Участники уголовного процесса. понятие, виды, процессуальный статус.
Участники уголовного процесса - это все органы и лица, которые призваны играть при производстве по уголовным делам определенную законом роль и для выполнения этой роли наделяются соответствующими полномочиями, правами и обязанностями.
Понятие участников уголовного процесса, таким образом, тесно связано в первую очередь с предоставлением им уголовно-процессуальных прав и возложением на них соответствующих обязанностей. Осуществляются эти права и обязанности в ходе уголовно-процессуальной деятельности и возникающих на ее основе правовых отношений во имя решения задач и достижения целей, стоящих перед уголовным судопроизводством.
Но наряду с ними к первой группе законом отнесены также участники, которых обычно привлекают для содействия реализации упомянутых главных процессуальных функций. Среди них в основном лица, помогающие устанавливать необходимые для правильного разрешения дел обстоятельства, т.е. способствующие доказыванию, без которого не бывает ни одного уголовного дела.
Подозреваемый — это лицо, задержанное по подозрению в преступлении и к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Задержание должно быть основано на определенных фактических данных и причем в связи с подозрением в преступлении, за которое может быть назначена санкция в виде лишения свободы. Пребывание в качестве подозреваемого ограничено краткими сроками: задержание не может превышать 48 часов, а арест — 10 суток, после чего необходимо либо предъявить подозреваемому обвинение, либо освободить его.
Обвиняемый — лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Привлечение лица в качестве обвиняемого не предрешает окончательных выводов следователя, прокурора, а тем более суда о виновности лица.
Обвиняемый имеет широкие права: право знать, в чем его обвиняют, право давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела, право иметь защитника, обжаловать законность и обоснованность ареста, действия судьи, прокурора, следователя, дознавателя, право активно участвовать в судебном разбирательстве и др.
Защитник — это лицо, которое в установленном порядке допущено к участию в деле для защиты прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. В качестве защитников допускаются адвокат, близкие родственники и другие лица, которым подсудимый доверяет защиту своих прав и законных интересов. Если обвиняемый сам не избрал себе защитника, но ходатайствует о его участии в деле, то он должен быть ему обеспечен через юридическую консультацию.
Иметь защитника — это право обвиняемых. Отказ от защитника не обязателен для следователя и суда по делам: несовершеннолетних; лиц, не владеющих языком; за преступления, по которым может быть назначена санкция в виде лишения свободы более 15 лет или смертная казнь.
Защитник — самостоятельный субъект уголовного процесса, но его самостоятельность имеет определенные границы: он не вправе делать ничего, что могло бы ухудшить положение его подзащитного.
Потерпевший — это лицо, которому преступлением причинен физический, моральный или имущественный вред. По делам о преступлениях, следствием которых явилась смерть гражданина, потерпевшими могут быть признаны его близкие родственники. Потерпевшие от преступления вправе требовать возмещения им морального и материального вреда.
Гражданский истец — это физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении материального ущерба, непосредственно нанесенного преступлением. Материальный ущерб может быть нанесен в самой разнообразной форме. В результате него могут быть похищены предметы, ценности, деньги, нанесены тяжкие телесные повреждения, повлекшие расходы на лечение, а в случае смерти — расходы на погребение.
84. ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗЫ, ОПРЕДЕЛЁННЫЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ. ОСНОВАНИЯ, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ИХ ПРОВЕДЕНИЯ. Судебная экспертиза - это процессуальное действие, проводимое в целях получения заключения по вопросам, имеющим доказательственное значение по делу. Лицо, обладающее специальными познаниями и назначенное в соответствии с постановлением следователя для дачи такого заключения, именуется экспертом. Наиболее распространенными являются криминалистические экспертизы (трасологическая, баллистическая, исследование холодного оружия и т. д.).
Уголовно-процессуальный закон использует иные критерии для выделения видов экспертиз.
По месту проведения экспертизы бывают двух видов: проводимые в экспертном учреждении и вне экспертного учреждения.
По субъекту исследования (числу экспертов) экспертизы могут быть единоличными и комиссионными. Комиссионная экспертиза определяется законом как исследование двух и более экспертов одной специальности (ст. 200 УПК). Основанием для назначения комиссионной экспертизы может быть повышенная вероятность субъективности суждений экспертов по характеру исследования (психиатрического, психологического, наркологического) либо сложность или большой объем самих исследований.
Порядок назначения и производства комиссионной экспертизы подробно регулируется ст. 21 Закона РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Если по результатам проведенных исследований мнения экспертов по поставленным вопросам совпадают, то ими составляется единое заключение. В случае возникновения разногласий, каждый из экспертов, участвовавших в производстве судебной экспертизы, дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласие.
