Изменение государственного управления на

Основе новой Конституции СССР в преддверии

Второй мировой войны

Государственное управление строилось и функционировало со второй половины 30-х гг. на новой конституционной основе. VII съезд Советов СССР (28 января — 6 февраля 1935 г.) поста­новил изменить Конституцию, внести изменения в направлении дальнейшей демократизации избирательной системы и уточне­ния социально-экономической основы Конституции, приведения ее в соответствие с новым состоянием общества[116].

Принятие Чрезвычайным VIII съездом Советов (5 декабря 1936 г.) нового Основного закона мотивировалось окончанием антикапиталистического переходного периода, построением основ социализма, единоукладной плановой экономики, утверждени­ем общественной собственности на средства производства, без­раздельной власти трудящихся при руководящей роли рабочего класса во главе с ВКП(б), ликвидацией эксплуатации человека человеком, людей труда — частным капиталом, безработицы, без­грамотности, беспризорности, нищеты и др.

Существенно изменились социальная структура общества, со­циальный характер и состав рабочего класса, крестьянства, интел­лигенции, национально-государственное строительство, система государственного управления, идеология и состав аппарата управления, правящего слоя и его элитной верхушки.

Конституционные основы управления развивали прежние, опирались на зафиксированные в Конституции СССР 1936 г. фундаментальные качественно новые устои: собственность на орудия и средства производства, система хозяйства, государ­ство рабочих и крестьян, народная власть в лице Советов депу­татов трудящихся снизу доверху, распределение продукции по принципу «от каждого по его способности, каждому по его тру­ду», гарантированная обеспеченность права на труд, который является обязанностью и делом чести. Базовыми основами уп­равления в сфере государственного устройства являлись добро­вольность объединения в союз равноправных республик, чет­кость распределения предметов ведения и полномочий союзных и республиканских органов власти и управления, суверенность союзных республик.

Конституция определила четко статус, полномочия, функ­ции, структуру союзных и республиканских, а также местных органов государственного управления, права и обязанности, по­рядок взаимоотношений союзного и республиканских прави­тельств, наркоматов, местных исполкомов, призванных управ­лять конкретной отраслью; порядок формирования органов уп­равления Советами депутатов трудящиеся, избираемыми впер­вые в отечественной истории путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании в одномандатных округах[117]. Предусмотрены были права общественных организаций, обществ трудящихся выставлять кандидатов, обязанность депутатов от­читываться перед избирателями о своей работе в органах власти и управления, законный порядок отзыва депутатов.

Участие трудящихся в органах власти и управления обеспе­чивалось гарантированными и равными правами на труд, отдых, материальную обеспеченность в старости и в случае болезни, потери трудоспособности; бесплатное образование от дошколь­ного до вузовского и медицинскую помощь. Основной закон га­рантировал свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, объединения в различные обществен­ные организации.

Законодательно закреплена была и такая конституционная ос­нова власти и управления, как роль ВКП (б), которая, согласно ст. 126-й, представляла собой руководящее ядро всех обществен­ных и государственных организаций трудящихся. Сложившаяся реально, фактически эта основа породила своеобразную систему партийно-государственной власти и управления с приоритетной, диктаторской на практике ролью партии.

Зафиксированные в Конституции широкие права, свободы трудящихся, демократизация избирательной системы имели четкую социальную направленность, должны были обеспечить подлинно демократический характер формирования и деятельности органов государственного управления на благо народа, повышение его жизненного, культурного уровня. Объявлялись врагами народа (ст. 131) лица, покушающиеся на конституционные социальные устои, на общественную собственность — священную и неприкосновен­ную основу строя, источник его богатства и могущества[118].

Объявленные суверенными в конституционных пределах, со­юзные республики разработали по образцу и в соответствии с союзной свои конституции, отразившие как общие, так и особен­ные черты республиканского управления. Автономные респуб­лики приняли свои конституции[119]. На основе новых конституций перестраивалась система государственной власти и управления, что происходило в рамках официально объявленного курса де­мократизации.

Прежде всего были избраны Верховные советы СССР (12 де­кабря 1937 г.), союзных и автономных республик (июнь 1938 г.), краевые, областные, окружные, районные, городские, поселко­вые, сельские советы депутатов трудящихся — высшие и мест­ные законодательные органы власти. Впервые не было ограниче­ний избирательного права, разных норм представительства от го­родского и сельского населения, открытого голосования и спис­ками. Реализовано конституционное право всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании; по два месяца продол­жались избирательные кампании, выдвигались и обсуждались кан­дидаты в депутаты по территориальным избирательным окру­гам. Все они представляли блок коммунистов и беспартийных.

Выборы прошли празднично, отличались высокой активнос­тью избирателей[120]. Среди 1143 депутатов Верховного Совета СССР было 870 членов и кандидатов в члены партии, 460 рабочих (42%), 337 крестьян (29,5%), 326 служащих и интеллигенции (28,5%), 180 женщин, представители более 50 народностей страны. Среди 1281008 депутатов местных советов было 878 тыс. беспартий­ных, 402 тыс. членов и кандидатов в члены партии, 422279 жен­щин. На первых сессиях были сформированы президиумы союз­ного, республиканских верховных советов, советы народных ко­миссаров, исполнительные комитеты, созданы структурные под­разделения, обновлены все органы государственного управления, что означало демократическую реформу всей политической сис­темы. Внимание органов власти и. у правления сосредоточено на выполнении заданий третьего пятилетнего плана развития народ­ного хозяйства (1938—1942 гг.).

