Система административно - государственного управления 4 страница
Однако если нищета заставляла земледельцев поднимать восстания, то государственные финансы находились в не менее катастрофической ситуации. Партия евнухов под руководством Ли Яня предприняла последнее усилие, чтобы вернуть государству, в соответствии с нормами, необработанные земли, а также те участки, которые обрабатывались земледельцами, но уже лишились своего законного хозяина. Превращенные в «государственные земли» (гунтянь), они были обложены тяжелыми налогами, которые неминуемо возлагались на тех, кто населял эти земли, — мелких земледельцев и арендаторов. Постепенно именно их нужда обеспечила успех вторжению династии Цзинь (чжурчжэней), которые, по сути, просто унаследовали власть у раскритикованной династии Сун. Однако хорошо известно, что превратности истории никогда не обладали назидательной ценностью: такие же тягостные меры, связанные с национализацией земли, во многом предопределили и падение династии Южная Сун.
* * *
От системы, созданной Ван Аньши, от тех пылких споров, которые она вызывала, совершенно ничего не осталось. Поддержка, предоставляемая бедным, вызванная интересами повышения производительности их труда, забота об интересах государства больше, чем об интересах частных собственников, — все это исчезло. Отдельные люди и целые группы неистово боролись друг с другом, а их столкновения становились легендарными. Однако на самом деле трудящийся народ больше не интересовался этим, он был занят тысячью проблем сельского хозяйства и ремесла, все более искусного, которое становилось относительно богатым, несмотря на постоянную необходимость защищаться от нападений варваров, которые, впрочем, оставались разделены.
Итогом этих событий стало то, что ни одно крупное событие, ни одна великая личность не занимали больше сцену истории. Величественное военное государство древности больше не существовало, буддийская церковь надолго потеряла уважение, слишком вмешавшись в дела этого мира, сословие образованных чиновников только начало складываться, а система правительственного управления оказалась ненадежной. Напротив, любой труд народа развивался вне рамок, установленных государством.
32) В середине IV в. до н. э. в царстве Цинь были осуществлены важные реформы, способствовавшие его экономическому, военному и политическому укреплению. Эти реформы проводил сановник Циньского царства Шан Ян — один из наиболее видных представителей и ревностных сторонников учения фацзя. Отражая интересы новой, имущественной знати, реформы Шан Яна были направлены на разрушение общинных связей и прокладывали путь дальнейшему развитию частнособственнических отношений в Циньском царстве.
Особую важность представляла земельная реформа, нанесшая решительный удар общинному землевладению. Согласно установлениям Шан Яна земля стала свободно покупаться и продаваться. “На полях, — как отмечают источники, — отменили старые межи”, было разрешено “обрабатывать землю в неограниченных размерах”. Узаконение продажи и заклада земли неизбежно влекли за собой, с одной стороны, быстрое разорение общинников, терявших землю, которой они владели раньше по праву принадлежности к общине, а с другой — концентрацию земли в руках новой, торгово-ростовщической знати. Распад общины ускорялся также и законом о принудительном дроблении больших семей, который гласил: “Если в семье имеются двое и более мужчин и они не разделили между собой хозяйство, то с каждого брать двойной налог”.
В целях централизации государства Шан Яном было проведено новое административное деление по территориальному принципу, нарушавшее прежние границы, по-видимому, связанные по своему происхождению еще со старым родоплеменным делением. Все царство Цинь было разделено на 41 (а по некоторым данным, на 31) уезд (сян). Уезды дробились на более мелкие подразделения, во главе каждого были поставлены государственные чиновники. Самыми мелкими административными единицами стали связанные круговой порукой объединения из 10 и 5 семей. Круговая порука обязывала всех членов этих взаимоответственных семей отвечать за преступления каждого из них. В качестве наказания им грозило обращение в государственных рабов. Наказанию подвергались также и семьи, скрывшие у себя преступника.
Узаконение реформами Шан Яна частной собственности на землю и поощрение им земельных захватов стояли в непосредственной связи с изменением в это время системы взимания налогов.
Вместо прежнего земельного налога, составлявшего 1/10 часть урожая, Шан Ян ввел новый налог в соответствии с количеством обрабатываемой земли. Это обеспечило правящему классу Циньского царства ежегодный постоянный доход, не зависящий от сбора урожая. Засухи, наводнения, неурожаи теперь всей тяжестью ложились на земледельцев. Новая система взимания налогов обеспечивала огромные средства, необходимые правителям царства Цинь для ведения войн.
