Этап. анализ типичных ошибок
Обучение учащихся навыкам аргументации при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Доронина В.В., учитель русского языка и
литературы МОУ Кошкинская СОШ
Самарской области
Самое трудное на экзамене по русскому языку – это работа над частью С. Часть С проверяет в первую очередь сформированность коммуникативных навыков абитуриентов. Грамотная аргументация суждения – показатель умственной и культурной зрелости учащихся. Одна из задач, стоящих перед учителем, - научить учащихся грамотно выражать свою позицию и уверенно строить аргументационную базу при написании части С. Для решения этой педагогической задачи предлагаю несколько этапов.
Этап. Знакомство с критериями оценивания.
К4 | ||
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме | Баллы | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). | ||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. | ||
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. | ||
Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе. |
этап. Анализ типичных ошибок
Трудности, связанные с аргументацией собственного мнения по проблеме (критерий К4), обусловлены следующими причинами:
1. Ученик, не понимая содержания исходного текста, не умея выделить проблему, адекватно сформулировать авторскую позицию, не может привлечь данные культурно-исторического и личностного опыта.
2. Недостаточный объём культурно-исторического опыта.
3. Ученик не владеет логикой построения сочинения-рассуждения.
Типичные ошибки аргументации:
• ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста;
• приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого тезиса;
• в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом;
• в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы;
• отсутствуют переходы между аргументами;
• отсутствует вывод.
3 этап. Знакомство с понятиями «аргумент», «аргументация», «виды аргументов».
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы– это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.
Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргументы ученика должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.
Существуют различные виды аргументов (логические, психологические, иллюстративные).
Виды аргументов
Логические аргументы – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся:
• научные аксиомы;
• положения законов и официальных документов;
• законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;
• заключения экспертов;
• цитаты из авторитетных источников;
• показания очевидцев;
• статистические данные;
• примеры из жизни или художественной литературы.
Психологические аргументы –это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:
• эмоциональная убежденность пишущего;
• ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);
• примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата;
• указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;
• апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).
Иллюстративные аргументы.Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.