Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Российский ученый Л. Гозман предложил проанализировать политическое сознание в зависимости от политического режима. При этом за основу были взяты отношения между народом и властью: тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические. В тоталитарном нет индивидуальной осознанной практической деятельности. Существует коллективистская культура, построенная на вере в абсолютное единство общества, часто – безусловная вера в вождя. Народ рукоплещет власти. При авторитарном режиме действует принцип «разрешено все, кроме политики». Между интересами народа и интересами власти лежит глубокая пропасть, что приводит к возникновению недоверия, тревоги, апатии в широких слоях населения, идеалом становится независимость (в пределах существующих законов).Либеральное и демократическое сознание имеет общее – возможность общественного диалога, взаимовлияние групп, индивидов, институтов. Различия состоят в разных способах организации диалога. Считается, что либеральная власть позволяет влиять на решения, а демократическое общество само выбирает носителя власти и через них варьирует решения.

Для изучения и формирования политического сознания необходимо обратиться к понятию «политической позиции». Под ними понимаются те черты личности человека, которые выражаются в тенденции к политическому поведению. В это понятие включаются определенные эмоциональные состояния, касающихся политических явлений убеждения человека, сформировавшееся в результате жизненного опыта мировоззрение, а также предрасположенность к деятельности в области политики.

Политические позиции не поддаются непосредственному наблюдению, а исследуются на основании изучения вербальных и невербальных проявлений.

Американскими учеными в 60-х годах ХХ столетия был разработан ряд шкал исследования политических позиций. Отметим, что политическая позиция шире политической оценки. Последняя – лишь элемент позиции. Не смотря на то, что в изучении политических позиций существуют объективные трудности, власть не должна игнорировать стороны общественной жизни, связанные с формированием и сужением политического сознания. Политики должны знать, что люди думают о политических действиях и к чему готовы в дальнейшем. В связи с этим приобретает большую значимость изучение формирования общественного мнения, вопросов о границах его компетентности и однозначности, зависимости от формулировки вопросов. Особый интерес представляют различные варианты манипулирования общественным сознанием, особенно в электронных сетях. Человек, не сформировавший свою политическую позицию, рискует стать жертвой различных политических авантюристов радикального толка. Вот почему существует потребность в политической социализации личности. Это понятие сродни понятию «адаптация», сфера такой «адаптации» - политическая реальность. Суть социализации – в усвоении индивидом системы определённых знаний, норм, ценностей, которые позволили бы ему жить, как полноправному члену общества в данной политической системе. В процессе политической социализации формируются гражданские качества личности, поскольку она включается в политические отношения, общественно-политическую жизнь. Человек приобретает определённые знания, убеждения, навыки, способность сопоставлять знания и опыт в повседневной жизни, в отношениях с другими людьми.

Политическая социализация – процесс конкретно-исторический, на который воздействуют две группы факторов – объективные и субъективные. К сознательным относятся те сознательно-политические условия, при которых человек развивается и происходит его формирование как личности: это и социальная среда (семья, детские дошкольные организации, школы, трудовые колл5ективы, СМИ и пр.), и политические факторы (государство, политические партии, организации, и т. д.).

К субъективным факторам относятся общая культура личности, ее жизненный опыт, ценностные ориентации, внутренние убеждения. Ученые предполагают периодичность политической социализации в зависимости от возраста личности. Они считают, что этот процесс завершается к 18-21 годам. Другие утверждают, что этот процесс продолжается значительно дольше, если не всю жизнь. Результат же его меняется в зависимости от объективных условий.

На каждом историческом этапе развития общества политическая социализация испытывает определенные трудности.

В чем трудности современной социализации? Ожидание посткоммунистического чуда не подтвердилось. Реформы протекают неспешно, а реальная логика политического процесса не всегда очевидна. В результате – обман ожиданий быстрых перемен после многих лет застоя, помноженный на трансакционные издержки общественных преобразований. Народ сталкивается с нарушением их представлений о справедливости – в конкурентном обществе, не сдерживаемые нормами общественной морали индивиды часто оказываются более успешны. Столкновение старых культурных норм и современной реальности приводит к когнитивному диссонансу и разочарованию. Вновь избранные или назначенные политики высокого ранга подчас не отвечают возлагаемым на них надеждам, что вызывает неудовлетворенность политическими элитами в целом. В массовом сознании существует представление о том, что идеальный представитель политической элиты должен быть альтруистом. Кроме того, в обществе сильна боязнь перемен. Это нормально для любого общества, тем более нашего, перенесшего столько испытаний, сопровождающих политические изменения. Людям трудно поверить в лучшее и повлиять на события. Кроме того, у нас долгое время складывалась ситуация, при которой нормой стала социальная индифферентность. Политическое сознание может вырабатываться только в процессе практики. Активное и осознанное участие в выборах на всех уровнях – это один из немногих путей реального конвенционального воздействия на формирование здоровой политической элиты, доступный всем гражданам нашей страны.

Политическая идеология является одной из форм упорядоченного знания о политике, наряду с научным знанием. Однако, в отличие от политической науки, политическая идеология оперирует ценностными категориями (такими как «справедливость» и «несправедливость») и претендует на абсолютность своих выводов. Её можно определить как комплекс представлений о целях и средствах политической деятельности, обосновывающий притязания на власть определенной социальной группы. Идеологии принято делить на левые и правые. Это деление возникло в связи с рассадкой депутатов французского парламента, где слева сидели сторонники реформ, а справа те, кто поддерживал старые порядки. Впоследствии, в связи с появлением иных идеологий, деление на левых и правых стало менее очевидным и в настоящий момент в политической науке существуют более совершенные многомерные шкалы. К наиболее значимым современным идеологиям относятся либерализм, консерватизм, социал-демократия, анархизм, коммунизм, фашизм и нацизм.