В процессе длительных войн с северо-западными племенами Циньское царство приобрело большой военный опыт и разработало свою военную систему, окончательно оформившуюся в результате военной реформы Шан Яна. Циньское войско было перевооружено и реорганизовано. В его состав была включена конница. Боевые колесницы, составлявшие основу военной мощи прежней потомственной аристократии, исключались из состава армии. Бронзовое оружие постепенно заменялось новым — из железа. Длинную верховую одежду воинов сменила короткая, как у кочевников, куртка, удобная для передвижения и боя. Армия была разделена на пятерки и десятки, связанные системой круговой поруки. Солдаты, не проявившие должного мужества, подвергались тяжелому наказанию. После проведения военной реформы Шан Яна циньская армия стала одной из самых боеспособных армий древнекитайских царств.
Шан Яном было создано 18 степеней знатности за военные заслуги. За каждого взятого в плен и убитого врага полагалась одна степень. “Родовитые дома, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати”, — говорилось в указе. Однако степени знатности, которые сначала давались только за военные заслуги, впоследствии стали продаваться.
Шан Ян считал, что нужно установить ясное различие между “благородными” и простым народом по количеству полей, домов, рабов и по богатству одежды, положив, таким образом, в основу социального деления имущественный принцип.
Потомственная аристократия, связанная с общиной и заинтересованная в сохранении патриархально-родовых пережитков, сильно потерпела от реформ Шан Яна. На смену этой прежней знати, сила и влияние которой основывались, как правило, на наследственных привилегиях, к власти в царстве Цинь пришла новая знать — военная и торгово-ростовщическая. Реформаторская деятельность Шан Яна вызвала сильнейшее недовольство родовой земельной аристократии. Именно она ждала удобного момента для мести. И ее час настал.
После смерти покровительствовавшего ему Сяо гуна Шан Ян вынужден был бежать, но был схвачен и казнен. Однако все мероприятия, проведенные Шан Яном, остались в силе.
33) Под взглядом императора
По преданию, первого китайского историка звали Цанцзе. Он служил при дворе легендарного императора Хуанди (3 тыс. лет до н. э.). Считают, что именно он создал иероглифическое письмо, позволившее ему записывать исторические факты. Даже окончание его имени пиктографически изображается в виде руки и бамбуковой таблички.
Основатель историографии представляется фигурой могущественной и загадочной. Астролог и прорицатель, он следил за исполнением пророчеств, контролировал дела императора и министров, руководил церемонией инвеституры (посвящения в должность) и был главным жрецом культов неба, земли и предков.
Во время каждой происходящей во дворце официальной аудиенции два летописца, стоявшие справа и слева от императора, независимо друг от друга фиксировали его слова и поступки. Из этих записей родились два великих исторических труда: трактат 'Шансу' ('Речи древних государей ') и хроника 'Чуньцю' ('Весны и осени').
История неразрывно связана с философией. Отцу даосизма Лаоцзы(6-5 вв. до н. э.), как историографу, было поручено хранение архивов династии Западная Чжоу. Философ и мыслитель Конфуций(551-479 гг. до н. э.) традиционно считается составителем анналов времен правления Лу. Комментарий 'Цзочжуань', составленный к этим анналам слепым историком Цзоцю, признан классическим.
Однако отцом китайской истории принято считать Сыма Цяня(145-86 гг. до н. э.), Главного придворного историографа знаменитого императора Уди (141-87 гг. до н. э.). Его труд 'Шицзи' ('Исторические записки'), наполовину состоящий из биографий, обновляет традиционное восприятие истории, выдвигает на первый план человеческую личность и ее деятельность. Такой подход стал моделью для историков всех последующих династий. Еще один знаменитый исторический трактат 'Ханьшу' ('История Ханей') написан Бань Гу (32-92 гг. н. э.) и его родственниками.'Шитун' ('Общие положения истории') - труд придворного историка императрицы У Цзэтянь Лю Чжицзи (661-721) - первое произведение такого рода, в котором появилась историческая критика. Автор считает, что историку необходимы три качества: литературный талант, знание предмета и критический склад ума; он различает шесть школ и классифицирует все исторические труды по двум основным жанрам: хроники и биографии.
