Структура кс и полномочия кс рф
Конституционное право
Расписание: среда 12:00 числитель 13:50
Правительство РФ
Правительство представляет собой высший орган исполнительной власти и этот орган, как правило, возглавляет систему исполнительной власти в стране. Во главе исполнительной власти в президентских республиках стоит президент, он является главой исполнительной власти и исполнительная власть ответственна перед президентом.
Классическим видом президентской республики является США. Исполнительная власть формируется президентом.
В парламентских республиках исполнительная власть формируется на парламентской основе. В частности - правительство. Главой исполнительной власти является премьер-министр. Ответственна исполнительная власть (правительство) перед парламентом и будет работать до тех пор, пока имеет вотум доверия от парламента.
Виды правительств по партийному составу делятся на однопартийные, коалиционные, беспартийные.
Однопартийные правительства либо в тоталитарных государствах, либо в президентских республиках (президент формирует правительство из той партии, к которой он относится), либо парламентские республики с двухпартийной системой. Тогда партия, имеющая большинство мест, формирует своё правительство. Пример – Великобритания.
Коалиция – союз нескольких партий, которые побеждают на выборах. Коалиционные правительства в ФРГ, Японии. Коалиционные правительства часто бывают непрочными политическими объединениями.
Беспартийные правительства в мусульманских государствах.
Правовое положение правительства закрепляется шестой главой конституции, федеральным конституционным законом о правительстве РФ.
:::Регламент – документ, определяющий работу чего-то (правительство, парламента и т.д.):::
Формирование правительства начинается с назначения председателя правительства, кандидатура выдвигается президентом РФ с одобрением государственной думы. По способу формирования смешанный характер назначения премьер-министра. Выдвигается президентом, одобряет парламент. Государственная дума может отклонить кандидатуру. При этом президент может предлагать её 3 раза. В случае троекратного отклонения президент может распустить государственную думу.
:::Премьер министр = председатель правительства:::
Председатель правительства предлагает во-первых структуру исполнительной власти президенту. Предлагает кандидатуры на посты министров.
По срокам формирования правительства конституция определяется следующим образом. Президент должен внести кандидатуру председателя правительства в государственную дума не позднее 2-х недельного срока после инаугурации президента.
Если распускается правительство, то так же через 2 недели максимум президент должен предложить кандидатуру председателя правительства. Если отклоняется кандидатура, которую выдвигает президент, государственной думой, то дается неделя.
Государственная дума должна рассмотреть представленную кандидатуру в течение недели со дня внесения данной кандидатуры.
Министрам не запрещается входить в политические партии, но пока жесткой принадлежности к политической партии нет. Министры не могут занимать никаких других государственных должностей и в органах местного самоуправления не могут осуществлять никакой деятельности. Не могут вести оплачиваемую предпринимательскую деятельность и любую другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной, благотворительной.
Сроки полномочий и отставка правительства РФ.
В статьях 6 главы нет четкого указания на срок полномочий правительства.
Каждый президент при инаугурации формирует новое правительство. Поэтому максимальный срок полномочий правительства – 6 лет (соответствует срокам полномочий президента).
Президент может принять отставку правительства по своей инициативе. Государственная дума может поставить вопрос о доверии правительству, но это не влечет автоматической отставки. При этом президент принимает решения об отставке правительства либо о роспуске государственной думы.
Председатель правительства может поставить вопрос о доверии своему кабинету перед государственной думой. В случае выражения недоверия правительству государственной думой президент в течение 7 дней должен решить вопрос об отставке правительства либо о роспуске государственной думы.
В случае отставки правительства президент поручает ему подолжать осуществлять свою деятельность до сформирования нового.
Порядок деятельности правительства РФ.
Определяется постановлением о деятельности и регламентом.
Основной формой деятельности являются заседания, на которых решаются наиболее важные вопросы политического управления, хозяйственной и социально-культурной жизни государства.
Исключительно в этой форме заседаний могут быть решены такие вопросы, как изменение налогообложения, структуры исполнительной власти. Вносятся законопроекты по бюджету, приватизации государственной собственности, выпуску ценных бумаг и т.д.
Заседания правительства проводятся не реже одного раза в месяц.
Правомочным заседание считается, если на нём присутствует более половины членов правительства. Председательствовать может по своей инициативе президент. Должен председательствовать председатель правительства, может заместитель в случае отсутствия председателя. Решения принимаются большинством голосов.
