, отождествляя предпринимательство с управлением как таковым. «Для делового предприятия главное... предпринимательские действия, осознанное принятие риска. Деловое предприятие — это предпринимательский институт...» (Drucker, 1970:10).
Таким образом, в зависимости от конкретной позиции ученого, предпринимателем называют (а) основателя организации (неважно, было ли ее создание новаторским актом и является ли этот человек стратегом), (б) руководителя-владельца частного предприятия или (в) руководителя-новатора организации, принадлежащей другим лицам. А. Коул, экономист, который ввел в обиход передающее суть действий предпринимателя выражение «смелый ход», выделяет четыре типа предпринимателей: расчетливый изобретатель, новатор-вдохновитель, сверхоптимистичный организатор и основатель сильного предприятия (Cofe,1959). Во вставке «Размышления предпринимателя» представлены взгляды человека, объединившего в себе характеристики всех четырех перечисленных типов, одного из самых известных предпринимателей, руководителя британской Virgin Group Ричарда Брэнсона.
К сожалению, идеи И. Шумпетера, А. Коула и некоторых других экономистов разделяют немногие. Многие теоретики и практики отдавали и отдают предпочтение не превратностям стратегического предвидения и уникальности рыночной ниши, а абстракциям конкурентного рынка и предсказуемым менеджерам.
Литература школы предпринимательства
Таким образом, литературные источники школы предпринимательства представляют собой не более чем тонкий ручеек работ и исследований, редкие из которых достойны внимания критика.
Школа предпринимательства
М 13