Работа Сыма Гуана(1019-1086) 'Цзычжэ Тонцзян' ('Всеобщее зеркало в помощь правителю') - еще один пример составного исторического сочинения. Эта гигантская хроника насчитывает 295 глав и охватывает период более 1300 лет вплоть до Х в. По сути дела, это коллективный труд. Три основных помощника Сыма Гуана, сами знаменитые историки, в официальных частных библиотеках собрали максимально возможное количество документов, сгруппировали их по темам и изложили в хронологическом порядке. Сам же Сыма Гуан занимался окончательным отбором материала, стремясь зафиксировать наиболее полезные для императора сведения.
Во времена правления Северных и Южных династий (222-598), в период политических смут, роль Главного придворного историографа ограничивалась изучением астрологии и составлением календарей. События же повседневной жизни императора записывали секретари-историки.
Департамент историографии
Однако в VII в. первые правители династии Тан стали придавать особое значение истории, видя в ней образовательный элемент. Император Тай Чжун (626-649) учредил Департамент историографии, главной задачей которого стало собирание исторических трудов. Эту работу поручили специально назначенным чиновникам, а не потомственным историографам, как раньше. Деятельность Департамента обычно контролировал сам император, а главными редакторами были министры.
Такая бюрократизация в дальнейшем привела к серьезным последствиям. Историки оказались лишенными собственного взгляда в вопросах, связанных с политикой и общественным мнением. Человек, руководивший этой колоссальной коллективной работой, должен был быть одновременно ученым и прекрасным администратором, иными словами, обладать качествами, редко сочетающимися в одном лице. В результате утвердившегося разделения труда историографы рисковали потонуть в океане документов, кроме того, их набирали из числа просто грамотных людей, не заботясь о том, имеют ли они склонность к исторической науке (все это придавало статус официальности традиционному смешению истории и литературы).
Наряду с посредственной продукцией императорского Департамента параллельно создавались произведения, посвященные истории династии. Когда к управлению пришла династия Юань (1277-1367), интерес историков был направлен в другое русло. Так появляются историографические труды нового типа, такие, как 'Тундянь', написанная Ду Ю, первая общая история государственных учреждений; 'Тунчжи' ('Общие монографии'), принадлежащие перу Чжэн Цяо(1104-1162) и 'Вэнсянь тонкао' ('Общие критические замечания о документах') Ма Дуаньлиня(1254?-?). Поистине, это настоящие энциклопедии; каждая из них состоит из разделов, посвященных той или иной теме: экономике, политике, образованию, религии, обычаям и даже филологии.
В период перехода власти от династии Мин к Цин (1644-1911) Хуан Цзунси (1609- 1695) в своей работе 'Минжу сюэань' ('Трактаты о доктринах конфуцианской школы') делает первый глубокий анализ истории теорий и биографий мыслителей. В 'Души фанюй цзияо' Гу Цзуюй(1624-1680) исследует взаимосвязи истории и географии.
Во времена правления манчжурской династии Цин (1644-1911) в произведении 'Вэньши туни' ('Общее значение литературы и истории') Чжан Сюэуэн(1738-1801) применяет исторический подход ко всем областям знания и проводит разграничение между концептуальными и чисто информативными работами.
Манчжурские императоры, особенно Канси (1662-1722) и Цяньлун (1736-1795), придавали огромное значение обработке и редактированию исторических документов. Департамент историографии переписал историю недавно свергнутой династии Мин (за 81 год было создано 336 томов), а другие департаменты составили историю царствующей династии, национальную историю и хронику повседневной жизни императора.
В те времена действительно велся ежедневный дневник жизни императора - настоящее сокровище для современных историков. Как только он выходил из своих личных покоев, чтобы дать первую утреннюю аудиенцию, сразу начиналась подробная запись всего, что он делал, во что был одет и чем питался. Эти наблюдения, дополненные административными архивами, позволили создать во время правления следующего императора сборник 'Шилу' ('Подлинные документы').
Появились и другие крупные компилятивные труды, состоящие из старинных и более современных текстов, такие, как 'Гуцзинь тушу цзичэн' и 'Сыку цюаньшу', воспроизводящие более 3 тыс. документов.
По приказу императора была проделана еще одна огромная работа. По всему Китаю на основе местных монографий создавались сводные труды по географии, этнографии и археологии.
