Лобализация как предмет социально-философского анализа.
уховные ценности – категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия. Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Вместе с тем сознательное потребление подлинных духовных ценностей – познавательных, художественных, нравственных и др. – выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей.
Духовные отношения – категория, выражающая взаимозависимость элементов духовной сферы общества, многообразные связи, возникающие между индивидами, социальными группами и общностями в процессе их духовной жизни и деятельности. Они существуют как отношения интеллекта и чувств человека или группы людей к тем или иным духовным ценностям (воспринимает он их или нет), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей – их производства, распространения, потребления. Основными видами духовных отношений являются познавательные, нравственные, эстетические, религиозные.
Духовное общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и её результатами, информацией, опытом, способностями, навыками; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
2.Структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание – целостное духовное образование, включающее чувства, настроения, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие те или иные стороны общественной жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей.
1Особенностью религиозного сознания является стремление людей освоить окружающий мир посредством обращения к высшим измерениям человеческого духа, в категориях трансцендентного, запредельного, сверхъестественного.
Искусство представляет собой форму общественного сознания и практически-духовного постижения мира, отличительный признак которого состоит в художественно-образном освоении действительности .
Мораль – это гуманистическое измерение и заданность истории, т.к. реализует потребность людей в человечности, придающей самоценное значение каждой личности и объединяющей их всех благосклонным отношением друг к другу. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общества. Её принципы имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей, поддерживая и санкционируя тем самым определённые общественные
3.Правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей и социальных общностей к праву, законности, правосудию, их представление о правомерном или неправомерном. Фактором, оказывающим решающее влияние на содержание этих знаний и оценок, является интерес творцов и носителей правосознания. Воздействуют на правосознание и другие формы общественного сознания, прежде всего политическое, моральное, философское, а также сложившаяся система права. Главной функцией правосознания является регулятивная. Также формами духовной жизни общества являются политическое и правовое сознание и наука (о них см. соответствующие модули
53.социальная сфера общественной жизни
В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество будет сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из кᴏᴛᴏᴩых называют сферами общественной жизни.
Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности
сфера содержит в себе:
определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).
социальную жизнь подразделяют на 4 основные сферы общественной жизни или подсистемы:
- экономическую;
- политическую;
- духовную;
- социальную. Социальная сфера охватывает всю совокупность социальных взаимодействий и отношений, которые не сводимы к какой-либо из вышеперечисленных сфер социальной жизни. Таким образом, межличностные, неинституциализированные отношения относятся к социальной сфере.Многие социологи предлагают понимать социальную сферу общества в более узком значении как совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, социальное обеспечение населения. Здесь могут быть названы подсистемы общественного транспорта, коммунального и бытового обслуживания, общественного питания, здравоохранения, связи, а также учреждения досуга и развлечений (парки, стадионы). Очевидно, что наряду с социальными, все вышеперечисленные подсистемы выполняют и другие функции, например, экономические, духовные.
54.фил истории и основные подходы к ее исследованию
Общество– это совокупность всех форм объединения людей (например, семья, коллектив, класс, государство и др.) и отношений между ними.
Раздел философии, изучающий общество, закономерности его появления и развития, называется социальной философией (от лат. «социо» - соединять, объединять). Общество изучает не только социальная философия, но и целый ряд социально-гуманитарных наук: социология, история, политология, археология и др. Однако эти науки изучают определённые конкретные стороны общественной жизни, социальная философия же помогает формировать целостное представление об обществе как сложном социальном организме.
1.Сферы общественной жизни:
1. материально-производственная сфераохватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (производство, торговля, финансовые учреждения и т.п.);
2. организационная (политическая) сфераосуществляет регулирование деятельности людей и отношений между ними (государство, политические партии и др.);
3. социальная сфера– это сфера воспроизводства человека как члена общества. В ней создаются условия для деторождения, социализации людей, отдыха и восстановления дееспособности. К ней относятся здравоохранение, образование, сфера обслуживания;
4. духовная сфера– это сфера производства знаний, идей, художественных ценностей. К ней относятся наука, философия, религия, мораль, искусство.
