Кто являлся проводником советской помощи ? 5 страница

® Кто являлся инициатором экономического реформирования ?

Пленум выделил основные направления предстоящего эко­номического реформирования. Первое — изменения в сущест­вующих формах и методах структуры управления народным хо­зяйством. Пленум принял решение вновь вернуться к отрасле­вому принципу управления промышленными предприятиями, который в 1957 г. был заменен территориальной системой уп­равления, т.е. Советами народного хозяйства — Совнархозами.

Вместо Совнархозов восстанавливались министерства, причем их число постоянно росло и к середине 80-х годов их насчиты­валось около 100 союзных и республиканских.

Второе — совершенствование системы планирования. Необ­ходимо было устранить главный тормоз развития и совершен­ствования народного хозяйства — валовый принцип роста объ­ема производства. Показатель объема валовой продукции не ори­ентировал предприятия на выпуск изделий, действительно не­обходимых народу, во многих случаях сдерживал расширение ассортимента, улучшение качества продукции. Предлагалось вме­сто показателя валовой продукции установить в планах пред­приятий задания по объему реализованной ими продукции. Вместе с тем в системе плановых показателей сохранялись за­дания по важнейшим видам продукции, необходимой для удов­летворения общественных потребностей, хотя и невыгодной для производителей.

Третье — совершенствование экономического стимулирова­ния. Во-первых, улучшение системы ценообразования. (До ре­формы наряду с высокорентабельными предприятиями имелись и убыточные производства. Первым отдавалось предпочтение, хотя продукция вторых была крайне необходима, но нуждалась в дотации.) Во-вторых, улучшение оплаты труда как путем цен­трализованного повышения окладов и тарифных ставок, так и за счет доходов предприятия.

@ Как сочетались общественные и личные интересы?

Первый год работы предприятий по новой системе хозяйст­вования дал два главных результата — ускорение темпов раз­вития и повышение эффективности производства, что отрази­лось на росте реализации продукции и прибыли производителя. В августе 1967 г. Совет Министров СССР обсудил вопрос о работе предприятий, переведенных на новую систему планиро­вания и экономического стимулирования, отметив такие сущест­венные недостатки, как слабое внедрение хозрасчета, нарушение взаимных обязательств по кооперативным поставкам продук­ции, излишняя министерская опекаемость предприятий и др.

@ Что было необходимо для устранения недостатков?

Ход реформы систематически обсуждался Госпланом СССР, министерствами, государственными комитетами, НИИ. На ос-

нове изучения и обобщения опыта экономического реформи­рования разрабатывались различные рекомендации, которые не всегда способствовали эффективности проводимой реформы.

Промышленность и транспорт

Успех начального этапа реформ во многом был связан с действием фактора неограниченности нововведения. Так, по­лучение стабильного, не подлежащего корректировке производ­ственного плана позволило хозяйственным руководителям привлечь дополнительные силы для перевыполнения заданий и увеличения прибыли.

Экономическая реформа середины 60-х годов побудила отдель­ные производственные коллективы, инициативных и творчески мыслящих людей к более решительной перестройке самой прак­тики хозяйствования. Реальным содержанием стали наполняться политические лозунги: «Экономика должна быть экономной», «От каждого по способности, каждому по труду» и др. Значительно стала повышаться трудовая активность трудящихся, рождались различные формы и методы более рационального хозяйствова­ния. Экономические эксперименты стали отличительным явле­нием хозяйственной жизни середины 60-х—70-х годов.

Одним из первых в промышленности комплексных эконо­мических экспериментов стал в августе 1967 г. почин коллекти­ва Щекинского химического комбината в Тульской области. Сущность идеи состояла в том, чтобы вышестоящие органы со­блюдали два основных положения: 1) фонд заработной платы должен быть стабильным в течение нескольких лет; 2) вся эко­номия зарплаты должна оставаться в распоряжении предприя­тия (50% экономии передавалось начальникам цехов на мате­риальное стимулирование рабочих).

