Кто являлся проводником советской помощи ? 3 страница
Социальная политика включала в себя широкий круг проблем, среди которых наибольшее значение имели вопросы распределительных отношений. Структура распределения в целом была обусловлена структурой производства, формами собствен-
ности. В Программе КПСС, принятой на XXII съезде, распределительная политика определялись глобально: обеспечить в СССР самый высокий жизненный уровень по сравнению с развитыми капиталистическими странами. Поставленная задача должна была осуществляться за счет повышения индивидуальной оплаты по количеству и качеству труда в сочетании со снижением розничных цен и отменой налогов с населения, а также путем расширения общественных фондов потребления.
QS Что дала денежная реформа, проведенная в январе 1961 г. ?
В середине 50-х—60-х годов было несколько направлений дифференциации доходов и заработной платы. Во-первых, стимулировали тех рабочих и служащих, труд которых был в наибольшей степени связан с интенсификацией производства, научно-техническим прогрессом, с территориальной спецификой, а также с теми отраслями и сферами народного хозяйства, где материальная заинтересованность теряла стимулирующую роль. Во-вторых, стали брать верх уравнительные тенденции. Постепенно шло упорядочение заработной платы «по отраслям хозяйства», «отдельным группам», «категориям» работников, а не по индивидуальной оплате труда. Происходил рост минимальной заработной платы. То есть, оплата труда все более нивелировалась. В-третьих, партийно-хозяйственная номенклатура продолжала расширять свои привилегии при широкой декларации социальной справедливости.
Таким образом, распределительные отношения определялись не объективными экономическими законами, а различными партийно-правительственными актами. При отсутствии практически объективно обусловленного экономического базиса и юридического механизма вся система распределительных отношений основывалась на субъективных действиях руководства.
® Каков был социальный уровень партийно-хозяйственных руководителей и ударников производства ?
Противоречивость теории и практики социалистического строительства
Основной вывод, вытекающий из анализа социально-экономического развития десятилетия Хрущева, заключается в том,
что действия советского руководства являлись традиционными. Существующая система, теоретически обоснованная Марксом и Энгельсом, практически разработанная Лениным и Сталиным, воспринималась новым советским руководством как правильная, нуждающаяся лишь в совершенствовании и даже в частичной перестройке. Идеи кардинальных изменений впервые высказал Председатель Совета Министров СССР Маленков, многие из них воплотил и развил на практике Первый секретарь ЦК КПСС, а с 1958 г. и Председатель Совета Министров СССР Хрущев. Однако «споткнулись» они, в сущности, об одно. То был догматический государственно-социалистический принцип руководства и практических действий, в основе которых лежала единая форма собственности, а также недопущение частного интереса и плюрализма в любой сфере общественной жизни.
@ Почему исключался другой путь общественного развития?
Вместе с тем в середине 50-х—середине 60-х годов была предпринята попытка перестройки социально-экономического механизма советского общества. Оживление товарно-денежных отношений, хозрасчет, самостоятельность промышленных предприятий, материальная заинтересованность людей шли не по естественным экономическим законам, а внедрялись сверху и проводились при жесткой централизации партийно-административного управления. Когда же «реальный социализм» доходил до очередного критического состояния, его «идеальный» образ слегка корректировался по неизменной марксистско-ленинской методике мастерами социалистической школы. Несмотря на ряд действенных мер, принятых энергичным Хрущевым, не получалось того результата, который планировало советское руководство. Промышленная и сельскохозяйственная гигантомания, валовые показатели вели к истреблению сырья и топлива, наносили вред экологии, снижали квалификацию рабочих и их хозяйский интерес, нарушали ритмичность производства, ухудшали качество продукции; падала трудовая дисциплина, росли показуха и демагогия, советские люди теряли веру в коммунистические идеалы и социальную справедливость.
@ Что конкретно предпринимал Хрущев для корректировки курса?
Многие экономические проблемы пытались решить политическими приемами и методами. Так, на основе испытанных приемов обращения к сознательности и энтузиазму, самоотверженности идеологически оболваненных советских людей решались задачи освоения целины и сибирских просторов. На волне политического ажиотажа, на базе сознательности и энтузиазма масс родилось движение за коммунистическое отношение к труду. Однако кроме желания быстро построить коммунизм существуют объективные экономические законы развития, решение которых лишь в комплексе гармонично развивает общество. И даже такие выдающиеся завоевания советской науки, как ядерная физика и космос, не могли решить даже части насущных земных проблем. Они лишь выделяли недостатки экономики. Резкие контрасты наблюдались и в повседневной жизни. Так, наряду с бесплатным хлебом в общественных столовых в 1962 г. были повышены розничные цены на молоко и мясо, стало импортироваться зерно.