По предмету исследования экспертиза может быть однородной (проводимой по одной специальности) или комплексной (проводимой по разным специальностям). Процессуальный закон признает комплексной экспертизой ту, в которой участвует несколько экспертов разных специальностей. Тем самым она приравнивается к разновидности экспертизы комиссионной. В то же время, главная особенность комплексной экспертизы состоит в том, что ступенчато выполняются исследования по отдельным предметам и делаются промежуточные выводы, на основе которых проводятся дальнейшие исследования по другим предметам и формулируются последующие ответы на поставленные вопросы. Один и тот же эксперт может одновременно обладать специальными познаниями в разных областях науки, техники, ремесла или искусства. Поэтому реально возможно проведение комплексной экспертизы, которая одновременно является единоличной, а не комиссионной. Порядок назначения и производства комплексной экспертизы подробно регулируется ст. 23 Закона РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
Первый этап - назначение экспертизы включает в себя ряд последовательных действий: 1) вынесение постановления о назначении экспертизы (о возбуждении перед судом ходатайства о назначении экспертизы, связанной с помещением обвиняемого или подозреваемого в медицинский стационар); 2) ознакомление с постановлением заинтересованных лиц и разъяснение им прав; 3) получение в необходимых случаях письменного согласия потерпевшего и свидетеля на их экспертное обследование; 4) направление материалов уголовного дела для проведения экспертизы.
Второй этап производства экспертизы - это проведение самого исследования. Эксперт самостоятелен в выборе методов исследования, однако, к ним предъявляется ряд общих требований:
* соблюдение общих правил производства следственных действий (запрет незаконных мер, насилия, угроз, обмана, унижения чести и достоинства, повреждения имущества и др.);
* методика исследования должна быть научно обоснована и апробирована;
* эксперту запрещено самостоятельно собирать объекты для исследования, за исключением экспериментальных экспертных образцов (о получении их см. ниже);
* не разрешаются также не связанные с делом биомедицинские эксперименты и использование болезненных методов исследования;
* следователь и другие участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту;
* при проведении исследований, сопровождающихся обнажением лица, в отношении которого производится судебная экспертиза, могут присутствовать только лица того же пола (кроме врачей).
После проведения исследования эксперт дает заключение или письменное сообщение о невозможности дать заключение.
Заключение эксперта - это представленные в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами (ч. 1 ст. 80; ст. 204). Заключение эксперта состоит из вводной, исследовательской и резолютивной частей.
Третий этап производства экспертизы - это ознакомление сторон с результатами исследования: заключением эксперта, сообщением о невозможности дать заключение и протоколом допроса эксперта (ст. 206). Ознакомление с результатами экспертизы - официальная процедура, осуществляемая органом, ведущим дело. Сам эксперт не вправе сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших (п. 1, 3 ч. 4 ст. 57).
85. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, ЗНАЧЕНИЕ СТАДИИ КАССАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА. ПОРЯДОК И СРОКИ АПЕЛЛЯЦИОННОГО И КАССАЦИОННОГО ОБЖАЛОВАНИЯ, ВНЕСЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.Не вступившие в законную силу судебные решения могут быть проверены судом второй инстанции в двух порядках: апелляционном и кассационном.
Кассационное производство - урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность, состоящая: а) в обжаловании или (и) принесении представления государственным обвинителем или вышестоящим прокурором на не вступивший в законную силу приговор (или иное судебное решение); б) в рассмотрении судом второй инстанции уголовного дела по кассационным жалобе или представлению для решения вопроса о том, является ли обжалованное судебное решение (решение, на которое принесено представление) законным, обоснованным и справедливым, а также в) в принятии (при необходимости) предусмотренных УПК мер для обеспечения законности, обоснованности и справедливости названных решений.
Жалобы на не вступивший в законную силу приговор (иное судебное решение) подаются лицами, интересы которых связаны с решениями, принимаемыми в приговоре (ином названном судебном акте), - осужденным, оправданным, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, частным обвинителем и, соответственно, защитниками, представителями этих лиц и именуются кассационной жалобой, а представление государственного обвинителя (прокурора) - кассационным представлением.
Подача кассационной жалобы (кассационного представления) - необходимое условие для того, чтобы суд второй инстанции имел право проверить данное судебное решение в кассационном порядке. Вместе с тем наличие названной жалобы (представления), содержание и форма которой (которого) соответствуют требованиям УПК, поданной (поданного) субъектом права на принесение этой жалобы (представления) в установленный законом срок и в надлежащий суд, - обязывает суд кассационной инстанции рассмотреть жалобу (представление), проверить правосудность судебного решения, на которое подана жалоба (представление), и принять соответствующее решение.
Кассационная жалоба (представление) влечет производство в суде кассационной инстанции с целью проверки законности, обоснованности и справедливости судебного решения, на которое подана жалоба (представление), при условии, если жалоба (представление) отвечает требованиям, предусмотренным в ст. 375 УПК.
