Типичных ошибок начинающего консультанта.

Ошибка 1. «Завороженность симптомом» – следование за жалобой или обвинениями клиента.

Преодоление ошибки с помощью следующих действий консультанта:

Использование техник

1.Позитум-подхода

2.Прояснение более широкого контекста жизни клиента

3.Применение расходящегося консультирования

Ошибка 2. «Позиция Спасателя» - стремление консультанта быстро помогать клиенту, «спасать», предлагая различные решения ситуации.

Преодоление ошибки за счет следующих действий консультанта:

1.Опора на первичный договор на исследование.

2.Позиция «честного свидетеля происходящего».

3.Использование транскультурного подхода.

4.Умение держать консультантом паузу неопределенности.

5.Передача ответственности клиенту за свою жизнь.

Ошибка 3. Потеря конкретности – уход в метафорическую реальность.

Преодоление этой ошибки следующими способами:

1.Подтверждение конкретными примерами

2.Использование уточняющих вопросов: «Что именно…? Как именно…?»

3.Уменьшить масштаб запроса

4.Опираться на феномен «здесь и сейчас»

5.Акцент на психологической части договора

Ошибка 4.Потеря управляемости процессом – клиент начинает вести процесс.

Преодоление ошибки:

1.Вернуться к запросу клиента (тема).

2.Переключиться с содержания на процесс (отношения психолог-клиент).

Ошибка 5. Завороженность консультанта своей гипотезой (или техникой) – стремление втиснуть свою реальность в реальность клиента.

Преодоление ошибки, применяя следующие действия:

1.Проверить готовность клиента к принятию решения

2.Соотнести уровень психологической работы и уровень развития клиента

3.Вынести гипотезу на супервизию

Ошибка 6. Завороженность консультанта личностью клиента – влияние механизма контрпереноса, приводит к потере управляемости процессом.

Преодоление данной ошибки следующими способами:

1.Техники анализа и работы с контрпереносом

2.Взять в работу отношения терапевт – клиент

3.Передать клиенту часть ответственности за работу

Ошибка 7. «Пробуксовка» процесса - нет энергии в теме и в отношениях.

Преодоление ошибки с помощью:

1.Возврата к договору.

2.Переключения с содержания на процесс.

3.Поиска более актуально значимой темы.

Примерный план ведения дневника консультирования.

1. Общие сведения о клиенте (пол, возраст, профессия, семейное положение и т.п.).

2. Содержательный процесс-анализ консультирования.

3. Продвижение клиента (тема, желание, цель, запрос, договор).

4. Что происходило (состояние, чувства клиента, его реакции, применяемые методы и техники и т.д. ).

5. Что получилось (состояние изменения клиента, цели, контракт, план действий и т.д.).

6. Выводы для клиента (резюме клиента, состояние клиента после консультации, прогноз консультирования).

7. Выводы психолога (резюме процесса, личный опыт психолога, то есть, что я думал, что я чувствовал, мое отношение к клиенту).

Вопросы к межсессионной индивидуальной работе (МИР – 1).

1. Консультирование как вид психологической помощи.

Основные цели и задачи психологического консультирования.

Взаимосвязь психологического консультирования с другими видами психологической помощи.

Предмет работы психолога-консультанта.

Этические принципы консультирования.

2. Личность, как инструмент психологической помощи: базовые установки и личностные качества консультанта (анализ литературы и рефлексия).

3. Алгоритм консультативной беседы (цели и содержание этапов).

4. Позитум-подход в обыденной жизни и консультировании.

5. Описать решение своей проблемной ситуации по 5-шаговому алгоритму.

6. Описать опыт работы с клиентом (2-3 встречи).

7. Привести примеры этических дилемм в жизни и консультировании.

8. Рефлексия собственного опыта в самопомощи и помощи другим.

9. Творческий вопрос.

10. Отчет о практической работе в межсессионный период (6 протоколов встреч с клиентом или 2 сценария проведенных групп).

Список литературы:

1. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

2. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: изд. «Речь», 2001. – 352 с.

3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

4. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 109 с.

5. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.

6. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1999. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии.

7. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое кон­сультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных за­ведений. Серия "Серебряная сова". — М.: Ижица, 2002. — 224 с.

8. Р.Кочюнас ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯМ.: "Академический проект", 1999

9. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ./Общ. ред. и послесл. ЛА. Петровской. М.: Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Универс", 1993. -- 336 с.: ил.

10. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультированиии /Пер. с англ. Н.А. Хмелик. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - ...с. - (Библиотека психологии и психотерапии).

11. Корнелиyс Х., Фейр Ш. Знакомство с понятием конфликт./ Хрестоматия по социальной психологии. - M.: Международная педагогическая академия, 1994. C.54-76.

12. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. М.: Наука, 1992. - 156 с.

13. Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат, 1991. ж 200с.

14. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста/ Пер. с англ. А. И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 160 с.

15. Мэй Р. Искусство психологического консультирования/ Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – 144 с.

16. Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. – Киев: Наукова думка, 1995. – 128 с.

17. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт: Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 480 с.

18. Гордон Д. Терапевтические метафоры. – СПб.: «Белый кролик». – 1995. – 196 с.

19. Гришина Н.В. Давайте договоримся. С-Пб., 1992.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Этический кодекс психолога (укороченный вариант)

Наши рекомендации