Раздел .Личные качества и черты характера
Содержание
Раздел. Введение
1.1 Дата рождения
1.2 Родители
1.3 Под воздействие чего складывались его взгляды
1.4Характеристика эпохи
Раздел.Личные качества и черты характера
2.1Личные качества, влияющие на его деятельность
2.2 мое отношение
Раздел.Деятельность
3.1 основная деятельность
3.2 подвиги
3.3 результата его деятельности
Раздел.Заключение
Раздел. мое мнение
Список литературы
Раздел. Введение
"Когда ум и сердце,- говорил Серафим Саровский,- соединены будут в молитве и помыслы не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссияет свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека".
Актуальность проблемы данного исследования определяется необходимостью изучения более детально значения духовного наследия Серафима Саровского для возрождения России как неотъемлемой части русской культуры. Развитие православной духовной мысли и жизни в XIX столетии в России, как и в предыдущие века, во многом было связано с практикой христианского жития и, прежде всего, с практикой русского монашества. Русское монашество XIX века дало немало примеров истинного христианского подвига, которые служили образцом для понимания смысла жизни, поведения и повседневного бытия обычных, мирских христиан.
Слова преподобного Серафима Саровского "стяжите дух мирен" актуальны и по сей день, потому что мирный дух - это и стабильность самой личности, это и устройство семьи, это и целостность нашего Российского государства. Преподобный предвидел, что именно мирный дух - это та сила, которая будет способствовать духовному возрастанию нашего общества.
Нравственность зависит, прежде всего от нашей веры. Насколько глубоко мы проникаемся своим сознанием в нашу отеческую православную веру, настолько и получаем от наших святых молитвенную помощь. Именно православная вера создала наше отеческое государство, которое в течении тысячи лет свидетельствовало миру особый феномен связанности культуры и религии.
Прославляя святых, мы проникаем в нашу историю, в нашу государственность, и прежде всего мы осознаем себя сопричастниками к православной вере. Феномен русского монастыря и русского монашества является многоаспектным и далеко выходит за рамки одного только религиозного сознания и религиозного культа.
Несомненно, преподобный Серафим Саровский в разные эпохи отразил народные представления об идеале праведной жизни.
Без жития святых невозможно представить русскую культуру. История монашества в России тесно переплетаются с историей нашего Отечества. Значение жития святых сегодня велико и далеко выходит за рамки "удовлетворения религиозных потребностей верующих людей". Поэтому как в прошлом, так и сейчас православные в монастыри устремляются православные паломники и светские туристы, их не оставляют вниманием политики и деятели культуры. саровский монашеский святой
1.1 Дата рождения
Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 году в г. Курске в семье Исидора и Агафии Мошниных.
15 января 1833 года во время коленопреклоненной молитвы перед иконой Божьей Матери Серафим Саровский скончался. Руки подвижника крестом были сложены на груди.
1.2 Родители
Отец и в особенности мать Преподобного отличались высоким благочестием: Исидор Мошнин слыл за человека чрезвычайно честного, с усердием занимавшегося в качестве подрядчика строительством храмов. Он имел лавку, кирпичные заводы и занимался в качестве подрядчика постройкой каменных зданий: церквей и домов. Также Исидор Иванович был знаменит честностью, твердою верой и истовым благочестием .
После смерти отца, по следовавшей, когда Прохору было 3 года, он остался на попечении матери, Агафии Фотиевны Мошниной, также благочестивой и милосердной женщины. Она была одарена и глубоким разумом, и мужественною душою. Она любила раздавать милостыню и принимала особенно теплое участие в судьбе бедных девочек сирот. О любви ее к храмам свидетельствует тот факт, что по смерти мужа она одна в течение 15 лет следила за постройкой храма в честь преподобного Сергия, начатую ее мужем за 10 лет до смерти.
1.3 Под воздействие чего складывались его взгляды
Высота ее духовного настроения открывается и в истинно христианском чувстве материнской любви, побудившем ее не противиться желанию Прохора вступить на иноческий путь и благословить его на этот путь медным крестом, который Преподобный с благоговением носил на груди поверх одежды в течение всей своей последующей жизни. Прохор унаследовал высокие душевные качества своей матери, среди которых необходимо отметить особую любовь к Богоматери.
