Всему фронту и упрочения социалистического общества

(1931—1941)

Осуществление всеобщего обучения детей с недостатками слуха. Выполняя заветы В. И. Ленина, советский народ под руководством Коммунистической партии в 30-е годы вел грандиозную созидательную работу по реконструкции всего народного хозяйства. Невиданными в истории темпами осуществлялись индустриализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства. В соответствии с планами социально-экономического развития, разрабатывавшимися Коммунистической партией, в СССР осуществлялась и культурная революция. В начале 30-х годов Коммунистической партией и Советским правительством был принят ряд постановлений, которыми определялись развитие школы и народного образования в этот период, основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, развитие педагогической теории. В СССР развернулась огромная по масштабам работа по осуществлению всеобщего обязательного обучения.

Центральный Комитет Коммунистической партии в постановлении от 25 июля 1930 года «О всеобщем обязательном на­чальном обучении» признал необходимым ввести с 1930— 1931 годов повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей. ВЦИК и СНК РСФСР в развитие постановления ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 года издали 10 августа 1930 года постановление «О введении всеобщего обязательного обучения».

Планы введения всеобщего начального образования предусматривали также и решение задачи обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей. В осуществлении этой задачи значительную роль сыграло постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 ноября 1926 года «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и под­ростков» и постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 9 августа 1927 года «О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков».

В начале 30-х годов Наркомпрос РСФСР на основе решений по всеобучу разработал инструктивные указания о проведении всеобуча дефективных детей для областных, краевых отделов народного образования и наркомпросов автономных республик. В приказе Наркомпроса от 8 июня 1931 года «О введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков» были даны принципиальные указания о задачах обучения дефективных детей. Закончить всеобуч глухих предлагалось не позднее 1 октября 1932 года, т. е. почти одновременно с окончанием введения обязательного обучения всех детей в стране.

Однако Наркомпрос при издании приказа учитывал лишь устаревшие данные о количестве глухих детей (коэффициенты переписи 1926 года и даже 1897 года). Фактическое же число глухих детей было значительно больше.

Организация школ и интернатов для глухих требовала значительных материальных средств. Открытие новых школ для глухих детей было поручено местным отделам народного обра­зования и наркомпросам союзных и автономных республик. На пути к осуществлению всеобуча глухих стояло много трудностей. Но благодаря активному участию общественных организаций, и особенно Всероссийского общества глухих, в борьбе за проведение всеобщего обучения глухих был достигнут огромный сдвиг в решении практических проблем сурдопедагогики в нашей стране.

Предусмотренный тем же приказом Наркомпроса порядок краткосрочной подготовки дефектологов на курсах и в техникумах также мог быть лишь временным. Для трудного дела обучения глухих детей требовались более квалифицированные кадры дефектологов с высшим педагогическим образованием. Тем не менее организация этих курсов способствовала увеличению охвата глухих детей обучением. В 1932 году, по данным Наркомпроса, в 79 школах для глухих в СССР обучалось 7053 человека.

Осуществление всеобщего обучения глухих, и особенно слабослышащих и позднооглохших, в это время шло медленно. Новые школы создавались с большими трудностями и в основном там, где общественность (родители глухих детей, члены Всероссийского общества глухих) проявляли большую настойчивость, добиваясь их открытия. 28 декабря 1931 года в республиканском комитете по всеобучу при СНК РСФСР был заслушан доклад Наркомпроса «О ходе всеобуча физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков», после которого Президиум ВЦИК вынес постановление об осуществлении обязательного обучения детей с недостатками слуха не позднее 1933 года. Бюджетная комиссия ВЦИК приняла решение об увеличении расходов на содержание и обучение глухих и слабослышащих детей. В результате этого решения уже на 1 сентября 1933 года школьным обучением в РСФСР было охвачено 11 232 глухих, 374 слабослышащих и 210 позднооглохших.