Роль официального историографа достигла апогея в период правления Цяньлуна. С упадком манчжурской династии большинство историографических традиций было постепенно утрачено. 'Циншигао' ('Опыт официальной истории династии Цин') можно считать лебединой песней классической китайской историографии.
34)Синьхайская* революция 1911 г. и падение монархии.После подавления восстания ихэтуаней количество подпольных революционных организаций продолжало расти, не прекращались и стихийные выступления крестьян. В 1905 г. произошло объединение революционных организаций страны в Союзную лигу (Тунмын хуэй), ядром которой явилось Общество возрождения Китая. Программой Союзной лиги стали три принципа, разработанные великим китайским революционером Сунь Ятсеном: национализм (свержение Цинской династии и восстановление независимости Китая), народовластие (учреждение республики) и народное благоденствие (осуществление уравнительного землепользования).
*1911 г. по китайскому календарю год - Синьхай, поэтому революция называется Синьхайской.
1906-1908 гг. были периодом революционного подъема, в ходе которого Союзная лига усилила свое влияние среди народных масс. В революционное движение были вовлечены солдаты и офицеры новых, т. е. по-европейски обученных войск. Революция началась восстанием революционных солдат и офицеров в Учане в октябре 1911 г. Восстание быстро перекинулось во все провинции Южного и Центрального Китая. На севере страны, менее развитом в промышленном отношении, власть осталась в руках цинского правительства. Цины обратились за помощью к генералу Юань Шикаю, бывшему губернатору столичной провинции Чжили, беспринципному политикану и карьеристу, находившемуся в то время не у дел. Юань Шикай был назначен главнокомандующим всеми императорскими вооруженными силами, а в начале ноября стал премьер-министром императорского правительства.
В то же время на юге сформировалось временное революционное правительство, а в декабре 1911 г. на конференции представителей 17 революционных провинций временным президентом республики был избран вернувшийся в Китай из эмиграции Сунь Ятсен.
В результате ряда политических маневров был достигнут компромисс, финалом которого было отречение Цинов. Однако и Сунь Ятсен был вынужден уступить Юань Шикаю президентский пост.
10 марта 1912 г. собрание представителей провинций, объявившее себя Национальным собранием, приняло Временную конституцию республики, предложенную Сунь Ятсеном. Для полуфеодального Китая эта конституция была прогрессивным документом. Она провозглашала принципы равноправия всего населения и неприкосновенности личности, свободы собраний, печати, вероисповедания, тайны переписки, права принесения жалоб на действие чиновников и т. д. В качестве высшего органа законодательной власти Конституцией предусматривался парламент в составе нижней палаты и сената. Сунь Ятсен полагал, что конституция будет ограничивать диктаторские поползновения Юань Шикая. Однако этот расчет не оправдался.
На выборах в парламент в декабре 1912 - феврале 1913 гг. большинство мест получил Гоминьдан (Национальная партия), созданный в результате преобразования Союзной лиги. Лидер новой партии Сун Цзяожэнь готовился стать премьер-министром.
Для того чтобы свести на нет влияние парламента, Юань Шикай прибегнул к политическому террору. По его распоряжению за три недели до открытия парламента был убит Сун Цзяожэнь. Юань Шикай игнорировал мнение парламента по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики. В то же время он добивался поддержки со стороны иностранных держав, даже ценой национального предательства. Поэтому в мае 1913 г. Сунь Ятсен призвал народ и войска южных провинций свергнуть диктатуру Юань Шикая. Антиюаньшикайское восстание началось в том же году, но потерпело поражение. Сунь Ятсен снова был вынужден покинуть страну.
Юань Шикай, подавив восстание, принял меры для укрепления личной власти. Путем угроз и подкупов он провел через парламент свою кандидатуру в качестве постоянного президента. Парламент был распущен, 14 мая 1914 г. была объявлена новая Временная конституция, предоставившая президенту диктаторские полномочия. Кабинет министров становился ответственным уже не перед парламентом, а перед президентом. Отменялись многие демократические институты. В конце 1915 г. было официально объявлено о восстановлении монархии. Накануне этого акта диктатор принял так называемое "21 требование" Японии, направленное на превращение Китая в японскую колонию. Все это усилило оппозицию диктатуре Юань Шикая. На юге началось новое антиюаньшикайское восстание.
