Массовая культура и фольклор
5.1. Массовая культура. В конце XIX – начале XX в. произошел революционный переворот в области распространения художественных произведений, значительно вырос круг потребителей культуры. Развитие книжного дела и периодической печати, появление многотиражных газет и журналов для всех слоев населения, изобретение радио и кинематографа обусловили нарастающую тенденцию формирования массовой культуры. Возник особый культурный пласт, напрямую связанный с «рынком», предназначенный для «употребления» массами.
Большой популярностью у городских низов, в среде рабочего класса пользовались брошюры с примитивным «занимательным» сюжетом, описывающие картинные страсти. Огромной популярностью пользовались сентиментальное сочинение «Прекрасная магометанка умирает на гробе своего мужа» Н. Зряхова, лубочный детектив «Ванька Каин» М. Комарова, анонимное «Убийство на дне моря» и т. п. Для крестьян такие произведения оставались основным видом потребляемой литературы. Над страданиями их персонажей плакали, подвигами героев восхищались, их читали вслух неграмотным односельчанам.
С одной стороны, распространение доступной и дешевой продукции массовой культуры расширяло возможности удовлетворения возрастающих культурных потребностей широких слоев населения, с другой – формировало упрощенные нравственно‑этические и эстетические представления.
5.2. В эпоху технического прогресса фольклор отнюдь не утратил своего значения, но приобрел новые черты. Наиболее популярными его жанрами становятся байки и побасенки, частушки и анекдоты, фиксировавшие действительность наиболее прямо и непосредственно.
Выводы
1. Общие итоги развития российской культуры в конце XIX – начале XX в. со всей очевидностью свидетельствуют о ее расцвете, связанном как с определенной фазой собственного развития, так и с ускорением духовных, социальных, политических, экономических процессов в российском обществе и в мире.
• В России так же, как и в Европе, произошла трансформация искусства, перешедшего от принципа отражения действительности к ее изменению, а затем к созданию новой художественной реальности.
• При этом изменения были еще более активными, чем в Европе. Часто художник за относительно короткий период своего творчества переходил от реализма к модерну, а затем авангардизму, в рамках которого создавались оригинальные направления.
• В то же время культурный взрыв в России, где назревала революция, сопровождался появлением в творчестве некоторых философов, поэтов, художников ноток надрыва. Декадентские (упаднические) настроения, вызванные предчувствием социальных изменений, как и развитие религиозно‑философских идей, были характерны для всей европейской культуры того периода.
• Как и в других странах, в России рост грамотности и развитие культурных потребностей привели к формированию массовой культуры. Возрос спрос на массовую литературу упрощенного содержания, миллионы российских зрителей ежедневно смотрели кинофильмы аналогичного характера.
2. Особенности российской культуры.
• В России в еще большей степени, чем в Европе, обновление гуманитарных наук характеризовалось тесным переплетением философии, литературы, живописи, архитектуры, музыки.
• «Многоукладностъ» русского искусства, в рамках которого сосуществовали, развивались и взаимодействовали различные старые и новые стили и направления, реализовывалась в том числе в создании различных творческих товариществ и союзов.
• Развитие российского национального самосознания проявилось в разработке оригинальных философских и общественных концепций, использовавших идею своеобразия российской цивилизации, и в обращении представителей различных форм, направлений и стилей искусства к национально‑историческим традициям, народному творчеству, фольклору.
• Если в конце XIX в. мировое признание получили российская литература и музыка, то в начале XX в. – балет, особенно после успеха «русских сезонов», организованных в Париже Дягилевым. Русская живопись, опередив в своем развитии западноевропейскую, также начала свое движение к мировой славе. Российская культура окончательно стала частицей мировой культуры, развиваясь под ее воздействием, но на собственной основе, не только заимствуя, но и предлагая свои новейшие достижения, вошедшие в сокровищницу мировой науки и искусства.
Вопросы и задания
1. Какие качественно новые черты приобрела российская культура на рубеже веков?
2. Какое место в начале XX в. занимала российская культура в мировой?
3. Как были связаны политические и социальные процессы в стране с развитием культуры?
4. Какие открытия мирового значения принадлежат российским ученым конца XIX – начала XX в.?
5. Н. А. Бердяев назвал начало XX в. «серебряным веком» русской поэзии. Он имел в виду возрождение значимости поэзии в русской литературе после «золотого века» поэзии Пушкина и Лермонтова и периода господства прозы во второй половине XIX в. Можно ли распространить выражение «серебряный век» на всю русскую художественную культуру XX в.? Объясните свой ответ.
6. Проследите этапы развития художественной культуры в различных сферах искусства: живописи, архитектуре, скульптуре и т. д.
Литература
Балакина Т. И. История русской культуры. М., 1996. Гл. 11.
Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. М., 1993.
Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России IX–XX вв. М., 1996. Гл. 10.