Прохор начал учиться грамоте и продолжал учение. Изучив Часослов и Псалтырь, он приступил к чтению Библии и книг духовного содержания. Уже в то время пробуждается в нем любовь к церковной службе, уединению и богомыслию и укрепляется в душе решение посвятить всю жизнь возлюбленному им от юности Христу. На восемнадцатом году жизни решение это окончательно созрело в душе юного Прохора.
Известны чудесные знамения, сопровождавшие детство Прохора: когда ему было три года, живший в Курске юродивый, имя которого восстановить не удалось, предрек его матери, что ее сын будет горячим молитвенником за весь мир; семилетним мальчиком он упал с вершины строившейся колокольни – и остался целым и невредимым. Большое влияние на Прохора в эту пору его жизни имел тот самый юродивый, который некогда предсказал Агафии Фотиевне, что ее младший сын станет молитвенником за весь мир. Часто беседуя с Прохором, он окончательно укрепил его в духовной жизни.
1.4 Характеристика эпохи
Житие преподобного Серафима охватывает эпоху четырех царствований – Екатерины Великой, Павла I, Александра I и Николая I. Эта эпоха характеризуется постепенным проникновением и внедрением в русское общество тех новых веяний, которыми жила Западная Европа конца XVIII – начала XIX вв. Наряду с полной утратой веры в одной части общества, в русском обществе начала XIX в. получают распространение различные мистико-религиозные течения. В этом отношении видная роль принадлежит Русскому библейскому обществу (1812–1826 гг.). Общество это было основано при содействии Британского и иностранного библейского общества, созданного в 1804 г. и имевшего целью широчайшее распространение Библии, без каких бы то ни было примечаний или комментариев.
раздел .Личные качества и черты характера
2.1 Личные качества, влияющие на его деятельность
По природе своей Серафим Саровский одарен был исключительными способностями светлого ума, сильной памяти, сердечной впечатлительности, которые сохранились до самой смерти; поэтому, за что бы он ни брался, он все усваивал быстро и прочно. Так было и с грамотой. По мудрому и благочестивому обычаю старых времен обучение начиналось с Часослова и Псалтири, а потом переходило к Библии, житиям святых и другим духовным книгам, питая знаниями ум, а благочестием -сердце. Прохор весьма скоро научился книжному искусству, и все свое свободное от молитвы и занятий время отдавал чтению.
С самого детства он сделался серьезным. Как и многие иные святые, отрок чуждается обычных детских забав и игр, и ищет себе товарищей, подобных по духу. Из них пять его друзей определят себя на иночество: двое из них уйдут с ним вместе в Саров, а двое других -в иные монастыри; и лишь один останется в миру, да и то потому, что на его попечении останутся, по смерти родителей, пять братьев и три сестры. Истинно христианская обстановка жизни в родительском доме и отличавшие юного Прохора высокие душевные качества – доброе сердце, кроткий характер и ясный ум – были тем талантом, который получил при вступлении в жизнь богоизбранный подвижник. Как верный раб, трудами всей своей жизни он возрастил и удесятерил этот талант и с чистой совестью вернул его своему Владыке.
2.2 мое отношение
Серафим Саровский для меня — человек, который глубоко познал людскую природу. Все, что происходило вокруг него он воспринимал естественным, никого никогда не осуждая. Мне кажется, люди страдают по невежеству, а не по злобе, потому что если бы они знали, как не страдать, не страдали бы. Серафим обрел это знание, мудрость, открыл для себя глубокое пониманием человеческой природы… Его поведение и образ жизни показывают, каков каждый из нас на самом деле, и в сравнении с ним лишаешься ложных представлений о себе. В этом смысле Серафим для меня — образ русского духовного учителя, который жил когда-то среди таких же, как мы.
Раздел.Деятельность
3.1 основная деятельность
Вступая в обитель, юный Прохор горел жаждой духовных подвигов, являющихся, по учению св. Отцов и позднейших подвижников благочестия, в частности, преосв. Феофана Затворника, безусловно необходимым условием «для действительного усвоения оправдания Христова, для достижения богоуподобления, обеспечивающего человеку способность, воспри имчивость к богообщению»*, т. е., по слову преподобного Серафима, для достижения истинной цели христианской жизни – стяжания Святаго Духа Божия.