В соответствии с новой Конституцией СССР изменилось пра­вовое обеспечение государственного управления. Усовершенство­вано гражданское, семейное, трудовое, уголовное право. Новое колхозное и земельное право учитывало Примерный устав сельскохозяйственной артели, принятый II Всесоюзным съездом кол­хозников-ударников в феврале 1935 г., считавшийся многие годы своеобразной колхозной конституцией.

Непрерывно увеличивались масштабы, объемы государствен­ного управления, конкретизировались функции его органов, со­здавались новые звенья в связи с усложнившейся социально-эко­номической и культурной сферами жизни, совершенствовалось отраслевое управление, прежде всего в промышленности, строи­тельстве, культуре, народном образовании, военном комплексе.

Из Наркомтяжпрома выделились наркоматы оборонной промышленности (декабрь 1936 г.), машиностроения (август 1937 г.), из Наркомата электростанций и электропромышленности — Нар­комат электропромышленности (апрель 1939 г.), создан наркомат по строительству (май 1939 г.), который возглавил управление огромным строительным производственным комплексом за счет внутригосударственных капитальных вложений без каких-либо иностранных инвестиций. Возникновению, развитию и специали­зации новых базовых отраслей способствовало образование нарко­матов нефтяной и угольной промышленности на базе Наркомата топливной промышленности. Возникновение двух десятков промышленных наркоматов усилило государственное управление бур­но развивающейся индустриализацией страны; механизацию, ма­шинизацию процессов в различных секторах экономики. Обеспе­чено управление новыми машиностроительными отраслями (авто-, авиа-, тракторо-, комбайно-, станкостроение и др.), что способ­ствовало созданию новой структуры промышленности, отвечаю­щей потребностям индустриальной цивилизации.

В организации управления усиливались общесоюзные нача­ла, централизация, бюрократизация, роль административно-штат­ного персонала, укрепилась дисциплина исполнения, повышалась ответственность за реализацию «директив партии и правитель­ства». Огосударствление управления охватило сферы науки и ис­кусства[121].

Резко возросли объем, параметры государственного управления, роль его союзных органов и исполнительного, раздробленного по ведомствам контрольного аппарата, численно рос управленческий аппарат, который становился все более громоздким, многоступен­чатым («многозвенным»), увлекавшимся отчетами, запретами, ука­заниями, циркулярами и другими формами чиновного бюрократического творчества. Исполнительный аппарат становился главным звеном управления, послушным инструментом правящей верхуш­ки, действовал директивно, жестко, преследовал зачастую свои ап­паратные интересы в ущерб управляемым объектам.

В сфере военного управления штаб РККА был преобразован в Генеральный штаб (1935 г.), создан Наркомат Военно-Морского Флота (1937 г.), учреждены главные Военные советы РККА и ВМФ (1938г.), увеличено число военных округов и окружных военных советов, восстановлен институт военных комиссаров, вве­дены персональные военные звания для командиров, принята лич­ным составом 23 февраля 1939 г. присяга по новому тексту, на­чал действовать Закон о всеобщей воинской обязанности (1 сен­тября 1939 г.). Усилилось партийное руководство, созданы отде­лы по военной работе в республиканских, краевых, областных, окружных, городских и районных комитетах ВКП(б).

Комплексно укреплялась во всех отраслях управления трудо­вая дисциплина, установлены административные взыскания за опоздания на работу и прогулы (28 декабря 1938 г.), введены еди­ные трудовые книжки (январь 1939 г.), проведена всесоюзная пе­репись населения (январь 1939 г.), что способствовало учету тру­довых ресурсов.

Перестроены судебная система, прокуратура. Органом судеб­ного управления стал новый Наркомат юстиции, который прово­дил и кодификацию законодательства. Правоохранительная сис­тема призвана была обеспечить соблюдение новой Конституции, законов всеми организациями, учреждениями, должностными ли­цами, гражданами; карать преступников, исправлять и перевос­питывать их, предотвращать преступления во всех сферах обще­ства, в том числе и в управлении.

На основе ст. 126 Конституции СССР[122] утвердилась офици­ально практика совместных решений государственных и партий­ных органов на всех этажах управления. И ранее существовала такая практика, но теперь партия консолидировала властные и управленческие структуры. Все больше и больше государствен­ных решений принималось совместно с партийными органами, а «партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов»[123], воспринимались государственными органами как обязательные для них.