В результате проведения эксперимента за 1967—1975 гг. объем производства в объединении увеличился почти в 3 раза, в то же время производственный персонал сократился на 1,5 тыс. чело­век, производительность труда выросла в 3,3 раза, а заработная плата на 45%.

(jj) В чем причины успехов щекинских химиков ?

Однако несмотря на очевидное преимущество работы в но­вых условиях, обеспечивающих соединение общественного и

личного интересов трудящихся, метод щекинцев постепенно за­глох. Жесткий принцип административно-командного плани­рования «от достигнутого» и чиновничье-управленческии стиль распределения доходов производителей фактически губили цен­ную основополагающую идею экономического развития. Ста­новилось ясно, что для прогресса необходимо демонтировать малоэффективную хозяйственно-политическую систему.

(J) Почему коллектив химического комбината отказался от своей идеи?

Конечно, нельзя забывать и крупнейшие достижения эконо­мики СССР. В середине 60-х—70-х годах сильно увеличилась энергетическая база страны. Были построены крупнейшие в мире Братская и Красноярская ГЭС, Усть-Илимская и Саяно-Шу­шенская ГЭС, Чернобыльская, Воронежская, Игнолинская атом­ные электростанции и др., эффективность и практическая не­обходимость которых весьма проблематична.

(Ц) Каковы кпд и степень риска ГЭС и АС?

В 1970 г. начал выдавать продукцию Волжский автозавод в Тольятти, в середине 70-х годов — Камский завод в г.Набереж-ные Челны.

(g) Какими были рентабельность автозаводов и качество авто­мобилей?

Особое внимание в экономическом развитии страны прида­валось работе над 15 крупнейшими народнохозяйственными про­граммами, в том числе по развитию топливно-энергетической базы, созданию Западно-Сибирского территориально-промыш­ленного комплекса, возведению Байкало-Амурской железнодо­рожной магистрали и др.

@ Какова эффективность крупномасштабных экономических программ?

Многие министерства и ведомства пытались решить пробле­мы развития отрасли прежде всего за счет капиталовложений в новое строительство, вовлечение в производство дополнитель­ных материальных и трудовых ресурсов, излишеству машинно­го

станочного парка. Промышленность и транспорт все больше и больше работали лишь на себя.

Реформа, начавшаяся в 1965 г., несколько приостановила па­дение темпов роста промышленного производства, среднегодо­вой уровень которых составлял по традиционным и альтерна­тивным показателям: в 1951—1955 гт. — 13,1/8,7%; в 1956— 1960 гг. - 10,3/8,3; в 1961-1965 гг. - 8,6/7,0; в 1966-1970 гт. -8,5/4,5%. Со свертыванием реформы показатели темпов про­мышленного производства все более сокращались: в 1971— 1975 гт. они составляли 7,4/4,5%; в 1976—1980 гт. — 4,4/3,0%.

(9) В нем объективные и субъективные причины падения про­мышленного производства?

Сельское хозяйство

В начале 60-х годов СССР впервые стал закупать зерно за границей, что вызвало крайне негативное отношение к Хруще­ву. Новое руководство страны предпринимало немало усилий для стабилизации сельского хозяйства. Попыткой разработать эффективную аграрную политику стали решения мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. Намечались меры по перераспре­делению национального дохода в пользу сельского хозяйства, смягчению государственного контроля за деятельностью колхо­зов, более широкому решению социальных проблем села, по­вышению закупочных цен на сельхозпродукцию. Особо была подчеркнута необходимость перехода от административных ме­тодов управления к экономическим, широкого внедрения хоз­расчета. Было решено установить твердые планы закупок сель­хозпродукции на пятилетие, имеющие гармоничное сочетание общегосударственных и внутрихозяйственных интересов.