Преподобный Серафим в своих духовных поучениях указывает на две стороны подвижнической жизни – деятельную и умозрительную.
Со времени своего вступления в Саровскую обитель Прохор пользовался духовным руководством строителя обители Пахомия и казначея обители старца иеромонаха Иосифа. С любовью и усердием исполнял молодой послушник возлагавшиеся на него послушания в хлебне , просфорне , столярне, затем в качестве будильщика и, наконец, в качестве пономаря. Свободное от послушаний и служб время Прохор посвящал чтению Слова Божия, ЧетьихМиней и святоотеческих творений – подвиг, который преподобный Серафим неослабно совершал с юношеских лет в течение всей своей жизни и который он признавал абсолютно необходимым для достижения духовного совершенства. С самого поступления в монастырь подвижник вел строго аскетический образ жизни: спал три-четыре часа в сутки, пищу вкушал один раз в день, в среду и пятницу совсем не принимал пищи.
В эти годы стремление к самоуглублению и уединенной беседе души с Богом, пробудившееся в Прохоре уже в годы ранней юности, принимает характер настоятельной потребности духа. По учению православной аскетики, такое постоянное усиленное и неизменное тяготение внутрь себя самого служит «наиболее выдающейся, основною и выпуклой особенностью в жизни христианского аскета». Видя это стремление юного послушника, его духовный руководитель, иеромонах Иосиф, благословил Прохора уединяться в свободное время в лес, где в густой чаще он совершал правило св. Пахомия Великого. В 1780 г. Прохор заболел водянкой. Болезнь длилась около трех лет. Отказавшись от предложения настоятеля Пахомия пригласить врача, Прохор попросил лишь об одном – исповедаться и причаститься Святых Таин, что и было исполнено. После принятия Святых Таин Прохор удостоился явления Божией Матери, которая посетила его с апостолами Петром и Иоанном и, обратясь к апостолу Иоанну, произнесла: «Сей – нашего рода». Затем, коснув шись жезлом бедра больного, она исцелила его от недуга. Следы раны всегда оставались на теле преподобного Серафима. Пройдя восьмилетний искус и проявив полную готовность к принятию иноческих обетов, в августе 1786 г. Прохор был пострижен иеромонахом Пахомием во иночество. При пострижении ему было дано имя Серафим, что значит «пламенный». 27 октября того же года Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Молодой инок вступил в новый период своей монашеской жизни. Все свое время он посвящал выполнению своих служебных обязанностей, проводя ночи накануне воскресных и праздничных дней в непрерывной молитве и сожалея лишь о том, что человек не может, подобно ангелам, непрерывно служить Богу. О достигнутой преподобным Серафимом в эти годы высоте умозрительной жизни свидетельствуют божественные видения, которых он неоднократно удостаивался в эти годы. Так, схиигумен Серафим, пребывавший в Саровской пустыне под своим мирским именем Иоанна Тамбовского и имевший возможность постоянно пользоваться наставлениями Преподобного, сообщает в своих воспоминаниях, что иеродиакон Серафим видел иногда во время церковных служб ангелов, служащих и поющих с братиею.
Постоянное стремление к уединенной созерцательной жизни, не оставлявшее преподобного Серафима от ранней юности, было наконец удовлетворено. В Саровской пустыне хранился, как драгоценная память, билет, выданный преподобному Серафиму обителью для беспрепятственного проживания в пустыне. В этом документе в качестве причины удаления иеромонаха Серафима на лесную дачу приводятся «неспособность трудиться в обществе» и болезнь. Нельзя не подивиться смирению подвижника, скрывшего свою жажду высших духовных подвигов под предлогом болезни и бессилия! Таким образом, основной причиной, побудившей преподобного Серафима вступить на путь пустыннической жизни, послужило стремление к уединенной жизни, посвященной богомыслию и молитве, а предлогом – болезнь.
3.2 подвиги
1.Послушничество
На третий год послушничества он заболел водянкой. Первые месяцы, превозмогая боль, он с прежним рвением нёс послушание. Но через полтора года окончательно слёг. Тело его распухло. Но болезнь Прохор переносил смиренно, ни разу никому не пожаловавшись и даже отказавшись от помощи врачей. Он не ослабил свой строгий пост, продолжая принимать пищу раз в сутки, а по средам и пятницам не питаясь вовсе. Испытание продолжалось три года, а исцелила его Сама Богородица: «Правую ручку положила мне на голову, а в левой-то ручке держала жезл и этим-то жезлом и коснулась убогого Серафима; у меня на том месте, на правом бедре-то, и сделалось углубление: вода-то вся в него и вытекла», - позже рассказывал о случившемся с ним видении сам преподобный.