Своеобразно применялся общемировой принцип назначения на ответственные должности доверенных лиц. В истории российского государственного управления он трансформировался в но­менклатурный принцип партийного руководства всеми структу­рами государственного управления. Обусловлено было это мно­гими факторами, в том числе преобладанием долгое время в го­сударственном аппарате специалистов, чиновников досоветского прошлого, нехваткой новых управленцев, стремлением правящей партии организовать четкую работу государственного аппарата управления, усилить его ответственность и эффективность. Партийные инстанции в соответствии с принципом «Кадры ре­шают все» активно и целенаправленно формировали персональ­ный состав органов власти и управления. С их согласия назнача­лись партийные и беспартийные кадры на государственные и об­щественные посты. Составлялись списки номенклатурных долж­ностей. Номенклатурный принцип обеспечил партийное управ­ление страной. К концу 30-х гг. он охватил выборные органы власти, всю систему государственного и общественного управле­ния, хозяйственные должности. При этом он порождал должно­стную чехарду, партийную деспотию, безответственность кадров перед государственными органами, трудящимися[124]. Вследствие этого Советы были властью для трудящихся через партийно-го­сударственную администрацию, в руках которой все больше и больше концентрировались власть и управление, что противоре­чило демократической природе Советов и системы управления, отраженных в Конституции СССР. Участие широких масс тру­дящихся в управлении становилось формальностью, прикрывав­шей диктат партийно-государственной бюрократии. От аппарата управления в первую очередь стала зависеть во многом судьба рядового человека — труженика. Аппаратная бюрократия охваты­вала все более тотально основные сферы жизни, повсеместно утверждался аппаратно-бюрократический централизм. В стране, где Советы возникли, утвердились как высшая форма демокра­тии, сформировалась диктатура властной корпорации, одного лица, ставших над народом, государством, партией.

Демократические основы государственного управления, за­ложенные в Основном законе страны[125], были реализованы не пол­ностью и с извращениями, что произошло в конкретной международной[126] и внутренней исторической ситуации, было обуслов­лено многими факторами объективного и субъективного харак­тера.

* * *

Функционировавшая между двумя мировыми войнами в 20— 30-е гг. советская система государственного управления пережи­вала процесс становления, перманентной реконструкции, обу­словленной послевоенным и послеинтервенционистским кризи­сом, нэповским реформированием, образованием СССР, приня­тием двух конституций СССР и двух новых конституций РСФСР. Она отразила экстремальность, напряженность исторически ко­роткой межвоенной паузы, форсированность антикапиталисти­ческой реконструкции общества при фронтальном противодей­ствии развитых индустриальных стран, отсутствии сколько-нибудь заметных внешних инвестиций, необходимости срочно ликвидировать экономическую и культурную отсталость России. Система государственной власти и управления новой России ока­залась под прессом жесткого политического и социально-эконо­мического давления западных стран.

Об эффективности строившейся системы государственного управления свидетельствует исторический скачок, совершенный страной за два десятилетия, вступление в индустриальную циви­лизацию, превращение по объему и структуре производства в первую в Европе и вторую в мире промышленную державу, пере­ход к качественно новому обществу, которое на уровне самооценки объявлено социалистическим[127]. Соответственно социалистической объявлена система власти и управления.

Курс на социализм, на демократизацию общества, власти, управления воплощен в масштабных достижениях цивилизационного характера, которые вошли в мировую историю XX в., определяли во многом характер развития мировой цивилизации[128]. Государственное управление было приспособлено к по­требностям гигантской модернизации, которая создала за 20 лет могучий потенциал, бастион цивилизации, достаточный для разгрома фашистской Германии, вознамерившейся унич­тожить Россию (СССР) как препятствие на пути к мировому господству.

В советском государственном управлении 20—30-х гг. про­явились характерные для него основные черты, в том числе рес­публиканская сущность, федерализм в сочетании с унитаризмом; конституционность основ управления; представительство снизу доверху трудящихся — главный источник власти и управления; единство власти и управления, законодательной и исполнитель­ной вертикалей, подотчетность и подконтрольность последней первой; сочетание государственных и общественных начал, связь органов государственного управления с профсоюзными, моло­дежными, кооперативными и другими общественными органи­зациями и массовыми добровольными обществами; определяю­щая роль правящей коммунистической партии, статус которой закреплен конституционно в качестве руководящего ядра обще­ственных и государственных организаций, что обусловило партий­но-государственную природу управления; новаторство и дина­мизм, постоянное развитие на основе творческих поисков, учете отечественного и мирового опыта, научной организации труда и управления; плановость с учета текущей ситуации, ресурсов, бли­жайших задач и долговременных перспектив; сочетание плано­во-административных и планово-экономических методов управ­ления, его централизация и бюрократизация[129].

В 30-е гг. деформировались принципы советского управле­ния. Сказались низкий уровень общей, политической, управленческой культуры, идеологический и партийный монополизм, культ личности, авторитарность партийно-государственной элиты, оторванность ее от народа, отчуждение его от власти и уп­равления. Утвердилась в управлении воля высшего должностно­го лица, власть административно-исполнительного, чиновно-бюрократического аппарата, предельная концентрация полномочий в руках узкого круга должностных лиц, всевластной партий­но-государственной верхушки, тотальное подчинение интересов личности своеобразно толкуемым интересам государства. Все это повлияло отрицательно на качество государственного управле­ния. Ограничивалась советская демократия, нарушалась закон­ность, принижалась роль суда, прокуратуры, имели место право­вой, судебный и внесудебный произвол, массовые репрессии, отчего пострадали многие невинные люди, в том числе и члены ВКП(б), работники государственного, общественного управления, специалисты народного хозяйства, культуры, науки, искусства и др., что стало трагической страницей истории управления.

Вопросы для самопроверки

1. Какие факторы повлияли на становление советского государственного управления после иностранной военной интервенции и граждан­ской войны?

2. Нэповская демократизация, перестройка системы чрезвычайного уп­равления в условиях послевоенного кризиса.

3. Становление союзного государственного управления при образовании СССР.