Наиболее активно шло развертывание сети школ для глу­хих в Новосибирском крае, где было открыто 33 школы, и Центрально-Черноземной области, в которой была открыта 21 школа.

Трудности осуществления всеобщего обучения глухих детей на местах в первые годы его проведения заставили органы народного образования широко использовать предусмотренный приказом Наркомпроса такой путь обучения глухих и слабослышащих, как специальные классы при массовых школах. Таких классов было создано в 1933 году 616, а в 1934 году — 634. Достоинство этих классов состояло в том, что глухие дети были рядом со слышащими, которые убеждались в том, что с глухими можно общаться хотя бы с помощью жестов. Но сурдопедагоги, обучавшие глухих детей в специальных классах при массовых школах, зачастую были малоквалифицированными, они не были связаны с коллективами школ для глухих, в коллективы же массовых школ они также не входили.

Хотя количество классов для глухих детей при массовой школе в дальнейшем сокращалось, но роль данных классов в то время была значительна. Благодаря этой организационной форме примерно одна треть глухих детей в РСФСР была охвачена всеобщим обучением.

Если осуществление всеобщего обучения детей в стране в основном было закончено к 1934 году, то охват обучением глухих, слабослышащих и позднооглохших детей к тому времени еще далеко не был завершен. В РСФСР к 1934 году было охвачено обучением всего лишь 11 433 глухих. В союзных республиках всеобуч только начинал развертываться. Лишь в Украинской ССР сеть учреждений для глухих продолжала расширяться. В других же республиках открывались единичные школы; например, в Киргизской ССР в г. Фрунзе в 1934 году была открыта первая школа для глухих, в которой обучалось всего 23 человека. Школа в г. Фрунзе была тесно связана со школой для глухих в г. Новосибирске как методическом центром. Ею собирались и статистические данные о наличии глухих в республике. В Азербайджанской ССР в 1934 году была также открыта школа для глухих.

Всеобуч глухих в целом отставал от осуществления всеобщего обучения детей по стране. Поскольку одной из основных причин замедленного осуществления всеобуча глухих было отсутствие помещений для школ, то Наркомпрос издал приказ от 25 августа 1935 года «О включении проектов строительства школ для дефективных детей в общие титульные списки школьного строительства». На основании этого приказа отделы народного образования могли вносить в титульные списки проектирование строительства школ и интернатов для аномальных детей и подростков, а также включать существующие в списки на капитальный ремонт.

Организованный в эти годы отдел специальных школ Наркомпроса приложил немало усилий для того, чтобы местные органы народного образования активнее осуществляли всеобуч глухих, чтобы педагоги-дефектологи совместно со Всероссийским обществом глухих включились бы в борьбу за него. К 1936 году в РСФСР школьным обучением было охвачено 80% детей с недостатками слуха. В других союзных республиках, за исключением Украины, всеобуч был выполнен всего на 40—50% и то от числа только учтенных глухих, которых, как выяснилось это впоследствии, было больше.

Огромную роль в завершении всеобуча глухих в РСФСР сыграло постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 октября 1936 года «О борьбе с глухонемотой и улучшении культурно-бытового обслуживания глухонемых», В этом постановлении наряду с мероприятиями правительства по обеспечению медицинской профилактики глухоты содержались также конкретные указания о ликвидации неграмотности среди взрослых глухих, о развитии сети специальных дошкольных учреждений и о достижении полного охвата глухих и слабослышащих детей школьного возраста школьным обучением к 1937 году. Для повышения качества обучения Наркомпросу РСФСР предлагалось издать в 1936—1937 годах необходимое количество учебно-методических пособий и учебников, а также провести основательную подготовку и переподготовку не менее 300 учителей для школ глухих. Было предложено Наркомздраву РСФСР совместно с Наркомпросом РСФСР организовать «опытно-показательные учреждения для детей с недостатками слуха» и сочетать в них медицинскую и педагогическую работу (лечение и развитие остатков слуха и обучение детей словесной речи в связи с общим образованием). В Народном комиссариате социального обеспечения были определены виды профессий для людей с недостатками слуха. Комитет по кинематографии вынес решение о создании для глухих немых фильмов с письменными титрами.