® Чем. была вызвана закупка зерна за рубежом?
Таким образом, противоречивость теории и практики социалистического строительства все более и более убеждала людей в том, что тормозами прогрессивных начинаний являются не только плохие руководители, но и несовершенство хозяйственной и административно-бюрократической системы в целом, а также политический догматизм марксистско-ленинской теории, не учитывающей конкретной обстановки и реальных фактов.
(J) Почему не учит ывалась конкретная обстановка и реальност ь фактов ?
Основные события и даты
Третья программа большевиков. Курс на построение коммунизма — октябрь 1961 г.
Раздел организационных структур КПСС и Советов — ноябрь 1962 г.
Начало освоения целинных и залежных земель Казахстана — март 1954 г.
Полет человека в космос — 12 апреля 1961 г.
Начало строительства московских Черемушек — лето 1957 г.
Совмещение должностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР — март 1958 г.
Контрольные вопросы
1. Каковы были главные задачи социально-экономического развития?
2. Какие предлагались меры для реформирования управления экономикой страны?
3. В чем причины отставания сельского хозяйства?
4. Каково значение научно-технического прогресса?
5. Каким был уровень жизни советского народа?
6. Возможно ли было построение коммунизма за 20 лет?
Источники и литература
XX съезд КПСС и его исторические реальности. М., 1991.
Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990.
Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945—1964. М., 1993.
Материалы XXI съезда КПСС. М., 1959.
Программа КПСС, принятая на XXII съезде КПСС. М., 1961.
Свет и тени «великого десятилетия» (Хрущев и его время). Л.,. 1989.
Н.СХрущев (1894—1971): Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Н.С.Хрущева, 18 апреля 1994 г. М., 1994.
Хрущев С. Пенсионер союзного значения. М, 1991.
Проблемы для самостоятельного изучения
1. Условия перехода от социализма к коммунизму.
2. Организационные структуры КПСС и Советов.
3. Освоение целины и благоустройство Черноземья.
4. Достижения советской науки.
5. Темпы и методы повышения благосостояния народа.
6. Функции политического и экономического руководства.
25. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ОСОБЕННОСТГИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. УКРЕПЛЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОДРУЖЕСТВА. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ. ПОДДЕРЖКА НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. БОРЬБА ЗА ОСЛАБЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ. РОЛЬ ХРУЩЕВА В ДИПЛОМАТИИ.
Особенности международных отношений
В середине 50-х годов на мировой арене четко обозначилось два противоположных общественных лагеря, представляющих капиталистическую и социалистическую системы социально-экономического развития. Если до второй мировой войны на долю социализма приходилось 17% территории земного шара, 9% населения и 7% мировой продукции, то в 1958 г. страны социализма занимали 26% территории, где проживало 35% населения мира и производилось 1/3 продукции всего мирового хозяйства. Лидерами различных общественно-политических систем были США и СССР, обладающие не только огромными экономическими базами, но и ядерным оружием. Идеологическое противостояние все более обострялось, порождая упрощенное видение международных отношений, которое определялось делением народов на «своих» и «чужих», «друзей» и «врагов». В соответствии с этой логикой каждая страна должна была четко определить свое место в этом глобальном противоборстве.
Q) Сопоставьте экономические и военные потенциалы двух систем.
Внешнеполитические цели капитализма и социализма были также противоположны и взрывоопасны, так как США стремились остановить распространение коммунистических идей, СССР вел наступление социализма по всему международному фронту. XX съезд КПСС в 1956 г. наметил широкую программу внешнеполитической деятельности, подчеркнув, что она носит мирный характер, хотя Советский Союз готов отстаивать марк-систко-ленинские идеи и с помощью силы. «Коренная проблема предстоящего семилетия (1959—1965 гг.), — отмечал Хрущев на XXI съезде КПСС, - это проблема максимального выигрыша времени в мировом экономическом соревновании социализма с капитализмом». Однако столь уверенное заявление советского лидера превращалось в очередной миф, так как большая часть государственного бюджета расходовалась на вооружение и материальную помощь идеологическим союзникам.
@ Какой процент государственного бюджета составили расходы на оборону СССР?