4. Значение Конституции СССР 1924 г. и новой Конституции РСФСР для совершенствования государственного управления.

5. Изменение государственного управления на основе новой Конституции СССР 1936 г. в преддверии второй мировой войны.

6. Основные черты советского государственного управления 20—30-х гг.

7. Фундаментальные итоги и уроки деятельности государственного уп­равления к концу 30-х гг.

Рекомендуемая литература

Декларация об образовании СССР. Договор об образовании СССР. 30 декабря 1922 г. // Съезды советов в документах. 1917—1936: В 3 т. Т. III. M., 1960.

Игнатов В.Г., Понеделков А.В., Старостин A.M., Черноус В.В. Тео­рия и история административно-политических элит России. Ростов н/Д, 1996.

Конституция (Основной закон) СССР. 5 декабря 1936 г. //Съезды советов в документах. 1917—1936. T. III. М., 1960.

Коржихина Т.П., Сенин А. С. История российской государственнос­ти. М., 1995; Курицын В.М. История государства и права России 1929—1940. М., 1998.

Основной закон (Конституция) СССР 1924 г. // Съезды советов в документах. 1917—1936. Т. III. M., 1960.

Политическая борьба за выбор модели социализма. Сталинская «революция сверху» // Политическая история России / Отв. ред. В.В. Журавлев. М., 1998.

[1] Сахаров А.Н. Конституционные проекты и цивилизационные судь­бы России // Отечественная история. 2000. №5. С. 33.

[2] Политическая история России. Хрестоматия для вузов. М., С. 574-578.

[3] Леонтович В. В. История либерализма в России. М., 1995. С. 439—446.

[4] Старцев В. И. Свержение монархии и судьбы России //Свободная мысль. 1992. №7. С. 81.

[5] Старцев В. И. Трехтомник «История России с древнейших времен до конца XX в.» //Вопросы истории. 1997. № 11. С. 164.

[6] Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России // Вопро­сы истории. 1994. № 8. С. 45.

[7] Демин В.А. Государственная дума России (1906—1917): механизм функционирования. М., 1996. С. 83.

[8] Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М.,1994. С. 22—24; Демин В.А. Указ. соч. С. 85.

[9] См.: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дорево­люционной России. М., 1983. С. 264—267.

[10] Земцов Б. Две России. Гражданское общество в преддверии рево­люции //Свободная мысль. 1996. № 10. С. 75—88.

[11] Демин В.А. Государственная Дума России (1906—1917)... С..79.

[12] Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991. С. 261.

[13] Иоффе Г.З. «Распутиниада» — большая политическая игра // Оте­чественная история. 1998. № 3. С. 117.

[14] Кризис самодержавия. 1894—1917. Л., 1984. С. 627—637.

[15] Ахиезер А. С. Самобытность России как научная проблема // Оте­чественная история. 1994. № 4—5. С. 3—45.

[16] С марта по июль 1917 г. царь и его семья находились под домаш­ним арестом в Царском Селе, затем Романовы по требованию об­щественности были отправлены в г. Тобольск, где пребывали с ав­густа 1917 по апрель 1918 г., после чего были перевезены в Екате­ринбург. В марте 1917 г. в Петрограде было арестовано 4 тыс. сто­ронников Романовых.

[17] Родзянко Михаил Владимирович (1859—1924) — один из лидеров партии октябристов, крупный помещик. В 1911—1917 — председа­тель III и IV Государственных дум, в 1917 — Временного комите­та Государственной думы. Белоэмигрант. Автор воспоминаний «Крушение империи».

[18] Львов Георгий Евгеньевич (1861—1925) — князь, крупный поме­щик, депутат I Государственной думы, председатель Всероссий­ского земского союза, один из руководителей «Земгора». 2 мар­та — 7 июля 1917 г. глава Временного правительства.

[19] Гучков Александр Иванович (1862—1936) — русский капиталист, лидер октябристов. Депутат и с 1910 г. председатель III Государ­ственной думы. В 1915—1917 г. — председатель Центрального во­енно-промышленного комитета. В марте—апреле 1917 г. — воен­ный и морской министр Временного правительства. Белоэмигрант.

[20] Минц И. И. История Великого Октября. Т. 1. М., 1967. С. 557, 601-602.

[21] Милюков Павел Николаевич (1859—1943) — русский политический деятель, историк, профессор, публицист. Один из организаторов партии кадетов, с 1907 г. председатель ее ЦК, редактор газеты «Речь». В 1917 г. — министр иностранных дел Временного правительства 1-го состава— до 2 (15) мая. Белоэмигрант. Труды по истории Рос­сии XVIII—XIX вв., Февральской и Октябрьской революций.

[22] Керенский Александр Федорович (1881—1870) — русский полити­ческий деятель. Адвокат. Лидер фракции трудовиков в IV Госу­дарственной думе. С марта 1917 г. эсер; во Временном правитель­стве: министр юстиции (март—май), военный и морской министр (май—сентябрь), с 8 (21) июля — министр-председатель, с 30 авгу­ста (12 сентября) — верховный главнокомандующий. С 1918 г. в эмиграции.

[23] Некрасов Николай Виссарионович (1879—1940) — инженер-техно­лог, один из лидеров левых кадетов, профессор. Депутат III и IV Государственных дум. Министр Временного правительства. С 1921 г. в Центросоюзе.