В 1939 году в РСФСР было 254 школы для детей с недостатками слуха, в которых обучалось 22 773 ученика. К 1940 году количество школ достигало 264, а количество обучающихся в них — 27773 человека; к 1941 году соответственно — 271 школа и 314428 учащихся. В эти же годы продолжала развертываться сеть школ в Украинской ССР. К 1935 году сеть школ для глухих здесь достигла 20 учреждений с количеством учащихся 2347, а в 1936 году здесь насчитывалось уже до 40 школ примерно с 5 000 учащимися. В 1940 году на Украине имелось 65 школ с 8115 учащимися.

В 30-е годы открылся ряд школ в Узбекской ССР и Таджикской ССР. Большое отставание в проведении всеобщего обучения глухих наблюдалось в Белорусской ССР. В 1932/33 учебном году здесь была всего одна школа, в которой училось 140 человек. Но в 1938/39 учебных годах в республике уже насчитывалось 4 школы, в которых обучалось примерно 900 человек.

В 1932 году была открыта школа для глухих в Баку. Для Бакинской Школы глухих детей было выстроено новое здание, в котором разместилось 22 класса. В Азербайджанской ССР с большим успехом было организовано обучение детей на азербайджанском языке. В Азербайджанской ССР было введено также индивидуальное обучение глухих детей на дому. Это были дети, не имевшие возможности посещать школу по той или другой причине.

К 1941 году всеобщий охват обучением глухих детей по РСФСР был в основном закончен. В союзных республиках шло дальнейшее развертывание и совершенствование сети учреждений для глухих детей школьного возраста.

Прослеживая историю осуществления всеобуча в стране, можно было видеть, что оно шло наиболее успешно в тех областях, краях и республиках, в которых работали инспектора-дефектологи. К 1938/39 учебному году только в РСФСР было двенадцать инспекторов-дефектологов. Были инспектора на Украине, в Белоруссии и в других союзных республиках.

Состоявшийся в марте 1939 года XVIII съезд ВКП(б) подвел итоги социалистического строительства и развития культуры в нашей стране. На съезде было подчеркнуто возрастающее значение коммунистического воспитания в условиях завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму. Принятый XVIII съездом третий пятилетний план развития народного хозяйства в СССР (1938—1942) предусматривал осуществление среднего образования в городах и завершение всеобщего семилетнего обучения в сельских местностях. К концу третьей пятилетки число учащихся в школе должно было составить около 40 миллионов. Решения XVIII съезда требовали укрепления связи школьного обучения с задачей подготовки школьников к участию в производстве. Съезд указал также на необходимость совершенствования качества всей учебно-воспитательной работы школы.

Осуществление всеобщего обучения глухих и слабослышащих детей являлось составной частью этих огромной исторической важности задач, стоявших перед Советской страной. В ходе проведения всеобщего обучения глухих шла работа по формированию дифференцированной системы специальных учреждений. Такая дифференциация школ давала не только экономию государственных средств, но, главное, расширяла воз­можности для развития глухих детей и получения ими общего образования.

Борьба за всеобщее обучение глухих способствовала и расширению контингента глухих учащихся в средних и высших учебных заведениях. К 1939 году в средних и высших учебных заведениях обучалось 2883 человека из глухой молодежи. Только в Кудиново (Московская область) на энергетическом рабфаке обучалось 142 глухих студента.

По инициативе Всероссийского общества глухих были организованы группы при Высшем техническом училище им. Баумана, Ростовском машиностроительном институте. Глухие обучались на инженерно-конструкторском отделении.