Не проводя глубокого анализа «холодной войны», необходимо подчеркнуть, что логика конфронтации не способствовала компромиссам, учитывающим интересы партнеров на международной арене. Идеология и практика марксизма-ленинизма, базировавшаяся на представлениях неминуемости краха буржуазного строя, непримиримости социализма и капитализма, обострения идеологической борьбы по мере строительства социализма, продолжали служить основой внешнеполитического курса СССР. Все это не просто культивировало образ врага, но и укрепляло командно-административную систему всего социалистического блока во главе с КПСС. К тому же «отпадение от капитализма всех новых стран; ослабление позиций империализма в экономическом соревновании с социализмом; распад колониальной системы империализма; обострение противоречий империализма с развитием государственно-монополистического капитализма и ростом милитаризма; усиление внутренней неустойчивости и загнивания капиталистической экономики, проявляющейся в растущей неспособности капитализма полностью использовать производительные силы (низкие темпы роста производства, периодические кризисы, постоянная недогрузка производственных мощностей, хроническая безработица); нарастание борьбы между трудом и капиталом; резкое обострение противоречий мирового капиталистического
хозяйства; небывалое усиление политической реакции по врем линиям, отказ от буржуазных свобод и установление в раде стран фашистских, тиранических режимов; глубокий кризис буржуазной политики и идеологии — во всем этом находит свое выражение общий кризис капитализма», — было сказано в Программе КПСС,
® Что было желаемым и что действительным?
Таким образом, в основе проводимой СССР внешней политики в середине 50-х—середине 60-х годов лежало утверждение руководителей Советского Союза о неизбежной гибели капитализма и наступательности социализма.
Укрепление социалистического содружества
Основой международных отношений Советского Союза являлось укрепление социалистического содружества. Экономический союз европейских социалистических стран (СЭВ), образованный в 1949 г., был подкреплен политическим и оборонительным блоком — Организацией Варшавского Договора в мае 1955 г. СЭВ и ОВД были открыты для присоединения других государств независимо от их общественного и государственного строя. В случае создания системы коллективной безопасности в Европе, ОВД утрачивал силу1.
© Каковы были основные принципы ОВД?
С середины 50-х годов стали постоянны встречи партийно -правительственных делегаций соцстран, консультативные совещания министров иностранных дел, обороны, секретарей ЦК компартий. Сплочению социалистических стран способствовала декларация Советского правительства от 30 октября 1956 г. об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества СССР с другими социалистическими странами.
© Какой круг вопросов затрагивался на встречах?
Западные державы во главе с США создали в 1949 г. НАТО, в 1954 г. — СЕАТО, в 1955 г. - СЕНТО и Багдадский пакт.
Вместе с тем, заключая различные соглашения с коммунистическими режимами соцстран, советское руководство решительно пресекало демократические требования их народов. В октябре—ноябре 1956 г. советские войска подавили народно-демократическую революцию в Венгрии.
(2) Были ли еще подобные факты советской «помощи» ?
Пытаясь удержать соцстраны на путях централизованного, планового развития, Советский Союз только в 50-х годах пре-доставил им 21 млрд руб. кредита. С помощью СССР воздвигалось около 400 промышленных предприятий, формировались целые отрасли промышленности: в Польше — автомобилестроение, в Румынии — станкостроение, в Болгарии и ГДР — химическая промышленность. Около 70% всего внешнеторгового оборота СССР приходилось на соцстраны. В июне 1962 г. совещание СЭВ одобрило «Основные принципы международного социалистического разделения труда» и наметило программу долгосрочного расширения и укрепления экономического и научно-технического сотрудничества. К ранее объединенным энергосистемам Румынии, Венгрии, ГДР, Польши и Чехословакии в 1962 г. была подключена Западноукраинская энергосистема, и начались поставки электроэнергии из СССР в Венгрию. В 1964 г. вступил в строй международный нефтепровод «Дружба», по которому из СССР нефть поступала в Польшу, Венгрию, Чехословакию и ГДР.
® Как воспринималась социалистическая интеграция экономики ?
Наряду с тесными экономическими отношениями СССР с соцстранами в середине 50-х годов обострились взаимоотношения с Югославией, Китаем и Албанией. Основной причиной расхождений являлось различие взглядов на формы и методы социалистического строительства.
© Каковы были претензии КПСС и, наоборот, к КПСС?