Майский (1966 г.) Пленум ЦК КПСС обсудил вопрос о широком развитии мелиорации земель для повышения вы­соких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохо­зяйственных культур. С 1 июля 1966 г. вступило в силу поста­новление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, гарантирую­щее ежемесячную оплату труда колхозников. Предусматри­валось, что при распределении доходов в колхозах в первую очередь формируется оплата труда. Октябрьский (1968 г.) Пле­нум ЦК КПСС обсудил вопрос о ходе выполнения решений XXIII съезда и пленумов ЦК по вопросам сельского хозяйст-

ва. В июле 1970 г. на Пленуме ЦК выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев с докладом «Очередные задачи партии в области сельского хозяйства». Майский (1982 г.) Пленум ЦК утвердил специальную Продовольствен­ную программу. Таким образом, внимания сельскому хозяй­ству со стороны руководящих органов страны, призывов и ценных указаний было предостаточно. Однако в сельскохо­зяйственном производстве нарастал кризис.

ф Назовите причины нарастания кризиса.

Валовый прирост продукции в сельском хозяйстве СССР со­ставил: за годы 8-й пятилетки (1966—1970) — 21%; 9-й (1971— 1975) - 13; 10-й (1976-1980) — 9; за годы 11-й пятилетки (1981— 1985) — 6%. Таким образом, уже с середины 70-х годов темпы прироста сельскохозяйственной продукции стали отставать от темпов прироста населения.

Дефицит сельскохозяйственной продукции усугублялся ее большими потерями на всем пути — от поля до потребителя. Недостаток и низкое качество транспортных средств, храни­лищ, тары, перерабатывающих предприятий, удаленность их от полей и ферм, садов и огородов, к тому же плохие дороги «съе­дали» 20% зерна, 40% картофеля, овощей — 1/3 от того, что производили. При остром дефиците мясных продуктов потери мяса составляли 1 млн т.

Бесхозяйственность в деревне, государственный произвол, игнорирование прав колхозников вели к физическому развалу сельского хозяйства. За 20 лет (середина 60-х—середина 80-х годов) только в Калининской (Тверской) области сельское на­селение сократилось с 834 тыс. человек до 483 тыс., или почти наполовину.

ф Каковы причины ухода крестьян из деревни?

Руководство страны увеличивало бюджетные дотации в сферу сельскохозяйственного производства, но эти" суммы были гораздо меньше изымаемых из него. К середине 80-х годов долги сельхоз­продукции банку перевалили за 144 млрд. руб. Однако государст­во ежегодно выдавало из бюджета не менее 20—25 млрд. руб. кол­хозам и 50 — совхозам.

@ Куда уходили «госдотации» ?

И все же советские люди не чувствовали остроты наступаю­щего продовольственного кризиса, так как «подкармливались» из-за рубежа. Так, удельный вес импорта в потреблении мяса в СССР составлял в 1987 г. — 6,6%, масла животного — 19,7, растительного — 22,5%, сахара-сырца — 25,5%. В середине 80-х годов каждая третья булка в СССР выпекалась из импортного зерна. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна в де­нежном выражении вырос более чем в 10 раз.

(D Какие средства использовались для покрытия импорта про­довольствия?

Причины «застоя»

При анализе периода середины 60-х—середины 80-х годов ясно видна противоречивость больших слов и малых дел, бла­гих начинаний и печальных результатов. Так, объявляя всена­родно о досрочном выполнении пятилетних планов, советское руководство умалчивало о том, что по первоначальным плано­вым заданиям ни одна пятилетка не была выполнена. Планы 1966—1970 гг. выполнены были лишь на 64%, 1971—1975 тт. — на 70, 1976—1980 гг. — на 55%. Удручающие показатели были и по основным параметрам, характеризующим экономику страны.

Соотношение фактических и плановых темпов прироста, %

  1966— 1970 гг. 1971-1975 гг. 1976-1980 гг. 1981-1985 гг.
Валовая продукция: промышлен­ность/сельское хоз-во 103/84 91/68 67/56 77/42
Производительность труда: промышленность/сельское хоз-во 93/87 87/20 55/53 74/34
Реальные доходы/Розничный товарооборот 110/120 80/86 85/84 67/70

Хотя все задания пятилеток, по заявлению правительства, были выполнены успешно и досрочно, реальную картину дает таблица результатов выполнения отдельных плановых заданий по пятилетиям.