Сеть школ и учебных заведений все более приобретала черты определенной системы. Образование, получаемое в начальной и неполной средней школе, позволяло глухому переходить и в другие звенья системы народного образования на равных основаниях со слышащими. Это было огромное достижение советской сурдопедагогики. Глухой человек, не имевший ранее места в высших учебных заведениях, вошел в них равноправным учащимся. Это было огромным шагом в борьбе за включение глухих в общество слышащих, за их участие в социалистическом строительстве.

Местные отделы Всероссийского общества глухих не только в РСФСР, но и в других республиках в целях пропаганды ежегодно объявляли так называемые трехдневники «Береги слух». Практика проведения трехдневников привела к созданию в 1930 году специального Научно-практического института по болезням уха, горла, носа. Народный комиссариат здравоохранения значительно больше стал уделять внимания отоларингологической помощи населению вообще и глухим в частности. При больницах появились отделения по отоларингологическим заболеваниям. Всероссийское общество глухих привлекало к участию в деятельности этих отделений работников народного образования. Врачи-отоларингологи, сурдопедагоги, научно-педагогические учреждения вели плодотворную работу в этом направлении. К сожалению, Всероссийское общество глухих к концу 30-х годов эту важную и интересную работу прекратило.

Наркомпрос РСФСР все эти годы продолжал вести упорную борьбу за решение проблемы всеобщего обучения глухих и слабослышащих детей школьного возраста. Решение этой проблемы во многом зависело от подготовки кадров сурдопедагогов, от поисков эффективных путей и методов общеобразовательного обучения глухих, а также от разработки научных основ советской сурдопедагогики.

Подготовка педагогических кадров для школ глухих.Расширение сети школ для глухих потребовало увеличения числа учителей. Подготовка кадров учителей глухих велась в нашей стране в то время несравненно интенсивнее, чем в какой-либо другой стране мира, и, несмотря на это, учителей для школ глухих и слабослышащих все еще было недостаточно. Сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции был поставлен вопрос о подготовке в нашей стране педагогов с высшим дефектологическим образованием. На базе открытых в Петрограде в 1918 году курсов дефектологов был создан дефектологический факультет при дошкольном педагогическом институте.

В 1920 году в Москве было открыто высшее учебное заведение — Педагогический институт детской дефективности. Параллельно с подготовкой педагогов-дефектологов шла и подготовка врачей-дефектологов в Московском медико-педологическом институте. В 1924/25 учебном году эти два института слились в один, образовав дефектологическое отделение 2-го Московского государственного университета. Аналогичные факультеты были организованы в Киевском и Ленинградском педагогических институтах.

В 1934 — 1937 годах была предпринята попытка организовать при педагогических институтах двухгодичные отделения по подготовке учителей для специальных школ в Куйбышеве, Воронеже, Ростове-на-Дону и Перми. Однако в связи с введением всеобуча и этих мер оказалось недостаточно.

В постановлении ЦК ВКП(б) от 21 февраля 1931 года «О ходе всеобщего начального обучения» указывалось, что одним из основных недостатков проведения всеобуча была нехватка учительских кадров. Центральный Комитет предложил ускорить подготовку и переподготовку кадров учителей, обеспечить выполнение плана строительства школ.

Во исполнение этого постановления на местах была развернута работа по подготовке кадров и для специальных школ. Так, в Казанской школе глухих под руководством опытного руководителя Е. Г. Ласточкиной готовились сурдопедагоги для школ Поволжья. Центрами подготовки учителей глухих в Сибири были Барнаул, Томск и Новосибирск, где проводилась подготовка учителей глухих на краткосрочных курсах, создавались отделения при педагогических училищах. К 1932 году в РСФСР было 1283 сурдопедагога. Из них 12,5% с высшим образованием, 64% со средним и 23,5% с незаконченным средним и низшим.

Проведенные в нашей стране мероприятия по подготовке кадров для школ глухих позволили обеспечить учителями специальные школы для глухих, а в дальнейшем вести систематическую переподготовку учителей в целях повышения педагогической квалификации.