Рассматриваемый период в развитии мировой социалистической системы характеризуется ее распространением на одну из стран Западного полушария — Кубу, где 1 января 1959 г. победила народная революция. 10 января 1959 г. Советское правительство установило с правительством Фиделя Кастро Рус дип-
ломатические отношения. Оценивая советскую помощь и поддержку Кубе, Фидель Кастро в 1971 г. заявил: «В решающие моменты нашей революции, в моменты, когда речь шла о жизни и смерти нашей страны, когда нас лишили всей сахарной квоты, когда нас лишили всей нефти и обрекли наш народ на голодное вымирание или на уничтожение, когда против нас готовили вторжение, мы получили советский рынок, горючее из Советского Союза... И неизменно, постоянно на протяжении всех этих лет он оказывал нам величайшую помощь, проникнутую, бесспорно, духом интернационализма».
® Как вы оцениваете поддержку СССР Фиделя Кастро ?
Взаимоотношения с капиталистическими странами
Большое значение для разрядки международной напряженности имело развитие и укрепление экономических и культурных контактов СССР с капиталистическими странами. В 1958 г. товарооборот СССР вырос почти в три раза по сравнению с 1950 г. В конце 50-х годов СССР вел торговлю с 70 странами мира, а в середине 60-х годов — со 100, причем с 73 странами она велась на основе межправительственных торговых соглашений. До второй мировой войны Советский Союз занимал по размерам внешнеторгового оборота 16-е место в мире, а в 1965 г. - 5-е.
© Что покупал и что продавал Советский Союз?
Большое значение для нормализации отношений в мире имела проблема ликвидации остатков второй мировой войны. В 1955 г. Советское правительство приняло решение о возвращении на родину находящихся в СССР немецких военнопленных. В сентябре 1955 г. в Москву прибыл канцлер ФРГ К.Аденауэр. В результате были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ, однако мирного договора подписать не удалось, вследствие чего в дальнейшем отношения между странами обострились. 13 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг Западного Берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе.
® Чем были обострены отношения СССР и ФРГ?
Важным событием стало подписание 19 октября 1956 г. советско-японской декларации о восстановлении дипломатических отношений между странами, но мирный договор не был подписан из-за претензий Японии на «северные территории» — острова Итуруп, Кунашир, Хабоман и Шикотан.
Q\ Какова история открытия и освоения «северных территорий» Японии?
Осенью 1959 г. состоялся первый в истории визит главы Советского правительства Хрущева в США. С президентом США Д.Эйзенхауэром была достигнута договоренность о встрече глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции в мае 1960 г. в Париже. Однако встреча была сорвана пиратским полетом над территорией Советского Союза американского самолета-шпиона У-2.
@ Какого характера были предполагаемые для обсуждения в Париже вопросы ?
Обостряли взаимоотношения СССР с капиталистическими странами различные акты территориальных и идеологических претензий. Так, в ответ на сближение с СССР национально-демократического правительства Г.А.Насера осенью 1956 г. Англия, Франция и Израиль попытались силой вернуть Суэцкий канал и военные базы в Египте. Однако Советское правительство ультимативно потребовало прекратить тройственную агрессию против Египта.
@ Какую практическую помощь оказал СССР Египту?
Осенью 1957 г. на границе миролюбивой Сирии были сконцентрированы крупные вооруженные силы Турции, угрожая ее самостоятельности. Советское правительство предупредило, что не оставит в беде народ Сирии, если он подвергнется нападению.
(J) Каковы были проблемы советско-турецких отношений?
Во второй половине 1958 г. в районе Тайваньского пролива создалась опасная обстановка. Возникла реальная угроза войны. Советское правительство категорически заявило, что напа-
13 Заказ 503
дение на Китайскую Народную Республику оно будет расценивать. как нападение на СССР и придет на помощь КНР всеми своими вооруженными силами.
Таким образом, конфронтация между социалистическими и капиталистическими странами неоднократно ставила мир на грань войны, вела к усилению международной напряженности гонке вооружений, ослабляла складывающиеся нормальные, равноправные, взаимовыгодные отношения.
(D Мог ли Советский Союз реально вступить в войну?