В заседаниях правительства имеют право участвовать в заседаниях приглашенные лица.
По решаемым вопросам правительство принимает постановления и распоряжения. Постановления – нормативные (устанавливают, отменяют или изменяют НП) акты, распоряжения – правоприменительные (применение готовой нормы).
Контроль за деятельностью правительства и за исполнением решений правительства осуществляет аппарат правительства.
Первый аспект деятельности правительства – законодательная деятельность.
1. Правительство является субъектом законодательной инициативы. Основная часть законопроектов (порядка 85%) исходит от правительства. Законопроектная деятельность правительства осуществляется в соответствии с программой и планами, а планы и программа формируются по инициативе иных органов исполнительной власти (министерств, служб, в том числе и субъектов федерации, а так же иных общественных организаций).
Правительство готовит законопроект на своем заседании, сопровождая его пояснительными замечаниями, материалами, включающие в себя финансовые обоснования, юридические обоснования и содержательную часть.
Повторить гарантии, 4 и 5 главы.
Компетенция | Сложение полномочий | Отставка |
Статья 110 1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Статья 114 1. Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой <14>; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. 2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом. | Статья 116 Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия. | Статья 117 1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. 2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации. 3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. 4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. 5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. |
11.09.12
Продолжаем лекцию, ага
Взаимодействие правительства с судебными органами.
В ФКЗ «О судебной системе РФ» закрепляются положения о функции правительства по разработке проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования судов (верховного, конституционного, высшего арбитражного, мировых судьях, следственного комитета).
Правительство в случае признания конституционным судом незаконных нормативных правовых актах в пределах своих полномочий принимает меры по обеспечению должного правового регулирования в данной сфере.
Если правительство обращается в ссут для разрешения возникшего спора либо является ответчиком по претензиям правительства, представительствует в суде либо председатель правительства, либо заместитель председателя.
Правительство обеспечивает исполнение судебных решений, что закреплено в ФКЗ «О правительстве РФ».
Акты, издаваемые правительством.
Наиболее значительные акты имеют нормативный характер, издаются в форме постановлений правительства. Постановления регулируют основные вопросы, входящие в компетенцию правительства. Вторым видом подзаконных актов, издаваемых правительством, как правило носящим ненормативный характер, являются распоряжения, которыми регулируются текущие и организационные вопросы. И постановления, и распоряжения принимаются на президиумах правительства и только в редких случаях могут приниматься единолично председателем правительства. Все распоряжения должны быть подписаны председателем правительства.
Постановления и распоряжения обязательны к исполнения на всей территории РФ. В случае их несоответствия конституции либо федеральным законам или указам президента, они могут быть отменены президентом РФ. Президент формально конечно возглавляет исполнительную власть, ага.
Постановления и распоряжения подлежат обязательному опубликованию, кроме тех положений, которые касаются государственной тайны или если в них есть сведения конфиденциального характера, ага.
:]
:[
:|
Публикуются в официальных источниках не позднее 15 дней со дня их подписания.
Акты правительства, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу не позднее дня с их опубликования, а иные постановления вступают в силу со дня их подписания.
Судебная власть РФ
Конституционные принципы правосудия.
Правосудие является видом государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов , связанных с действительными или предполагаемыми нарушениями норм права.
Правосудие осуществляется в государстве специальным и государственными органами посредством рассмотрения в судебных заседаниях уголовных, гражданских и иных дел в установленном законом процессуальном порядке.
Судебной власти и судебным принципам посвящена 7 глава конституции, ФКЗ «О конституционном суде», ФКЗ «О верховном суде» и ФКЗ «Об арбитражных судах РФ», так же ФЗ «О статусе судей».
Принципы правосудия.
Одним из важнейших принципов является осуществление судебной власти только судом (ага).
В РФ устанавливается конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.
Недопустимость создания в России чрезвычайных судов закрепляется так же в статье 118.
Следующий принцип в статье 120 конституции. Это прежде всего независимость судей и судов, подчинение только закону в своей деятельности. Не перед какими органами государственной власти судьи и суды не несут ответственности, только перед законом.
Несменяемость судей. Статья 121. Закрепляется стабильность положения судьи, смена этой должности может произойти только с согласия судьи при условии что судья соответствует этому статусу.