Решению проблемы подготовки квалифицированных сурдопедагогических кадров способствовали постановления СНК СССР «О порядке выплаты заработной платы учителям» (10 апреля 1936 г.) и ЦИК и СНК СССР «О персональных званиях для учите­лей начальных и средних школ» (10 апреля 1936 г.), СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О порядке введения персональных званий для учителей и назначении учителей, заведующих и директоров школ» (10 апреля 1936 г.) и другие постановления партии и правительства этого периода о школе.

Большую роль в подготовке квалифицированных кадров сыграла и система заочного обучения. Она нашла признание у учителей-дефектологов и стала массовой формой их подготовки.

Для повышения квалификации учителей-дефектологов были созданы дефектологические лаборатории в Новосибирске, Ростове-на-Дону, Куйбышеве, дефектологический кабинет в Москве, обслуживавший учителей Москвы и Московской области. В Москве, Ленинграде и Киеве, кроме того, научно-практические институты информировали сурдопедагогов о лучшем педагогическом опыте, проводили проверку различных методов, подготавливали соответствующую документацию для Народного комиссариата просвещения. Организующая роль в работе всех этих институтов принадлежала Наркомпросу, в то же время институтам была предоставлена полная самостоятельность в постановке и решении проблем обучения и воспитания глухих.

Борьба за систематическое обучение глухих основам наук и изживание системы «чистый устный метод». Введение всеобщего обучения детей в нашей стране было связано со стремительным развитием сети массовых школ, пересмотром и совершенствованием организации учебного процесса в школе, содержания образования и методов обучения. Развитие специальной школы для глухих активизировало теоретические вопросы сурдопедагогики. В этот период с каждым годом острее ощущалась необходимость создания теории сурдопедагогики, чтобы на ее основе подготовить методические руководства для учителей школ, усовершенствовать программы и методы обучения.

К началу 1930/31 учебного года Наркомпрос утвердил новые, построенные на основе комплексов-проектов программы для начальной и семилетней школы и школы для глухих. Эти программы были предложены сурдопедагогам на состоявшейся в 1930 году конференции. По этим программам учителям предлагалось работать «новыми бригадно-лабораторными методами». Однако уже 25 августа 1931 года было принято постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе». Это постановление знаменовало собой крутой поворот в развитии школы и педагогики. В постановлении указывалось, что решающим звеном в работе школы является борьба за знания, за овладение основами наук. В нем говорилось: «...коренной недостаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук (физика, химия, математика, родной язык, география и др.). В силу этого политехнизация школы приобретает в ряде случаев формальный характер и не подготовляет детей как всесторонне развитых строителей социализма, увязывающих теорию с практикой и вла­деющих техникой».

ЦК ВКП(б) в своем постановлении указал на необходимость соединения обучения с производительным трудом, переработки программ таким образом, чтобы в них был точно очерчен круг систематических знаний для учащихся. В постановлении подверглась критике антиленинская теория «отмирания школы» и связанное с ней методическое прожектерство.

В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» Наркомпрос приступил к перестройке учебных планов и программ общеобразовательной школы. Е основу новых учебных планов и программ было положено предметное преподавание. 25 августа 1932 года было принято специальное постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», в котором давались конкретные указания о направлении переработки программ и учебных планов. В постановлении подчеркивалось, что основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок.

12 февраля 1933 года было принято постановление ЦК ВКП(б) об учебниках, в котором осуждалась практика издания так назы­ваемых «рабочих книг» и «рассыпных учебников». В постановле­нии предлагалось обеспечить издание полноценных стабильных учебников. 4 июля 1936 года было принято постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Эти и другие постановления ЦК ВКП(б) 30-х годов о школе вызвали большой подъем среди учителей специальной школы. Сурдопедагоги вели настойчивую борьбу за систематическое обучение детей основам наук, осуществляли большую организационную и методическую работу.