Рассмотрение дела в кассационном порядке осуществляется в соответствии с принципами уголовного процесса, в том числе - при соблюдении принципа независимости судей и подчинении их только Конституции РФ и федеральному закону, гласности, презумпции невиновности обвиняемого, обеспечения обвиняемому права на защиту, состязательности и равноправия сторон.
В кассационном порядке уголовное дело рассматривается в составе 3-х судей (ч. 4 ст. 30 УПК).
86. АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА. В апелляционном порядке уголовные дела рассматриваются судьей районного суда единолично. Рассмотрение дела должно быть начато не позднее четырнадцати суток со дня поступления апелляционной жалобы или представления, но не ранее истечения срока обжалования приговора мирового судьи или его постановления. Иное могло бы нарушить право сторон на апелляционное обжалование названных решений.
Указанный 14-суточный срок продлению не подлежит (ст. 362 УПК).
Приведенное правило служит осуществлению требования Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно того, что уголовные дела должны рассматриваться "в разумный срок" (п. 1 ст. 6).
Получив от мирового судьи дело с апелляционной жалобой (жалобами) и (или) представлением, председатель районного суда или его заместитель может: а) принять дело к своему производству; б) передать дело одному из судей районного суда для изучения и рассмотрения в судебном заседании.
Судья, изучив поступившее уголовное дело, выносит постановление о назначении судебного заседания. В этом постановлении решаются вопросы, указанные в ч. 1 ст. 364 УПК:
1) о месте, дате и времени начала судебного заседания;
2) о вызове в судебное заседание свидетелей, экспертов и других лиц.
Решая вопрос о вызове сторон, судья учитывает, что в судебном заседании обязательно участие:
государственного обвинителя;
частного обвинителя, если он подал жалобу;
подсудимого или осужденного, который подал жалобу или в защиту интересов которого поданы жалоба или представление. При этом закон допускает рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке в отсутствие осужденного, оправданного в том же случае, что и при проведении судебного разбирательства в отсутствие подсудимого (см. ч. 4 ст. 247 УПК);
защитника, в тех случаях, когда его участие признано обязательным ст. 51 УПК;
3) о сохранении, об избрании, отмене или изменении меры пресечения в отношении подсудимого. Решение этого вопроса определяется общими указаниями УПК о праве суда избрать, отменить или изменить меру пресечения в отношении подсудимого (см. ст. 255 УПК).
При решении этого вопроса учитываются обстоятельства, сложившиеся и к моменту решения вопроса о назначении судебного заседания апелляционного суда;
4) о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании в случаях, указанных в ст. 241 УПК.
87. РАССМОТРЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА. ПРЕДЕЛЫ ПРАВ И ВИДЫ РЕШЕНИЙ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСНОВАНИЯ ПРИНЯТИЯ. ВНЕСЕНИЕ ПОВТОРНЫХ НАДЗОРНЫХ ЖАЛОБ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Ходатайство о пересмотре вступившего в законную силу приговора или иного судебного решения в порядке, установленном для производства в надзорной инстанции (ч. 1 ст. 402 УПК), - особый вид ходатайства, которое может быть заявлено при производстве по уголовному делу. От иных ходатайств его отличает не только содержание и установленная законом форма, но и наименование: такого рода ходатайство, заявленное прокурором, называется надзорным представлением, а заявленное другим участником судопроизводства, которому дозволено делать это, - надзорной жалобой. К надзорным жалобе или представлению обязательно прилагаются копии:
приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;
приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;
в необходимых случаях - иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении.
Срок для обращения в суд надзорной инстанции не установлен. Но предусматривается другое жесткое условие, ограничивающее возможность обращения в суд надзорной инстанции. Таким условием является запрет поворота к худшему, т. е. запрет обращения в такой суд с ходатайством, направленным на то, чтобы: обвинительный приговор, определение или постановление суда были пересмотрены "в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного"; оправдательный приговор, определение или постановление суда о прекращении уголовного дела были отменены. В установленной уголовно-процессуальным законодательством процедуре рассмотрения ходатайств о пересмотре вступивших в законную силу приговоров или иных судебных решений по конкретным уголовным делам более или менее отчетливо просматривается три этапа:
1. предварительное рассмотрение в суде надзорной жалобы и (или) представления;
2. рассмотрение судом надзорной инстанции жалоб и (или) представлений по существу;
3. постановление решения суда надзорной инстанции.
На первом этапе происходит изучение надзорных жалобы и (или) представления одним из судей суда надзорной инстанции. Ему предоставлено право в случае необходимости истребовать материалы любого уголовного дела, которые могут понадобиться для принятия решения по изучаемым им жалобе и (или) представлению. По итогам изучения жалобы (представления) и материалов истребованных дел он должен в течение 30 суток вынести одно из следующих постановлений:
об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления;
о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.