Результаты выполнения отдельных плановых заданий по пятилетиям*

Пятилетние периоды Показатели
Средний плано­вый среднегодо­вой темп приро­ста, % (1) Средний фактиче­ский среднегодо­вой темп приро­ста, % (2) Процент выпол­нения плановых заданий (2):(1)
I (1928-1932 гг.): отправной вариант оптимальный вариант II (1933-1937 гг.) IV (1946-1950 гг.) VI (1956-1960 гг.) VII (1961-1965 гг.) VIII (1966-1970 it.) IX (1971-1975 гг.) X (1976-1980 гг.) 23,3 29,1 20,9 26,6 15,3 11,6 9,1 7,4 5,4 11,9 11,9 14,6 23,3 11,4 8,7 5,8 5,1 3,0 88 . 64

*Шмелев #., Попов В. На переломе: экономическая перестройка в СССР. М., 1989. С. 131.

Таким образом, в стране шел процесс экономического паде­ния производства, который назовут «застоем». Он отчасти сгла­живался импортом продуктов питания и предметов широкого потребления. Обильный импорт был возможен за счет экспорта нефти, мировая цена которой в эти годы росла, а также финан­совых кредитов.

(2) Как вы расцениваете умеренные цены на продукты питания ?

Причин экономического спада страны, объективных и субъ­ективных, немало, остановимся лишь на основных.

Первая. Намеченные реформой цели осуществлялись непос­ледовательно и не до конца. Реформой намечалось расширение самостоятельности предприятий и сокращение числа утвержда­емых им показателей, а на практике все было наоборот. Рефор­мой предусматривалась стабильность утвержденных планов, на практике же не только изменялись отдельные показатели, но и годовые задания уменьшались с целью их выполнения. Так по­рождалась «плановая анархия» во всесоюзном масштабе.

Вторая. Реформой предусматривалось повышение эффектив­ности производства и качества продукции — затратным темпам

экономического роста. Однако принцип планирования от до­стигнутого уровня — чем больше достигаешь, тем больше план на предстоящий период —- являлся тормозом роста производст­ва и удешевления продукции.

Третья. Фонд заработной платы зависел не от объема товар­ной продукции, а от численности работников. Применение ок­ругленно-уравнительного принципа планирования фонда зарп­латы вело к тому, что сокращение численности работников ав­томатически уменьшало и фонд зарплаты.

Четвертая. Сохранялся принцип определения расхода матери­альных ресурсов на тысячу (миллион) рублей валовой продукции. Чем выше материальные затраты, тем больше «законных» осно­ваний для получения более высокой цены. Все это вело к расто­чительству производственных ресурсов и росту розничных цен.

Пятая. Продолжала существовать командно-административ­ная система финансового планирования, которая не могла создать нормального рыночного хозяйства.

Шестая. «Ничейная» собственность, которой расточительно распоряжались обюрократившиеся государственные чиновники.

К тому же то, на чем держится реальный рынок — свобода перемещения рабочей силы и капитала, права человека и защита его от произвола предпринимателя, т.е. от администрации предпри­ятия и государственного аппарата, — в экономической реформе даже не упоминалось. Сельское хозяйство и вовсе не подлежало хотя бы минимальному раскрепощению от жесткого государст­венного контроля. Реформация самих крестьян, по мнению пар­тийных руководителей нарушавшая социалистические принципы ведения хозяйства, была уголовно наказуема. В умонастроениях немалой доли крестьянства превалировало утверждение: «Если раньше не работали из-за того, что знали — все равно ничего не дадут, то теперь не работают потому, что знают — все равно дадут».

И главное, зарплата производителей по-прежнему фиксировалась государством. Афоризм «Мы делаем вид, что работаем, а они делают вид, что нам платят» отражал сущность застоя общества.

© Какие последствия предвещал «застой» ?

Наука и культура

Одним из необходимых условий развития общества является прогресс в науке и культуре. Успех экономических реформ се-

редины 60-х годов невозможен был без соединения науки с производством как необходимого условия более полного исполь­зования его резервов, ускорения темпов роста производитель­ности труда, научно-технического прогресса, повышения эф­фективности производства.