В период с 1930 по 1941 год школа для глухих детей развивалась как неполная средняя школа. Школа же для слабослышащих развивалась как полная средняя школа. Больше всего школ этого типа было в Москве и Ленинграде. Учебными программами для специальных школ предусматривалось обучение отдельным предметам, определялся объем знаний, навыков и умений, которыми ученик должен был овладеть в результате обучения.

Программы 1929/30 учебного года школ глухих подлежали коренной переработке в соответствии с требованиями постановления ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года. Менее радикальной переработке подверглись принятые в 1930 году программы по труду, поскольку они предусматривали усвоение определенного круга знаний и умений по той или иной профессии. Программа по труду основывалась на операционно-профессиональной системе, что позволило обеспечивать последовательное, систематическое овладение общими трудовыми и техническими приемами работы с различного рода материалами. В программу по труду были включены и сведения по технологии материалов, по черчению, знакомство с инструментами и некоторыми машинами, организацией производства. Следует отметить, что в основу данной программы были положены разработки учителей труда Вязниковской школы, которые руководствовались принципом связи труда в мастерских с общеобразовательными целями школы.

Трудовая профессиональная подготовка в школах для глухих имела свою систему и последовательность, направленную на установление связи обучения с производством. В учебном процессе выделялось определенное время на практику непосредственно на производстве. В программе по трудовой подготовке, составленной вязнйковскими учителями, в известной мере реализовывалась идея политехнизации школы, однако преимущественно в рамках узкой профессиональной подготовки. Самой актуальной для теории и практики сурдопедагогики являлась проблема связи обуче­ния и воспитания с общим образованием и производительным трудом.

После конференции 1930 года руководители школ значительно чаще, чем прежде, стали практиковать заключение договоров с фабриками, заводами, колхозами. Глухие учащиеся поступали на социалистические предприятия учениками-практикантами, а потом становились рабочими на этих же предприятиях. Нередко такими договорами предусматривались вопросы трудоустройства глухих учащихся после окончания школы. Замкнутость специ­альных школ для глухих благодаря этому постепенно преодоле­валась, хотя специфические особенности школ для глухих как специальных образовательных учреждений сохранялись.

В начале 30-х годов количество мастерских при школах увеличивалось медленно. Лишь в 1935 — 1937 годах оно значительно возросло. Мастерские пополнялись новым оборудованием, в частности мастерские московских и ленинградских школ. Но все это было недостаточно для того, чтобы школы для глухих могли успешно осуществлять связь обучения с производительным трудом. В специальной школе к тому времени еще не были созданы все необходимые условия для политехнической подготовки учащихся: материальная база большинства мастерских все еще была недостаточна, учащиеся в них не овладевали предусмотренным программой объемом знаний, а основные кадры учителей труда не имели специальной сурдопедагогической и производственной квалификации.

В 1935 — 1938 годах происходила разработка новых программ по труду и их опытная проверка в школах для глухих. Новые программы по различным видам труда являлись профилирующими по той или иной специальности, чем определялись содержание и последовательность подготовки по соответствующим видам труда.

Вместе с тем программы по общеобразовательным предметам подвергались коренной переработке. Взамен комплексной системы была введена предметная система обучения по основам наук с использованием методик, свойственных учебному предмету.

Учебный план 1932 года (первый после постановления ЦК ВКП(б) от 25 августа 1931 года) был многопредметным. В него включались предметы из учебного плана массовой неполной средней школы: история, физика, химия, обществоведение, военное дело и др. Была усложнена и трудовая подготовка введением самостоятельного предмета — технологии.

Несмотря на ряд недостатков, учебный план 1932 года был положительным явлением в сурдопедагогической практике. К 1932/33 учебному году на его основе был создан проект новых программ. В отличие от программы 1929 года это были программы по отдельным предметам. В них была представлена система каждого учебного предмета в отдельности и указаны навыки и умения, которые должен приобрести ученик в процессе обучения каждому предмету. Характерным для данных программ было и то, что они полностью включали содержание материала для массовой начальной школы с расширением круга знаний по общественно-политическому воспитанию глухих. В программы вводился курс обществоведения и истории. Полный срок обучения в специальной школе был рассчитан на 9 лет.

