Внешняя политика Республики Беларусь
5.1 Общая характеристика понятия «внешняя политика»
Существует две основные причины, которые побуждают каждое государство тем или иным способом воздействовать на другие страны. Во-первых, это защита от внешних угроз – реальных или мнимых. Во-вторых – продвижение на международной арене своих экономических интересов и культурно-идеологических ценностей.
Таким образом, внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, в рамках которой оно различными методами и средствами оказывает влияние на других участников международных отношений для реализации собственных целей и интересов.
Тут нужно отметить, различие понятий "внешняя политика" и "международные отношения". Понятие "международные отношения" гораздо шире. Во-первых, помимо международных политических отношений оно включает отношения в экономической, военной, идеологической, культурной и других сферах. Во-вторых, любые отношения, это процесс в котором участвуют два и более субъекта – т.е. это дорога с (как минимум) двухсторонним движением. Тогда как у внешней политики всегда лишь один субъект – государство (или союз государств), которое ее осуществляет. Поясним эту разницу на примере. Когда говорят об американо-китайских отношениях, подразумевается сотрудничество или противоборство этих двух стран, т.е. их взаимное влияние друг на друга. Если же речь идет об американской внешней политике в отношении Китая, значит, нас интересуют лишь цели и действия американской стороны.
Внешняя политика любого государства тесно связана с его внутренней политикой – одна и та же проблема часто содержит и внутренний аспект, и международный. Поэтому внешнеполитические шаги зачастую становятся следствием внутриполитических процессов в государстве и наоборот. Например, в 1982 г. военная хунта, управлявшая Аргентиной, развязала войну с Великобританией за Фолклендские острова не потому, что ценность этих малонаселенных и бедных ресурсами территорий была так велика, а чтобы отвлечь внимание граждан от провала своей экономической политики, вызвавшей в стране глубокий кризис.
В системе управления государства внешняя политика выполняет следующие функции:
1. Охранительная– защита прав и интересов государства и его граждан за границей. Ее задача состоит в предотвращении внешних угроз и поиске политических решений возникающих конфликтов и споров мирным путем. Важная роль в осуществлении этой функции принадлежит органам госбезопасности, разведки и контрразведки.
2. Информационно-представительская – влияние на общественное мнение и политические круги других стран с целью созданию положительного имиджа своего государства на международной арене и формирования благоприятных условий для решения его внешнеполитических задач. Эта функция осуществляется посредством дипломатических представительств, а также культурно-образовательных центров, культурных и научных обменов и т.п.
3. Организаторская– заключаются в формировании благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства (т.е. поиске на международной арене политических союзников и экономических партнеров). Ключевое значение для реализации этой функции имеет деятельность МИД и дипломатического аппарата.
4. Регулирующая – призвана обеспечивать равновесие в системе внешнеполитических связей и ее мобильность.
Несмотря на различие возможностей и используемых методов внешняя политика любого государства, как правило, преследует 4 основных цели:
1. укрепление экономического и политического потенциала государства и уровня жизни его населения
2. обеспечение национальной безопасности государства, его независимости и территориальной целостности
3. недопущение вмешательства во внутренние дела извне
4. повышение престижа и формирование позитивного имиджа государства на международной арене.
Используемые для достижение этих целей средства также можно разделить на 4 группы:
1. Дипломатия и политические переговоры – поддержание контактов посредством посольств и иных дип.миссий, проведение встреч политических лидеров, организация рабочих контактов на уровне министерств и ведомств.
2. Идеологические средства (информационно-пропагандистские) – пропаганда своих целей и ценностей через СМИ, различные культурные представительства и обмены.
3. Экономические средства – прежде всего, ресурсный потенциал и внешняя торговля, включая тарифные и нетарифные методы ее регулирования. Также сюда относят контроль над международными финансовыми потоками, зарубежные инвестиции и кредитование.
4. Военные средства – численность армии, ее боеспособность и обеспеченность современными видами вооружений, включая ядерное оружие. В современном мире прямое использование военных средств (нападение на другое государство) происходит крайне редко. Гораздо чаще демонстрация военной силы в форме учений или парадов используется для оказания косвенного давления на другие государства.