Понятие и виды источников права. Формы права.
Категория формы в праве рассматривается как:
- правовая форма — вся правовая реальность;
- форма права – форма именно права как отдельного явления, и соотносится она только с содержанием права.
Форма права:
1. Внутренняя форма права – ее структура и связи;
2. Внешняя форма права – форма выражения правовых норм.
Источники права:
1) В материальном смысле – развивающиеся общественные отношения;
2) В идеологическом смысле – правовое сознание;
3) В юридическом смысле — форма выражения норм права.
Виды источников (форм) права:
1)Нормативно-правовой акт — официальный юридический документ, изданный компетентными государственными органами в строго определенном порядке, содержащий нормы права, обладающий государственно-властным характером и гарантированный принудительной силой государства.
2) Судебный прецедент-это решение суда по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например "общее право" Англии).
3) Религиозные тексты-это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике.
4) Доктринальные тексты-это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых.
5) Общие принципы права - это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли.
6)Нормативный договор — соглашение двух или более субъектов права об установлении взаимных прав и обязанностей, которому государство придает общеобязательный характер(Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами)
7)Правовой обычай – устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением.
34. Нормативные правовые акты: понятие, классификация.
Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.
Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.
Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).
Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.
Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:
1) по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);
2) по территории действия (федеральные, региональные и местные).
Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.
Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.
Существует несколько признаков закона:
1) закон – одно из основных источников права;
2) установлен особый порядок принятия;
3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);
4) регулирует важнейшие общественные отношения.
Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:
1) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;
2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;
3) при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.
Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:
1) федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;
2) принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;
3) обладает большей юридической силой, чем обычные законы;
4) особый порядок принятия.
Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.
Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.