Развитие науки и техники в СССР координировалось плано­вым хозяйством, что, с одной стороны, позволяло скоордини­ровать силы и средства на наиболее важных научно-технических проблемах, с другой — приводило к нерациональному исполь­зованию научного потенциала страны и материальных ресур­сов. В середине 60-х—середине 80-х годов система НИИ име­лась во всех отраслях общественного развития и материального производства. В ней были заняты сотни тысяч специалистов с малоэффективной производственной отдачей:

во-первых, не каждая отрасль нуждалась в специальных НИИ;

во-вторых, качество подготовки советских специалистов, вы­пускаемых в большем количестве, чем в развитых капиталисти­ческих странах, было в несколько раз ниже;

в-третьих, финансирование науки и культуры базировалось на остаточном принципе.

Вместе с тем в Советском Союзе были научно-технические достижения мирового уровня. СССР — родина первых промыш­ленных установок непрерывной разливки стали, методов обра­ботки твердых материалов с помощью взрыва, использования природного газа в доменном производстве, получения тонких и сверхтонких металлических нитей непосредственно из жидкой фазы и т.д. Советские ученые М.Басов и А.Прохоров своими открытиями создали основу новой отрасли науки и техники — квантовой электроники. Знаменитые лазеры стали зондировать Луну и другие далекие планеты, обрабатывать сверхтвердые ма­териалы, выполнять точнейшие хирургические операции, слу­жить материалоемким кабелем многотысячных теле- и радиопрограмм, телефонных разговоров.

(Щ Каково производственное использование мировых технологи­ческих открытий ?

Многие открытия совете юта ученых были направлены не толь­ко на совершенствование природы, но подчас и против самой природы, что приводило к разрушению окружающей среды и несло необратимые экологические последствия. Так, погоня за «белым золотом» — хлопком *— обернулась трагедией Аральско-

го моря; а последствия рекомендаций ученых о переброске вод северных рек к югу, методика уничтожения радиоактивных от­ходов и др. просто непредвиденны.

(J) Какие трагические последствия имели ошибки советских ученых?

Основная причина неэффективности науки состояла в том, что общий экономический спад производства не стимулировал научных открытий и не способствовал широкому применению самых новейших научно-технических открытий советских ученых.

Характеризуя состояние культуры, необходимо подчеркнуть особенности ее развития:

во-первых, все структуры общественного развития, а культу­ры особенно, пронизала марксистско-ленинская идеология;

во-вторых, все виды искусства отражали деяния КПСС в «борьбе за торжество коммунизма»;

в-третьих, борьбу с буржуазной идеологией.

(9) Как на практике отразились особенности развития совет­ской культуры?

Социальная обеспеченность населения

Социальная сфера общества является отражением не только экономического развития, но и политики государственного руко­водства. Официальная статистика свидетельствовала, что за 10 лет (1970—1980 гг.) реальные доходы на душу населения увели­чились на 46%, средняя заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве — на 58% (от 120 до 170 руб), оплата труда колхозников — на 58% (от 100 до 180 руб.), выплаты и льготы из общественных фондов потребления надушу населения — на 68%. В суммарном отношении увеличивался и основной показатель благосостояния людей — национальный доход: в 1960 г. он состав­лял 145 млрд. руб., а в 1985 г. возрос до 575,5 млрд. руб., из них 567,4 млрд. руб. использовалось на потребление и накопление.

(J) Как вы расцениваете столь впечатляющие показатели ?

Цифры роста благосостояния внушительны, и все же основ­ная масса советских людей жила от зарплаты до зарплаты, еле-

