Пути создания и упрочения единства
Пути создания и упрочения единства
У единства есть два этапа: первым этапом является слово и речь. Этот этап является легким и не столь трудным. Хотя некоторые отказываются сделать даже это несложное дело; есть и такие, которые открыто называют конфессии мусульман безбожными и есть, такие которые не хотят говорить даже одно слово в сфере единства мусульман и объединения исламских конфессий. Как бы то ни было, несмотря на то, что этап слова не имеет должной универсальность, этот этап является несложным. Вторым этапом является этап действия, который по истине требует неустанных усилий. Это является тяжелым делом; но является обязательным предписанием-вааджибом. Есть много факторов, которые умышленно хотят подорвать единство и, к большому сожалению, следует сказать, что на этом пути их укрепляют баснословные деньги, и это дело распространяют большое количество нефтяных долларов. Во всяком случае, так как это является вааджибом, необходимым и неизбежной потребностью этого времени, следует вытерпеть и его трудности.
Культурные пути
Описание масштабов личности великодушного Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!)
Мусульмане мира могут более проще и легче, чем что-либо другое объединиться под именем великодушного Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!). Такой является особенность этого великого человека. Я не раз говорил: «Эта великая личность служит местом скопления и местом пересечения чувств мусульман. Мусульманин любит своего пророка». О, Аллах! Ты свидетель, что наши сердца переполнены любовью к Пророку. Эту любовь необходимо использовать. Эта любовь является открывающей путь.
Исламские улемы, мусульманские мыслители, писатели, поэты и деятели искусства в исламском мире сегодня обязаны, в меру своих сил, изобразить личность великодушного Пророка и масштабы величия этой великой личности для мусульман и не мусульман. Это способствует объединению исламской уммы и скачку, который сегодня наблюдается среди молодого поколения исламской уммы в сторону Ислама.
Если улемы Ислама признают сказанное Кораном: «Мы ниспослали посланников только для того, чтобы им повиновались по воле Аллаха …», (Коран 4:64), Пророк не пришел для того, чтобы наставлять, говорить, а люди, чтобы делали по своему и в то же время уважали его; он пришел, чтобы ему подчинялись, чтобы направить общество и жизнь, сформировать строй и правильно вести людей в сторону целей жизни.
Бдительность перед лицом врага
Коран повелевает, обращаясь к бдительным мусульманам, никогда не забывайте этого врага. Не забывайте, что у вас есть враг; не забывайте, что враг в засаде; не забывайте, что если вы проявите халатность, проявите слабость, то враг нанесет удар. Враг хочет подойти всеми путями, чтобы нанести удар; путем экономики, путем культуры, путем политики и путями, связанными с безопасностью. Мусульманский народ должен не дремать: «Не наказывал ли Я вам, о сыны Адама, не поклоняться шайтану? Ведь он - ваш явный враг», (Коран 36:60). Не сдавайтесь перед врагом; не забывайте врага; помните, что враг есть. Однако об этом шайтане со всеми этими акцентами, Всемогущий Бог повелевает: «… Воистину, ведь козни шайтана слабы …», (Коран 4:76); этот самый шайтан, в отношении которого вы должны проявить внимательность, а если не проявите внимательность, получите удар; если вы не будете дремать, будете бдительными, будете едины, будете внимательны и будете исполнять свои обязанности, то его козни и коварство являются очень слабыми и он не способен сделать что-либо. «Ему подвластны только те, которые считают его (шайтана) своим помощником и покровителем …», (Коран 16:100). Сила шайтана распространяется на тех, которые боятся его, считаются с ним и рассчитывают на него. Тот, кто опирается на Бога и является рабом Бога, того должен бояться шайтан.
Единомыслие улемов
На этапе фикха также обмен мнением между различными мазхабами во многих разделах фикха приведет к близкой фетве, более того единой. Некоторые исламские мазхабы в некоторых разделах фикха имеют заслуживающие внимания исследования и прогрессы; другие могут воспользоваться этим. Порой может быть так, что в распоряжении некоторых исламских мазхабов есть новации в некоторых законах и исламских умозаключениях из Книги и Сунны; другие воспользуются ими и достигнут близкой друг к другу или общей фетвы. Мы видим, порой рассказывают о фетве из какого-то мазхаба, в то же время, такая фетва, похожая фетва есть в этом мазхабе. Может быть последователи того мазхаба воздержаться от той фетвы или не будут настаивать на ней. Почему бы нам не походить и не поискать общие фетвы?