Поддержка национально-освободительного движения
Одной из мощнейших сил в борьбе с империализмом советское руководство считало национально-освободительное движение колониальных и зависимых стран, которое в середине 50-х—начале 60-х годов достигло больших масштабов. Советский Союз всеми силами оказывал моральную поддержку и практическую помощь народам, борющимся за свое национальное становление. В 1955 г. Индию, Бирму и Афганистан посетила советская правительственная делегация на высшем уровне во главе с Хрущевым и Булганиным. В итоге переговоров была значительно расширена советская помощь: Индии — в строительстве ряда заводов тяжелой промышленности; Афганистану — в развитии сельского хозяйства, строительстве ирригационных сооружений, гидроэлектростанций и др. В 1955— 1956 гг. СССР заключил соглашения об экономическом и культурном сотрудничестве, займах и кредитах с Камбоджей, Цейлоном, Индонезией, Сирией, Ливаном, Ганой, Гвинеей, Эфиопией, Аргентиной, Уругваем, Йеменом и другими странами.
® Что служило основой международных соглашений?
Дружба и сотрудничество с Советским Союзом молодых независимых государств, создавали условия для развития и укрепления их экономики, поднимали их международное значение и влияние, способствовали самостоятельному развитию народов.
Большое значение для окончательной ликвидации колониального гнета во всех его формах и проявлениях имел проект Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, внесенный Советским Союзом на рассмот-
рение XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 г. Все страны мира, кроме колониальных держав — США, Великобритании, Франции, Португалии, Бельгии, Южно-Африканского Союза, Испании, Австралии и Доминиканской Республики — 14 декабря приняли Декларацию.
(J) Почему Декларация была отвергнута колониальными странами?
5 февраля 1960 г. по инициативе общественных и правительственных кругов многих стран Азии, Африки и Латинской Америки ВЦСПС, Советский комитет солидарности стран Азии и Африки, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами учредили Университет дружбы народов в Москве. 22 февраля 1961 г. ему было присвоено имя Пат-риса Лумумбы, отдавшего жизнь в борьбе за свободу и независимость Конго. В 1965 г. в УДН обучалось 3 тыс. студентов и свыше 100 аспирантов из 82 стран. Кроме того более 12 тыс. студентов из развивающихся стран обучались в вузах других городов Советского Союза. Необходимо отметить, что наряду с общеобразовательными и специальными дисциплинами иностранные студенты изучали обязательную для всех историю КПСС
@ Каковы были условия приема иностранцев в советские вузы ?
Большое внимание проблемам национально-освободительного движения, борьбе против колониальной системы империализма, перспективам развития стран, добившихся политической независимости, уделило Совещание представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшееся в Москве в 1960 г.
@ В чем значение Совещания?
Наряду с мирными формами поддержки национально-освободительного движения народов Советский Союз использовал и свое военное давление на агрессоров и оказывал помощь вооружением, обучением кадров для национальных армий. Непреклонная позиция СССР помогла отстоять независимость арабских стран: в 1956 г. — Египта, в 1957 г. — Сирии, в 1958 г. — Ливана, Ирака, Иордании, в 1962 г. — Йемена, Алжира; способствовала освобождению Западного Ириана (Индонезия) 6т
господства Голландии. Были поддержаны в антиимпериалистической борьбе народы Панамы и Кипра. Советский Союз выступил против вмешательства бывших колонизаторов во внутренние дела Конго, Занзибара, Гвинеи-Бисау, Анголы, Мозамбика и др.
© Какова цена помощи и ее эффективность?
Таким образом, советское руководство в сшей политике поддержки национально-освободительного движения отдавало предпочтение странам, ориентированным на дальнейшее социалистическое развитие.
® Какими были последствия социалистического наступления?
Борьба за ослабление международной напряженности
Пытаясь выйти из обостряющейся конфронтации, советское руководство искало различные пути и методы разрешения конфликтных ситуаций, не забывая и об усилении своей военной мощи. В 1956 г. XX съезд КПСС констатировал, что в СССР нет классов или групп, заинтересованных в войне; экономика Советского государства носит мирный характер и для своего развития не нуждается в войнах. Советский Союз отвергает войну как средство развязывания революции в других странах, он исходит из того, что установление нового общественного строя в той или иной стране — это внутреннее дело народа каждой страны.
© В чем новизйа внешнеполитического курса КПСС?
Вместе с тем Советский Союз к концу 50-х годов уже имел огромный потенциал термоядерного оружия, способного поразить любую точку на земле. Большинство промышленности СССР было занято в сфере военного производства, советское руководство было настроено решительно в целях достижения всемирного социализма. КПСС считала оппортунизмом любое соглашение с капиталистами по поводу управления обществом.
@ Как это соотносилось с принципом мирного сосуществования ?
18 сентября 1959 г. Советский Союз внес на рассмотрение XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН проект Декларации о всеобщем и полном разоружении, в основе которого лежали идеи Конвенции о всеобщем и полном разоружении, предложенные СССР еще в 1928 г.