[24] Коновалов Александр Иванович (1875—1948) — крупный текстиль­ный фабрикант, лидер партии прогрессистов и «Прогрессивного блока» в IV Государственной думе. Белоэмигрант.

[25] Шингарев Андрей Иванович (1806—1918) — земский деятель, врач, публицист. Одни из лидеров кадетов, депутат II— IV Государствен­ных дум.

[26] Терещенко Михаил Иванович (1886—1956) — русский капиталист, сахарозаводчик. В 1917 г. министр финансов, а затем министр ино­странных дел Временного правительства.

[27] 3 марта правительство сделало важный шаг в формировании эли­ты государственного управления, заменило губернаторов на комис­саров.

[28] Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте //Вопросы исто­рии. 1990. № 12. С. 134.

[29] Куликов С.В. Временное правительство и высшая царская бюро­кратия // Отечественная история. 1999. №4. С. 108—110.

[30] Внешнеполитические задачи были изложены в воззвании Времен­ного правительства к населению от 6 марта, Декларации от 27 мар­та, а также в Декларации Петросовета «К народам всего мира».

[31] Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное пособие. М., 1998. С. 292.

[32] История государственного управления России. Ростов н/Д, 1999. С. 290.

[33] Пайпс Р. Русская революция. Ч. I. M., 1994. С. 327.

[34] Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства (март— апрель 1917 г.) // Отечественная история. 2001. № 2. С. 143.

[35] Для рассмотрения возрастающего потока дел срочно были созда­ны Канцелярия Временного правительства. Совещание товарищей министра, Малый Совет министров.

[36] Фальмер Р. М. Энциклопедия современного управления. Т. 1. М., 1992. С. 25.

[37] После гражданской войны 14 из них остались в России, а более 20 оказались в эмиграции. См.: Измозик В.С. Временное правитель­ство. Люди и судьбы //Вопросы истории. 1994. № 6. С. 163—168.

[38] Пайпс Р. Русская революция. Ч.1. С. 359.

[39] Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988. С. 129—130.

[40] Об учреждении земельных комитетов. Постановление Временно­го правительства 21 апреля 1917 // Сборник указов и постановле­ний Временного Правительства. Вып. 1. 27 февраля — 5 мая 1917 г. Пг., 1917. С. 192—197.

[41] Постановления Донского войскового малого круга. 2—7 августа 1917 г. Новочеркасск, 1917. С.5.

[42] Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991. С. 503.

[43] Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. I. С. 46—49.

[44] Полный сборник платформ всех русских политических партий. СПб., 1906. С. 61-62.

[45] Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996. С. 113.

[46] Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. I. С. 112.

[47] Перечень губерний и областей приведен по очередности введения земства. Весной 1917 г. вся страна покрылась сетью обществен­ных исполнительных комитетов, которые во многих местах до избрания новых городских дум играли роль городского самоуправ­ления.

[48] Год русской революции (1917—1918 гг.). М., 1918. С. 125—131.

[49] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 38. С. 3.

[50] Рид Дж. Десять дней, которые потрясли мир. М.,1957. С. 46; Су­ханов Н. Записки о революции. Берлин, Петербург, Москва, 1922. Кн.7. С.29.

[51] Старцев В. И. Крах керенщины. М., 1982; Он же. Керенский: шарж и личность // Диалог. 1990. № 16. С.76; Парадоксы политики: де­мократ и диктатор (А.Ф. Керенский) // История России в портре­тах. Смоленск. 1996; Герасименко Г.А. и др. Александр Федоро­вич Керенский. М., 1996; и др.

[52] Эбрахэм Р. Александр Керенский. Первая любовь революции. Лондон, 1987; и др.

[53] Деникин А.И. Очерки русской смуты. T.I. Париж. С. 188, 190.

[54] Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 г. // Оте­чественная история. 1997. № 1.

[55] См.: Старцев В.И. Керенский: шарж и личность // Диалог. 1990, № 16. Колоницкий Б.И. Культ А.Ф. Керенского: образы револю­ционной власти // Отечественная история. 1999. № 4. С. 105—108.

[56] Керенский закрыл примерно 20 газет, начал вооруженную борьбу с аграрной революцией.

[57] Герасименко Г.А. Первый акт народовластия в России: Обществен­ные исполнительные комитеты. М., 1992. С. 302.

[58] Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые под­ходы к изучению // Вопросы истории. 1996. № 5—6. С. 34.

[59] С предложением о вступлении в Совнарком Ленин обратился к М.А. Спиридоновой и И.Л. Мартову, однако меньшевики-интернациона­листы в 1917 г. не смогли создать свою партию. Левые эсеры на первом съезде своей партии, проходившем 19—28 ноября 1917 г., организационно оформились в самостоятельную партию (централь­ный орган — газета «Знамя труда», численность на июль 1918 г. — 80 тыс. Лидеры: М.А. Спиридонова, Б.Д. Камков, М.А. Натансон).

[60] Звездова Н.В. Рационализация государственного управления Рос­сией в первый год Советской власти // Рациональность и государ­ственное управление. Ростов н/Д, 1995. С. 118—121.