Существуют различные подходы к исследованию общества, среди основных – идеалистический, материалистический, натуралистический.
1.Представители идеалистического подхода общественную жизнь объясняют воздействием духовных по своей природе факторов.Причиной происходящих в обществе событий они считают идеи, рождающиеся в головах людей. Причём, часть философов-идеалистов считает, что люди не сами додумываются до каких-то важных идей, а эти идеи внушены им Богом, Мировым Разумом или тому подобной сверхъестественной силой.
2.Представители материалистического подхода считают, что в обществе действуют такие же объективные законы, как и в природе. Эти законы не зависят от воли и желания людей и каких бы то ни было сверхъестественных сил. Развитие общества представляет собой не сверхъестественный, а естественноисторический процесс, который можно так же изучать, как и законы природы. Деятельность людей по преобразованию общественной жизни будет успешной, если она будет опираться на познанные объективные социальные закономерности.Философы-материалисты подчёркивают значение материальных факторов общественной жизни. По их мнению, основой общественной жизни является материальное производство, и именно там нужно искать причины происходящих в обществе событий.
3.Разновидностью материалистического подхода к объяснению общественной жизни является натуралистический подход.Его представитель Лев Николаевич Гумилёв(1913-1993) закономерности развития общества объясняет природными факторами, и в первую очередь, влиянием космоса. Историю человечества он представляет как историю сосуществующих и сменяющих друг друга этносов – конкретных народов с их специфическими культурами. Этносы существуют так же, как и все биологические организмы: имеют среднюю продолжительность жизни (1 500 лет), проходят определенные стадии развития. Зарождение этноса происходит вследствие прихода из космоса в определенный участок земного шара потока энергии. В результате в данном регионе появляется значительное количество людей, обладающих повышенным количеством жизненной энергии, тягой к активной деятельности и пониженным инстинктом самосохранения. Таких людей Гумилев называет пассионариями (от лат. passion – страсть). Пассионарии совершают исторические деяния – основывают государства, империи, выигрывают битвы, совершают открытия и т.п. Поскольку пассионарии легко отдают свои жизни за овладевшие ими идеи и цели, энергия этноса начинает убывать, и далее в обществе начинают преобладать гармоничные личности. У них энергии меньше, но все еще достаточно для активной и продуктивной деятельности, не связанной с риском. В обществе наблюдается расцвет культуры, науки, рост благосостояния. Этнос постепенно приближается к поре «золотой осени» в своём развитии (демократический режим в сочетании с высоким уровнем жизни). Энергия продолжает убывать, и дальше начинается закат истории этноса. Теперь большинство общества составляют субпассионарии– вялые, эгоистичные потребители, живущие по принципу «Хлеба и зрелищ!». Процессы распада становятся необратимыми, этнос либо растворяется в окружающих этносах, либо завоевывается более пассионарным этносом.
55.формационная и цивилизационая парадигмы в фил истории
Теорию общественно-экономических формаций разработал К. Маркс. Он стремился найти объективный закон, по которому развивается человечество и который был бы таким же строгим, как законы естествознания. По Марксу, общество развивается благодаря смене стадий качественных состояний, которые он назвал «общественно-экономическими формациями». Общественно-экономическая формация – это социально-философское понятие, отражающее в обобщённом виде типичное в обществе, повторяющееся в главном и существенном. Формации отличаются друг от друга, прежде всего, способом производства материальных благ. Маркс выделил три крупные формации в истории человечества: первобытная доклассовая, антагонистическая и будущая коммунистическая (по Марксу, подлинная история человечества).
