Формы самостоятельной работы. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра истории и культурологии

История

Методические указания по выполнению

Самостоятельной работы и самопроверке знаний

Москва 2014

Составители:

кандидаты исторических наук, доценты кафедры истории и культурологии МГСУ О.М.Бызова, Т.Л.Пантелеева

Под общей редакцией кандидата исторических наук, профессора, зав. кафедрой истории и культурологии МГСУ Т.А. Молоковой

Рецензент:

кандидат исторических наук, доцент В.П. Фролов

История: Методические указания по выполнению самостоятельной работы и самопроверке знаний / Сост. Бызова О.М., Пантелеева Т.Л.; Под общ. ред. канд. ист. наук, проф., зав. кафедрой истории и культурологии МГСУ Т.А. Молоковой. – М.: МГСУ, 2014.

Методические указания составлены в соответствии с утвержденными рабочими программами по дисциплине «История», являются частью учебно-методического комплекса. Методические указания содержат необходимую информацию по выполнению самостоятельной работы и самопроверке знаний. Пособие окажет помощь студентам при самостоятельном изучении ряда вопросов учебной программы, в подготовке к практическим занятиям, экзамену по дисциплине «История».

Для студентов всех направлений и профилей подготовки, реализуемых в строительном университете.

Введение

Дисциплина «История» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу базовой части основной образовательной программы по всем направлениям и профилям подготовки, осуществляемым в МГСУ, и является обязательной к изучению. Дисциплина «История» формирует базовые знания, необходимые для понимания основных закономерностей социально-экономического, политического и культурного развития общества, обеспечивает логическую взаимосвязь при изучении других дисциплин данного цикла.

Самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов курса «История» и подготовка докладов для совместного обсуждения на практических занятиях позволяет акцентировать внимание на творческом освоении исторического материала и выработке навыков устного выступления и ведения дискуссии.

Цель методических указаний - помочь студентам при самостоятельном изучении учебной программы с использованием лекционных материалов и рекомендуемой учебно-методической литературы.

Большое внимание авторы методического пособия уделяют основным вехам в истории становления и развития российской государственности.

В методических указаниях рассмотрены формы самостоятельной работы, приведена структура дисциплины, даны рекомендации по самостоятельному освоению каждой темы курса, библиографический список, задания для самостоятельной работы, вопросы для самопроверки знаний, контрольные вопросы к зачету, перечень тематических сайтов, требования к написанию и оформлению реферата, подготовке презентации, тематику рефератов, рекомендации по посещению исторических музеев.

Формы самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является его существенной составляющей.

Самостоятельная работа представляет собой вид внеаудиторной учебной деятельности, направленной на непрерывное самообразование, который предполагает определенный уровень самостоятельности студента от постановки задач до осуществления самоконтроля.

Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа студентов предназначена как для овладения конкретной дисциплиной, так и для формирования навыков самостоятельной работы в целом (в учебной, научной, профессиональной деятельности), способности принимать на себя ответственность, искать и находить выход из сложной ситуации, конструктивные решения поставленных задач. Значимость самостоятельной работы очень велика и выходит за рамки отдельного предмета. Любой специалист, независимо от специальности и характера работы, должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями, организаторскими способностями, опытом исследовательской деятельности, оценочными навыками. Самостоятельная работа способствует выполнению всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека.

В МГСУ существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы студентов по дисциплине «История»: подготовка к лекциям, практическим занятиям, зачету, студенческой конференции, предметной Олимпиаде, промежуточному тестированию; подбор источников и литературы для выступления с докладами и участия в дискуссиях по актуальным проблемам истории; выполнение рефератов, эссе, презентаций, заданий и др.

Среди форм самостоятельной работы студентов можно выделить следующие: изучение терминологии, изучение хронологии, изучение персоналий, изучение фактического материала (фактов, положений, событий), изучение конкретных вопросов в соответствии с учебной программой курса «История».

В основном задания на самостоятельное изучение тех или иных конкретных тем курса даются лектором во время чтения лекций. На практических занятиях преподаватель может дополнить, уточнить задание на самостоятельное изучение определенных проблем в соответствии с учебной программой по дисциплине «История». При выдаче задания для самостоятельной работы, преподавателем рекомендуется основная и дополнительная литература, уточняются вопросы. Студентам необходимо завести тетрадь для самостоятельной работы.