Либерализм возник в эпоху Просвещения (XVII-XVIII века). Его первыми теоретиками были Джон Локк, Ш. Монтескье и другие просветители. Основной ценностью либеральной идеологии является индивидуальная свобода. Либералы выступают за гарантии прав человека, ограничение государственной власти и полностью рыночную экономику. В XX веке, в результате конкуренции с социалистическими идеями, либерализм воспринял некоторые из принципов социальной справедливости.

Консерватизм сформировался как реакция на распространение либеральных идей и попытки революционного переустройства общества в XVIII-XIX веках. Его классиками считаются Э. Берк, Ж. де Местр . Для приверженцев консервативной идеологии главными ценностями являются традиции и общественная стабильность. Классический консерватизм тесно связан с религиозной моралью. Он видит спасение от несовершенства человеческой природы в сильном государстве и неизменности социального порядка. Изначально консерваторы были сторонниками неограниченной монархии и сословной иерархии общества, но к XX веку многие из них уже признавали допустимость демократического представительства и правового равенства граждан. Одна из современных версий консерватизма — неоконсерватизм — сочетает представления о необходимости прочной государственной власти с защитой неограниченной рыночной экономики.

Идеологии социал-демократии, коммунизма и анархизма происходят из одного корня, который можно обобщенно назвать социализмом. Эти идеологии имеют общие ценности равенства и справедливости, но указывают различные пути их достижения. Социалистические идеи начали зарождаться ещё в эпоху Просвещения, постепенно отделяясь от либерализма. Одним из первых социалистов можно назвать Жан-Жака Руссо, который считал частную собственность причиной несвободы людей и признавал приоритет общего блага над индивидуальной свободой. Позже французские утописты Сен-Симон и Фурье предлагали модели идеализированного общественного устройства в форме коммун с общностью имущества и полным равноправием. Эти идеи послужили одним из источников марксизма - учения о переходе к коммунистическому строю, сформулированного К.Марксом и Ф.Энгельсом. Сторонники марксизма сначала назывались социал-демократами или коммунистами, но позже, в XX веке, эти термины стали обозначать приверженцев двух разных идеологий. Марксисты считали неизбежным переход от капиталистической формации, где правящим классом является буржуазия, а эксплуатируемым — пролетариат, к коммунистической формации, то есть бесклассовому, безгосударственному обществу, в котором действует принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Этот переход совершится посредством пролетарской революции и последующего за ней периода диктатуры пролетариата. Представители другой левой идеологии — анархо-коммунисты или анархисты, идеологами которых стали М.Бакунин и П. Кропоткин, были категорически против любого государства, в том числе диктатуры пролетариата, и считали возможным немедленный переход к коммунистическому обществу. Позже часть социал-демократов также выступила за отказ от доктрины пролетарской диктатуры и за мирное переустройство общества в сотрудничестве с буржуазной властью. Это положило начало современной социал-демократической идеологии. Другие марксисты отмежевались от них, приняв наименование коммунистов. Их основным идеологом был В. Ленин. После его смерти произошло дальнейшее дробление коммунизма на сталинизм, троцкизм, маоизм и другие подвиды. Коммунистическая идеология означает приверженность идее сильной государственной власти, осуществляемой одной партией, плановому регулированию экономики и равному уровню жизни для всех граждан. В отличие от неё, современная социал-демократия допускает рыночные отношения при условии интенсивной социальной поддержки населения и считает необходимой многопартийность.

Возникшие в XX веке идеологии фашизма и нацизма часто собирательно называют фашистскими. Они сходны в приверженности идеалу сильного, диктаторского государства, ведущего агрессивную внешнюю политику и осуществляющему террор против инакомыслящих. Различия между ними заключаются в том, что идеолог фашизма Б. Муссолини считал тоталитарный режим целью, а идеолог нацизма А.Гитлер - только средством. Для фашизма (в узком смысле) основной ценностью являлся жесткий порядок, для нацизма — всемирное господство «высшей расы». Обе идеологии были запрещены по итогам Второй мировой войны. Не следует путать нацизм с национализмом — идеологией, основной ценностью которой является свобода развития своей нации, и которая не обязательно подразумевает притеснение иных народов и диктатуру.

Во второй половине XX века возникли новые идеологические течения, такие как феминизм, «зеленые», «новые правые» и «новые левые», но решающую роль в политике по прежнему играют классические идеологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксючиц В. О русском национальном характере

2. Зевина О., Макаренко Б. Об особенностях политической культуры современной России.

3. Копалов В. Русскимй национальный характер. 2008. (Русская линия). 16.09.2009. Доклад на первых Всероссийских Ильининских молодежных научно-политических чтениях 28-29 октября 2008 года.

4. Харин А. Н. Политическая культура России на современном этапе.

5. Цуладзе А. СМИ в системе диалога партий и социальных групп в контексте формирования в обществе установок толерантности // Партийная система современной России: государство и СМИ.

6. Мусихин Г. И. Очерки теории идеологий. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013.

7. Макаренко В.П. Главные идеологии современности . Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000

Наши рекомендации