1. антагонистическая формация делится на две крупные формы. В первую входят азиатский способ производства, античный способ производства и феодальный способ производства. Вторая крупная антагонистическая форма – это капиталистический способ производства. Упрощая данную схему всеобщей истории, советская марксистская наука утвердила пятичленную периодизацию с выделением первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической общественно-экономических формаций. Структура каждой формации включает базис и надстройку. Понятие базиса как совокупности производственных отношений выражает их социальную функцию как экономической основы общественной жизни. Надстройка – совокупность общественных идей, идеологических отношений и закрепляющих их общественных учреждений и организаций, возникающая на основе определённого экономического базиса, органически связанная с ним и воздействующая на него. Переход от одного строя к другому связан с многоукладностью, то есть ситуацией, в которой сосуществуют различные типы производственных отношений, представляющие собой либо пережитки прошлого, либо зародыши будущего. Цивилизация – совокупность всех форм и видов материального и духовного выражения культурной деятельности человека и общества: техники, форм и способов организации материального производства и духовной жизни, всех видов коммуникации, социальных и политических институтов. Цивилизационный подход в философии истории утверждает сменяемость уникальных человеческих цивилизаций на протяжении развития всемирной истории. В последнее время выделялись более крупные цивилизации, к примеру, Запад и Восток; доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная цивилизации. При всей уникальности цивилизаций существуют некоторые моменты, общие если не для всех их, то для большинства. Поэтому некоторыми философами утверждается идея, что развитие истории имеет цивилизационно-формационный характер. Понятия цивилизация, формация, культура и человек (человечество) в своих специфических нюансах выражают взаимосвязанные, дополняющие друг друга единые формы бытия социального
56.понятие техники и технологии ,их роль в жизни общества
Диалектике-материалистическая философия исходит из того, что способ материального производства выступает основанием всего многообразия истории: определяет социальную, политическую и духовную жизнь, отношение людей к природе, вплетен в единую человеко-эколого-экономическую систему, выражает логику развития общественного бытия. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношении.Производительные силы выражают активное отношение людей к природе. Это система вещественного фактора - средств производства (средств труда и предметов труда) - и личностного фактора производства* (обладающего физической силой, трудовыми навыками, производственным опытом, интеллектом и морально-волевыми качествами), в процессе функционирования которых осуществляется обмен веществ между природой и обществом. Человек, не удовлетворенный стихийным формированием веществ, прорывает узкий для него горизонт природы и организует технологический процесс, позволяющий ему к естественным свойствам веществ добавлять искусственные, делая природный материал социально полезным. Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения: а) собственности; б) распределения; в) обмена (натурального или товарно-денежного); г) потребления.Переход от ремесленных орудий ручного труда к машине явился второй революцией в производительных силах. Если простое орудие труда приводилось в движение силой человека или животного (реже - воды или ветра), то машинное - специальным энергетическим устройством, в качестве которого первоначально выступала паровая машина (впервые такая машина появилась в Англии в 1769 г.). На смену инструментальному орудию труда пришла трехзвенная система, состоящая из рабочей машины, двигателя и передаточного механизма. Возросла роль научного знания, приобретшего способность постепенно превращаться в непосредственную производительную силу.
Проблемы становления вершин профессионализма человека изучает акмеология - наука, находящаяся в стадии формирования, Акмеология взаимодействуем в первую очередь, с теорией управления, педагогикой и психологией и нацелена на дельней-шее развитие и переориентацию профессиональных способностей уже достаточно подготовленных, зрелых людей. С позиций акмеологии и синергетики знание, квалификация не навязываются человеку. Создавая условия для технологической свободы человека, его самовыражения, НТР выступает как величайшее благо. Вместе с тем НТР является и большой опасностью для человека при неумелой, неграмотной организации технологических процессов.Кроме рыночных, у человечества имеются и иные пути разрешения своих социальных проблем, к примеру, создание новых отраслей, целенаправленное, избирательное, приоритетное и планомерное развитие тех социально-экономических структур, которые способны обеспечить значительный эффект и выигрыш во времени. Первоначальная хаотическая основа, присущая запуску рыночных механизмов, не является гарантом выхода на структуры самоорганизации социальной среды. Развитие естественных экономических процессов не отрицает роли порядка, экономической дисциплины и организованности.Итак, в ходе НТР происходит соединение факторов научно-технического прогресса и социально-политических закономерностей, открывается простор для универсального расцвета личности. В целом современный прогресс общества осуществим на основе достижения гармонии научно-технологической перестройки, культурно-технической подготовленности кадров, гибких экономических методов хозяйствования и социально и экологически ориентированных науки, техники, людей и рынка.Движение от неолитической к промышленной и научно-технической революции, от традиционного к индустриальному, постиндустриальному и информационно-экологическому обществу в большей степени характеризует динамику народов - лидеров исторического процесса. Это тот вектор, на который равняется все население Земли.
