Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Формами текущего контроля успеваемости студентов являются контрольная работа и тестирование. Форма промежуточного контроля - экзамен.
При подведении итогов по контрольным точкам и общих итогов освоения курса может использоваться балльно-рейтинговая накопительная система. В этом случае итоговая оценка по дисциплине соответствует количеству баллов, набранных студентом при изучении предмета:
• 50–69 баллов – «удовлетворительно»;
• 70–84 балла – «хорошо»;
• 85–100 баллов – «отлично».
Распределение баллов рейтинговой оценки между видами работы студентов (в таблице указано МАКСИМАЛЬНОЕ количество баллов, которые может получить студент по каждому виду работы)
Текущий контроль | Контрольные точки | Экзамен | Общая сумма баллов | Итоговая оценка | |||
Лекции (посещение)* | Контрольная работа | Семинар | Тест 1 (IX–XIX вв.) | Тест 2 (XX в.) | |||
10 баллов | 10 баллов | 10 баллов | 15 баллов | 10 баллов | 45 баллов | 100 баллов |
Студент, набравший в результате текущей работы по дисциплине менее 20 баллов, не допускается к сдаче экзамена, и ему выставляется 0 (ноль) сессионных баллов.
Студенту, набравшему за текущую работу 60 и более баллов, экзамен по дисциплине может быть выставлен без процедуры сдачи.
Количество баллов, полученных на экзамене, складывается:
• из ответа на первый вопрос (досоветский период) – от 0 до 20 баллов;
• ответа на второй вопрос (советский период) – от 0 до 20 баллов;
• собеседование по теме контрольной работе – от 0 до 5 баллов.
Контрольные работы
Контрольная работа должна быть набрана на компьютере, распечатана и сдана для регистрации в деканат факультета не позднее чем за две недели до экзаменационной сессии. Общий объем работы не должен превышать 15 страниц. В начале работы должен быть помещен план, состоящий из заголовков ее разделов и подразделов (пунктов, подпунктов, параграфов), отражающий структуру и содержание работы, с указанием страниц.
Ответ на теоретический вопрос является основным и занимает большую часть контрольной работы (9-10 страниц); решение юридического казуса - две – три страницы. Вариант должен соответствовать первой букве фамилии студента (соответствие номеров вариантов первым буквам фамилий указано ниже, в разделе «Темы контрольных работ»). Работа, выполненная не по тому варианту, не зачитывается.
Требования к контрольной работе (критерии оценки)
Теоретическая часть:
• наличие введения (может содержать описание основных черт исторического периода, наиболее общие характеристики государства и права этого периода, краткий обзор правового источника, историю его создания) не более трех страниц;
• полнота раскрытия темы;
• логичность структуры работы, зафиксированной в пунктах (разделах, параграфах) ее плана; последовательность изложения материала, соответствие его плану;
• заключение (наличие самостоятельных выводов конкретно по теме работы, а не по всему историческому периоду; заключение не должно содержать материал, который с успехом мог бы поменяться местами с введением);
• научно-справочный аппарат (наличие и правильность оформления ссылок в тексте на правовые источники и литературу, наличие списка источников и литературы);
• оформление работы в целом (отсутствие ошибок, опечаток, наличие полей, единый шрифт и т. п.).
С правилами оформления печатных работ, литературы (библиография) и ссылок в них можно ознакомиться, например, в «Методических рекомендациях по подготовке научных работ студентов… (стр. 17), находящихся на информационно-образовательном портале института (страница «Для студента / Методические рекомендации»).
Практическая часть (решение задачи – казуса):
• правильность решения – ответа на вопрос задачи со ссылкой на статью (статьи) правового источника;
• наличие обоснования, пояснения к решению, комментария, содержащего анализ конкретной статьи (статей) правового источника (источников), а также краткую характеристику правового источника или его соответствующего раздела, части.
Выполнение практической части невозможно без непосредственной работы с первоисточниками – нормативно-правовыми актами определенных конкретно-исторических периодов.
Формулируя решение, студент должен:
• определить, о каком правовом явлении идет речь в задаче;
• какой правовой акт, какого исторического периода необходим для точного, обоснованного ответа на вопрос задачи;
• выбрать нужный раздел первоисточника, статью(и), содержащую(ие) соответствующие нормы права;
• дать четкий ответ на поставленный вопрос со ссылкой и комментарием конкретной статьи (статей) правового акта.
Для решения студентам необходимо опираться, помимо первоисточника, на учебную и научную литературу.
Если решение задачи отсутствует или неверно, работа не зачитывается.