Переходя к ситуации в России

В конституциях различных государств отсутствует определение понятия "политическая партия". В них следующим образом определяются только цели и задачи. Например, политические партии "содействуют выражению мнений голосованием" (ст. 4 Конституции Франции); способствуют "выражению народной воли и организации политической власти" (ст. 47 Конституции Португалии); "должны служить свободному функционированию демократического режима" (ст. 29 Конституции Греции); должны "демократическим путем содействовать определению национальной политики" (ст. 49 Конституции Италии).

Политическая партия представляет собой один из видов общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления) посредством формирования и выражения политической воли граждан.

Политическая деятельность может рассматриваться как разновидность социальной деятельности, связанной с отстаиванием (или представлением) интересов больших социальных групп (классы, нации, народы, иные социальные общности). Проводимая государством политика всегда выражает экономические и социальные интересы определенных общественных групп. Условно они делятся на следующие три основные группы:

1. Те, кто ведет собственный бизнес (это 10 - 15% от общего количества). Они заинтересованы в свободе своих действий и создании максимально комфортных условий. Она является наиболее мобильной. От ее политических предпочтений зависит очередное направление политического курса государства. В обществе их интересы отстаивают представители либеральных и консервативных политических партий, т.е. партии правового толка.

2. Те, кто своим наемным трудом обслуживают бизнес-процессы. Это самая многочисленная и разнообразная по составу группа. Она включает в себя менеджеров, рабочих и служащих. Они заинтересованы в отстаивании своих интересов в отношениях с собственниками бизнеса. Их интересы в обществе традиционно отстаивают левые партии-социалисты и социал-демократы.

3. Люди, которые по различным причинам не смогли и не способны адаптироваться к новым рыночным отношениям. В наиболее развитых странах со сложившимися рыночными отношениями их численность также составляет 10 - 15%. С учетом специфики и непродолжительности развития новых экономических отношений в современной России они представляют значительную часть населения. Они не могут обойтись без помощи государства. Выразителями их интересов выступают радикальные политические партии.

Цели и задачи политических партий отражаются в их уставах и программах. Истинной целью в деятельности политических партий в конечном счете является завоевание политической власти конституционным, а иногда и не конституционным путем. В период революции и последующего за ней периода гражданской войны в России (1917 - 1922 гг.) один из ее лидеров Лев Троцкий откровенно и достаточно точно заметил, что "Ничего не стоит та партия, которая не ставит своей целью захват власти". Правота этих слов подтверждается и в сегодняшних условиях политической борьбы в различных странах. В силу этого и других обстоятельств государство (вернее: официальная власть) видит в соперничающих с ним политических партиях прямых конкурентов в борьбе за власть.

В зависимости от этого выделяются консервативные, либеральные, демократические, революционные, реформистские, буржуазные, крестьянские, пролетарские и иные политические партии. Иногда их деятельность носит прямо противоположный, а иногда и тождественный характер по отношению друг к другу. Для современных политических партий характерны следующие черты:

- это негосударственные, действующие на постоянной основе добровольные общественные организации;

- имеют органы управления и структурные образования;

- имеют устав и программу действий;

- чаще всего имеют фиксированное членство;

- отражают интересы определенного слоя людей.

Первые политические партии стали создаваться еще в Древней Греции. Наиболее авторитетными и стабильно функционирующими современными политическими партиями являются: Демократическая партия США (образована в 1828 г.), Республиканская партия США (1854 г.), Рабочая партия Франции (1879 г.), Народная партия Болгарии (1894 г.), Лейбористская партия Великобритании (1900 г.), Консервативная политическая партия Великобритании.

По вполне понятным причинам самой многочисленной политической партией в мире является коммунистическая партия Китая - 69,6 миллионов членов (по состоянию на октябрь 2005 г.). Компартия стремится выполнять роль главной руководящей силы в процессе национального возрождения страны. В Китае существуют еще восемь политических партий, признающих руководящую роль КПК. Возможность создания оппозиционных КПК политических организаций в стране запрещена законодательством.