57.фил культуры
Возделывание почвы, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека, в отличие от изменений, вызванных естественными причинами. Слово "культура", начиная с древних эллинов и римлян, обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности. Третье основное значение слова "культура" - поклонение, почитание.Понятия "культура" и "технология" характеризуют общественную практику. Технология представляет собой материально-практическую сторону реализации взаимодействия общества (человека) и природы, а культура - духовно-практическую сторону этого взаимодействия
.В истории философии выделяются основные модели культуры.
1.Натуралистическая (Вольтер, Руссо, Гольбах) своди-культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, шдела в культуре человеческое продолжение природы.
2. В лассической модели культуры (XIX в.) человек освобож-дается от зависимости от природного и божественного миров и )едстает как творец культуры, развивающий свои духовные потенции на основе принципов гуманизма, рационализма и историзма (в идеалистическом варианте). В марксистской философии классическая модель культуры приняла материалистическую форму: культура понимается не как чисто духовное воспитание и просвещение индивида, а как создание необходимых условий (материальных прежде всего) для всестороннего развития человека. Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь человека.
3.В постмодернистской модели обращается внимание на то, что мир противится неразумному воздействию на него человека. Эта модель отвергает попытки свести различные проявления культуры к какой-то первооснове.Культура есть самовоспроизводство человека, осуществляемое в его материальной и духовной деятельности.
В соответствии с этим различают материальную и духовную стороны культуры. Материальная культура - совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Духовная культура - сфера сознания (познание, воспитание и просвещение, наука, философия, различные формы сознания, культура общения, дискуссий и т. д.), совокупность способов деятельности по созданию духовных ценностей. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало (способности людей), а продукты духовной культуры облечены в материальную форму. Материальная и духовная культуры - две стороны ее целостного феномена. Нередко называют подуровни единой культуры: физическая, экологическая, художественная и т. п. Существует также узкое понимание культуры как отрасли народного хозяйства, осуществляющей культурно-просветительскую деятельность через библиотеки, музеи, клубные учреждения, театры и т. д.В культуре выражен ее надбиологический характер. Человек воспринимает культуру избирательно под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятельствами. На основе этой усвоенной им культуры он оказывается способным развиваться дальше.Различаются "живая" культура — система ценностей, создаваемых в каждый данный момент жизни человека, и освоенная культура как воплощенная социальная память (в виде открытий в науке и технике, творений архитектуры и скульптуры, произведений литературы, живописи, музыки, народного творчества и т. д.). Через устойчивую сторону культуры (традиции) происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории. Традиция как выражение преемственности, как историческая па-' мять - непременное условие новаторского развития культуры. Тиражирование известного, уже сотворенного ранее - это распространение культуры. Оно приобщает широкий круг людей к процессу функционирования культуры в обществе. Творчество же культуры предполагает включение нового в процесс исторического развития. Хотя, по мнению Н. А. Бердяева, творчество есть огонь, культура же есть уже охлаждение огня.
58.цености,вызовы и риски в современном обществе
Современное общество может быть определено как «постиндустриальное общество» (Д.Белл), «постэкономическое общество «информационное общество», «планетарное информационное общество», «устойчивое общество» и даже «планетарное гражданское общество» (Н. Моисеев, Д.И Львов), но, прежде всего, это «общество риска».
Риск – обратная сторона потребления и комфорта, потеря которого вызывает такой же страх, как потеря собственной идентичности.Основной смысл понятия риска в самом общем виде заключен в терминах “ценность” и “вероятность” (“неопределенность”) последствий. Риск неустраним из социальной жизни, а пределы безопасности создаются самим обществом.
Понятие безопасности многозначно: как общенаучное понятие – это необходимое свойство, атрибут живой материи, а также условие функционирования и самосохранения биосоциальных организмов, систем; как общесоциологическое понятие - качественная характеристика устойчивого развития социальных, социетальных и социокультурных систем; как специализированное понятие - защищенность объектов безопасности, их определенное состояние, при котором они способны противодействовать угрозам; как социокультурное понятие - конкретная историческая форма обеспечения безопасного развития.
