Политический строй России в 16в.
Главой Русского гос-ва был великий князь. Его власть была ничем не ограничена, являлась деспотической, не подчинялась никакому закону.
Ниже стояли удельные князья — братья и племянники великого князя. Ниже удельных стояли служилые князья — прежде самостоятельные государи, перешедшие на службу к московскому великому князю. Постепенно из вассалов великого князя они окончательно переходили в разряд его подданных, становясь обычными вотчинниками с княжескими титулом.
Слово "боярин" в узком смысле означает члена Боярской думы. Говоря о московском боярстве, имеют в ввиду совокупность старинных московских служилых родов, не имевших княжеских титулов. Старомосковское нетитулованное боярство было опорой великокняжеской власти. В отличие от западноевропейских феодалов, русские бояре получали вотчины только от князя и только за службу. Они были заинтересованы в усилении великокняжеской власти и объединении русских земель, т.к. их владения были разбросаны по всей обширной территории, принадлежавшей Москве.
Наряду с боярами в Боярскую думу входили окольничие. В XVI в. появился третий думный чин - думный дворянин.
Дворяне составляли основную массу служилых людей. Слово "дворянин" произошло от слова "двор". В первой пол.XV в. так именовали слуг, подчинявшихся "дворскому" - управителю одной из многочисленных великокняжеских вотчин. За службу они получали небольшие владения, позднее ставшие поместьями. В XVI в. дворянами стали называть верхушку служилых людей, вошедших в состав Государева Двора, а остальные именовались "детьми боярскими".
Порядок прохождения службы основывался на системе распределения должностей - местничестве. Назначение на должности зависело от заслуженности рода. Если один человек занимал положение на несколько ступеней ниже др.по служебной лестнице, то такое же расстояние сохранялось м.их сыновьями, племянниками, внуками и т.д.
Человек не мог принять "невместное" (недостаточно почётное) назначение, т.к. причинил бы этим урон всему своему роду. Местничество было особенно выгодно нетитулованному старомосковскому боярству, которое гордилось не просто знатностью, а заслугами на службе московским князьям. Однако местничество препятствовало продвижению способных, но незнатных людей. Особенно опасны оказывались местнические споры во время военных походов.
Процесс централизации шел по линии усиления власти великого князя. При нем продолжала существовать Боярская дума на правах совещательного органа при великом князе. Число членов Думы (включая окольничих) не превышало 24 человек. В XVI в. в число думных бояр начинают жаловать и князей. До середины века существовало лишь два общегосударственных центральных учреждения: Дворец, ведавший землями великокняжескими, и Казна (Казенный двор) - не только финансовый центр, но и государственная канцелярия. Казначея - главу Казны иностранцы именовали "канцлером". В середине века из Казны выделяются приказы - центральные органы: Поместный, ведавший земельными раздачами дворянам; Разрядный, обеспечивающий их жалованьем и ведший учет всех служилых людей, как бы структурировавший правящий класс; Разбойный, Посольский, Челобитный.
Государство делилось на уезды, территориально близкие к бывшим княжествам, а уезды - на волости. Во главе ставился наместник - в уезде, волостель - в волости. Должности эти давались, как правило, за прежнюю военную службу. Поэтому административные и судебные обязанности оказывались лишь обременительным довеском к получаемому наместническому "корму".
Отсутствие стабильных местных органов власти делало личную власть князя наверху сильнее, чем на местах. Вопрос о судьбах централизации в XVI в. был уже решен, но место главы государства при бездетном Василии III оставалось источником династических смут.
Важным этапом в истории России был первый Земский собор, созванный в Москве в феврале 1549 г. Он состоял из Боярской думы, Освященного собора церковных иерархов, представителей различных слоев феодалов. Созыв Земского собора стал важным шагом в развитии России на пути сословно-представительной монархии. Сохранились данные о том, что Соборы созывались в 1575, 1576, 1580, 1584 гг., однако регулярно действующим органом в XVI в. они так и не стали.
Сословно-представительные учреждения на местах оказались более жизнеспособными. К этим органам относились введенные губной (от слова "губа" - округ) реформой Елены Глинской должности губных старост, выбираемых дворянами в уездах, городовых приказчиков, выбираемых в городах. В черносошных волостях и городах избирались земские старосты из числа крестьян и посадских людей.
В жизни крестьян исключительную роль играла община, функции которой на протяжении столетий расширялись, включая и регулирование землепользования, и использование различных угодий, разверстку и сбор налогов. Община в XVI в. имела свою, пусть очень ограниченную, юрисдикцию, управляясь с помощью разветвленной системы выборных должностей, и имела несколько уровней. Община часто противостояла феодалам и представителям государственной власти, отстаивая интересы своих членов (причем далеко не всегда безуспешно) с помощью обычного права, суда и челобитных.
В русском городе, возникшем как центр феодального властвования, но со временем превратившемся в центры ремесла и торговли, очень большое значение имели низовые формы сословных организаций городских посадских людей. Деятельность выборных в общине и на посаде строго контролировалась рядовыми членами. Государство было вынуждено считаться с этим сословным демократизмом, временами приспосабливаясь к нему, временами - используя его для своих целей или опираясь на него.