2. Монашество
После восьми лет послушничества Прохор был пострижен в монахи под именем Серафим. Через несколько месяцев он стал иеродиаконом, и почти семь лет с присущим ему усердием исполнял свои обязанности. При этом он продолжал вести уединённую жизнь. Всё чаще по ночам он удалялся в келью, поставленную им в шести километрах он монастыря.
В этот период жизни с преподобным произошло сильное духовное потрясение. Однажды во время службы он увидел, как по воздуху храма идёт Иисус Христос в окружении Небесных Бесплотных Сил. Три часа Серафим простоял неподвижно, не в силах промолвить ни слова. После этого случая он стал ещё строже к себе – до той степени, что к 39 годам на его ногах появились раны, которые стали гнить.
3. Пустынножительство
По смерти игумена Пахомия, бывшего одним из духовных наставников инока Серафима, он удалился в свою уединённую келью и там начал новый подвиг – пустынножительство. Слава об отшельнике Серафиме ширилась, и его посещали люди – не меньше, чем лесные звери. Некоторые из посетителей видели, как преподобный из рук кормил большого медведя. Он кормил хлебом животных и птиц, при этом сам ничего кроме хлеба и овощей в пищу не принимал. Постепенно он ужесточал пост: сначала отказался от хлеба, а затем и от овощей, в течение трёх с половиной лет питаясь одной лишь травой сытью. А всю первую неделю Великого поста не ел совсем ничего.
4. Столпничество
Согласно житию, когда отец Серафим находился в своей уединённой келье, дьявол всячески искушал и страшил его: приводил к порогу кельи диких зверей, которые жутко выли, однажды обрушил к ногам отшельника огромный кряж дерева, являл ему гроб с мертвецом. Наконец, наслал на преподобного «хульные мысли и уныние». Чтобы не поддаться дьяволу, Серафим тысячу ночей, стоя на коленях на гранитном камне, взывал: «Боже, милостив буди мне грешному». До тех пор он совершал подвиг столпничества, пока снова не открылись и не стали гноить старые раны на ногах.
5. Молчальничество
После нападения разбойников отец Серафим, выздоровев, избрал новый подвиг – молчальничество. Он не только не разговаривал ни с кем, но стремился и в мыслях отойти от земных дел и сосредоточиться на Боге. Потому в течение двух лет он жил в своей пустынной келье, храня обет молчания. А когда встречался ему человек, преподобный падал ниц и лежал до тех пор, пока встреченный не уходил.
6. Затворничество
Преподобному Серафиму было 55 лет, когда новый настоятель монастыря призвал его вернуться из пустыни и вновь поселиться в монастыре. Смиренный инок послушал игумена и, придя в монастырь, ушёл в затвор. Пять лет он жил в келье площадью в 2,5 квадратных метра. Питался толокном и капустой. В келью не пускал никого, даже высших церковных сановников.
Другие гости бывали у Серафима. Однажды после пяти дней молитвы ему было видение славы святых. «Если бы ты знал, – говорил преподобный, – какая сладость ожидает душу праведного на Небеси, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби, гонения, клевету с благодарением»
7. Старчество
Через 15 лет затворничества преподобный сподобился увидеть Богоматерь в окружении апостолов. Она указала Серафиму на целебный источник. Открыв тот источник другим людям, святой отец завершил затворническую жизнь, и встал на путь старчества, последнего своего подвига.
Как прежде послушником и рядовым монахом, теперь старец Серафим усердно и всегда радушно принимал посетителей, число которых в праздничные дни доходило до пяти тысяч человек. «Батюшка мой, матушка моя, радость моя», - называл каждого сияющий тихим светом, неунывающий старец. «Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога», - учил преподобный.
За год и девять месяцев до кончины отец Серафим увидел последнее – двенадцатое – в жизни видение. Ему явилась Богородица в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова и четыре часа о чём-то беседовала с угодником..
