Образование и укрепление единого Российского государства

Предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы XIV–XVI вв. – рост феодального землевладения (светского и церковного), складывание новой формы землевладения – условное держание земли, образование новой прослойки феодалов – дворян. Начинается закрепощение крестьянства: ограничение права перехода крестьян одним сроком в году – Юрьевым днем (26 ноября). Наблюдается восстановление былой роли городов, оживление торговли с Востоком и Западом.

Усиление феодального гнета порождало классовую борьбу. Все это приводило к мысли о сильной княжеской власти, нужной для уничтожения монголо-татарского ига. В XIV–XV вв. усиливается общение между русскими землями – появилось понятие «Россия».

Внешнеполитическими предпосылками для объединения являлись: необходимость противодействия объединительной политике Великого княжества Литовского, собиравшего русские земли, и ослабление Золотой Орды, вследствие вступления ее в период феодальной раздробленности.

Возвышение Москвы

Основные причины возвышения Москвы:

1. Старый центр пашенных земель.

2. Пересечение торговых и стратегических путей; выгодное географическое положение.

3. Переселение народов (убежище).

4. Резиденция митрополита – центр православной церкви Северо-восточной Руси (после 1326 г.).

5. Центр организации борьбы против татаро-монгольского нашествия (битва на р. Воже – 1378 г., Куликовская битва – 1380 г.).

6. Дальновидная политика московских князей: Ивана Калиты (1325–1340 гг.), Дмитрия Ивановича (1359–1389 гг.).

Конец XIII в. – значение наиболее крупного центра Северо-Восточной Руси приобрела Тверь. Тверские князья получили право на ярлык, на великое княжение владимирское. Начало XIV в. – усиление Московского княжества (присоединение Коломны, Можайска, Переславль-Залесского, привлечение на свою страну церкви).

Борьба между этими княжествами закончилась победой Москвы. Главный итог правления Калиты – обеспечена длительная передышка русским землям от монголо-татарских нашествий, т. к. Калита получил право у хана самому собирать дань, оказав помощь татарам в разгроме восстания 1327 г. 2-я пол. XIV в. – обострение борьбы за политическое первенство на Руси.

Дмитрий, князь московский, наносит поражение рязанскому, тверскому, суздальско-нижегородскому князьям и строит в 1367 г. первую в Северо-Восточной Руси каменную крепость – Кремль. Москва становится организатором борьбы против нашествий монголо-татар. Первая крупная победа русских над монголо-татарами – битва при Воже 1378 г. Мамай заключает союзы с Ягайло и Олегом Рязанским. Дмитрий – собирает войско со всей русской земли.

Куликовская битва. Сентябрь 1380 г. – начало битвы – конница Мамая атаковала русские полки. Передовой полк погиб. Монголо-татары стали теснить большой полк и полк «левой руки». Перелом битвы – вступление в бой засадного полка из урочища Зеленая Дубрава под командованием московского воеводы Боброка Волынского и князя Владимира Серпуховского. Битва продолжалась около 4 часов. Впервые ханы потерпели столь сокрушительное поражение. Итог битвы – начало уничтожения ига; укрепление роли Москвы.

Нашествие Тохтамыша на Москву (1382 г.). Самый страшный итог взятия Москвы – уничтожение культурных ценностей. Узнав, что с севера во главе ополчения движется Донской, Тохтамыш отступил. Но дань Москва еще платила около ста лет. Донской, впервые без спроса хана, передал по наследству своему сыну титул великого князя.

Русская культура XIV–XV вв. В период феодальной раздробленности по разному сложились судьбы разных частей единой Русской земли. Постепенно на основе древнерусской народности сформировались три народа – русский, украинский, белорусский, имеющие общее происхождение, много общего в языке и культуре.

Междуречье и Новгородско-Псковская земля – центры развития великорусской народности. Конец XIII в. – первые признаки нового подъема культуры (возобновление каменного строительства в Новгороде и Твери). 2-я пол. XIV в. – русская культура обращается к теме борьбы русского народа за свержение ордынского ига: произведения культуры куликовского цикла. «Задонщина» – XIV в., «Сказание о Мамаевом побоище» – 1-я пол. XV в., 2-я пол. XV в. – возрастает жанр хождений – «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, побывавшего в Индии в 60-х гг. XV в.

Наши рекомендации