А) Гомеровский период, темные века
С древнейших времен территорию Аттики заселяли четыре крупных племени (в том числе и Афины). Согласно преданию, такое деление было произведено царем Ионом. Существовала родовая организация. Каждая община была изолирована и производила самое необходимое сама: продукты, земледелие, скотоводство, простейшая утварь, одежда, орудия труда, элементарное оружие.
Административно территориальные единицы:
1) Семьи (кланы)
2) Семьи объединялись в роды (30 семей в каждом роде).
3) Роды объединялись во фратрии (по 30 родов в каждой фратрии). Было три фратрии.
4) Фратрии объединялись в филы (племена).
Таким образом Древнюю Аттику заселяли 10 800 семей. Такое деление имело большое значение и сохранялось на протяжении многих веков. Данное деление составляло основу политической (по фратриям и филам народ собирался на сходы для обсуждения важных вопросов) и военной (по фратриям и филам строилось ополчение во время походов) организации общины.
Структура надобщинной (политической) организации:
1) Глава филы – басилевс (верховный военачальник, верховный судья и жрец общины). Во главе фратрии стоял фратриарх. Не совсем ясным до сих пор остается вопрос преемственности басилевса (после смерти басилевса власть могла перейти к его сыну или другим родственникам, но иногда переходила к другому роду. Важную роль играла власть авторитета (личные достоинства кандидата). Получается что на данном этапе развития Афинского государства власть басилевса еще не устоялась окончательно.
2) В своей деятельности басилевс опирался на Совет старейшин. Со стоял Совет из представителей знатных родов. Его члены назывались – геронтами. Басилевс постоянно с ними советуется и без из их одобрения не принимает ни одного решения.
3) Свободные общинники (боеспособные мужчины каждого племени) входили в состав Народного собрания, где обсуждались разного рода текущие дела общины. Каждый свободный человек связан кровным родством с родовой общиной, пользуется всеми правами на территории своего племени. По жребию (клеру) свободный общинник получал надел земли (так и называлось – клер), он обрабатывает землю, имеет свою долю урожая. Потеря земельного участка была в то время равносильна изгнанию из рода. Добыча после очередного военного похода делилась между его участниками, никакой общей казны не было.
Общественный строй:
1) Басилевс Афин.
2) Аристы – зажиточная родовая знать (аристократия).
3) Обезземелившиеся – феты (батраки). Они вынуждены были идти на службу под покровительство более сильных и состоятельных людей. Существовала форма наемного договора: Фет нанимался на год за определенную плату. Часто Фета ставили на одну ступень с рабами, так как по социальному положения они мало отличались друг от друга. Феты могли стать ремесленниками, матросами. Многие из фетов становились бродягами, нищими (особенно пожилые люди).
4) Метанасы – вышедшие из общины, следовательно, вышедшие из-под власти басилевса.
5) Рабы, патриархальное рабство.
Население Аттики становилось все более разнородным, четких определенных социальных групп еще не существовало. Власть басилевса все больше ослабевала, под его началом стало находиться все меньше людей, эта должность отживает свой век. А власти, которая могла подчинить своему авторитету все население, еще не было. Ни Совет старейшин, ни Народное собрание не могли взять на себя эту функцию.
б) Архаический период (реформы Тесея)
В XI в. до н.э. афинский басилевс Тесей отодвигает на второй план общинные органы управления, то есть басилевсе и Совет старейшин. Синойкизм – объединение четырех племен Аттики в единый народ. Собственно образование государства.
Органы политической власти:
1) Басилевса заменяет коллегия архонтов (осуществляли непосредственное управление, административную и судебную власть).
2) Вместо Совета старейшин - ареопаг (высшая власть). Комплектовался из архонтов, отслуживших свой срок.
3) Полемарх – военачальник, военный специалист из ряда аристократии.
4) Фесмофеты – осуществляли судебные функции (выносящие постановления).
Тесей был у афинян не только политическим, но и социальным реформатором, так он первый разделил всю массу народа на первоначальные сословия.
