Глобализация и демократизация.
Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы. Начиная с середины прошлого столетия, а особенно в последние десятилетия, тенденция к глобализации является преобладающей, нивелируя значение национального и регионального своеобразия.
Широкий спектр глобальных процессов: научно-технических, экономических, социальных, политических – все теснее увязывает страны и регионы в единое мировое сообщество, а национальные экономики – в единое мировое хозяйство.
Процесс экономической глобализации находит свое отражение, прежде всего, во всемирном расширении сферы действия мирового рынка капиталов, сырья и рабочей силы, вбирающих в себя рынки региональные и локальные. Различные страны становятся цехами единого мирового производства, где компоненты, произведенные в Америке, Западной Европе и Азии, на конечной производственной стадии превращаются в интернациональный продукт – автомобиль, телевизор, компьютер и т.д. в современном мире трудно отыскать более или менее крупную фирму, которую можно было был назвать чисто национальной. Другой глобальный процесс, который характерен для современного мира, - это рост частного и сокращение государственного капитала во всех сферах человеческой деятельности. Этот процесс, набирающий силу с конца 70-х гг., делает главенствующим в современном мировом сообществе не государственно-политические, а частнокапиталистические интересы. Капитал теперь легко перешагивает государственные границы. Интеграция государств теперь становится второстепенной по отношению к интеграции экономических структур мирового сообщества. Военно-политическую экспансию отдельных государств теперь вытесняет вездесущая экспансия транснациональных корпораций, в которые интегрируется капитал самых различных национальных фирм современного мира (как западных, так и восточных).
Экономическим ядром современного мирового сообщества становится мировой рынок, в рамках которого современные страны мира все теснее взаимодействуют. Это взаимодействие благоприятствует повсеместному утверждению (в различных вида) рыночной социал-демократической системы, а вместе с ней и демократии или ее начальных форм. В ходе процесса глобализации демократия, обеспечивающая свободу предпринимательства, одерживает победу над тоталитаризмом на преобладающей части земного шара. Растет число стран, где внедряются современные конституционные, судебные, парламентарные, многопартийные системы. Во всяком случае, в полной мере демократическими они стали к началу XXI века уже в 30 государствах, или более чем в 10% всех стран современного мира. Преимущественно это страны Северной Америки, Западной и Северной Европы. Многие страны Латинской Америки, Азии и Африки также внедряют у себя демократические принципы. Среди стран, население которых в наименьшей мере пользуется демократическими правами, лидируют: Афганистан, Иран, большинство стран Тропической Африки, Куба, Ирак, Северная Корея, Китай, постсоветские государства Центральной Азии. Однако и там наблюдаются сдвиги в сторону демократизации. На первый план повсеместно выходит борьба за права человека, за плюрализм мнений. Без этого нельзя создать процветающее общество в эпоху стремительно развивающейся НТР. В октябре 1998 г. даже коммунистический Китай подписал международную Декларацию о правах человека и гражданина, включая свободу слова. Страну наводняют иностранные туристы, а китайские граждане свободно посещают зарубежные государства. В Иране в мае 2000 г. начал функционировать парламент, большинство депутатов которого является сторонниками проведения в этой стране демократических реформ. В странах с переходными социально-экономическими системами наблюдаются различные промежуточные стадии процесса демократизации. Огромную роль в этом играет широкий и все усиливающийся обмен различной политической, экономической и технической информацией. Человечество всегда прогрессировало за счет международного обмена знаниями и опытом. Теперь этот процесс стал чрезвычайно интенсивным.
Границы преобладающей части стран мира становятся прозрачными, легко преодолимыми для экономического, политического и культурного взаимодействия народов. Это дает мощный импульс дальнейшему всестороннему развитию науки, техники, культуры. Вместе с тем, процесс глобализации не всегда протекает безболезненно, вызывая протест со стороны ряда общественных слоев различных стран мира.
Пределы глобализации. Проблемы отношений «Запад-Восток», «Север-Юг».
