Развитие индустрии гостеприимства в России

На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в ХII-ХIII вв. В них гонцы отдыхали и меняли лошадей. «Ямы», как их называли, располагались на расстоянии конного перехода. В это же время строится борльшое количество гостиных и постоялых дворов.

Они не были особенно комфортными, но зато предоставляли питание и место для ночлега. Здесь также можно было разместить лошадей и транспортные средства путешествующих, то есть предлагались так называемые услуги "постоя". Это происходило в XV веке. В то время на Руси была учреждена "ямская служба».

Постоялые дворы вдоль дорог просуществовали довольно дол­го, вплоть до середины XIX века. Но резко остановилось их развитие, так как начали активно строиться и распространяться железные дороги. Но когда вновь начали развиваться автомобильные перевозки, тогда-то возникли мотели – гостиницы «вдоль дорог».

Первые гостиные дворы на Руси были учреждены в XII веке в Великом Новгороде. Они отличались от постоя­лых дворов тем, что, помимо услуг размещения и питания, здесь имелись воз­можности для совершения коммерческих операций, то есть в гостиных дворах объединялись меблированные комнаты, тор­говые ряды, лавки, склады. Разработка первых правил пре­доставления гостиничных услуг на Руси была проведена в XII ве­ке, потому что деятельность этих самых гостиных дворов регламентировалась особыми указами.

Эти правила устанавливали порядок взаимоотношений жи­телей двора между собой и с местным населением, определяли требования к поведению, осуществлению торговых операций и т.д. Делался акцент на требованиях по обеспечению безопасности (жизни, имущества, жилища).

Расширялись торговые связи, а также был виден резкий скачок развития промышленного произаводства, поэтому росло городское население, открывались новые гостиницы. В 1818 г. в Москве функционирует уже 7 гостиниц. В Петербурге в 1900 г. насчитывалось уже 325 гостиниц. В 1910 г. в России было 4685 гостиниц, это не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Все эти гостиницы принадлежали частникам и считалась предприятиями, нацеленными на извлечение прибыли только.

Русский вид заведений, который был беспрецендентен и не имел аналогии за рубе­жом, представлял собой чайную. Появились они в XIX веке при Александре II в Тверской губернии и с первых же дней были поставлены особые условия: была установлена минималь­ную арендную плату, очень низкая ставка налога. В Петербурге первая чайная была открыта 28 августа 1882 года. Затем они появились в Москве и в других городах России. Чай­ные быстро стали знамениты и популряны. Сначала они открывались на рабочих окраинах, потом около рынков и стоянок извозчиков.

Первые типовые проекты гостиниц на 50, 75, 100 и 150 мест были разработаны в 1931 году Временной правительственной комиссией по отбору и изданию типовых проектов гражданских сооружений Цекомбанком. Гостиницы, построенные в этот период, были недостаточно благоустроенными. Мебель была низкого качества, освещались помещения плохо. Многие номера не были оснащены санитарно-техническим оборудованием.

В России в 1911—1912 годах по проекту архитектора Лидваля была по­строена гостиница "Астория", считавшаяся в то время лучшей гостиницей Санкт-Петербурга. При ней был открыт ресторан с французской кухней.

К концу XIX века в Москве функционировали такие попу­лярные гостиницы, как "Дюссо", "Славянский базар", "Дрез­ден", "Париж", "Англия", "Германия", "Север", "Лоскутная", "Гранд-отель", "Европа", "Берлин" и др. В первые годы XX века в Москве строились гостини­цы высочайшего класса: "Метрополь" ,"Боярский двор", "Националь".

После революции большая часть гостиничного фонда была национализирована. Многие гостиницы были перепрофилированы (например, гостиница «Астория» в Санкт-Петербурге стала местом размещения Петроградского Совета рабочих и крестьянских депутатов, а «Националь» в Москве – местом размещения правительства). Идеология новой власти пропагандировала разрушение рыночной экономики, и поэтому происходит отказ от любой выгоды, и доходы от гостиничной индустрии направляются на развитие тяжелой промышленности.

