Полномочия, контроль за деятельностью Европейской комиссии
Полномочия комиссии:
I. (Инициативная функция)
1. Право законодательной инициативы
2. Законодательные («делегированное законодательство»)
3. Внешнеполитические
II. (Охранительная функция)
1. Проведение расследований и привлечение к Суду государств-нарушителей
2. Штрафы на предприятия
3. Санкционирование определенных действий (предварительный кон-троль)
4. Сбор информации (мониторинг, инспекции, получение докладов)
III. Финансовые:
А) подготовка проекта «Общего бюджета ЕС»
Б) исполнение бюджета
В) управление «структурными фондами»
IV. Формирование органов и назначение должностных лиц
Полномочия по сбору информации: на условиях, установленных Советом, Комиссия собирает любую информацию и осуществляет любые проверки, требуемые для выполнения возложенных на нее задач. В ряде случаев Договор о ЕС прямо предписывает Комиссии проводить «мониторинг» отдельных сфер, например, «развития бюджетной ситуации и размеров государственного долга в государствах-членах с целью идентификации грубых ошибок», в том числе «соблюдения бюджетной дисциплины» (ст. 104).
Субъекты обязанные предоставлять информацию Комиссии - не только гос-ва, но и частные лица, напр. компании. Если вероятность утаивания фактов последними довольно высока, в случае непредоставления необходимых документов и иных источников информации добровольно Комиссия обладает полномочиями осуществлять проверки и инспекции интересующих объектов. Инспекторы Комиссии в ходе этих проверок вправе знакомиться с любой информацией и документами по интересующим операциям, посещать здания, сооружения, транспортные средства, используемые в предпринимательских целях.
Если полученная информация, в том числе в результате проведенной инспекции, подтверждает наличие противозаконных с точки зрения права ЕС действий/безд предприятий, учреждений, организаций, Комиссия м.б. уполномочена налагать штрафы в соответствии с законодательными актами Сообщества. Так, в рамках антимонопольной политики ЕС Комиссия налагает на предприятия или ассоциации предприятий штрафы в размере от 100 до 1 млн евро, или до 10% их годового оборота, или ежедневную неустойку от 50 до 100 евро.
Если речь идет о нарушениях со стороны государств-членов, то сама Комиссия финансовые санкции применять не может. Это вправе делать Суд. В данном случае на основании проведенного расследования, установив факт нарушения определенных норм права ЕС, Комиссия указывает на них правительству соответствующего госу-дарства, дает предписание устранить их в течение определенного срока, а если этого не происходит — обращается с иском к государству в Европейский суд. Процедура расследования противоправных действий/безд государств-членов — важнейшее находящееся в распоряжении Комиссии средство обеспечить полное и своевременное осуществление правоположений Сообщества на его территории.
Комиссия активно «преследует» государства за отступления от предписаний учредительных договоров и законодательства ЕС, и ее роль в этом качестве некоторые западноевропейские юристы уподобляют роли прокуратуры.
С целью экономии сил Комиссии, а также исключения возможных конфликтов с государствами-членами принимаемые Сообществами законодательные акты часто обязывают правительства государств-членов осуществлять предварительное или последующее уведомление Комиссии о принятых нормативных и иных актах либо их проектах. Непредоставление подобных сведений, как постановил Европейский суд, является основанием для начала Комиссией процедуры расследования против соответствующего госу-дарства-члена.
В ряде случаев речь идет не просто об уведомлении Комиссии, но и о санкционировании последней определенных мер государств-членов: при отсутствии разрешающей санкции предполагаемое мероприятие не может быть выполнено. Таким правом Комиссия располагает, например, в рамках общей торговой политики ЕС в отношении защитных мер, которые предполагает принять любое государство-член.
В качестве исполнительного органа Комиссия разрабатывает и исполняет бюджет Европейских сообществ, о чем она ежегодно отчитывается перед Европарламентом и Советом. Под административным руководством Комиссии находится и деятельность структурных фондов ЕС, средства которых идут на финансирование социальных и иных мероприятий Сообщества в различных сферах: Европейский социальный фонд, Фонд сплочения, Евро-пейский фонд регионального развития, Европейский фонд руководства и гарантий сельскому хозяйству и др.