Диктатор был вынужден сделать заявление об отказе от монархии, но это не остановило восстания. Вскоре после смерти Юань Шикая в 1916 г. власть оказалась в руках северокитайских милитаристов - генералов, установивших военную диктатуру на подвластных им территориях. Но революционный Юг не признал власти северных генералов. В сентябре 1917 г. в Гуанчжоу (Кантон) сформировалось военное правительство защиты республики во главе с Сунь Ятсеном. Октябрьская революция в России придала новый импульс борьбе китайского народа за национальное освобождение и социальную справедливость.
В Китае она отозвалась "движением 4 мая", положившим начало новому этапу освободительной борьбы. 4 мая 1919 г. в Пекине состоялись многолюдные демонстрации против политики капиталистических держав в отношении Китая и, в частности, против решения Парижской мирной конференции, санкционировавшей захват Японией провинции Шаньдун.
В 1921 году с помощью Коминтерна была создана Коммунистическая партия Китая. С целью объединения всех антиимпериалистических сил страны коммунисты в 1923 г. приняли решение о вступлении в партию Сунь Ятсена (возрожденный Гоминьдан) при условии сохранения организационной и идейной самостоятельности. Это вступление было оформлено в январе 1924 г. на I съезде Гоминьдана, ставшего, таким образом, организационной формой единого национального антиимпериалистического фронта.
Под влиянием идей революции в России взгляды Сунь Ятсена претерпели значительные изменения, получили яркую антиимпериалистическую направленность. В этих условиях новой трактовке подверглись и "три народных принципа" Сунь Ятсена. Так, "принцип национализма" стал выражать идею борьбы за свержение иностранного господства в Китае и за равноправие всех национальностей страны. "Принцип народовластия" содержал критику демократии западного типа, провозглашал "народовластие всего народа, а не только меньшинства". В "принцип народного благосостояния" кроме уравнивания прав на землю были включены требования государственной помощи безработным, улучшения условий труда, защиты рабочих организаций и ограничения власти капитала. "Три народных принципа" в их новой трактовке были положены в основу политической программы Гоминьдана, принятой I съездом.
В апреле 1924 г. Сунь Ятсен выступил с "Общей программой строительства государства", в которой изложил свои конституционные взгляды, выразившиеся в идеях о "трех периодах" и "пяти властях". Строительство государства он разделил на три периода: военное правление, политическая опека и конституционное правление. В первый из этих периодов, по мысли Сунь Ятсена, все государственные учреждения должны контролироваться военной администрацией, одновременно военную силу намечалось использовать для объединения страны. В период политической опеки население под руководством правительства организует самоуправление. Конституционное правление наступает с организацией самоуправления во всех уездах страны созданием правительства "пяти властей", после чего следует созыв Национального собрания.
Выдвигая идею "пяти властей", Сунь Ятсен выступил поборником принципа разделения властей, но при этом к законодательной, исполнительной и судебной властям он добавил экзаменационную и контрольную власти. Введение этих видов властей он не связывал только с китайской традицией - системой экзаменов для поступления на государственную службу и институтом цензората. Он считал, что экзаменационная система "восполняет пробелы, свойственные избирательной системе" для отбора наиболее достойных кандидатов на государственные посты.
Между тем Китай оставался политически раздробленным, а большая часть его территории находилась под властью военщины. Центральным правительством Китая считалось пекинское, с которым поддерживали дипломатические отношения иностранные государства. Время от времени они созывали (сепаратно от Юга) парламенты, осуществляли различные конституционные маневры (так, чжилийская клика в 1922 г. восстановила действие отмененной еще Юань Шикаем Конституции 1912 г., а в 1923 г. была даже принята первая Постоянная конституция Китайской республики, отмененная уже в 1924 г., и т. п.).
К году смерти Сунь Ятсена (1925 г.) относится первая попытка воплощения в жизнь разработанного им плана государственного строительства на сравнительно ограниченной территории страны, находившейся под властью гоминьдановского правительства в Гуанчжоу. Там был выработан и принят 1 июля 1925 г. "Органический закон национального правительства", опекаемого партией, которое по схеме Сунь Ятсена должно было функционировать на двух этапах: военного правления и политической опеки.