Концепция «общества риска» У. Бека основывается на теории модернизации, в рамках которой, риск – действие ее механизмов. Индустриальное общество, как общество благ, уступает место «обществу риска», в котором риски сознательно производятся обществом и подрывают установленную систему безопасности.
1.Н. Луман рассматривает риск как ситуацию у порога катастрофы , т.е. как готовность принять его как неизбежную данность. При этом, по его мнению, разные социальные группы имеют свои критерии отбора риска, с учетом качества информации, которой они располагает. По его мнению, «современное общество рассматривает опасности со стороны риска и воспринимает их всерьез только как риски».
2.Э. Гидденс считает, что жить в эпоху "поздней современности" (late modernity) значит жить в мире случайности и риска – неизменных спутников системы, стремящейся к установлению господства над природой и рефлексивному творению истории. «Риск – это не то же самое, что опасность или угроза. Понятие риска связано с активным анализом опасностей с точки зрения будущих последствий».Т.о., «общество риска» - это определенная стадия развития социальности, которая характеризуется генерированием рисков, опасностей и угроз, нестабильностью, неопределенностью, двойственностью, отсутствием четких критериев поведения в обществе, снижением ценностей нормативно-регулятивного ряда, а в качестве основы социальной солидарности людей выступают риск и безопасность.В целом, вышеперечисленные теории риска объединяет критическое отношение к социокультурным особенностям «поздней современности».
59.глобализация,глобальные проблемы и преспективы человечества
лобализация как предмет социально-философского анализа.
В последние годы понятие «глобализация» стало наимоднейшим термином современных обществоведческих теорий. Причины повышенного исследовательского интереса к указанному концепту очевидны. С конца 60-х годов ХХ столетия в мире начинают нарастать процессы ослабления и слома традиционных экономических, социокультурных и государственно-политических барьеров, потери государствами национальной автономии в макроэкономической сфере и становления новой, лишенной всякого протекционизма системы международного взаимодействия и взаимосвязи. Осмысление сущности глобализации предполагает определение реальной структуры отношений взаимосвязи. Действительно, взаимосвязаны и друзья, и враги, и те, кто сотрудничает на основе принципов партнерства и уважения, и те, кто связан диалектикой раба и господина. Поэтому нам необходимо рассмотреть конкретные формы и способы образования глобального мира, выделить основные тенденции его эволюции и возможные пути коррекции процесса глобализации в соответствии с гуманистическими ценностями и национальными идеалами.
Как и любой сложный общественный процесс, глобализация представляет собой единство спонтанного и целеволевого начал, объективного и субъективного факторов социальной динамики. Объективными предпосылками процесса глобализации являются, в частности, общедоступная возможность мгновенного и практически бесплатного перевода любой суммы денег из любой одной точки мира в любую другую, а также столь же мгновенного и практически бесплатного получения любой информации по любому поводу.
1Кроме того, одной из значимых тенденций развития современного мира является унификация образа жизни, стилей поведения, взглядов, вкусов. Во всех уголках планеты люди сегодня имеют возможность носить одинаковую одежду, потреблять одинаковую пищу, получать информацию от одних и тех же средств массовой информации. Чуть ли не весь мир потребляет продукцию Голливуда ( в различных странах мира она составляет от 60 до 100% национального кинопроката), читает разрекламированные вездесущей рекламой одни и те же книги, слушает по преимуществу англоязычную поп- и рок-музыку и т.п. При этом национальные языки нередко засоряются английским космополитическим сленгом, синтаксическими кальками, что угрожает деформацией веками сложившихся ментальных структур, которые, наряду с прочим, непосредственно связаны с языковым своеобразием народов.
2Однако наиболее рельефно глобализация представляет себя в виде тенденции к формированию глобальной экономики, единого всепланетарного рынка, находящее свое выражение в деятельности транснациональных корпораций (ТНК), экономическая мощь которых вполне сопоставима с возможностями не только небольших, но и средних национальных государств.