Комиссия является единственным полномочным представителем Сообщества в международных отношениях. Комиссия ведет от имени ЕС переговоры о заключении международных договоров, открывает представительства в других гос-вах. Этому органу Договор о ЕС поручает устанавливать отношения с ООН и ее специализированными учреждениями, а также с другими международными организациями.
Комиссия представляет Сообщество в отношениях с социальными классами наемных работников и работодателей. Она проводит трехсторонние переговоры с представителями работодателей и работников «на европейском уровне», результатом которых являются коллективные соглашения данных сторон на уровне Сообщества.
Комиссия имеет собственные полномочия по принятию решений. Однако данная статья лишь формулирует общий принцип. Силы уполномочивающей нормы она не имеет. Римские договоры «забрали» законодательные полномочия у Комиссии и передали их Совету, а затем Совету совместно с Европарламентом. Непосредственно Комиссию распорядительными полномочиями, включая полномочия по изданию нормативных актов, Договор о ЕС наделяет в относительно немногих случаях. Так, посредством директив или индивидуальных решений Комиссия имеет право регулировать отдельные вопросы статуса публичных, в том числе государственных, предприятий стран — участниц ЕС. Основным источником распорядительных полномочий Комиссии являются принятые Советом (Советом и Парламентом) законодательные акты. Среди этих полномочий особое место занимают полномочия по изданию актов делегированного законодательства. Согласно Договору о ЕС «по актам, которые принимает Совет, он возлагает на Комиссию полномочия по имплементации установленных им правил». В рамках этих полномочий Комиссия осуществляет правотворческую деятельность. Она принимает новые предписания, которые развивают нормы, содержащиеся в базовых регламенте или директиве, а во многих случаях может вносить в них изменения.
Одним из самых важных полномочий Комиссии, которое выступает в ее руках в качестве главного рычага воздействия на политику Европейского Сообщества, служит принадлежащее ей исключительное право законодательной инициативы. Уполномочивая Совет (или Совет совместно с Европарламентом) осуществлять правовое регулирование по определенному вопросу, нормы учредительного договора почти всегда содержат указание — «по инициативе Комиссии». Содержание рассматриваемого права включает возможность Комиссии «изменить свое предложение в любое время в течение процедуры, ведущей к принятию акта Сообщества».
Назначение Европарламента
Европейский Парламент является собранием депутатов, представляющих всех граждан Европейского Союза. Начиная с 1979 г., депутаты избираются с помощью прямого всеобщего голосования, и в настоящее время в состав Европарламента входят 785 депутатов, мандаты которых распределены между государствами-членами ЕС пропорционально количеству населения в этих государствах.
Основными функциями Европейского Парламента являются:
- Законодательная власть: в большинстве случаев Европейский Парламент разделяет законодательную власть с Советом Евросоюза, в особенности в рамках Процедуры принятия совместных решений;
- Бюджетные полномочия: Европейский Парламент разделяет бюджетные полномочия с Европейским советом посредством принятия годового бюджета голосованием, приведения его в законную силу с помощью подписания Председателем Европейского Парламента и наблюдения за его исполнением;
- Полномочия контроля над органами Европейского Союза, в особенности над Европейской Комиссией. Парламент имеет право предоставлять или отказывать в одобрении назначения Европейских Комиссаров, а также распускать действующий состав Еврокомиссии с помощью принятия вотума недоверия. Кроме того, Европейский Парламент имеет право осуществлять контроль над деятельностью Европейского Союза путем подачи письменных и устных запросов в Еврокомиссию и Европейский Совет. Он также имеет право назначать временные комитеты по расследованию, в компетенцию которых входят не только действия институций Европейского сообщества, но и действия государств-членов ЕС по реализации политики ЕС.
Амстердамский договор увеличил полномочия Европейского Парламента путем значительного расширения Процедуры принятия совместных решений. Ниццкий договор также повысил его роль как соавтора законопроектов, тоже расширив Процедуру принятия совместных решений, а также наделив Европейский Парламент правом предъявлять иски в Верховный Суд Европейского сообщества.
Наконец, Лиссабонский договор предоставил Европейскому Парламенту право избрания председателя Еврокомиссии. Кроме того, он был наделен теми же правами, что и Совет ЕС. Наконец, с 2014 г. число членов Европейского Парламента будет ограничено 750+ председатель, а места будут распределяться по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум – 96.