Просвещение улемов
Улемы Ислама должны прийти и реализовать на практике исламское единство и подготовить Хартию, которую бы подтвердили и заверили все улемы и мыслители исламского мира, все искренние выдающиеся политические личности, и приложили усилия, чтобы реализовать ее на практике, чтобы другие мусульмане больше не могли осмелиться обвинить в безбожии человека, говорящего словом единобожия, который принадлежит другому мазхабу или другой сторонне.
Братья мусульмане как в Иране, так и в Ираке, в Пакистане, в Ливане, в Палестине и других регионах мира, к какому бы мазхабу они не принадлежали знают, что согласно истинным улемам Ислама «обагрить руки кровью брата мусульманина считается грехом, который не подлежит прощению». Те, которые багрят свои руки кровью своего брата-мусульманина под предлогом следования Исламу! Под предлогом приверженности Исламу! Это является выходом из Ислама. Все пусть знают: братство иранского народа с другими мусульманскими народами является настоящим братством; разница в мазхабе имеет свое место: шиит является шиитом; суннит является суннитом – среди последователей суннизма и среди последователей шиизма существуют интеллектуальные и конфессиональные разногласия; но все они должны быть братьями под знаменем «لاالهالاّاللَّهومحمّدرسولاللَّه» (Нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад посланник Аллаха) и должны уметь проявить стойкость в борьбе с врагами Ислама и врагами исламской уммы.
Отказ от опоры на разногласии
Лозунг пречистого Ислама и Ислама, на основании которого появился исламский строй, заключается в том, что мусульмане, несмотря на их разногласия в убеждениях и своих конфессиональных основах, должны иметь единство слова; должны делать опор на согласованных моментах и воздержаться от нанесения ран на чувства друг друга. Эта религиозная культура в таком значении и с таким воззрением, в котором существует свобода, справедливость, народовластие и распространение единства в исламском мире и среди исламской уммы представляет собой одну из арен наших неустанных усилий, в которой мы должны усердствовать.
Братья шииты и сунниты, пусть оставят для себя то, в чем они разногласят; и не создают видимость разногласий на всемирной ассамблее и на глазах у всех. Пусть создают видимость единства и покажут единство исламской уммы. Те же, которые занимаются пропагандой, их пропаганда обязательно должна быть выполнена в лучшем виде, а также логичным, сильным и научным языком, чтобы он смог обратить сердца к истине и действительности.
Где бы вы не находились, если вы увидите, что диктор, ведущий, журналист или писатель статей своими словами, своими намеками и своими пояснениями хочет вызвать озабоченность людей и разрушить единство народа, знайте, что он ошибается, идет неправильным путем. Знайте это, этого достаточно; нет необходимости что-то делать. Знайте, что те, которые так поступают совершают ошибку и идут не тем путем.
Политические пути
Единство перед лицом общего врага
«Единство исламской уммы» является общим и святым желанием. И, несомненно, сердца по всему исламскому миру бьются ради этой цели. Но у этой цели есть предпосылки; потому что это тяжелое дело, высокие вершины и помимо этого – очень много препятствий на пути. Даже сегодня, в эти дни в мире есть аппараты, которые постоянно усердствуют, чтобы разделить мусульман друг от друга. Если смогут, они развязывают войну между двумя исламскими странами, а если не смогут, развязывают политическую войну или идеологическую и конфессиональную войну или племенную вражду. Безусловно, те, которые делают это не являются простыми и обыкновенными людьми с улицы, а это – центры власти, в руках которых деньги, политика и международная безопасность. Поэтому усилия для объединения мусульман, безусловно, невозможно отделить от усилий для противостояния этим волнам.
Саммит глав исламских государств является свидетельством единства, сплоченности, сильного руководства, искреннего сотрудничества между должностными лицами страны, а также должностными лицами и народом и (руководство Америки) увидели силу и мощь выполнения больших, сложных и комбинированных дел. Однако для империализма Ислам и исламское пробуждение является угрозой. Везде, где они увидят эту опасность, они нацеливаются на нее; делают мишенью своих нападений; будь это шиит или суннит. Империализм смотрит на ХАМАС в Палестине и делает с ним то же самое, что в отношении Хизбуллы в Ливане. Те сунниты, эти шииты. Подход империализма к набожным и приверженным мусульман в любой точке мира является одинаковым; будь это шиит или суннит.