Если уголовное дело в ходе предварительной проверки не было истребовано, то судья, возбуждая надзорное производство, может сделать это и обеспечить, чтобы оно было доступно участникам судопроизводства при разбирательстве жалобы (представления) надзорной инстанцией.
88. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФИКСАЦИИ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОСМОТРА И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ. Научно-технические средства криминалистики - это не просто технические устройства и материалы, но и научные приемы и методы их использования в практической деятельности по расследованию, раскрытию, предупреждению и пресечению преступлений. В уголовно-процессуальном законодательстве обозначены лишь отдельные технические средства: фотография, киносъемка, звукозапись, видеосъемка (ст. 166 УПК). Но, по смыслу ст. 164 при производстве следственных действий могут применяться иные технические средства обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. Все эти средства имеют доказательственное значение. Так, фотосъемкаприменяется для получения фотоизображения запечатлеваемого или исследуемого криминалистического объекта, имеющего значение для правильного разрешения дела. Фотоснимки, отобразившие фактические данные, важные для расследования и раскрытия преступлений, по своей правовой природе относятся к документам и могут использоваться в уголовном преследовании в качестве доказательств. По мнению ряда криминалистов, фотоснимки, которые получены вне сферы уголовного процесса, например, фиксировавшие подготовку или совершение преступления, считаются вещественными доказательствами и приобщаются к делу специальным постановлением.
Киносъемка в отличие от фотосъемки позволяет зафиксировать процесс следственного действия и полученные результаты в динамике, что особенно ценно при проверке показаний, производстве опознания личности, следственного эксперимента, жилищного обыска, осмотра места аварии и т.д. Но как фотофиксации, так и киносъемки существенно дополняют протокол соответствующего следственного действия, позволяя участникам процесса на последующих этапах движения уголовного дела составить общее, полное и объективное представление о картине (объекте), запечатленности в протоколе, и рассмотреть детали, придающие убедительность в истинности полученных доказательственных данных.
Ценность звукозаписи состоит в том, что она с исчерпывающей полнотой фиксирует ход допроса, очной ставки, в том объеме и деталях, что не способен отразить протокол. Звукозапись применяется не взамен протокола, а в дополнение к нему.
Видеозапись - электронный метод фиксации доказательственной информации, который отличается оперативностью, технологической гибкостью и большой информационной емкостью, является средством фиксации образной и звуковой доказательственной информации при производстве следственных действий. В эту большую группу в первую очередь включают технико-криминалистические средства, применяемые при производстве следственного осмотра, обыска, проверки показаний на месте, следственного эксперимента, освидетельствования, предъявления для опознания, допроса, очной ставки и предназначенные для обнаружения следов и предметов вещественных доказательств. Это современные физические и химические средства выявления невидимых и слабовидимых следов пальцев рук, босых ног, губ, лба, ушной раковины и др. Для поиска следов применяются осветительные приборы всевозможных типов, обеспечивающие дифференциацию режимов освещения посредством специальных отражателей, рассеивателей, светофильтров, защитных стекол, экранирующих решеток и других приспособлений. Липкие пленки. Из липких пленок наиболее широко применяются дактилоскопические пленки. Они выпускаются двух видов: прозрачные и темные. Темная планка применяется для фиксации и изъятия потожировых следов, выявленных светлыми дактилоскопическими порошками (алюминия, окиси цинка и др.).
Технико-криминалистические средства оптического увеличения (лупы разнообразных конструкций), электронно-оптические преобразователи (ЭОП), люминоскопы, ультрафиолетовые осветители (УФО) позволяют выявить на сходных по цвету объектах следы крови, спермы, слюны, женского молока, выстрела, микрообъекты на теле и одежде потерпевшего и подозреваемого, а также дописки, исправления, травление, смывание, переклейку фотографии при подделке документов. Сюда же следует отнести технические средства обнаружения сокрытых в тайниках предметов вещественных доказательств и выделения объектов, имеющих криминалистическое значение, из группы однородных. Это магнитные искатели и подъемники, портативные рентгеновские и голографические установки, детекторы (например, детектор фальшивых банкнот).
Под технико-криминалистическими средствами фиксации следов преступления и получаемой доказательственной информации имеют в виду материалы графического отображения (вычерчивание планов, схем, чертежей, выполнение зарисовок), а также описания, фотографического и электронного (видео-, цифрового) запечатления.
Средства измерения позволяют установить точные размеры и взаимное расположение объектов, представляющих криминалистический интерес. Для сохранения доказательственной информации применяются также звуко- и видеозаписывающие аппараты, средства голографии и др.