Неприкосновенность судей в статье 122. Это изъятие судей из под административной, уголовной, гражданской ответственности. Неприкосновенность распространяется на жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество документа, используемое им средство транспорта и связи. Не-сть может быть снята только специальной коллегией судей, уголовное дело сможет быть возбуждено только ген прокурором (или исполняющим обязанности там или хз).
Характер рассмотрения дел открытый (статья 123 закрепляет открытость рассмотрения дел), слушание дела в закрытом заседании допускается в тех случаях, которые предусмотрены фед законом. Например в случае, когда дело касается гос тайны, носящие конфиденциальный характер, с участием несовершеннолетних, не достигших 16 лет, половых преступлений.
Оглашение приговора всегда имеет открытый характер.
Заочное разбирательство дел в уголовном судопроизводстве не допускается, кроме случаев, предусмотренных ФЗ.
Судопроизводство должно опираться на состязательность и равноправие сторон. Состязательность сторон определяется наличием заявления истца, запроса какого-либо органа или должностного лица, обвинительного акта прокурора, жалобы потерпевшего.
Наличие защиты и обвинения в судебном разбирательстве. Каждый имеет право на квалифицированную юр помощь.
Наличие суда присяжных в случаях, предусмотренных законом.
Финансирование судов производится только из федерального бюджета и финансирование должно обеспечивать возможность независимого правосудия в соответствии с федеральным законом.
Система судебных органов.
ДЗ: принципы судопроизводства, статьи 118, 120-124
Вспомнить гарантии правосудия (2 глава ага) 46-55 ага.
18.09.12
Судебная система РФ
Правовая регламентация судебной системы РФ осуществляется федеральным конституционным законом о судебной системе 1996 года. В данном законе говорится о том что судебная система представляется в виде федеральных судов, конституционных (уставных) судов субъектов, мировых судей в субъектах РФ.
Конституционные суды | Суды общей юрисдикции | Арбитражные суды | |
Высшее звено | КС РФ | ВС РФ | ВАС РФ |
Среднее звено | Конституционные (уставные) суды субъектов | Суды общей юрисдикции субъектов (Верховные суды республик, областные и т.д.) | Окружные, апелляционные |
Основное звено | -------------------------------- | Городские, районные, мировые судьи, военные суды частей и гарнизонов | Арбитражные суды субъектов |
Конституционный суд РФ создается в соответствии с конституцией и может быть упразднён только путём внесения поправок в конституцию. Конституционный суд является органом конституционного контроля и осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, деятельность конституционного суда устанавливается ФКЗ. Конституционному суду посвящена статья 125 7-й главы.
Конституционный суд в 1991 году был создан. Это новый институт судебной власти. С 91 по 93 было 15 судей, были другие требования к судьям.
Главная задача Конституционного суда – конституционный контроль. Конституционный контроль – деятельность государственных органов, посредством которой контролирующий орган отменяет акты подконтрольного органа, не соответствующие конституции РФ.
Конституционный суд РФ был создан в 1993 году и состоял из 19 судей. Назначаются судьи советом федерации по представлению кандидатур президентом РФ. Полномочия Конституционного суда не ограничиваются сроком, кворум для заседаний – ¾ судей.
Судьями кс могут быть граждане РФ, достигшие ко дню назначения возраста не менее 40 лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж практической работы по юридической профессии не менее 15 лет, имеющие безупречную репутацию и признанную высокую квалификацию в области права.
Сроки полномочия судьи не ограничиваются, предельный возраст пребывания в должности судьи конституционного суда – 70 лет.
Не могут совмещать свою деятельность с другими государственными и общественными должностями, не могут осуществлять частную практику и заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и творческой.
Не вправе осуществлять представительство в суде кроме законного (как представитель КС) и не может оказывать покровительства какой-либо стороне в суде. Так запрещается выступать в СМИ, перед аудиторией на митингах по вопросам, который может стать предметом обсуждения в конституционном суде. Он должен быть политически нейтрален.
Деятельность судьи конституционного суда должна исходить из общих принципов деятельности самого конституционного суда, то есть это прежде всего независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Независимость судьи гарантируется несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судьи, правом на отставку и запретом вмешательства в судебную деятельность со стороны. Кроме этих гарантий, есть и материальные гарантии – оплата труда, ежегодный отпуск, социальное обеспечение, обеспечение жильем, страхование судьи и его семьи.