[61] Из 715 депутатов Учредительного собрания, избранных 12 ноября 1917 г., 412 представляли партию эсеров, 183 — большевиков, 120 мест приходилось на долю остальных партий. Открыто 5 января 1918г. в составе 410 депутатов, отсутствовало 305 депутатов, в том числе фракция кадетов. В ночь с 6 на 7 января ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания. Антиисторично ви­нить только большевиков в роспуске такого парламентского уч­реждения, каким было Учредительное собрание. Они, несомненно, навязали свою партийную волю народу и обществу, но «не смог­ли бы прорваться к вершинам власти, если бы не уловили в свои политические паруса порывы массового радикализма». Как отме­чал Н.А. Бердяев, большевизм «оказался наиболее соответствую­щим всей ситуации, как она сложилась в России в 1917 г., и наи­более верным некоторым исконным русским традициям, и рус­ским исканиям универсальной социальной правды, понятой максималистически, и русским методам управления и властвования насилием». См. подробнее: Протасов Л.Г. Всероссийское Учреди­тельное собрание. История рождения и гибели. М., 1997. С. 324— 324; Знаменский О.Н. Всероссийское Учредительное собрание: ис­тория созыва и политического крушения. Л., 1976; Скрипилев Е.А. Всероссийское Учредительное собрание. М., 1982; и др.

[62] Басманов М.И., Гусев К.В., Подушкина В.А. Сотрудничество и борьба. М.,1988. С. 179-180.

[63] Объединенный съезд стал именоваться Третьим Всероссийским съездом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и завер­шил свою работу 18 января 1918 г. Количество делегатов на этом съезде было в два раза больше, чем в составе Учредительного со­брания — 1647 (в том числе 860 большевиков).

[64] 2 ноября генерал М.В. Алексеев (бывший начальник штаба главко­верха А.Ф. Керенского) начал формирование здесь Добровольческой армии (такое название она приняла с появлением 27 декабря 1917 г. ее декларации, а до этого именовалось «алексеевской» организацией).

[65] См.: Процесс Бориса Савинкова. Берлин, 1924. С. 39-43.

[66] Соколов К.Н. Правление генерала Деникина. София, 1921.

[67] В.В. Шульгин представил Положение о правительстве юга — Осо­бом совещании, которое было доработано членами ЦК кадетов В.А. Степановым и К.Н. Соколовым.

[68] Иоффе Г.З. Крах российской монархической контрреволюции. М., 1977. С. 232.

[69] Гармиза В.В. Крушение эсеровских правительств. М., 1970. С. 31.

[70] Сергеев В.Н. Политические партии в южных казачьих областях России. 1917-1920 гг. Ч. II. Ростов н/Д, 1993. С. 44-45.

[71] Гармиза В.В. Указ. соч. С. 31-49.

[72] Лидер левых эсеров М.А. Спиридонова в открытом письме ЦК партии большевиков предупреждала об отрицательных последстви­ях безнадзорного положения их партии для самих большевиков: «Вы скоро окажетесь в руках вашей чрезвычайки, вы, пожалуй, уже в ее руках. Туда вам и дорога». Летом — осенью 1918 г. в Советской стране возникли первые концентрационные лагеря, по­лучившие впоследствии широкое распространение.

[73] Решения съездов правящей партии имели большое управленчес­кое значение. Так, 8-й съезд РКП(б) (март 1919 г.) в резолюции «Об отношении к среднему крестьянству» констатировал начало поворота среднего крестьянства в сторону Советской власти и необходимость отказа от прежней политики его нейтрализации. Съезд своевременно определил новую линию партии по крестьянскому вопросу: уметь достигать соглашения со средним крестьянством, ни на минуту не отказываясь от борьбы с кулаком и прочно опираясь на бедноту.

[74] Спирин Л. П. Партия большевиков в гражданской войне //Комму­нист. 1990. № 14.

[75] III Всероссийский съезд Советов(январь 1918 г., 1647 делегатов) утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого наро­да. С докладами выступили В.И. Ленин (о работе СНК), Я.И. Свер­длов (о деятельности ВЦИК), И.В. Сталин (об основах федеративного устройства). IV Всероссийский съезд Советов (март 1918, 1246 делегатов), ратифицировал Брестский мирный договор, с докла­дом выступал В.И. Ленин, содоклад от левых эсеров сделал Б.Д. Камков. V Всероссийский съезд Советов(июль, 1164 делегатов), отчеты СНК, ВЦИК, В.И. Ленина; Я.М. Свердлов, А.Ф. Цюрупа (продовольственный вопрос), Л.Д. Троцкий (организация социа­листической Красной Армии), Ю. М. Стеклов (о принятии Кон­ституции РСФСР). VI Всероссийский съезд Советов(ноябрь 1918, 1296 делегатов); В.И. Ленин (годовщина революции; международ­ное положение), Л.Д. Троцкий (военное положение), Г.Е. Зиновь­ев (строительство Советской власти), Д.И. Курский (соблюдение социалистической законности). VII Всероссийский съезд Советов(декабрь, 1919, 1011 делегатов), В.И. Ленин (отчет ВЦИК и СНК), Л.Д. Троцкий (военное положение), Г.Е. Зиновьев (о коммунис­тическом интернационале) и др. VIII Всероссийский съезд Сове­тов(декабрь 1920, 2537 делегатов), В.И. Ленин (доклад СНК и ВЦИК о внутренней и внешней политике); Л. Д. Троцкий (о транс­порте), Г.М. Кржижановский (об электрификации) и др.

[76] Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М.,1986, С. 25.

[77] Ленин В.И. Все на борьбу с Деникиным! // Полн. собр. соч. Т. 39. С. 45-48.