Составители программ много внимания уделяли обучению русскому языку. Они стремились строить программу по русскому языку таким образом, чтобы учебный материал способствовал общему развитию. При этом предусматривалось формирование у учащихся прочных навыков и умений практически использовать знание языка в производственной, бытовой и общественной жизни. В связи с этим вновь встал вопрос о пересмотре традиционной системы «чистый устный метод». Актуальность этого вопроса вытекала также из постановления ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года, в котором говорилось о необходимости изживания универсальных методов обучения.

Впервые в программе по русскому языку было выделено несколько разделов, предусматривающих усвоение строго очерченного круга знаний, умений и навыков: техника речи, чтение с губ, развитие устной разговорной речи, особый раздел по развитию письменной речи, грамматике и чтению. При этом обучение технике речи и чтению с губ не подчиняло себе обучение общеобразовательным предметам. Программа по русскому языку 1932 года предусматривала для глухих учащихся определенный круг систематических знаний, умений и навыков, необходимых и для использования речи в повседневной жизни, быту.

В разделах по обучению письменной и устной разговорной речи нашли отражение идеи Л. С. Выготского. Раздел письменной речи был значительно шире по содержанию, чем раздел устной разговорной речи. Письменная речь, как показывала сурдопедагогическая практика, позволяла глухим учащимся быстрее освоить грамматический строй языка, овладеть значительно большим словарным запасом и повествовательной речью.

В программе отразилось отрицательное отношение передовых сурдопедагогов к системе «чистый устный метод», как ограниченной, но претендующей на универсальность. Однако теоретического обоснования такого отношения к системе «чистый устный метод» в программе еще не было.

Рассматриваемая программа имела и существенные недостатки. Одним из основных недостатков была перегрузка учебным материалом и почти полная аналогия с содержанием программ массовой школы (за исключением программы по русскому языку). В опыте работы по этой программе отчетливо обозначились ее слабые стороны, и Наркомпрос РСФСР поручил Московскому институту для глухих детей пересмотреть программу с учетом опыта ее применения, уточнить объем знаний по каждому предмету. В связи с пересмотром программы, естественно, возник вопрос о новом учебном плане.

В новом учебном плане 1934 года было значительно меньше предметов. Их было девять вместо прежних четырнадцати. В нем уточнялись содержание и время на изучение ряда предметов (физкультура и ритмика, рисование и лепка). Был выделен специальный раздел внеклассной работы с количеством времени на нее, соответствующим учебной недельной нагрузке в классе: чем больше количество часов отводилось для классной работы, тем меньше их оставалось для работы внеклассной.

Данные программы и учебный план были несравненно более совершенными, однако они оказались сильно перегруженными учебным материалом. Программы по физике, истории и другим предметам оставались без изменений. Особо стоявший в прежнем учебном плане предмет — технология — механически включался в программу по производственной подготовке.

Учителю предлагалось реализовывать новые программы «в органической связи с ходом речевого развития детей, т. е. возможно проще». Такое указание к проведению учебной работы по программам свидетельствовало о том, что школа для глухих все еще не преодолела старой традиции подчинения изучения общеобразовательных предметов обучению устной речи. От таких методических требований и материала по обучению и развитию речи зависело и обучение общеобразовательным предметам. В объяснительной записке к программе по русскому языку учителю рекомендовалось развивать словесно-логическое мышление у глухих детей и применять «тесты» в целях упражнения интеллектуальных функций «на сообразительность».

Программы, созданные в РСФСР, находили применение в союзных республиках. При этом программы переводились и приспосабливались для использования на национальном языке. После года работы по новым программам учителя глухих вновь поставили перед Наркомпросом вопрос о необходимости совершенствования учебного плана и программы.

Для подготовки новых программ отделом специальных школ в 1935 году была организована специальная комиссия из научных работников и опытных учителей-сурдопедагогов.

