Изменения в системе государственного управления с началом войны
Тема. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
(сер. 1941 – нач.1953 гг.)
Изменения в системе государственного управления с началом войны
Система управления в годы Великой Отечественной войны имела следующие особенности:
· милитарные и чрезвычайные методы управления были определяющими, расценивались как универсальные, единственно возможные и составляющие главные преимущества советской системы;
· мобилизационный характер управления;
· сосредоточение руководства страной в едином центре;
· четкий порядок работы всех структур управления;
· железная дисциплина и личная ответственность руководителей за порученный участок работы;
· высочайшая преданность всех участников системы управления снизу доверху своему народу, государству, самоотверженное служение делу победы над врагом;
· личный пример беззаветного служения родине партийного, военного, советского руководства стал основой успешного решения труднейших мобилизационных задач в начальный период войны, обеспечил перелом в войне и победу над фашизмом.
Перестройка государственного управления происходила в сложнейших условиях поражений первого периода войны, неясности быстро изменяющейся ситуации, отсутствия полной информированности руководства страны.
Первоочередной задачей была перестройка военного управления.
23 июня 1941 г. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) создана Ставка Главного Командования Вооруженных сил СССР под председательством Наркома обороны, Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко. С 8 августа после назначения И.В.Сталина Верховным главнокомандующим она стала называться Ставка Верховного Главнокомандования. С 10 августа Генеральный штаб из коллегиального органа Наркомата обороны стал рабочим органом Ставки. На Ставку было возложено руководство всей боевой деятельностью Вооруженных сил СССР.
Функции Ставки Верховного Главнокомандования:
• стратегическое планирование и осуществление военных операций;
• руководство фронтами, армиями, их взаимодействием в выполнении боевых задач;
• снабжение армии боеприпасами, техникой, продовольствием, снаряжением и т.д.;
• кадровая политика, создание резерва армии и флота и др.
Военные округа западных районов были преобразованы во фронты.
30 июня Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) был образован Государственный комитет обороны,в руках которого сосредоточивалась вся полнота власти в государстве, его решения должны были беспрекословно выполняться всеми партийными, советскими, военными и комсомольскими органами, всеми гражданами СССР в соответствии с законами военного времени. ГКО подчинена Ставка. Председателем ГКО был назначен И.В.Сталин. В составе ГКО было 5 человек, затем 9. Всего за годы войны ГКО было принято почти 10 000 решений.
ГКО опирался на:
• аппарат СНК СССР;
• уполномоченных ГКО на местах,которыми, как правило, являлись секретари партийных комитетов крупных промышленных предприятий;
• городские комитеты обороны– местные чрезвычайные органы, в функции которых входили:
– руководство оборонительными сооружениями,
– создание народного ополчения,
– организация производства и ремонта боевой техники и вооружения.
Там, где они были созданы (Горький, Ростов, Севастополь, Сталинград, Тула и др. – всего около 60), деятельность исполкомов Советов прекращалась. В состав городских комитетов обороны входили представители советских и партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования.
Рабочими органами ГКО по военным вопросам были:
• Наркомат обороны(руководил резервами и военными округами внутренних районов СССР);
• Наркомат военно-морского флота (руководил флотами и флотилиями).
Осенью 1941 г. были созданы двановых Наркомата:
• Наркомат танковой промышленности, руководивший эвакуированными танковыми заводами и объединенными с ними машиностроительными предприятиями,
• Наркомат минометного вооружения,возникший на базе реорганизованного Наркомата общего машиностроения.
В 1942 г. центр тяжести в деятельности ГКО переносится на развитие военной экономики. При ГКО по мере надобности в ходе войны создавались различные комиссии, комитеты, бюро,действовавшие в зависимости от обстоятельств: временно или постоянно.
В числе постоянных органов было, например, Оперативное бюро ГКО,образованное в декабре 1942 г. и осуществлявшее контроль текущей работы:
• всех наркоматов оборонной промышленности,
• черной и цветной металлургии,
• электростанций,
• угольной,
• нефтяной и химической промышленности,
• наркомат путей сообщения.
Оно же:
• согласовывало производственные планы этих наркоматов,
• наблюдало за их выполнением,
• устанавливало порядок снабжения оборонных предприятий сырьем, материалами и оборудованием.
Между членами Оперативного бюро были распределены обязанности по руководству важнейшими участками оборонной промышленности.
Другой постоянный орган ГКО – Транспортный комитет, с февраля 1942 г. занимался координацией работы всех видов транспорта – железнодорожного, речного, морского, воздушного и автомобильного.
ГКО установил жесткий контроль за распределением ресурсов. В его протоколах обнаруживаются решения, подтверждающие это. Так, за хищение (воровство) продовольствия, так же как и оружия, боеприпасов, обмундирования, ГКО установил «высшую меру наказания – расстрел с конфискацией всего личного имущества». За отпуск продовольствия и военного имущества сверх установленных норм виновные подвергались лишению свободы не менее 5 лет с удержанием стоимости утраченного или испорченного имущества.
Структуры управления военного времени замыкались на И.В.Сталине,который был:
• Генеральным секретарем ЦК ВКП (б),
• Председателем СНК СССР (с 6 мая 1941 г.),
• Председателем ГКО,
• Верховным Главнокомандующим и главой Ставки Верховного главнокомандования (с 8 августа 1941 г.),
• Наркомом обороны СССР (с 19 июля 1941 г.).