[78] Реввоенсовет республики 6 сентября 1918г. — 28 августа. 1923. М., 1991.

[79] Особое место в политике «военного коммунизма» отводилось прод­разверстке, по которой крестьяне обязаны были сдавать все из­лишки своей продукции государству для снабжения армии и рабо­чего класса. После сдачи продукции крестьяне получали квитан­ции, дающие право на получение промышленных товаров. Так был налажен натуральный обмен между городом и деревней, он не являлся товарно-денежным, был мерой административно-внеэкономического порядка. (См.: Очерки истории экономики. М., 1993. С. 238-242).

[80] См.: История государственного управления в России. М., 1997. С. 209.

[81] Федюк В.П. Белые: антибольшевистское движение на Юге России 1917—1920 гг. М., 1990; Венков Л.В. Антибольшевистское движе­ние на Юге России на начальном этапе гражданской войны. Рос­тов н/Д, 1995; Ларьков Н. С. Начало гражданской войны в Сибири: Армия и борьба за власть. Томск, 1995; Устаткин С.В. Трагедия Белой гвардии. Н. Новгород, 1995; и др.

[82] Поляков Ю.Л. Гражданская война в России (поиски нового виде­ния) // История СССР. 1990. № 2. С.110.

[83] Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе, цивилизации. М., 1995. С. 392.

[84] Политические партии России в зеркале энциклопедии: проблемы и решения. «Круглый стол» //Отечественная история. 1997. № 3. С. 142.

[85] Попытка повернуть Россию вспять обернулась иностранной воен­ной интервенцией, гражданской войной, принесла кровь, страда­ния, разрушения, лишения, обрекла народ страны ни величайшую трагедию в ее истории.

[86] Лихолетьем 1917—1920 гг. доказана приверженность абсолютного большинства населения России движению к новым историческим рубежам, его решимость не допустить возврата к старому режи­му, который завел страну в тупик и был отвергнут двумя народными революциями 1917 г.

[87] Один из уроков 1917—1920 гг. — структура, функции, методы го­сударственного управления должны быть адекватны задачам, ус­ловиям момента.

[88] Совет труда и обороны теперь действовал на правах комиссии СНК, согласовывал деятельность ведомств, преимущественно в хозяйствен­ном строительстве, имел в составе наркомов ВСНХ, труда, земледе­лия, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, представите­лей ВЦСПС, ЦСУ; возглавлялся он Председателем СНК В.И. Улья­новым (Лениным); преобразован (1923 г.) в ЭКОСО, в исполкомах созданы экономсовещания, координировавшие работу местных хо­зяйственных органов.

Сначала сужен был объем функций Всероссийской комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, усилены в ее работе начала «революционной законности», борьбы с детской беспризорностью, в 1922 г. она реорганизована в Государственное политическое управле­ние, упразднены местные, транспортные, фронтовые, армейские ЧК. Судебные функции изъяты из ведения административных органов, сосредоточены в народных судах. Продолжала функционировать до 1936 г. созданная в 1920 г. при СНК Всероссийская чрезвычайная ко­миссия по ликвидации безграмотности (ВЧК ЛБ), которая руководи­ла обучением неграмотных и малограмотных взрослых с помощью добровольного общества «Долой неграмотность», возглавляемого Председателем ВЦИК М.И. Калининым, опираясь на организацион­ную структуру системы ликбеза. Упразднены ВРК, ревтрибуналы и другие чрезвычайные органы. См.: ВЧК и начало нэпа // Свободная мысль. 2000. № 4. С. 114-128.

[89] Восстановлена конституционная избирательная система с ее спе­цифическими чертами: прямые выборы с открытым голосовани­ем в сельские и городские Советы, многоступенчатые — в высшие органы власти и управления; избирательные участки — по пред­приятиям, территориальные — для не охваченного производством населения, преимущество в нормах представительства для рабо­чих по отношению к крестьянству, лишение избирательных прав 7 категорий лиц, многопартийность Советов.

[90] См.: Съезды Советов в документах. 1917—1936гг.: В 3 т. T.I. M., 1959. С. 141—147, 180—184; 216.

[91] Восстановлено действие статьи 37 Конституции РСФСР, согласно которой «общее управление делами РСФСР принадлежит СНК, который принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни». Есть версия, что за весь XX в. Россия лишь однажды — с октября 1917 г. до осени 1922 г. имела такое правительство, которое умело привлекало, расставля­ло по местам лучшие силы, управляло наиболее рационально, пра­вильно, целесообразно. См.: Коржихина Т.П., Сенин А.С. Исто­рия российской государственности. М., 1995. С. 173.

[92] 2 История государства и права России /Отв. ред. Ю.П. Титов. М., 1996. С. 358.

[93] Еще на VIII съезде Советов в работе участвовали меньшевистские и эсеровские делегаты без права решающего голоса. Организации этих партий существовали легально. Эсеры предложили создать «единую социалистическую партию». Меньшевистская РСДРП участвовала в 1920 г. во Всероссийском партийном совещании, прове­ла свою конференцию, а в 1922 г. призвала к установлению демо­кратической республики и в условиях преследования ушла в под­полье. В 1922 г. активным членам партии эсеров было предъявлено обвинение в конспиративной антигосударственной деятельнос­ти, они были арестованы и предстали перед судом летом 1922 г.