Общественный строй при Тесее:
1) Эвпатриды – родственники вождей, пользующиеся наследственным правом участия в совете полиса, начало формирования которого положил также Тесей. Это были дети «славных отцов», аристократическая каста людей, за которыми признано прямое происхождение по мужской линии от основателей полиса.
2) Геоморы – крестьяне с мелкими наделами земли, продолжавшие жить в сельской местности.
3) Демиурги – ремесленники, которые уже концентрируются в более крупных поселениях и городах.
Геоморы и демиурги являлись классическими представителя демоса.
Данное расслоение общества на классы охарактеризовал окончание существования традиционного общинного строя. Афинский народ встал на путь перехода к цивилизации с хозяйством индивидуальной семьи, господством частной собственности и разделением общества на более четкие социальные группы по имущественному признаку.
Родовая знать составляла небольшую группу населения. Но и она впоследствии стала расслаиваться. Группы аристократов:
- Всадники - полноправные аристократы (сражающиеся на колесницах). Они делились на более богатых – пентакосиомедимны (получали 500 медимнов зерна в год) (только они могли занимать высшие должности в государстве) и на более бедных.
- Зевгиты (младший аристократ). Были ограничены в правах, потому что их земельный надел позволял приобрести лишь тяжелое вооружение.
Таким образом, возможность занятия высших государственных должностей ограничивалась даже для аристократов.
Но в скором времени в слоях населения (фетами, мелкими аристократами, разорившимися) нарастает недовольство своей жизнью. Положение данной группы населения стало невыносимым. Доходило до того, что хозяин просто не плати Фету за работу. Возможно хозяин хотел удержать работника у себя на следующий срок или продать за долги в рабство (ведь в то время гарантий личной свободы не было).
Такой произвол приводил к концентрации земли в руках богатой аристократии. В демос входили не только разорившиеся крестьяне, но и зажиточные крестьяне, купцы, судовладельцы, которых также такой порядок веще перестал удовлетворять (интересы их не совпадали с интересами родовой знати).
Среди крестьян начинается брожение: они требуют передела земли, отмены процентных долгов и долговой кабалы. Более обеспеченные демосы (даже иногда будучи более богатыми, чем родовая знать, но не имевшие данного титула) стали добиваться политического преобладания и власти наравне с аристократией. Их цель – лишить эвпатридов их привилегий в пользу тех, кто не имел знатного происхождения, но не уступал им в экономических возможностях.
Рождение города-полиса
Что же повлияло на становление и послужило причиной становления города-государства в Аттике?
1) Природные условия, а именно ландшафт, который сначала благоприятствовал изолированному существованию общин, но затем вследствие экономического развития и роста населения привел к усилению борьбы за условия жизни, а главное – за землю, что и привело к объединению племен вокруг укрепленного центра (Афин).
2) Экономический прогресс. Связь с мореплаванием. Города стали основываться на побережьях, перешейках. Города втянулись в торговлю, становились более богатыми, и, следовательно, стали прочнее укреплять свои границы.
3) Защита от внешних посягательств (постоянные угрозы).
4) Крушение крито-микенских дворцов, которое избавило от своего гнета сельские общины, и которые отдалили вмешательство восточной деспотии в греческие дела.
Таким образом, появление полиса было событием, к которому шел народ в процессе долгого развития, событием закономерным и своевременным, обусловленным естественными причинами.
в) Классический период (расцвет рабовладельческой демократической республики в Афинах)
Реформы Солона
К VI в. до н.э. обстановка в афинском обществе накалилась до предела. Сельское население стало радикально настроенным в отношении своего положения и положения знатной аристократии. «В то время, - говорит Плутарх, - резкое неравенство между бедными и богатыми дошло до высшей степени, и государство было совершенно расшатано кризисом. Весь народ был в долгу у богатых». В ответ готовилась революция. Недовольное население составило союз по устранению старых порядков. Главные требования:
- освободить должников;
- произвести раздел земли;
- осуществить государственный переворот.
Появилась острая необходимость немедленных и эффективных преобразованиях, а главное – необходимость в человеке, который смог бы провести данную реформу.