Остановимся подробнее на рассмотрении форм самостоятельной работы студентов.

Изучение терминологии. Изучение любого вопроса рекомендуется начать с освоения основополагающей терминологии. Терминология - это совокупность терминов, употребляемая в соответствующей области знаний. Важность систематической работы студентов над изучением исторической терминологии вызвана необходимостью изучать незнакомые слова и понятия. Целесообразно выписать главные термины по каждой теме в тетрадь и дать их определения.

Изучение хронологии. При рассмотрении того или иного периода истории необходимо, прежде всего, определить его хронологические рамки, основные этапы, дать их обоснование.

Изучение персоналий. Историческими личностями следует считать людей с ярко выраженной индивидуальностью, оставивших значительный след в истории.

Все люди – субъекты истории. Перед ними лежит множество возможностей, и от них зависит, по какому пути пойдет развитие страны. Поэтому можно утверждать, что люди делают свою историю. Конечно, те или иные значительные повороты истории определяются действиями крупных масс людей. Но отдельные исторические факты и даже масштабные события часто являются последствиями действий малых групп, небольших сообществ и отдельных личностей. Прежде всего, это относится к тем, кого именуют лидерами – монархи, президенты, руководители политических партий, военачальники и др. Велика роль отдельных людей в истории. Новаторы в искусстве, изобретатели в технике, первооткрыватели в науке, подвижники в религии – все они могут быть отнесены к историческим личностям.

В Отечественной истории, несомненно, были выдающиеся личности, от действий которых зависел дальнейший ход развития нашего государства. В ходе самостоятельной работы студентам следует по каждой теме выписать имена выдающихся деятелей.

Изучение фактического материала. История представляет собой череду фактов. Каждый исторический факт сам по себе уникален. В то же время факт многогранен и не может быть понят вне места и времени. Работа с фактами требует установления между ними взаимосвязей. Чтобы понять место и значение конкретного факта или события в истории следует рассматривать его в совокупности других фактов и событий и оценивать с позиций того времени, когда факт или событие имели место. Среди всех исторических фактов и событий встречаются великие, значительные, случайные, др. Ни одно важное событие в жизни не проходит для современников и их потомков бесследно, поэтому нельзя пренебрегать никакими историческими событиями и фактами. Необходимо выделить и отметить важнейшие из них, оценить их место и значение в истории.

Изучение конкретных вопросов в соответствии с учебной программой курса является одной из ведущих форм самостоятельной работы студентов по дисциплине «История».

Конференция - это обсуждение какой-либо темы, в рамках которого представлены обстоятельные доклады, отчеты о научно-исследовательской работе студентов (НИРС) в течение семестра и (или) учебного года. Форма отчета - устные выступления на основе рефератов по заданной тематике. Конференции проводятся по итогам изучения дисциплины 1 раз в семестр и посвящены актуальным проблемам Отечественной и мировой истории, важнейшим историческим событиям, знаменательным и памятным датам. Ежегодная вузовская научно-практическая конференция по итогам НИРС в МГСУ проводится в марте. Лучшие доклады студентов на конференции ежегодно публикуются в сборниках.

Предметная Олимпиада - конкурс среди студентов на знание предмета. Форма отчета - тестирование, опрос или конкурс рефератов. По итогам Олимпиады по «Истории» среди всех ее участников выявляются победители: студенты, занявшие первое, второе и третье места.

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада определенной темы (проблемы) или содержания научного труда (трудов), включающее также обзор соответствующих источников и литературы. Реферат является одной из форм самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины «История». Он выполняется в соответствии с учебным планом институтов МГСУ под руководством преподавателя.

Презентация - это еще один вид самостоятельной работы студентов, направленный на изучение конкретной проблемы и создание наглядных информационных материалов, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы Роwег Роint. Этот вид работы также формирует навыки студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, емко отражающих основные вопросы выбранной темы в электронном виде. Презентации могут создаваться группами студентов, формируя тем самым умение работать в команде ради достижения общей цели.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по темам курса «История»

Наши рекомендации