(J) Сопоставьте два документа.
Конечно, уничтожение всех видов вооружений до минимального уровня, необходимого для поддержания порядка внутри каждой страны, было нереально в период идеологического противоборства двух противоположных социально-экономических систем государственного развития. Однако сокращение вооружения и армий было реальным и необходимым. В январе 1960 г. СССР в одностороннем порядке сократил свои Вооруженные Силы на 1 200 000 человек, затем внес в ООН предложения о немедленном прекращении испытаний атомного и водородного оружия, о создании в Центральной Европе и на Балканах безатомной зоны, о выводе всех иностранных войск с территорий европейских государств и ликвидации военных баз на чужих территориях. Советский Союз настойчиво добивался заключения пакта о ненападении между государствами НАТО и ОВД, а также заключения соглашения о предотвращении внезапного нападения одного государства на другое и т.д.
Исходя из того, что не удавалось договориться о запрещении всех видов испытаний ядерного оружия, Советское правительство предложило правительствам США и Великобритании подписать соглашение о прекращении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. 5 августа 1963 г. соглашение было подписано в Москве.
Осенью 1963 г. на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято советское предложение «не размещать в космическом пространстве любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения».
В конце 1963 г. Советское правительство обратилось с посланием к главам государств стран мира, в котором предложило заключить договор или соглашение об отказе государств от применения силы для решения территориальных споров и вопросов о границах, что несомненно способствовало бы ослаблению международной напряженности, предотвращению войны.
29 января 1964 г. был опубликован меморандум Советского правительства «О мерах, направленных на ослабление гонки во-
оружений и смягчение международной напряженности». В нем были предложены различные меры, направленные на быстрейшее достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении, среди которых: сокращение общей численности вооруженных сил государств; сокращение военных бюджетов на 10—15%; уничтожение бомбардировочной авиации; запрещение испытаний ядерного оружия под землей и др.
® Какой была реакция западных держав?
Таким образом, в середине 50-х—середине 60-х годов СССР выдвигал различные конкретные предложения, направленные на укрепление мира, создание доверия между капитализмом и социализмом, снижение военного потенциала противоборствующих сторон. Однако слова не всегда подкреплялись делами, предложения часто не соответствовали взаимной удовлетворенности сторон.
Роль Н.С.Хрущева в дипломатии ,
Активизация внешней политики середины 50-х—середины 60-х годов во многом связана с эмоциональной личностью и кипучей деятельностью руководителя Советского государства Никиты Сергеевича Хрущева. В отчетном докладе ЦК XX съезду партии он выдвинул ряд важнейших теоретических положений по внешнеполитической деятельности КПСС. Исходя из понимания гибели всего человечества в термоядерной войне, Хрущев настойчиво искал мирный путь социалистического наступления, что встречало яростное сопротивление со стороны «ястребов» военного курса. Все это не только обостряло идеологическое противоборство, но и усиливало военное противостояние. Вследствие противоречия теории и практики КПСС принцип мирного сосуществования двух противоположных общественных систем был очень непрочным. Да и сам Хрущев понимал это, заявив полушутя, полусерьезно американскому президенту: «У нас с вами соревнование — кто кого быстрее закопает».
Н.С.Хрущев — первый советский руководитель высшего ранга, начавший систематические поездки за рубеж, встречи и переговоры на высшем уровне. Проводя твердую, непримиримую внешнюю политику, он сумел вывести Советский Союз без во-
енных конфликтов из Суэцкого, Берлинского, Карибского кризисов.
Вместе с тем именно позиция советского лидера во многом обострила международные отношения. По мнению Хрущева, Албания вела себя «не по своим масштабам». Результат - разрыв отношений Албании с СССР и соцсодружеством. Непримиримость к Мао Цзэдуну обернулась прекращением поставок в Союз концентрата вольфрама и риса, другого сырья, промышленных товаров и продовольствия. Не способствовали поднятию авторитета Советского Союза грубые изречения Хрущева: «Мы вас побьем! Мы вас закопаем!», воспринимаемые американцами в буквальном смысле, хотя выражали они программное положение о неизбежности экономической победы коммунизма во всем мире. «У нас производство ракет поставлено на конвейер, — грозно предупреждал Хрущев своих потенциальных противников, — ракеты выходят как колбаса из автомата». Остается сожалеть, что было не наоборот.