Несменяемость судей конституционного судьи – невозможность сместить судью со совего поста кроме случаев, указанных ФКЗ:
1. нарушение порядка назначения судьи на должность
2. достижение судьей возраста 70 лет
3. отставка судьи по собственной инициативе
4. выход из гражданства РФ
5. вынесение в отношении судьи обвинительного приговора
6. поступка, порочащего честь
7. недееспособность
8. объявление его умершим
9. продолжающаяся предпринимательская или иная деятельность, несовместимая с должностью в случае предупреждения его об этом до того момента.
Прекращение судьей своих полномочий возможно по представления конституционного суда перед президентом РФ.
Если по состоянию здоровья неспособен в течении 10 месяцев осуществлять свои полномочия.
Приостановление судьей конституционного суда своих полномочий осуществляется в случае:
1. если в отношении судьи возбуждено уголовное дело
2. если по состоянию здоровья он не может выполнять свои полномочия
Осуществляется решением самого конституционного суда и на уровень выше не выходит. Приостановление полномочий не лишает ЗП и неприкосновенности и т.д.
Структура КС и полномочия КС РФ
КС состоит из двух палат, численный состав этих палат – 9 и 10 судей. Персональный состав путем жеребьевки определяется. Порядок этой жеребьевки определяется в регламенте конституционного суда. Во главе избирается председатель, заместитель председателя и секретарь. Через 3 года происходит новая жеребьевка и раз в 3 года выбираются председатль и заместитель и секретарь. Председатель и заместитель могут быть в разных палатах. 2 основные формы работы – пленарные заседания или заседания палат.
В пленарных заседаниях решаются следующие вопросы:
1. соответствие конституции РФ конституций республик и уставов других субъектов.
2. даёт толкование конституции
3. проверяет процедуры выдвижения обвинения против президента в случае импичмента
4. выдвигает законодательную инициативу
5. принимает послания конституционного суда
Так же решаются вопросы организационного характера, например устанавливается очередность рассмотрения дел.
В заседаниях палат конституционного суда рассматриваются следующие вопросы.
Во-первых разрешаются дела о соответствии с конституцией РФ федеральных законов, законов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти федерации и субъектов, а так же … решаются вопросы о компетенции государственных органов, органов субъектов федерации и разграничения компетенции между органами федерации и субъектов.
Полномочия конституционного суда.
Все решения КС принимаются в виде постановлений, они обязательны на всей территории РФ для представительных, исполнительных и судебных органов, так же органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
ФКЗ «о конституционном суде РФ»РФ»Ррр использовать к семенару
5 и 10 недели – рубежные контроли.
Верховный суд РФ
Статья 126 в конституции. ВС осуществляет деятельность по решению гражданских, уголовных, административных и иных дел, подсудных делам общей юрисдикции в предусмотренных процессуальных формах, а так же осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает толкование по вопросам судебной практики.
Верховный суд состоит приблизительно из 120-ти судей. В должностные лица включается председатель Верховного суда, первый заместитель и ещё 5 заместителей. Так есть военная коллегия, которая тоже председателем, заместителем и 6 судьями. Назначение судей верховного суда проводится по такому же принципу, как и судей конституционного суда.
ВС действует в составе пленума верховного суда, президиума верховного суда, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии.
26.09.12
Требования к судьям верховного суда:
- высшее юридическое образование
- безупречная репутация
- и т.д., тоже самое
- возрастной ценз – 35 лет, по юр специальности – 10 лет
В Верховном суде избираются председатель и заместитель, которые организуют работу Верховного суда РФ и обладают самостоятельными процессуальными правами. Прежде всего в эти права входят:
1. могут обратиться с представлением в президиум верховного суда о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.
2. организуют работу по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики.
Либо председатель либо заместитель председательствуют на заседаниях верховного суда и могут председательствовать на пленуме или президиуме.
Пленум Верховного суда – высшая форма организации и деятельности Верховного суда. Действует с составе председателя, заместителя и судей. Ещё на пленуме должден быть генеральный прокурор РФ и министр юстиции. На пленумах, как правило, происходит выработка руководящих разъяснений для нижестоящих судов и заслушиваются сообщения председателей верховных судов республик и других субъектов о судебной практике в данном субъекте.
Пленум верховного суда созывается не реже одного раза в 4 месяца.