Экономические пути
Любое дело, которое сегодня будет сделано в русле сбора исламских сил и образует великую исламскую умму в различных направлениях жизни, будет служением Исламу, исламским странам и человечеству. Банковские дела глав Центральных банков исламских стран, Банка исламского развития и коллегии финансовых услуг, все входят в это число и на этом пути.
Если исламские страны действительно будут вместе друг с другом; мы не говорим, чтобы между ними господствовало единство в политическом значении, а они будут поддерживать друг с другом дружественные отношения; например, серьезно примут меры для совместного рынка, о котором ведутся дискуссии и примут решение вместе выдвинуть свои проблемы и приложить усилия для их решения, то уменьшатся многие большие печали исламского мира. Другими словами, многие проблемы не будут иметь своей остроты и не будут кусаться.
Предводители единства
Великий аятолла Бруджерди и шейх Махмуд Шальтут
Две выдающиеся и блестящие личности: один – великий факих времен, верховный высший муджтахид всех шиитов мира в свое время, беспрецедентная и духовная личность последних периодов его светлость великий аятолла Бруджерди, а другой – великий факих и муфтий суннитов, смелый и прогрессивно мыслящий глава славного Аль-Азхара алламе шейх Махмуд Шальтут; покойный аятолла Бруджерди был одним из основателей того египетского Института «Дар-аль-такриб» (дом сближения). Покойный шейх Шальтут также, он тоже является одним из основоположников межмазхабного Института «Дар-аль-такриб». Это сближение является долгом всех шиитских и суннитских улемов.
Эта идея появилась много лет назад – со времени покойного аятоллы Бруджерди (да будет доволен им Всемогущий Аллах!) и некоторых великих улемов суннитов в Египте – чтобы взяли и оставили в сторону разногласия; суннит остался суннитом; шиит остался шиитом; придерживайтесь своих убеждений; но вместе, встаньте плечом к плечу. В тот день усердие и решение верховного высшего муджтахида и смелость и свобода великого муфтия Египта были высоким шагом, соответствовавшим потребности времени. Сегодня также великие личности, мыслители, религиозные улемы, философы, муфтии и политики, каждый несет на плечах большие обязанности на этом пути.
Эти двое великих людей осознали эту светлую истину более полувека назад и усердствовали для этого. И если бы деятели науки и политики серьезно преследовали эти усилия, может быть исламский мир сегодня не стал бы свидетелем трагичных результатов разногласия мусульман. И быть может беда Палестины и другое плачевное положение исламского мира так страшно и прискорбно не хватали бы за ворот исламский мир.
Сейед Джамаладдин Асад-Абади
Сейед Джамаладдин Асада-Абади является величайшим человеком, который в нашей прежней истории призывал мусульман к единству. Согласно убеждению сейед Джамаладдина, если улем Ислама захочет заново родится в духовном и политическом плане, он неизбежно должен обрести единство, а поездки, беседы и переговоры сейед Джамаладдина все были в этом русле и были в этой связи. Сунниты говорят, что сейед Джамаладдин был суннитом, шииты говорят – он шиит. Следовательно обо мазхаба его признают. Сейед Джамаладдин был шиитским сейедом, иранцем он объединился в один голос с суннитским улемом муфтием шафиитского мазхаба шейхом Мухаммадом Абде и их голос заполнил весь мир. Сейед Джамал это человек, который поднял знамя возрождения Ислама, следовательно знамя возрождения Ислама не поднимают шииты или сунниты.
Имам Хомейни (да будет доволен им Аллах!)
Великие идеалы, о которых заявлял Имам Хомейни включали в себя: борьбу с мировым империализмом, сохранение решительного баланса на пути «ни Восток ни Запад», большую настойчивость на истинной и всесторонней независимости народа – самообеспеченность в полном значении – большую и нескончаемую настойчивость на сохранении религиозных принципов, шариата и исламского фикха, создание единства и сплоченности, принятие во внимание мусульманских и угнетенных народов мира, создание величия Ислама и исламских народов, отсутствие страха перед мировыми державами, создание справедливости в исламском обществе, бескорыстную и постоянную поддержку угнетенных, обездоленных и низких слоев общества и необходимость их рассмотрения и решения. Все мы были свидетелями того, что Имам настойчиво и без промедления продолжал свое движение на этих путях. Мы должны продолжить путь, правильное применение и постоянное его движение.