Процесс глобализации, являющийся неизбежным явлением нового времени, способствует ломке традиционных социально-экономических структур и коренным образом меняет жизнь многих людей далеко не в лучшую сторону. Этот вызывает протест со стороны различных общественных слоев, которые не могут адаптироваться к новым условиям. Кроме того, разрыв между уровнем развития между постиндустриальными – богатыми и развивающимися – бедными странами непрерывно увеличивается. Накапливается недовольство бедных, которым глобализация пока еще отнюдь не принесла благосостояния или даже значительно ухудшила их материальное положение. В результате на пороге нового тысячелетия возникло широкое международное общественно движение против этого процесса. В нем принимают участие профсоюзы и представители самых различных слоев населения не только в отсталых развивающихся, но и постиндустриальных странах. Причины этого хорошо известны. Во-первых, в развитых капиталистических государствах Запада сокращается число рабочих мест в связи с перемещением производства в развивающиеся, где более дешевая рабочая сила и сырье. Во-вторых, из-за притока в эти страны дешевой рабочей силы из Азии, Африки и Латинской Америки предприниматели снижают там заработную плату наемным работникам. Развивающиеся страны и их общественные организации, ссылаясь на экономические трудности, возникшие в ходе глобализации, требуют, чтобы МВФ и Всемирный банк списали им долги по взятым кредитам и оказали другую экономическую помощь. Огромные разрыв в уровнях жизни между развитыми и слаборазвитыми странами они считают аморальным. Процесс глобализации, по их мнению, только увеличивает этот разрыв.
В современном мировом пространстве выделяются постиндустриальный Север, контролирующий торгово-финансовые каналы, высокоиндустриальный Запад – совокупность национальных экономик ведущих промышленно развитых держав, интенсивно развивающийся новый Восток, строящий хозяйственную жизнь в рамках неоиндустриальной модели, сырьевой Юг, живущий преимущественно за счет эксплуатации природных ресурсов, а также находящиеся в переходном состоянии государства посткоммунистического мира.
Самым мощным экономическим государством мира в настоящий момент являются США, которые ведут себя и как политический монополист, пытающийся распространить свое влияние по всему миру. Доллары делают политику по принципу «один доллар – один голос». За решениями, принимаемыми от лица международных организация, например Совета Безопасности, МВФ, ВТО, финансируемых опять же развитыми странами, обычно скрываются цели, преследуемые узким кругом ведущих держав.
Вытесненные на политическую и экономическую периферию страны Юга, или развивающиеся страны, борются с гегемонией сверхдержав доступными им средствами. Одни выбирают модель цивилизованного рыночного развития, и как Чили и аргентина, ускоренными темпами стремятся догнать экономически развитые Север и Запад. Другие, в силу разных обстоятельств, лишенные такой возможности, встают на «тропу войны». Они создают разветвленные криминально-террористические организации и мафиозные формирования, раскиданные по всему миру. События 11 сентября 2001 г. показали, что даже такое высокоразвитое государство как США не застраховано от масштабных атак со стороны террористических организаций.
В настоящее время по-прежнему сохраняется ядерная угроза. Это связано с тем, что некоторые страны упорно стремятся к обладанию собственного оружия массового поражения и средствами его доставки. Осуществили экспериментальные ядерные взрывы Индия и Пакистан, провели испытания новых видов ракетного оружия Иран и Северная Корея. Усиленно развивает программу создания химического оружия Сирия. И этот перечень будет явно расширяться.
Такая ситуация делает весьма вероятным использование оружия массового поражения в локальных военных конфликтах. Но проблема этим не ограничивается. Дело в том, что в последние годы отмечается снижение контроля за объектами атомной энергетики, опасное ухудшение его технического состояния. Возрастает угроза захвата оружия политическими авантюристами с целью шантажа правительств тех или иных стран.
Свидетельством духовно нездорового состояния современного общества является катастрофический рост организованной преступности, коррупции, рэкета. Появились новые формы оружия массового поражения: биологические, бактериологические, что создает угрозу новых террористических актов. Еще более опасным явлением по сравнению с периодом 70-80-х гг. стала торговля наркотиками, ибо в ее орбиту в начале 90-х гг. (с падением «железного занавеса») попали и страны вчерашнего социализма.
Все это требует от мирового сообщества выработки принципиально нового, адекватного нынешней глобальной ситуации типа мышления, принципиально отличного от прежнего биполярного осмысления многих проблем (так характерного для эпохи «холодной войны»), признающей приоритет права над производством. И здесь незаменимую роль играет (и, надо полагать, будет играть в будущем) ООН, ее различные учреждения.
Деятельность ООН и других международных организаций.
Организация Объединенных Наций (ООН) в настоящее время является центральным органом управления мирового сообщества. Созданная в 1945 г. в целях поддержания и укрепления мира, ООН в 1985 г. объединяла 159 стран. Предполагается, что ее решениям должны подчиняться все страны-участницы. ООН оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятники и посылает миротворческие силы («голубые каски») ООН практически по все уголки Земли.