2Современная волна глобализации выступает, прежде всего, в форме расширения деятельности именно ТНК. Эти субъекты хозяйствования и политики, освоившие буквально все закоулки мира, цементируют современное производство в единую глобальную систему, наглядно демонстрируя, тем самым, мощь и силу утвердившегося ныне в мире «глобального экономического монстра». Последний тезис подтверждается богатым статистическим материалом и математическими расчетами. Так, в течение нескольких последних десятилетий возникла совокупность 37000 ТНК, имеющих около 200000 филиалов. Они образуют определенную единую сеть, систему, охватывающую всю планету. В середине 1990-х годов на долю 500 крупнейших ТНК приходилось около 28% мирового производства, 30% производства промышленной продукции, 40%мировой торговли, 80% закупок и продаж технологий. Транснациональные корпорации как закономерный итог концентрации производственного и финансового капитала обрели в ряде аспектов возможность уходить из-под национального регулирования, контроля со стороны государственных и общественных структур отдельной страны. Сегодня ТНК способны как объективно, так и субъективно влиять на внутреннее положение большого количества государств, темпы и направления их развития, на деле, тем самым, ограничивая суверенитет этих государств. Причем этому очень поспособствовало возникновение электронных финансовых инфраструктур, открывших возможности за считанные минуты перебрасывать любое количество денежной массы спекулятивного капитала из одних стран и регионов в другие. В своей совокупности все это означает, что на нашей планете возникли и утверждаются новые центры принятия решений и реальной власти, способные конструировать на глобальном уровне новые правила игры для многих секторов (субъектов) современных международных отношений. Результат этого – потеря некоторыми сильно отставшими странами возможности не только создавать, но и поддерживать на своей территории конкурентноспособные предприятия без активного вмешательства ТНК. Лишь ТНК в состоянии извлекать прибыль из современных технологий. Отсталым странам это не дано.
Тем самым глобализационные процессы нуждаются в глубинной трансформации своих сущностных оснований, формы и характера протекания. Подобно тому как глобализация имеет материальную и духовную составляющие, противодействие ее разрушительным тенденциям также будет разворачиваться в материальной и духовной плоскости. Выше уже отмечалось, что в наше время вектор развития экономической, политической, да и в целом, социокультурной жизни направлен в сторону создания «больших пространств». Сегодня невозможно отрицать, что для успешного развития и функционирования современного технико-экономического комплекса границы национальных государств стали тесными. Но это совсем не означает, что для развития современных хозяйственных структур нужен обязательно «весь мир», вся наша планета. Процессы экономической интеграции вполне успешно и эффективно могут протекать на континентальных и субконтинентальных пространствах, в географических регионах, населенных родственными народами в цивилизационном и социокультурном отношениях. А если исходить не из мифа о всепроникающей и всепобеждающей глобализации, и из действительных фактов, то можно увидеть, что и сейчас реальные интеграционные процессы и связи, будучи предоставленными самим себе, имеют тенденцию ограничиваться континентальными и субконтинентальными пространствами. Иначе говоря, интернационализация и интеграция сегодня осуществляется прежде всего в рамках локальных цивилизаций. Исходя из этого, есть все основания утверждать, что в настоящее время противостоять хищной глобализации можно только путем формирования самодостаточных региональных центров развития и силы, объединяющих в себе целую группу государств, путем создания не зависимой от стран-лидеров глобализации коалиции, способной пресечь тенденцию к утверждению моноцентрической геополитической структуры мира и трансформировать ее в полицентрическую структуру. Другое дело, что данные центры силы будут формироваться под непосредственным воздействием и руководством сильных, но не принадлежащих к мировым лидерам по уровню экономического развития, государств. Такими государствами могут стать, хотя и не очень богатые, но имеющие мощный военный потенциал, длительную историю и глубокие культурные традиции страны. Необходимым условием развития и в природной и в культурной среде является многообразие, «цветущая сложность» (К. Леонтьев), которая создается за счет признания самоценности различных типов опыта, систем мировоззрения и жизненных практик. Сегодня большая часть из них отрицается апологетами глобализации, видящими будущее только за либеральным проектом. Но он уже продемонстрировал поразительную слепоту и бесчувственность и к разрушению природы, и к разрушению социума и культуры. Как знать: может быть именно тем, кто сегодня не вписался в жесткие границы глобального мира, будет дано урезонить сверхчеловеческую гордыню покорения природы и истории в духе любовного отношения и к внешнему миру природы, и к внутреннему миру человеческой души. Поэтому отстаивание человеческого достоинства «униженных и оскорбленных» в конечном счете является отстаиванием прав жизни и права истории на дальнейшее развитие.
