Учение о государстве Аристотеля.
Всякое государство по Аристотелю, это некое общение, всякое же общение как мы знаем, организуется для достижения определенного блага. Аристотель определяет государство как продукт естественного возникновения и что уподобляется оно первичным общениям, таким как семья и селение, государство является завершением этих форм. Аристотель говорит о том, что государство – это единственная форма общения между людьми. Внутри государства существуют другие социальные отношения, которые составляют, целую систему. Эти социальные отношения возникают для достижения какого-то определенного блага и имеют свои особые пути развития. Рассматривая экономические отношения, Аристотель выделяет три вида социальных отношений:
1. Общение, которое осуществляется в границах отдельной семьи или дома
2. Общение, целью которого является ведение хозяйственных дел
3. Общение, целью которого является осуществление обмена благами
Мотивы, которые определяют поведение людей в рамках государства или в общении, которое мы называем дружбой, сильно отличаются от мотивов экономических отношений, где главная цель – это получение выгоды. Аристотель говорит, что государство существует «не просто ради существования, но скорее ради благой жизни». Сравнивая государство с другими формами общения, Аристотель говорит: «Ясно, что государство не есть ни топографическое общение, ни охранительный союз против несправедливостей, ни общение ради хозяйственного обмена. Все это необходимо должно быть, чтобы создалось государство, но пока есть только это, государство еще не возникает. Оно возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни»
Человек по своей природе – существо политическое. Если кто-то живет вне государства, то это либо сверхчеловек или человек недоразвитый в нравственном отношении. По Аристотелю совершенным человеком может быть лишь только совершенный гражданин, а совершенный гражданин может быть совершенным лишь в том случае, когда будет жить в совершенном государстве.
Аристотеля очень сильно привлекал институт рабства. Сам он был сторонником рабовладения и сознательно противопоставлял свое учение тем, кто поддерживал идеею естественного происхождения и полагал, что все люди по природе своей равны. Говоря о рабстве, очень интересен тот факт, что вопрос о рабстве Аристотель рассматривает не столько в пределах государства, а сколько в пределах вопроса об экономике в семье. Рассуждая на тему рабства, Аристотель говорит о собственности. Собственность по Аристотелю – это некая часть организации семьи. Собственность для домохозяина – это главное орудие его существования. Согласно Аристотелю раю это то, «кто, по природе, принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек» Самое лучшее, что может делать раб – это применять свою физическую силу. Рабы до такой степени отличаются от других людей, что это отличие можно сравнить с отличием души и тела, человека и животного. Именно для таких людей лучшим уделом есть подчинение господину. Рабом может быть лишь тот, кто находится в подчинении другого, кто обладает тем рассудком, который может воспринимать только приказания другого. Если же говорить о людях свободных, то они как раз - таки не могут выполнять ту физическую работу, которую выполняют рабы, зато они пригодны для политической жизни. Рабство для Аристотеля – это тот институт, который необходим для осуществления правильной деятельности семьи. Правильная деятельность семьи – это предпосылка правильного государства, так как государство возникает из семьи и из соединения семейств между собой.