В 1926 году начался поход революционных сил Юга против северных милитаристов. Поход закончился победой южан и взятием Пекина. Однако в 1927 г. произошел разрыв Гоминьдана с компартией. Ставший после смерти Сунь Ятсена фактическим лидером Гоминьдана, Чан Кайши совершил 22 апреля антикоммунистический переворот. Коммунисты были вынуждены отступить в отдаленные сельские местности, где продолжили борьбу под своими лозунгами и знаменами. Но это уже была борьба против правительства Чан Кайши, объединившего под своей властью большую часть территории страны.
35) Характеристика формационного подхода.
Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.
Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно- экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.
В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает изменяющуюся исторически природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства разных эпох истории. Тип государства
– это система его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохи свойственны одни и те же сущностные черты.
С позиций формационной теории, как она традиционно трактовалась в отечественной марскистско-ленинской теории государства, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип государства – это тесно взаимосвязанные его черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом.
Характеристика цивилизационного подхода.
Иначе решается вопрос о типе государства в рамках цивилизационного подхода: социальная природа государства определяется духовными и культурными факторами. Тойнби пишет: «культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации.[4]»
Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.
Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества.
1. Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения.
Рассматривая государство, надо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.
2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др.
3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.
Азиа́тский спо́соб произво́дства (нем. Asiatische Produktionsweise) — в марксизме — особая общественно-экономическая формация и способ производства, следующие запервобытно-общинным строем.
Характерные черты
Для азиатского способа производства характерны: слабое разделение труда; самообеспечиваемость общин; полное отсутствие (по другой трактовке, ограничение) частной собственности на средства производства; неразвитая торговля и политический деспотизм как особый тип монархической формы правления. Азиатский способ производствастроится, в отличие от рабовладельческого, на эксплуатации не рабов, а общинников: рабство в нём сохраняет патриархальный характер.
При азиатском способе производства можно выделить два важнейших класса: крестьянство и бюрократию. Крестьянство формально свободно, но невозможность продажи земли и некоторые повинности в пользу государства напоминают феодальную зависимость. Количество рабов очень мало, их используют не в крупном товарном производстве, а в качестве слуг. Ремесленников и купцов также мало, к тому же торговля менее развита по сравнению с рабовладельческим строем. Закрепленного законом или религией жесткого наследственного сословного или кастового деления нет, хотя на деле социальная мобильность низка.
Характерна также наследственная монархия с неограниченной властью монарха. Для неё используется термин «деспотия», в отличие от термина «абсолютизм», применяемого к неограниченной монархии периода перехода от феодального к капиталистическому способу производства.
Для азиатского способа производства характерно наличие крупных сооружений, которые в докапиталистическую эпоху невозможно было создать без участия государства. Примерами являются ирригационные сооружения (каналы), зиккураты, Великая китайская стена.
36) Чжаньго - период серьезных изменений в экономической, социальной и политической жизни Китая. Развитие экономики, прежде всего, связано с распространением железных орудий труда. Если в Период Восточного Чжоу железо считали грубым металлом, пригодным лишь для изготовления сельскохозяйственных орудий, то в период Чжаньго оно нашло широкое применение. Такие сельскохозяйственные орудия, как соха, серп, коса, мотыга и др., изготовлялись из железа. Из него же делали плотничьи инструменты (топоры, пилы, сверла, долота), орудия женского труда (шилья, иголки). Кроме сельскохозяйственных и ремесленных изделий, из железа стали изготовлять предметы военного обихода, например, кольчуги, булавы, пики. В некоторых районах уже умели плавить сталь. Раньше всего сталь начали плавить в царствах У и Юэ. Впоследствии улучшенный метод выплавки распространился по всему царству Чу. В царстве Хань изготовляли главным образом дорогие мечи. Наиболее известными в этом отношении были Елучэн и Тансицунь [20, 301]. Однако железо еще не могло вытеснить бронзу в области изготовления оружия. Но несомненно, что железо добывалось в гораздо большем количестве и находило более широкое применение, чем медь. В V-IV вв. до н.э. появились плавильные горны, в которых можно было поддерживать температуре, достаточно высокую для получения жидкого металла. Древнекитайские металлурги открыли способы придания чугуну большей пластичности и получения так называемого «ковкого чугуна». Наличие в период Чжаньго знаний о добыче руды в достаточной мере свидетельствует о быстрых темпах развития горного дела [6, 217].