2.Вторым духовным измерением антиглобалистского проекта является глубинная трансформация ценностно-нормативной сферы цивилизации.В глобальном мире четко прослеживается тенденция технократического решения всех жизненно важных проблем с отказом от апелляции к высшим ценностям и идеалам. Наряду с этим повсеместно наблюдается высвобождение инстинкта и влечения от давления культурной цензуры. Все большее количество людей уходит в виртуальный мир масскульта, алкогольно-наркотических фантазий и Интернет-реальности. При этом сфера реальных объективных экономических, политических и социальных процессов никуда не исчезает – она заполняется грубыми «прагматиками», теми, кто не питает иллюзий и сантиментов. Но практика свидетельствует о том, что такие социальные «робинзоны», не ангажированные высокими культурными ценностями, как правило, не способны не только к настоящей кооперации в рамках сотрудничающего гражданского общества, но и к элементарному цивилизованному и законопослушному поведению. Поэтому сегодня необходимо переоткрыть для себя ценности альтруизма, сострадания, сочувствия, придающие человеческой деятельности вертикальное измерение. Разумеется, такой масштабный проект по силам лишь хорошо подготовленной, классически образованной элите.
2.Глобальные проблемы современности.К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся: вторжением человека в биосферу: прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых); своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности. Философское осмысление глобальных проблем — это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса. Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению глобальных проблем, изучает их социальную опасность и обусловленность. В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем: Глобальные проблемы имеют общие черты: затрагивают будущее и интересы всего человечества, для их разрешения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи между собой. Глобальные проблемы имеют, с одной стороны, естественно-природный характер, с другой, — социальныйь Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характерным признакам. Классификация позволяет установить степень их актуальности, последовательность теоретического анализа, методику и последовательность решения. Наибольшее распространение получил метод классификации, в основе которого стоит задача определения остроты проблемы и последовательность ее решения. В связи с этим подходом можно выделить три глобальные проблемы: между государствами и регионами планеты (недопущение конфликтов, установление экономического порядка); экологические (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана; между обществом и человеком (демография, здравоохранение, образование и др.). Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.
3.перспективы человека в современном мире определяются двумя направлениями прогнозирования: пессимистическим (человечество почти исчерпало свои ресурсы и стоит на грани вымирания) и оптимистическим (мировые запасы огромны, у человечества есть все возможности устроит свою жизнь лучше В конце 60-х годов Римский клуб выдвинул программу изучения глобальных проблем, тесно затрагивающих основы человеческого существования: гонка вооружений и угроза развязывания ядерной войны, загрязнение окружающей среды и Мирового океана, истощение природных ресурсов, рост народонаселения на планете, углубление неравенства в развитии отдельных стран, регионов, расширение зон бедности, нищеты. В начале 70-х годов Римский клуб выступил с провозвестием катастрофы, грозящей технической цивилизации. То есть цивилизации, основанной на использовании машин и индустриальной технологии В работе «Пределы роста» говорилось о том, что предотвращение мировой катастрофы возможно лишь в том случае, если немедленно будут приняты меры по созданию условий «экологической и экономической стабильности», позволяющей достигнуть «состояние глобального равновесия» в мире. В октябре 1974 года на сессии в Западном Берлине был представлен в опубликованном виде и обсужден второй доклад Римскому клубу — «Стратегия выживания». В нем утверждалось , что при сохранении существующих тенденций мирового развития неизбежна целая серия региональных катастроф. «Стратегия выживания», по мнению М. Месаровича и Э. Пестеля, авторов доклада, состоит не в достижении «состояния глобального равновесия», как предполагали авторы «Пределов роста», а в переходе к «органическому росту» дифференцированному развитию различных частей мировой системы, в результате чего достигается сбалансированное развитие всего человечества.
