Методические рекомендации по изучению дисциплины. Все достижения социально-экономической статистики – результат исторического развития

( для студентов)

Цель курса.

Все достижения социально-экономической статистики – результат исторического развития. Его можно понять и оценить в полной мере, лишь заглянув в прошлое. За каждым статистическим показателем, классификацией, приемом скрывается труд многих поколений ученых.

Изучение истории статистики имеет немаловажное значение для понимания тенденций развития статистики. В статистической науке бывали сложные ситуации, кризисные периоды, ошибочные взгляды, знание которых позволит избежать ошибок в будущем. И наоборот, выдвинутые прогрессивные концепции, способные обогатить последующее развитие статистики, в частности, и те, которые в свое время были отвергнуты, забыты и лишь теперь приобретают свои права, также могут быть осмыслены в изучении истории статистики. С этих позиций изучение истории важно для формирования ответственности за будущее у каждого нового поколения. В настоящее время, когда статистика охватила все сферы жизни общества, когда к ней предъявляются все большие требования, изучение ее истории просто необходимо.

Программа курса «История статистики» разработана в соответствии с требованиями российского государственного стандарта высшего образования (ГОСом) для специальностей экономической группы.

Организация курса.

Курс дисциплины «История статистики» рассчитан на 9 учебных недель и предполагает как аудиторную, так и самостоятельную внеаудиторную работу студентов. Аудиторная работа включает: лекционные занятия (40 часов), семинарские занятия (8 часов), защита рефератов (16 часов). В ходе внеаудиторной работы студенты изучают обязательную и дополнительную литературу по изучаемым темам, пишут два реферата (по отечественной и зарубежной истории статистики). Самостоятельная внеаудиторная работа рассчитана на 64 часа.

Промежуточные формы контроля – презентация и защита рефератов, тестирование по отдельным темам курса. Тестовые задания оцениваются положительно при наличии 50% правильных ответов, высшим баллом - при наличии 80% и более правильных ответов.

Итоговая форма контроля – экзамен.

Формирование итоговой оценки.

Формирование итоговой оценки по дисциплине происходит с учетом результатов как аудиторной, так и самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

  Удельный вес в итоговой оценке по курсу (%)
Посещение лекционных и семинарских занятий
Подготовка и защита реферата по отечественной истории статистики
Подготовка и защита реферата по зарубежной истории статистики
Итоги промежуточного тестирования
Экзаменационная оценка
Итого

Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы студентов.

1. В чем состоят условия возникновения статистики?

2. Приведите примеры из истории развития человечества (место, время), которые свидетельствуют о потребности в учете.

3. С какими явлениями связано возникновение математической обработки наблюдений (место, время)?

4. Когда возникли вероятностные идеи в науке и обществе?

5. Когда зародилась статистика населения и какова ее роль в развитии статистической науки?

6. В чем состоит сущность направления «политическая арифметика»? Кратко определите вклад ведущих представителей этого направления .

7. В чем состоит сущность «описательной статистики» и вклад основных представителей этого направления?

8. Первые сочинения по теории вероятностей

9. Закон больших чисел и его значение для развития статистики.

10. Теорема Бейеса и ее значение для развития «выводной» (математической) статистики.

11. Дайте определение математической статистики.

12. Основные научные открытия ХУ11 –ХУ111 вв., повлиявшие на развитие статистики.

13. Свойства нормального распределения, сделавшие этот тип распределения «базовым».

14. В чем состоит сущность теории «среднего человека» А. Кетле?

15. Почему научные положения Кетле вызвали длительную дискуссию?

16. В чем состоит сущность теории устойчивости В. Лексиса?

17. Проведите сопоставление коэффициента дивергенции Лексиса и F-критерия Фишера.

18. Приведите формулу момента произведения. Почему момент произведения был положен К. Пирсоном в основу измерения корреляции.

19. Каково происхождение термина «регрессия»?

20. В чем состоит научный вклад К.Пирсона.

Наши рекомендации