Рекомендации по подготовке ответов. Совокупность международных норм, определяющих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства и
Совокупность международных норм, определяющих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства и обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения, определяют содержание права внешних сношений. В основе данной отрасли лежат нормы дипломатического и консульского права, а также нормы, относящиеся к деятельности представительств государств, при международных организациях и к деятельности специальных миссий.
Помимо традиционных источников (договора и обычая) важное место занимают Венские конвенции, Конвенции ООН о привилегиях и иммунитетах, а также двусторонние межгосударственные соглашения и национальные акты, определяющие правовое положение и порядок деятельности органов внешних сношений.
Все органы внешних сношений подразделяются, на: внутригосударственные (с общей и специальной компетенцией) и зарубежные (на постоянные и временные), со свойственными для них функциями. Особое место среди органов внешних сношений занимают дипломатические представительства – как органы аккредитующего государства, учрежденные на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений. Т.е. учреждение, чья деятельность осуществляется по взаимному соглашению и имеющих при этом, независимо от вида официальный правовой статус, а также одни и те же иммунитеты привилегии.
Студент также должен знать не только штат дипломатического представительства (дипперсонал, административно-технический и обслуживающий персонал), но и классы глав диппредставительств, ранги, а также порядок их назначения, функции и освобождения от должности. Необходимо также знать предназначение запроса агремана и верительной грамоты.
Изучая научный материал о консульских учреждениях студенту необходимо помнить об их отличии от диппредставительств: функционирование ограничено определенной территорией (консульским округом), а не территорией всего государства; взаимодействуют с местной властью, а не с руководителями государства и МИДа. Виды консульских учреждений, определятся территориальной сферой (генконсульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства) и местом их «прикрепления» (консульские отделы в составе посольств).
Кроме того, студенту необходимо также знать, кто назначает консулов, как происходит процедура их назначения. Что по своему содержанию представляет консульский патент и экзекватура. В чем основное отличие иммунитета дипломатического представительства от консульского учреждения, а также иммунитета консула от иммунитета дипломата.
Назначение почетных консулов – как лиц, не состоящих на дипломатической, государственной службе, но выполняющие консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государства пребывания, гражданство которого они чаще всего имеют. При этом жалованья они не получают, а только вознаграждения от части собираемых сборов, взимаемых за консульские функции.
Определяя роль и место торговых представительств, как зарубежных государственных органов, осуществляющих внешнеторговую деятельность, необходимо сопровождать знанием не только их юридическим положением определенным национальным законодательством, но и соответствующими международными договорами. При этом необходимо помнить о присущих для них функциях, а также то, что по их обязательствам ответственность несет государство.
Общее руководство Торгового представительства осуществляет Министерство экономического развития, а также аппараты торговых советников посольств РФ. Торговый представитель, его замы и административно-технический персонал пользуются иммунитетами и привилегиями согласно МП за членами соответствующих категорий дипломатического и административно-технического персонала иностранных дипломатических миссий. Торговое представительство (служебные помещения, имущество, архивы), пользуются аналогичными иммунитетами и привилегиями, соответствующие диппредставительствам и не подлежит правилам о торговом реестре.
Вопросы статуса и деятельности постоянных представительств, при международных организациях регулирует Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Личность главы представительства и членов персонала, частные резиденции неприкосновенны. Государство пребывания обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все меры для предупреждения посягательств на их личность, а также, преследовать в судебном порядке, наказывать лиц, совершивших такие посягательства.
Главы представительств и члены персонала пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции страны пребывания и, кроме ряда случаев, от гражданской и административной юрисдикции. Также могут не давать показания в качестве свидетелей, а привилегии аналогичны для сотрудников дипперсонала.
Кроме того, существует и обратная связь международных организаций с государствами (Информационный центр ООН в Москве).
Специальные мисси отличаются разнообразием форм и видов, включают в себя представителей, направляемых одним государством в другое для выполнения конкретных задач, определяемых соглашениями. Полномочия главе спецмиссии даются за подписью главы государства, правительства или МИДа. Состав (члены, советники и эксперты), являющиеся (в принципе) гражданами посылающего государства. Им также предоставляются дипломатические привилегии и иммунитеты.
Особое внимание заслуживают – международные межправительственные конференции, как временные коллективные органы государств-участников, созываемые для обсуждения и решения согласованных задач, имеющие определенную организационную структуру и компетенцию, закрепленные в правилах процедуры.
Под таким термином – международные конференции могут и другие формы-совещания, встречи. Наиболее распространенными являются конференции ad hoc, созываемые либо государствами-инициаторами, либо в рамках и под эгидой межправительственных организаций. Они проводятся для решения следующих задач: заключение мирного договора, создание международной организации, принятие совместного заявления, разработка и принятие договоров и конвенций по различным специальным вопросам.
Главы государств и правительств неприсоединившихся стран проводят конференции в отличие от конференции ad hoc с 1970 г. периодически с интервалом в три года представляют высший форум движения неприсоединения. Для глав и членов делегаций предоставляются иммунитеты и привилегии, аналогичные для глав сотрудников дипломатических представительств.
Вопросы для самоконтроля:
1.Дайте определение права внешних сношений, внешнеполитические цели государства и назовите формы дипломатической деятельности субъектов МП и особенности современного права внешних сношений (ПВС).
2.Назовите и кратко раскрой те содержание источников ПВС.
3.Какие государственные органы внешних сношений Вы знаете, классификация и их виды?
4.Какие государственные органы внешних сношений относятся к специализированным, назовите их функции?
5.Какие государственные органы внешних сношений относятся к зарубежным?
6.Отличие дипломатического представительства от дипломатических представителей.
7.Назовите основные отличия дипломатических иммунитетов от консульских иммунитетов.
8.В каких случаях прекращаются функции дипломатических и консульских представительств.
9.Раскройте содержание правового режима специальных миссий и представительств государств, при международных организациях.
Примерные темы для докладов, сообщений, рефератов:
1.Роль и значение Тегеранской, Крымской и Ялтинской конференций в МП.
2.Актуальные вопросы функционирования постоянных представительств государств, при международных организациях ООН, НАТО, СНГ, СЕ и др. (по выбору студента).
3.Дипломатическое право в современных условиях.
4.Консульское право в современных условиях
5.Особенности функционирования торговых представительств в современных условиях.
6.Актуальные вопросы о деятельности специальных миссий и др.
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
План