14 Заказ 503



еле сводя концы с концами в своем скудном бюджете. Мини­мальный размер пенсий был ниже минимального прожиточно­го уровня. Доля общего фонда зарплаты в национальном дохо­де, созданном в промышленности ведущих капиталистических стран, колебалась в пределах 60—80%. В СССР в 1960 г. этот показатель составлял 32,2%, к 1985 г. он возрос до 36,6%. Столь низкая доля оплаты труда в чистой продукции не имела оправ­дания ни с экономической, ни с социальной точки зрения, од­нако при социалистической системе общественного развития это объяснялось необходимостью поддержания социального ра­венства людей. Туман идеологического обмана о росте социа­листического благосостояния рассеивается, если рассматривать в процентной динамике национальный доход страны. Так, в 1966—1970 гг. объем национального дохода вырос на 45%, в 1971-1975 гг. - на 32, в 1976-1980 гг. - на 23, в 1981— 1985 гг. — на 19%. В расчете на душу населения также наблю­дался процесс падения: национальный доход в годы 8-й пяти­летки составлял 7,8%, ав 11-й — 3,6%; реальные доходы — 5,9 и 2,1% соответственно; розничный товарооборот — 8,2 и 3,1% соответственно.

С середины 60~х годов снижается удельный вес расходов гос­бюджета на социально-культурные нужды. К 1985 г. доля рас­ходов на просвещение и здравоохранение снизилась до уровня расходов 1940 г.

Удручающая картина социального падения усугублялась де­мографической ситуацией, когда высокие темпы прироста на­селения, особенно в Средней Азии, не учитывались при опре­делении доли средств в бюджетах Союза и каждой республики в отдельности. Расходы на душу населения в области здравоохра­нения в Средней Азии к середине 80-х годов составляли 47 руб. 77 коп., в то же время в СССР на каждого жителя они равня­лись 81 руб. 85 коп.

В первой половине 70-х годов во всех производственных от­раслях народного хозяйства были установлены новые ставки и оклады. В результате у 31 млн. человек возросли зарплата. Было улучшено обеспечение населения выплатами и льготами из об­щественных фондов потребления. В 1971 г. для колхозников был установлен такой же порядок исчисления пенсий, как для рабо­чих и служащих, а в 1980 г. пенсии были повышены и расширен состав пенсионеров за счет бывших колхозников и служащих.

В 1972—1974 гг. были увеличены на 33% размеры пенсий ин­валидам войны и труда, на 20% — семьям, потерявшим кормиль-

ца. В 1975 г. были введены дополнительные льготы инвалидам Отечественной войны и семьям погибших военнослужащих.

Была установлена 10()%~ная оплата отпуска по беременно­сти и родам, увеличилась оплата по уходу за больным ребенком. Во второй половине 70-х годов увеличены пособия инвалидам детства 1-й и 2-й групп, установлены доплаты к стипендиям студентам и т.д.

Таким образом, номинальные доходы населения в 70-е годы увеличивались. Но процесс производства падал, вследствие че­го увеличивался дисбаланс товара и денег. Рост номинальных доходов не отражал истинного положения народа, поскольку реальная зарплата не повышалась, а снижалась, т.к. инфляция «пожирала» все денежные надбавки. Покупательная способность рубля в середине 80-х годов, по сравнению с рубежом 60-х го­дов, составляла 54 коп. Продолжали расти розничные цены, хотя XXFV съезд КПСС провозгласил их стабильность. В 9-й пятилетке (1971—1975 гг.) цены были повышены на 30%, в 10-й — на 47%, в 11-й — на 55%. В 1984 г. были увеличены цены на хлеб и алкогольные напитки,

Несмотря на повышение цен на ряд товаров и услуг, в 70-е— начале 80-х возрос общий дефицит предметов потребления. При­вычными стали многочасовые очереди. Стала расти социальная дифференциация, основанная на не трудовом вкладе, а на сте­пени доступа к дефициту. Она усугублялась нарастанием незас­луженных и незаконных привилегий для работников партийно-государственного аппарата, что обостряло социальную напря­женность в обществе.

® Как вы расцениваете уровень жизни того времени?

Основные события и даты

Начало экономического реформирования — март—сентябрь 1965 г.

Социально-экономический эксперимент щекинских хими­ков — август 1967 г.

Принятие Продовольственной программы — май 1982 г.

Катастрофический неурожай: собрано всего 140 млн. т зер­на — 1975 г.

Начало идеологической войны ЦК КПСС с нонкомформи-стскими явлениями — 27 января 1972 г.