Деятельность ООН направлена на втягивание различных государств мира в единый мировой рынок. Огромную роль в этом играют ее специализированные организации, финансирующие международные проекты экономического развития в Азии, Африке и Латинской Америке, а также в России и других постсоветских государствах. Особенно много для этого делает МВФ при ООН, членами которого являются 180 стран, включая Россию. Ему принадлежит теперь ключевая роль в предотвращении международных и локальных экономических кризисов в современном мире. Сегодня очевидно, что система единого мирового хозяйства может нормально функционировать только в условиях глобальной стабилизации. Любая дестабилизация в той или иной стране и тем более группе стран (военно-политическая или экономическая) наносит урон мировому сообществу. Известно, например, что начавшийся в конце 90-х гг. финансовый кризис в нескольких странах Тихоокеанского региона еще не стал прологом к глобальной дестабилизации всей мировой финансово-банковской системы. Именно по этой причине богатые страны теперь готовы оказывать экономическую помощь и прощать долги бедным, стремятся предотвратить экономическую и политическую дестабилизацию в любом регионе земного шара. Страны и народы в новых условиях учатся (хотя и с большим трудом) избегать кризисов и конфронтаций при объективно существующих громадных противоречиях.
Уже сегодня деятельность стран мирового сообщества в рамках программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) помогает укреплению международного сотрудничества в области биосферы, координации национальных программ по охране окружающей среды, организации систематического наблюдения за ее состоянием в глобальных масштабах, накоплению и оценке экологических знаний, обмену информацией по этим вопросам.
Важный вклад в решение глобальных проблем современного общества вносят и другие учреждения ООН: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация ООн по промышленному развитию (ЮНИДО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие.
В составе мирового сообщества организуются также и региональные объединения, например, Европейский Союз (ЕС), нацеленный на формирование Соединенных Штатов Европы. В эту региональную организацию входят самые различные, с точки зрения их истории и экономического потенциала страны, которые успешно взаимодействуют на основе общих интересов: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Португалия.
Интеграция стран ЕС на пороге нового тысячелетия уже достигла такого уровня, что они смогли ввести для всех единую национальную валюту «евро», которая в будущем может обрести такую же ликвидность, как американский доллар. Экономическая стабильность ЕС, его последовательная экономическая стратегия и тактика, осуществление многих масштабных и весьма перспективных проектов привлекает туда довольно крупные международные инвестиции и квалифицированную рабочую силу. Все это обеспечивает высокую экономическую эффективность хозяйства ЕС. С гораздо большим трудом и сложностями идет в ЕС, объединяющем очень разные страны, процесс политической интеграции. Сказываются весьма значительные различия между ними в расстановке политических сил. Тем не менее в 2000 г. ЕС уже приступил к созданию Конституции ЕС, которая должна заложить основы общего законодательства для всех стран этого сообщества.
Все более важную роль в современном мире играет и Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС). Эта региональная организация объединяет широкий круг стран Тихоокеанского бассейна, где проживает почти 40% населения современного мира и производится свыше половины мировой продукции по стоимости. В АТЭС входят Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Чили, Китай, Индонезия, Япония, Южная Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Тайвань, Таиланд, США, Вьетнам, Перу.
Деятельность ООН и других организаций способствует втягиванию в процесс глобализации все новых регионов и стран современного мира, в том числе тех, которые еще совсем недавно были наглухо от него изолированы.
ХХ век завершился беспрецедентной по масштабам встречей лидеров (президентов, премьер-министров, королей, шейхов, эмиров, султанов и т.д.) более 150 государств мира. Проходившая в Нью-Йорке под эгидой ООН историческая встреча глав государств и правительств получила название «Саммита тысячелетия». На этой встрече были обсуждены жизненно важные проблемы, имеющие значение для всего человечества, которое вступило в принципиально новую эру глобализации. Главной задачей саммита тысячелетия было продемонстрировать, что мировое сообщество осознает остроту тех глобальных проблем, с которыми оно сталкивается на рубеже второго и третьего тысячелетий, и готово серьезно реагировать на эти проблемы, искать их эффективные решения.
Мировой форум завершился принятием «Декларации тысячелетия», в котором лидеры стран нашей планеты заявили о своей решимости сделать все возможное, чтобы избавить человечество от войн, нищеты и экологической катастрофы. В «Декларации» была также выражена всемерная поддержка развития демократии и прав человека во всех странах без исключения. Подчеркнув огромную роль ООН в решении этих задач, мировые лидеры, вместе с тем, высказались за необходимость ее реформирования с тем, чтобы повысить эффективность этой международной организации, обеспечить новый мощный импульс в ее деятельности (имеется в виду возможное расширение Совета Безопасности, пересмотр механизмов осуществления миротворческих операция в «горячих точках» планеты и т.д.).