В 594 г. архонтом был избран Солон, принадлежавший к одному из лучших аристократических родов. Солон стал состоятельным человеком благодаря торговым путешествиям, которые помимо принесения доходов, расширили его кругозор и дали возможность ознакомиться с устройством других государств.
Плутарх говорит, что «наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон, пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлении и в то же время не угнетен нуждою как бедные, стали просить взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам…».
Афиняне любили Солона: богатые – как человека зажиточного, бедные – как честного.
Цель реформы Солона – найти компромисс между демосом и знатью.
Что же сделал Солон в период своего правления:
1. Отмена долгов и долгового рабства для афинян, введение земельного максимума, ограничение ссудного процента, возврат заложенных земель, возврат проданных за границу рабов-афинян на родину.
2. Деление афинян по годовому доходу на 4 разряда:
1-й разряд: пентанакосиомедимны – служили в кавалерии и имели исключительное право занимать посты архонтов и заседать в ареопаге (самые богатые);
2-й разряд: всадники, служившие в кавалерии и имевшие право занимать прочие должности (простые богатые);
3-й разряд: зевгиды, служившие в гоплитах (тяжеловооруженная пехота) – могли занимать низшие посты;
4-й разряд: феты – служили во вспомогательных силах, участвовали только в народном собрании и суде.
3. Создание Совета 400-сот (было 4 племени в Аттике). В него избирались по 100 представителей от первых трех разрядов от каждой филы. Совет готовил повестку дня и проекты решений народных собраний.
4. Создание коллегии судей – гелиэи, включавшей лиц из всех разрядов.
Такой раздел населения по имущественному цензу был очень важен для развития рыночных отношений. Теперь любой человек независимо от происхождения мог повышать свой социальный статус, повышая уровень своего благосостояния. Свободная конкуренция привела к более интенсивному товарно-денежному обороту, что повысило не только уровень жизни отдельных граждан, но и уровень благосостояния государства в целом.
Значение реформ Солона:
1. Практически отменены привилегии аристократии.
2. Отмена долгового рабства – сложение классического рабовладения.
3. При определении социального статуса знатность уступала богатству.
4. Организовался новый тип управления – демократия (народовластие).
В действительности, борьба аристократии за власть даже в период правления Солона продолжалась. После 594 г. и уже через 33 года такая борьба привела страну к тирании, что удалось избежать Солону.
Тирания Писистрата
Изначально территория Афин была поделена на:
- Аттику (собственно Афины)
- горную Диакрию
- равнинную Педиэю
- морскую Паралию.
Между населением указанных районов всегда существовали распри и происходили войны.
Педиэи выражали интересы реакционных землевладельцев.
Паралии – выражали интересы торговой аристократии и зажиточных горожан
Диакрии – выражали интересы мелкого крестьянства, освобожденного еще Солоном от кабалы, и городской бедноты.
Во главе педиэи стоял – Ликург из рода Этеобудатов.
Во главе Паралиев – Мегакл из рода Алкмеонидов.
В главе диакриев – Писистрат. Род его к тому времени обеднел. Этим и объясняется ненависть Писистрата к педиэям, которая и послужила (по словам Аристотеля) причиной доверия к нему народа.
Все афинское население разделилось на три группы, поддерживающих того или иного правителя.
В результате борьбы этих лагерей, установленный Солоном и просуществовавший всего 4 года мирный порядок рухнул и не восстанавливался в течение 11 лет.
Писистрат был великим полководцем, что и послужило восхождению именно его на престол, потому что тогда еще большое внимание уделялось власти авторитета. Правда в 560 г. до н.э.
Придя к власти Писистрат, прежде всего приступил к массовому изгнанию противников (аристократов). Некоторые из аристократического рода остались, подчинившись ему (это была землевладельческая знать, которая прекрасно знала, что ему не стоит никакого труда разорить и изгнать их, а в изгнании без земли, без торговых связей и навыков они бы не выжили).
Первым на повестке дня был вопрос улучшения положения крестьянства:
- значительно расширил крестьянский земельный фонд, наделив крестьян участками из конфискованных земель аристократии
- выдает крестьянам из казенных сумм ссуды и пособия на покупку скота, инвентаря и орудий, нужных для хозяйства.