Для сравнения отметим, что самым многочисленным государством Европы является ФРГ с населением около 80 миллионов человек. Численность коммунистической партии Советского Союза (КПСС) составляла около 20 миллионов членов. В период революционных событий в октябре 1917 года численность членов ВКП(б) была чуть более 22 тысяч, но это не помешало большевикам "найти точку опоры и перевернуть мир" на несколько десятилетий.

Самой массовой и многочисленной политической партией в современной российской политической системе является "Единая Россия", насчитывавшая по состоянию на март 2008 года - более 2 миллионов). Численность КПРФ, ставшей преемницей КПСС, по состоянию на апрель 2009 года составляет менее 140 000 членов.

Со ссылкой на опыт Либерально-демократической партии Японии высказывается точка зрения о целесообразности формирования в стране фактически монопартийной системы на базе "Единой России". В то же время у нее пока отсутствует собственная идеологическая платформа кроме однозначной поддержки политики, проводимой действующими органами государственной власти. По мнению Е.М. Примакова, "такая поддержка приводит в партию многих из тех, кто рассчитывает на нее как на трамплин к занятию тех или иных должностей в законодательной и исполнительной ветвях власти всех уровней. Но не будем забывать, как в одночасье рухнула КПСС, в члены которой тоже многие вступали по аналогичным соображениям"

Во избежание повторения опыта однопартийных тоталитарных режимов в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Копенгагенская встреча 1990 г.) рекомендовано не предпринимать действий, направленных на слияние партий с государствами.

Законодательства государств запрещают политическим партиям использовать наименования, оскорбляющие расовые, национальные и религиозные чувства, нарушающие общепризнанные нормы морали. Символика политических партий должна быть индивидуализированной и не совпадать с символикой других государственных и негосударственных структур. В ряде стран законодательством предусматривается запрет для государственных служащих на членство в политических партиях. В Российской Федерации политические партии могут начинать свою легальную деятельность только после регистрации своего устава в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Деятельность политических партий должна носить определяемый государством законный характер и не нарушать права и свободы граждан. В демократических странах на законодательном уровне определяются случаи вмешательства органов государственной власти и должностных лиц, носящие ограничительный характер, в деятельность политических партий. Как правило, это возможно при наступлении чрезвычайных ситуаций в период действия особых правовых режимов, каковыми являются: военное время, военное положение, чрезвычайное положение.

С распадом СССР начался активный процесс демократизации во всех сферах общественной жизни. Начали создаваться многочисленные общественные объединения, в том числе и политические партии. По состоянию на 1 января 1999 года Минюстом Российской Федерации было зарегистрировано 141 общероссийское общественное объединение. Двадцать семь из них участвовали в избирательной кампании по выборам в Государственную Думу России 1999 г. Пятипроцентный барьер преодолели шесть партий: КПРФ, "Единство", СПС, "Отечество - Вся Россия", ЛДПР, "Яблоко". С 2005 года для признания политической партии парламентской необходимо, чтобы за нее проголосовало уже 7% избирателей.

С принятием Федерального закона "О политических партиях" (2001 г.), определившего более строгие требования к процессу их создания, количество политических партий в Российской Федерации сократилось. В избирательной кампании по выборам в Государственную Думу России в декабре 2003 г. приняли участие 24 политических партий и общественных объединений. Парламентскими стали четыре: "Единая Россия" (около 38%), КПРФ, ЛДПР, "Родина". Официальные затраты на одного депутата от ставших парламентскими политических партий составили: от "Родины" - 5 млн. 120 тысяч рублей; от ЛДПР - 3 млн. 870 тысяч рублей; от "Единой России" - 1 млн. 890 тысяч рублей и от КПРФ - 1 млн. 710 тысяч рублей.