Великая Отечественная война нанесла огромный ущерб индустрии гостеприимства СССР, поскольку районы с наибольшим числом гостиниц оказались под оккупацией.

После войны развернулись большие работы по восстановлению, реконструкции и строительству новых гостиниц. В освобожденных от немецко-фашистских захватчиков городах и сёлах, не дожидаясь окончания войны, восстанавливали гостиничный фонд. Ряд гостиниц («Астория» в Ленинграде, «Приморская» в Сочи и др.) во время войны были переоборудованы в госпитали.

В соответствии с общей направленностью послевоенных лет интерьерам гостиниц придавали дворцовую пышность. К мебели, оборудованию, освещению предъявлялись не столько функциональные, сколько эстетические требования. К 1960 г. в 1364 городах Советского Союза гостей обслуживали в 1476 гостиницах.

Интенсивно развивалось гостиничное хозяйство с 1970 по 1980 год, что частично было вызвано подготовкой к проведению ХХII Олимпийских Игр. К сожалению, в 1990-е гг. из-за экономической и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги. В целом по России в городской местности находится 60% гостиниц и в сельской местности - 34%. Наиболее крупные по размерам номерного фонда гостиницы располагаются Москве и Санкт-Петербурге.

В России в 1997 г. начала функционировать российская гостиничная ассоциация, в 2000 г. – московская областная гостиничная ассоциация, в 2002 г. федерация отельеров и рестораторов России, в Иркутске с 2005 г. - ассоциация «Байкальская виза».

Заключение

Ниже представлены основные итоги:

1. Предложены понятия: «индустрия гостеприимства» в узком и широком смыслах. В узком смысле индустрия гостеприимства представляет собой совокупность гостиниц и предприятий общественного питания. В широком смысле индустрия гостеприимства – активно развивающийся межотраслевой сектор сферы услуг, тесно взаимосвязанный с индустрией туризма, состоящий из многочисленных предприятий и организаций, нацеленных на максимально полное удовлетворение запросов и предпочтений туристов, путешественников, а также местного населения в организации их отдыха и досуга.

2. Изучена эволюция и генезис индустрии гостеприимства. Выявлен дополнительный этап «период трансформации сферы гостеприимства в индустрию». На основе проведенного анализа состояния российской сферы гостеприимства выявлено, что, по многим показателям она, к сожалению, существенно отстает от зарубежных и находится на этапе трансформации в индустрию.

Таким образом, сфера гостеприимства в своем развитии эволюционировала от примитивных сооружений – прототипов современных гостиниц до развитой мощной индустрии. Примечателен тот факт, что при описании индустрии гостеприимства во многих источниках приводятся данные мировой статистики, при этом весьма редко встречаются упоминания о существенных достижениях в российской сфере гостеприимства. В то же время в отечественной литературе активно используется термин «индустрия гостеприимства». Соответственно встает вопрос, насколько правомерно употребление данного термина применительно к российской сфере гостеприимства. Для выяснения данного обстоятельства необходимо проанализировать состояние российской сферы гостеприимства

Список источников

1. Арашок И. В. Гостиничный рынок России: становление, модернизация, перспективы развития / И. В. Арашок, Н. П. Овчаренко, Л. Л. Руденко / / Известия Сочинского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 28-34.

2. Закон и обычай гостеприимства в античном мире: сб. науч. тр. / ИВИ РАН. - М., 1999. - 196 с.

3. Лазарев В. А. Сущностное содержание понятий «инфраструктура туризма» и «индустрия туризма» / В. А. Лазарев / / Известия УрГЭУ. – 2012. - № 1. – С. 38- 41.

4. Похомчикова Е. О. Индустрия гостеприимства: современное состояние и необходимость инновационного пути развития / Е. О. Похомчикова / / От реформы высшей школы к модернизации социально-экономической системы России: сб. н. тр.; ред. А. П. Киреенко. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. – С. 333-339.

5. Похомчикова Е. О. Понятие и структура индустрии гостеприимства / Е. О. 6. Похомчикова / / Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. - № 4/3 . - С. 266-275.

Наши рекомендации