Перепись населения: январь 1970 г. — 241 млн 700 тыс.; ян­варь 1979 г. — 262 млн. 400 тыс.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность основных направлений экономических реформ?

2. Что тормозило развитие промышленности и транспорта?

3. Имелись ли резервы сельскохозяйственного производства?

4. Что такое «застой» в СССР?

5. Как идеология и экология связаны с культурой и наукой?

6. Как объяснить достаток повседневных продуктов питания и предметов широкого потребления?

Источники и литература

Валовой Д.В. Экономика в человеческом измерении. М., 1988.

Валовой Д.В. Тайны овального зала Кремля. М., 1991.

Лацис О. Выйти из квадрата: Записки экономиста. М., 1988.

На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. М., 1990.

Погружение в трясину (анатомия застоя). М., 1991.

Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1990.

Синявский А.С. Русский город в 1960—1980 гг. М., 1995.

Шмелев #., Попов В. На переломе: Экономическая перестройка в СССР. М., 1989.

Проблемы для самостоятельного изучения

1. Условия успешного реформирования экономики.

2. Ударные комсомольские стройки.

3. Создание продовольственного изобилия.

4. «Застой» общественно-экономической жизни.

5. Русская культура за рубежом.

6. Дефицит и социальная обеспеченность.

28. СССР В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСТУЛАТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КПСС.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ. ПОМОЩЬ

РАЗВИВАЮЩИМСЯ СТРАНАМ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

С КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ ГОСУДАРСТВАМИ. ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ

ПРОТИВОБОРСТВО. ВОЕННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ.

Теоретические постулаты внешней политики КПСС

Международную политику Советского Союза, ее цели, задачи и практические пути их реализации в середине 60-х—середине 80-х годов определяла КПСС, как «руководящая и направляю­щая» сила советского общества. В документах и материалах съез­дов и пленумов КПСС, в выступлениягх Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева, члена Политбюро, министра иностран­ных дел А.А.Громыко на основе классового анализа социально-экономических и политических процессов, происходящих в СССР и в мире, были определены три приоритетные задачи:

1) укрепление и расширение социалистического лагеря, един­ство и сплочение политического, военного и экономического сотрудничества;

2) поддержка национально-освободительного движения, ком­мунистических и рабочих партий, решительный отпор агрес­сивным силам;

3) мирное сосуществование государств с различным соци­
альным строем, устранение угрозы мировой войны расшире­
ние взаимовыгодных деловых контактов.

Съезды КПСС конкретизировали тактические задачи на оче­редное пятилетие. Так, XXIV съезд (март—апрель 1971 г.) подтвердил преемственность и стабильность целей советской внешней политики и выработал новую внешнеполитическую док­трину, получившую название Программы мира. Она содержала конкретные предложения решения самых актуальных проблем по укреплению мира:

—ликвидация военных очагов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, достижение политического урегулирования в этих районах; оказание отпора любым актам агрессии и меж­дународного произвола; заключение международных соглаше­ний о неприменении силы и угрозы ее применения для урегу­лирования спорных вопросов;

—окончательное признание территориальных изменений в Европе, происшедших в результате второй мировой войны, осу­ществление коренного поворота к разрядке и миру на этом кон­тиненте, созыв и успешное проведение общеевропейского со­вещания по безопасности и сотрудничеству, создание системы коллективной безопасности в Европе, ликвидация военных груп­пировок в Европе или их военных организаций;

—запрещение ядерного, химического и бактериологическо­го оружия, повсеместное прекращение испытаний ядерного ору­жия, создание безъядерных зон, созыв конференции по разору­жению, ликвидация иностранных военных баз, сокращение во­оруженных сил и вооружений в Центральной Европе, сокраще­ние военных расходов;

—полная ликвидация оставшихся колониальных режимов, всеобщее осуждение и бойкот любых проявлений расизма и апар­теида;

—развитие и углубление взаимовыгодного сотрудничества во всех областях с государствами, которые со своей стороны стремятся к этому.

Последующие съезды JS.1ICO конкретизировали и развивали основные положения Программы мира,

(J) В чем новизна дальнейших постулатов внешней политики , КПСС?

Наши рекомендации