2 декабря 2007 года на места в Государственной Думе Российской Федерации претендовали следующие 11 политических партий: "Аграрная партия России", "Гражданская Сила", Демократическая партия, КПРФ, СПС, Партия социальной справедливости, ЛДПР, "Справедливая Россия", "Патриоты России", "Единая Россия", "Яблоко".

По состоянию на сентябрь 2005 года 14 политических партий, набравших в декабре 2003 г. на выборах в Государственную Думу России менее 2%, остались должны за пользование бесплатным эфиром и газетными площадями в государственных СМИ 440,52 миллионов рублей. В этот список входили следующие партии

Законодательство Российской Федерации предъявляет к политическим партиям следующие финансовые требования. В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О политических партиях" запрещены пожертвования политическим партиям от:

- иностранных государств, юридических лиц и граждан;

- лиц без гражданства;

- международных организаций и международных общественных движений;

- российских юридических лиц с иностранным участием (доля участия в уставном капитале более 30%);

- государственных и муниципальных учреждений;

- воинских частей, анонимных жертвователей;

- благотворительных организаций и религиозных объединений;

- юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвований.

Сумма пожертвований, полученных политической партией, в том числе ее региональными отделениями, от одного юридического лица в течение календарного года, не должна превышать сорок три миллиона триста тысяч рублей. Сумма пожертвований, полученных политической партией, в том числе ее региональными отделениями, от одного физического лица в течение календарного года, не должна превышать четыре миллиона триста тридцать тысяч рублей.

Общая сумма ежегодных пожертвований, полученных политической партией и ее региональными отделениями, не должна превышать четыре миллиарда триста тридцать миллионов рублей. При этом сумма ежегодных пожертвований, полученных региональным отделением политической партии, не должна превышать восемьдесят шесть миллионов шестьсот тысяч рублей.

Государство в соответствии с требованием Федерального закона "О политических партиях" взяло на себя обязательство по финансированию деятельности политических партий, набравших на последних выборах в Государственную Думу Российской Федерации (2003 г.) если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу; если зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией, получил по результатам выборов не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

До 2006 года общая сумма государственной поддержки политических партий определялась исходя из 50 копеек за каждый полученный голос. С 2006 года цена возросла в 10 раз и каждый партийный голос стал оплачиваться государством уже по 5 рублей, а с июля 2008 года - по 20 рублей.

Согласно установившейся практике, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет расчет с политическими партиями на текущий год в период с конца марта по начало апреля. Из приведенной ниже таблицы видно, каков был объем финансирования со стороны государства следующих 12 политических партий

Переходя к ситуации в России - student2.ru

В 2008 году политические партии получили от российского государства 27 миллионов рублей. Это составило только 1,6% всех их доходов. Только 4,6% получаемых средств поступает в качестве пожертвований от граждан.

Основными гарантами финансового благополучия партий остаются юридические лица. 30% своих доходов партии тратят на содержание центральных органов и 70% поступают в региональные структуры. Более конкретно доходы и расходы крупнейших политических партий России в 2008 году можно узнать из следующей таблицы

Переходя к ситуации в России - student2.ru

Национальное законодательство любого государства должно предусматривать превентивные меры, направленные на ограничение деятельности политических партий и политиков, открыто и официально финансируемых из-за рубежа. Это нормальная и вполне естественная реакция государства, преследующая возможность предотвращения одного из видов внешней угрозы национальной безопасности. В России подобное законодательство пока не разработано.

Говоря о российской политической действительности, выдающийся писатель Александр Солженицын отметил, что в России пока есть только признаки демократии. "Демократия не может быть насажена сверх никаким умным законом, никакими мудрыми политиками. Она (демократия) не должна как быть насажена как колпак. Демократия может только расти, как все растущее, как все растения, - снизу вверх. Должна быть прежде демократия малых пространств"

В Министерстве юстиции Российской Федерации было зарегистрировано 138 оргкомитетов (2005 г.) по созданию политических партий в соответствии с новым партийным законодательством. Действующий Закон предусматривает два способа формирования партий: Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

Второй способ, по мнению специалистов, не всегда носит объективный, а чаще конъюнктурный характер и поэтому его следует запретить. В то же время процесс партийной реорганизации путем объединения нескольких партий через проведение учредительных съездов должен носить законодательно легализованный характер.