Комиссия, подготовлявшая программы, организовала их опытную проверку на местах. К 1937 году программы были разработаны по всем предметам учебного плана. Они были вынесены на обсуждение Всероссийской конференции учителей школ для глухих, состоявшейся в 1937 году. После этого потребовался год для окончательного оформления новых программ. В 1938 году они были изданы и стали государственным документом для каждой школы.

В программах уточнялся объем учебного материала и была представлена определенная система обучения словесной (устной и письменной) речи. Новым в программе по обучению языку было приложение словаря-минимума для первых двух лет обучения. В качестве одной из форм работы по развитию речи вводились «предметные уроки», в содержание которых входило изучение окружающей жизни и природы. Программа 1938 года допускала дактилологию как вспомогательное средство обучения с III класса.

С 1935 года происходила работа над программами для слабослышащих и позднооглохших учащихся. Новая программа для школ слабослышащих предусматривала усвоение программного материала четырехлетних массовых школ за 5—6 лет, т. е. за более длительный срок.

Значительные трудности для сурдопедагогов представляла задача создания стабильных учебников. До 1930 года учителя глухих испытывали острый недостаток в учебной и методической литературе. Занятия проводились по учебникам массовой школы или по их адаптированным переложениям. Специально созданной для обучения глухих была лишь одна книга — букварь, составленный Ф. A. Pay.

После постановления ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы» от 12 февраля 1933 года вопрос о подготовке специальных стабильных учебников для школ глухих встал с особой остротой. В Учпедгизе был создан отдел по изданию дефектологической учебной и методической литературы, который возглавил профессор-дефектолог В. А. Гандер. К созданию учебной литературы привлекались опытные, творчески работавшие учителя и учительские коллективы крупных школ. Так, группа учителей Московской школы глухих (которая в те годы именовалась Московским институтом глухонемых) участвовала в составлении ряда учебников по языку и книг для чте­ния.

Одновременно с составлением новых учебных книг переиздавались и совершенствовались ранее созданные учебники для специальных школ. В 30-х годах многократно переиздавался букварь, составленный Ф. A. Pay. Вначале он был составлен по звуковому методу, затем по методу целых слов и, наконец, по аналитико-синтетическому методу. Кроме букваря Ф. A. Pay, применялся также составленный по аналитико-синтетическому методу букварь С. А. Зыкова, который используется в школах для обучения глухих до настоящего времени. Позднее были подготовлены и изданы почти все необходимые для глухих учебники.

Наряду с учебниками для школ глухих были разработаны и методические пособия для учителей. Одним из первых таких пособий была «Методика обучения глухонемых». В то же время А. И. Дьячковым была издана «Методика обучения арифметике». Для оказания систематической помощи учителю с 1938 по 1942 год издавался «Бюллетень учебно-воспитательной работы детских домов, вспомогательных школ и школ глухонемых».

Комиссия по пересмотру программ объединила силы научных сотрудников в области сурдопедагогики и учителей глухих детей. Благодаря этому формировались общие, теоретически обоснованные и проверенные на практике взгляды на обучение и воспитание глухих, повышалась эффективность практической работы учителей школ глухих.

В рассматриваемый период (1930—1941) отдельные школы в стремлении преодолеть влияние системы «чистый устный метод» пытались видоизменять программы по-своему. Так, в школе для глухих в г. Воронеже был проведен опыт обучения глухих детей с 6 лет по существующей программе. По данным школы, группа шестилетних детей хорошо усваивала программный материал по устной и письменной речи. Программа для приготовительного класса проходилась за два года. Содержание ее было расширено за счет упражнений по усвоению навыков устной разговорной речи и чтению с губ.

Наиболее интересным был опыт обучения на протяжении первых трех-четырех лет по методической системе М. М. Семашкевича. Эта система получила название «Ростовский план по культуре речи». М. М. Семашкевич сочетал в себе способности учителя-методиста и теоретика сурдопедагогики. Н<

Наши рекомендации