3.3 результата его деятельности
Серафим» не оказал столь глубокого политического влияния на судьбы России, как великие святители прошлого, и в особенности как игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский; но благодатное воздействие его на души ежедневно притекавших к нему тысяч людей в не меньшей мере способствовало приближению жизни русского общества к заветам Христовым, чем деятельность этих славных подвижников. Со всех концов России приходили к святому угоднику жаждущие духовного утешения люди. В монастырской келье или в сосновом бору неподалеку от обители они находили согбенного старца в белом ветхом балахончике с медным распятием на груди. Всех он принимал с любовью, всем кланялся до земли, сам целовал, благословляя, руку всякого человека, даже закоренелого грешника называл он «радость моя», провидя в нем божественный дар – его бессмертную душу, каждого в любое время года приветствовал словами: «Христос воскресе!» Нередко одна лишь такая встреча производила полный переворот в душе посетителя.Но особенно глубокое воздействие оказывала на души людей его беседа.
Раздел .Заключение
Вся жизнь Серафима Саровского была одним неослабным горением, стремлением к одной ясно осознанной и решительно поставленной перед собою цели: стяжанию Духа Святаго Божия. Эта же цель, достигнутая им в результате испытанной почти полувековой борьбы с врагом спасения, была поставлена им и перед всем человечеством, и перед каждым человеком в отдельности. Стремление приблизить людей к достижению этой высшей цели жизни проникает все поучения Преподобного, особая сила которых состоит в том, что каждое из них является результатом живого личного духовного опыта подвижника. В своем воздействии на мирян преподобный Серафим не вводил что-то новое, необычное, но лишь стремился воскресить тот былой подвижнический идеал мирской жизни, который, как мы попытались показать в введении к этой работе, господствовал до XVIII в. Подобно древним подвижникам, он напоминал, что высший смысл жизни мирянина тот же, что и у монаха, а именно стяжание Святаго Духа. Воздействие преподобного Серафима на его эпоху было очень велико. Тысячи людей ежедневно уходили от него, испытав состояние духовного перерождения, и распространяли его поучения в самых отдаленных уголках России. По слову современника, «он сеял семя на сердца тысяч людей, и быть не может, чтобы от такого сеятеля не произшли плоды в ведомых и неведомых сердцах»*. Другой современник свидетельствует, что преподобный Серафим уже в то время был известен всей России**. Материнские заботы преподобного Серафима о русском народе не прекратились и после его кончины.
Раздел . Мое мнение
Я считаю, что Серафим Саровский не зря причислен к лику святых.
Серафим всегда был занят какой-то работой, считая, что таким образом можно приблизиться к Богу. Он завещал окружающим не осуждать других и быть требовательным к себе. Святой говорил о том, что нужно радоваться тому, что имеешь, не говорить, а делать и никогда не опускать руки. Именно основываясь на этой информации, люди молятся перед иконой Серафима Саровского, чтобы не поддаваться искушениям и получить силы для выхода из сложных ситуаций.
Список литературы
1.ВОЛНЯНСКИЙ Н. Преподобный Серафим Саровский чудотворец. ЖМП, 1947, № 8.
2.ЕЛАГИН Н. В. Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского чудотворца. 6е изд. собственной Саровской обители. М., 1903.
3.ДЕНИСОВ Л. И. Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, М., 1904.
4.ЗАРИН С. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. I. СПб, 1907.
5.КОЖЕВНИКОВ В. О значении христианского подвижничества в прошлом и настоящем. Ч. 2, М., 1910.
6.ЛЕВИТСКИЙ Н. Преподобный Серафим Саровский чудотворец. Журнал «Душеполезное чтение», июль, август и декабрь. М., 1904.
7.ИЕРОМОНАХ МИХАИЛ. Вопросы веры и жизни. СПб., 1908.
8.ПОСЕЛЯНИН Е. Преподобный Серафим Саровский чудотворец. СПб., 1908 г.
9.ПЫПИН А. Н. Религиозные движения при Александре I. Пг., 1916.
10.СХИИГУМЕН СЕРАФИМ. Сказания о жизни старца Божия иеромонаха Серафима. СПб., 1913. 11.АРХИМАНДРИТ СЕРАФИМ (ЧИЧАГОВ). Летопись Серафимо-Дивеевско го монастыря. СПб., 1903.