В Российской Федерации свою реальную жизнеспособность в различной степени пока смогли доказать только 15 - 20 политических партий. Остальные не имеют устойчивой социальной базы, являются немногочисленными и активизируют (как правило, неудачно) свою практическую деятельность только в периоды проведения выборных кампаний.

15 декабря 2004 г. Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел обращения представителей трех политических партий: "Российская христианско-демократическая партия", "Православная партия России" и "Русский Общенациональный Союз". Основанием для обращения стал отказ Министерства юстиции Российской Федерации зарегистрировать их. Причиной отказа было использование в названиях слов "православный", "русский" и "христианство". Конституционный суд согласился с такой позицией Министерства юстиции.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении мотивировал решение по отказу заявителям тем, что "принципы плюралистической демократии, многопартийности и светского государства не могут истолковываться и реализовываться без учета особенностей исторического развития России, вне контекста национального и конфессионального состава российского общества" <1>. Поэтому создание политических партий по религиозному или национальному признаку может открыть путь к фундаментализму и клерикализации партий. Создание в многоконфессиональной стране политических партий, представляющих отдельные виды религий или национальности могут привести не только к непредсказуемым, но и к катастрофическим последствиям для общества и государства в целом.

Пока такое невозможно в условиях современной России, где понятия "христианский", "мусульманский", "русский", "татарский" и другие в общественном сознании ассоциируются не с общей системой ценностей российского народа в целом, а с конкретными конфессиями и отдельными нациями. Принимая в большей степени политическое (и это не в первый раз), нежели правовое решение, Конституционный Суд Российской Федерации, по мнению его председателя В. Зорькина, исходил из того, что Россия пока "не приучена к толерантности".

Размышляя о результатах выборов Президента России, состоявшихся 2 марта 2008 года, экс-президент СССР Михаил Горбачев привлек внимание к несовершенству действующей избирательной системы. Он считает необходимым внести изменения в организацию президентских выборов, выборов в Госдуму и в механизм выборов губернаторов. Например, после выборов в Государственную Думу (декабрь 2007 года) 113 ведущих кандидатов (или 25% от общего количества депутатов) из списков ставших парламентскими политических партий ("Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия") передали свои мандаты другим лицам, находившимся в партийных списках. М.С. Горбачев это расценивает как "просто неуважение к избирателю".

Так, Политические партии играют исключительную роль в функционировании не только стабильных, демократических, представительных систем, но и в процессах политической трансформации и формирования гражданского общества.

Партии проводят отбор, приводят в систему и объединяют интересы групп гражданского общества. “Они играют роль фильтров между социумом и государством, решая какие требования пропустить через свои ячейки”.

Однако в России партии действуют в неструктурированной социальной среде с разрушенными старыми и не сформировавшимися новыми связями, с крайне низким уровнем гражданского самосознания и социального участия, потому осуществление функции агрегирования интересов можно приписать им с очень большой долей условности. У большинства членов общества нет четко выраженных и осознанных экономических интересов, поэтому структурирующую функцию частично выполняют этническая, региональная, профессиональная и другие идентичности. Сами политические партии представляют собой, по преимуществу, узкие элитарные группы, действующие, однако, в эпоху массовой политики и всеобщего избирательного права, потому они отчужденны от общества и вытеснены на периферию общественного сознания россиян.

Краткая и точная формула функционирования современного политического режима в нашей стране, предложена Г. Г. Дилигенским: “Демократически избираемая и сменяемая авторитарная власть - в такую форму на сегодняшний день отлилось развитие посткоммунистического политического режима”.

Наши рекомендации