То есть вся деятельность Писистрата была направлена на учет интересов мелкого крестьянства и их защиту.
Но не от простой человеческой души это делалось. Цель:
- было выгодно, чтобы поселяне были расселены по стране и сосредотачивались в городе
- крестьяне должны были заниматься землей, чтобы у них не хватало времени помышлять об управленческих делах
- обработка земли увеличивала доход самого Песистрата, так как он получал 10-тую часть урожая.
Писистрат настолько укрепил свою власть, что после его смерти в 527 г. до н.э. она без всяких потрясения перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху.
Но такими реформами были недовольны не только аристократия, но и горожане. Диктатура Писистрата стала мешать свободному развитию городского класса.
Впоследсвтии (в период правления Гиппия) аристократия пользуясь недовольством горожан, организовывает ряд покушений на царя. В 510 г. до н.э. Гиппий оставляет Афины. Эпоха тирании закончилась.
Реформы Клисфена
После изгнания Гиппия спартанцы (юго-восток полуострова Пелопоннес) хотели поставить во главе Афин спартанофильскую аристократию, возлагаемую Исагором, но местные жители Афин были против и поддержали крупных торговцев и ремесленников, возглавляемых Клисфеном из рода Алкмеонидов., которые поддержали аристократию в борьбе с Гиппием.
Таким образом, у власти оказался представитель торгово-ремесленной группы Клисфен.
Будучи заинтересованным в свободе товарно-денежного оборота, Клисфен не издал никаких законов для улучшения положения бедноты. Все его законы касались социальных взаимоотношений и государственного устройства. Он создал тот строй, который продержался до тех пор, пока афиняне оставались свободными.
Положения проводимой реформы:
1. Новая территориальная организация. Все полноправное население было расписано на 100 демов (условных слобод). Демы были объединены в 10 фил (вместо четырех старых фил). Каждая фила имела свой храм и своих выборных лидеров, пользовалась правами самоуправления. Принцип деления стал не родовой, не имущественный, а территориальный (народ сознательно по своему статусу был перемешан – цель – не допустить политического сплочения знати между собой, народа между собой против государственной власти). Фила была поделена на 3 триттии. Эти тритии разбивались еще на 30 частей: 10 частей занимал город, 10 – прибрежная часть страны (берег), 10 – горно-земледельческая часть страны (внутренняя земля).
2. Совет 400-сот (по старому делению племен Аттики) заменялся Советом 500-сот (булэ), члены Совета 500-сот (булевты). Было 10 фил, из каждой филы выбирались по 50 представителей. Получается 500 участников.
3. Сужалась власть архонтов, часть полномочий которых передавались новому органу – Коллегии 10 стратегов (по 1 от каждой филы). Первоначально осуществляли военные функции. Позже вытеснили архонтов и стали высшим органом государственной власти в Афинах.
4. Вводилась процедура остракизма. На ежегодном народном собрании решался вопрос о возможном наличии в стране лиц, опасных для государства. Если таковые назывались, то на втором созыве собрания каждый участник писал на глиняном черепке (остраконе) имя опасного, по его мнению, человека. Осужденный большинством голосов изгонялся из страны на 10 лет.
Таким образом, реформы Клисфена завершали формирование основных элементов государственного механизма афинской демократии.
После Клисфена правителем Афин стал Фемистокл. Волновали больше завоевания новых территорий: сначала пошел войной на персов, выиграл войну, но в период проведения военных действий народ обеднел от постоянных налогов для военных нужд. Когда была одержана победа над персами, Фемистокл решил пойти войной на Спарту, за что и был изгнан народом из страны (остракизм). После Фемистокла Перикл. Взошел на престол в самый расцвет афинской полисной демократии. Главенствующее место занимали 2 основных полиса – Афины (ремесленный) и Спарта (аграрный). Но были еще другие города-государства, имевшие не такое историческое значение как два указанных государства - Коринф, Мегары, Фивы и др (строение по аналогии с Афинами и Спартой).