60.преспективы и современные стратегии устойчивого развития
Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики являются предметом исследований многих белорусских ученых. Академик Е.М. Бабосов отмечает, что в Беларуси в середине 90-х гг. XX в. была сформулирована стратегическая цель белорусского государства – обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны.
Устойчивое развитие – это способность социальной системы (отдельной страны, содружества государств, всего мирового сообщества) обеспечить усиление и упрочение взаимосвязанных аспектов нормального и благотворного для человека экономического роста, социального развития и охраны окружающей среды на национальном, региональном и глобальном уровнях. Кроме того, устойчивое развитие – это регулируемое развитие, предусматривающее высокий уровень управленческой деятельности и целенаправленный действенный контроль со стороны государства над протекающими в стране изменениями во всех сегментах социально-экономической и политической системы.
Концепция устойчивого развития включает в себя социальный, экономический, социокультурный, экологический, политический императивы. Стратегия устойчивого развития кроме реализации пяти императивов предполагает обеспечение социально-экономической, социокультурной, информационной и военной безопасности страны, защиту национальных социально-экономических и культурных интересов от внутренних и внешних угроз. Проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного социоприродного развития. Ее реализация состоит в согласовании задач социально-экономического развития, сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений овременная цивилизация: противоречия и трудности развития
Современный этап развития земной цивилизации кратко можно охарактеризовать как нестабильный, неравномерный, противоречивый процесс. Ему присущи следующие наиболее важные черты:
1. Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс не абсолютен. Он может смениться регрессом, застоем или упадком.
2. Неравновесность и неустойчивость сложившейся системы межгосударственных отношений, что проявляется в противоборстве двух противоположных тенденций, одна из которых выражает стремление к однополярному, а вторая – к многополярному миру. Кроме того, неустойчивость сложившегося миропорядка обусловливается и различного рода региональными или локальными конфликтами, финансовыми или экономическими кризисами, имеющими тенденцию перерастать во всеобщий кризис.
3. Резкое ускорение темпов научно-технического развития, связанных, прежде всего с внедрением новых информационных технологий.
4. Нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества.
5. Обострение противоречий интересов человечества региональными интересами индустриально развитых стран и стран «развивающихся», возможностей биосферы Земли и растущих потребностей ее жителей и др.
глобальные проблемы современности условно можно разделить на три группы.
Интерсоциальные проблемы представляют собой проблемы, в основе которых лежат противоречия в различных по своему характеру международных отношениях: проблемы войны и мира, перспектив социально-экономического развития, преодоления отсталости тех или иных стран и т.п.
Проблемы системы «человек - общество» порождаются развивающимся социумом. В каждой стране, в том или ином регионе они имеют свое специфическое проявление, оставаясь, вместе с тем, общечеловеческими проблемами. Это проблемы здравоохранения, народонаселения, образования, культуры, проблемы, связанные с негативными последствиями компьютеризации и научно-технического прогресса в целом, проблемы развития человека и его будущего.
Проблемы системы «природа - общество» включают в себя проблемы ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды.
Проблемы войны и мира
Проблемы народонаселения
Среди проблем системы «человек - общество» наиболее важной считается проблема народонаселения, решение которой зависит от особенностей культуры, сложившихся традиций, а также качества жизни в разных странах.
человечества есть шанс справиться без тяжелых последствий с вызовом, которое бросает ему будущее в качестве глобальных проблем, при наличии следующих условий:
установление на Земле безъядерного, ненасильственного, многополярного мира, в котором все без исключения вопросы межгосударственных отношений и глобального характера решались в соответствии с нормами, установленными международным сообществом;
приоритет общечеловеческих ценностей над временными сиюминутными выгодами какой-либо страны или группы стран, свобода выбора народом той или иной страны своего будущего, осознание экономической и экологической взаимозависимости всех стран мира;
устранение глубокого дисбаланса между развитыми и развивающимися странами, неравномерности развития человеческой цивилизации в целом;
формирование и распространение нового мышления, которое отличалось бы направленностью на продуктивный диалог, на решение любого рода противоречий и конфликтов мирным путем, учитывая интересы как больших, так и самых малых народностей.