Коллегиальные по своему характеру органы практически не работали в полном составе. Таким образом, централизация управления была предельной.
На территории СССР, оккупированной к ноябрю 1941 г., до войны находилось:
• около 40% всего населения страны,
• производилось 63% всей довоенной добычи угля,
• 68% всей выплавки чугуна,
• 58% всей выплавки стали,
• 60% всего производства алюминия,
• 38% производства зерна,
• 84% довоенного производства сахара,
• 38% поголовья КРС, 60% всего поголовья свиней.
На оккупированной к ноябрю территории находилось 41% протяженности всех железнодорожных путей. Валовая продукция промышленности СССР уменьшилась в 2,1 раза. Масштабы и темпы военных действий, военные поражения Красной Армии острейшим образом поставили задачу руководства эвакуационными процессами.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 июня 1941 г. создан Совет по эвакуации под председательством Н.М. Шверника (заместители – А.Н. Косыгин, М.Г. Первухин).
В октябре 1941 г. образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Поскольку задачи эвакуации были сопряжены с налаживанием производства на местах (в восточных районах Сибири, Средней Азии), размещением людей, их трудоустройством и снабжением, они были долговременными. В декабре 1941 г. создано Управление по делам эвакуации при СНК СССР.
Перед этими органами была поставлена важнейшая задача: перебазирование материально-технической базы и населения из западных республик и областей на Урал и в Сибирь. Эта задача была успешно выполнена. Уже с июля 1941 г. перемещенные заводы оборонной промышленности и смежных отраслей начали прибывать в крупные центры Поволжья – Горький, Куйбышев, Саратов и другие города. В 1941–1942 гг. на Урал, в Сибирь, в Среднюю Азию было эвакуировано около двух тысяч предприятий и 11 млн человек. В важнейших восточных районах производство военной продукции в 1942 г. по сравнению с 1940 г. увеличилось: на Урале в 2,8 раза, в Западной Сибири в 2,4 раза, в Восточной Сибири на 36%, в Средней Азии и Казахстане на 19%.
В конце 1941 г. была пройдена критическая точка сокращения производства, и в течение 1942 г. валовая продукция промышленности увеличилась более чем в 1,5 раза. При этом резко возросло производство военной техники: самолетов в 3,3 раза, танков в 2 раза и т.д. СССР в конце 1942 г. опередил Германию не только по количественным, но по ряду качественных показателей (танк Т-34/85, штурмовик Ил-2).
В августе 1943 г. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» были определены меры по скорейшему решению этих задач. Колоссальными усилиями советских людей к концу войны в этих районах удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота и птицы, около трети молочных продуктов.
В целом за годы войны был учрежден целый ряд специальных учреждений при СНК СССР(рис. 1):
Рис. 1. Органы государственного управления при СНК СССР, созданные в годы войны
На Совинформбюро была возложена задача освещения важнейших событий на фронте и в тылу, разоблачения враждебной пропаганды. В его компетенцию входили также составление и опубликование военных сводок по данным Главного Командования Вооруженных Сил СССР и распространение материалов для зарубежной прессы и радио.
В середине октября 1941 г. многие наркоматы были эвакуированы. Резко сократилась численность управленческого аппарата, который переводился на круглосуточный режим работы.
В целом государственный аппарат функционировал на основе усиления централизации, замены коллегиальности единоначалием, выборного начала кооптацией. Над исполнением устанавливался жесткий контроль с применением санкций, соответствующих военному времени.
Советская система планирования на основе жесткого контроля и повышенной ответственности за выполнение планов использовалась с первых дней войны. На третий квартал 1941 г., уже через неделю после начала войны, был разработан военно-хозяйственный план. В августе такой план был разработан на четвертый квартал 1941 г. и на 1942 г. За время войны было проведено 105 переписей материалов и оборудования. Непосредственное руководство планированием осуществлял ГКО: утверждал народно-хозяйственные планы, контролировал их выполнение.
Госплан СССР в годы войны планировал производство продукции не по наркоматам и союзным республикам, а непосредственно адресовал плановые задания предприятиям. Удвоилось количество централизованно распределяемых видов продукции. С августа 1943 г. в Госплане СССР велась систематическая работа по составлению перспективных планов восстановления и развития хозяйства, пострадавших от оккупации районов.
Особое значение приобретала финансовая политика государства,подчиненная нуждам войны.
1. Наркомат финансов обязывался к поискам способов резкого сокращения расходов, не связанных с военным производством. Проблема заострялась вследствие значительного падения доходов бюджета из-за свертывания производства для гражданских нужд.
2. Определялись новые направления получения доходов в бюджет:
– вводились новые налоги (военный, на холостяков),
– выпускались облигации государственных займов (за 1941–1945 гг. они дали 76 млрд руб.),
– проводились денежно-вещевые лотереи,
– прекращались выдачи ссуд под залог облигаций госзаймов,
– ограничивались выплаты вкладов, повышались цены на товары не первой необходимости (водку, табак, парфюмерию).
Значительный резерв представляли:
– минимальный размер заработной платы,
– отсутствие оплаты на мобилизационных работах и т.п.
За годы войны дефицит государственного бюджета был невелик, в 1944 г. доходы на 4,7 млрд руб. превышали расходы.