[94] Активно утверждал тезис «диктатуры партии» Г.Е. Зиновьев, пред­лагавший закрепить его конституционно. См.: Зиновьев Г.Е. Наши задачи // Правда. 1923. 2 марта, а также XII съезд Российской ком­мунистической партии (большевиков). Стенографический отчет М., 1923. С. 41.

[95] См.: Об антисоветских партиях и течениях. Резолюция XII Всерос­сийской конференции РКП (б). 4—8 августа 1922 г.

[96] См.: Исаев И.А. История государства и права России. М.,1994. С. 354—368. Здесь представлены аналитический итог разработки, содержание каждого кодекса, споры разработчиков, детальность обсуждения, коллективность принятия.

[97] Кодексы оформили юридически нэповское государственное управ­ление, означали правовое регулирование его сферы, отразили его социально-экономическую сущность и пределы, господствующее положение государственной собственности, развитие частнохозяй­ственной деятельности при регулирующей в определенных рамках роли государства.

[98] Советские республики Азербайджан, Армения, Грузия объедини­лись 12 марта — 13 декабря 1922 г. в Закавказскую Социалисти­ческую Федеративную Республику, создали федеративное управ­ление в сферах внешней политики, военных дел, финансов, транс­порта, связи, РКИ, которым ведал исполнительный Союзный со­вет. В других сферах республики сохранили самостоятельное уп­равление.

[99] См.: Последние письма и статьи В.И. Ленина. 23.12.1922—02.03.1923 г. И // Полн. собр. соч. Т. 45. М., 1970. В 34—45-м, 49—55-м томах опубликованы произведения первого и бессменного в течение пяти лет Председателя СНК, в которых отражена роль В.И. Ленина в созда­нии, развитии советского государства, управления.

[100] Игнатов В.Г., Понеделков А.В., Старостин A.M., Черноус В.В. Тео­рия и история административно-политических элит России. Ростов н/Д, 1996. С. 120. В.И. Ленин убеждал соратников в том, что компартия может руководить, но не управлять, не смешивать в текущей работе общественно-партийные и государственно-советские функции.

[101] Исключительному ведению съезда СССР подлежали изменения, дополнения союзного договора; исключалась возможность его де­нонсации в одностороннем и групповом порядке. Конституци­онно была оформлена возможность вступления в СССР новых го­сударств; образование Союза представлялось шагом по пути объе­динения трудящихся всех стран в мировую социалистическую со­ветскую республику. В последующие годы Союз объединял 16 со­юзных республик. См.: Съезды Советов СССР. Сб. документов. 1922-1936 гг. М., 1960. Т. 1. С. 17, 75.

[102] Президиум ЦИК сообщил в июле 1923 г. всем народам и правитель­ствам о создании СССР, о начале работы его высших органов власти и управления. См.: СУ РСФСР 1923 г. № 95. Ст. 950. На II съезде Советов присутствовало 2124 делегата. В Союзный Совет ЦИК из­брано 414 членов и 220 кандидатов пропорционально населению со­юзных республик. РСФСР уступила добровольно часть мест менее населенным БССР и ЗСФСР. Совет Национальностей утвержден в количестве 100 человек по списку республик и областей. См.: Съезды Советов СССР. Сб. документов 1922—1936гг. Т. III. С. 31—33.

[103] Вторая палата ЦИК и такое построение высших органов СССР, чтобы они полностью отражали не только общие нужды и потребности всех народов, но и специфические каждого из них, сделаны по рекомендации XII съезда РКП(б). См.: Съезды Советов СССР. Т. 1.С. 28. Современные авторы полагают, что ни в одной из западных федераций ее субъекты не имели статуса суверенного государства. Это советское новаторство не получило мирового раз­вития, было отягощено элементами унитаризма в СССР. См.: Коржчхина Т.П., Сенин А.С. Указ соч. С. 198.

[104] См.: Съезды Советов СССР. Сб. документов 1922—1936 гг. Т. III. М., 1960. С. 15—22, 40—54. Конституция принималась в обста­новке острых дискуссий, не были поддержаны идеи ликвидации РСФСР и ЗСФСР, вхождения автономий на правах независимых суверенных республик, высказывались возражения против союз­ной Конституции (ограничиться лишь договором), союзного граж­данства, Палаты национальностей, вхождения в нее представите­лей автономий.

[105] В современной литературе есть мнения как о федеративном, так и унитарном характере государственного устройства и управле­ния РСФСР. См.: История государства и права России. С. 387.

[106] Об основах судоустройства, судопроизводства, основных началах уголовного законодательства, общих началах землепользования и землеустройства СССР и союзных республик, о новой редакции УК РСФСР см.: Исаев И.Л. Указ соч. С. 369-370

[107] При приеме на государственную службу при прочих равных усло­виях преимущество отдавалось лицам, знающим местные языки. ВЦИК и СНК упразднили наркомнац, вместо которого при Прези­диуме ВЦИК учрежден (апрель 1924 г.) отдел национальностей. См.: История государства и права России. С. 368.

[108] Присутствовало 2276 делегатов. ЦИК СССР образован в составе 633 человек. В Союзный Совет избрано 450 членов и 199 кандида­тов. РСФСР уступила часть полагавшихся ей мест (все население составляло 70,2% СССР) менее населенным республикам. Совет национальностей утвержден в составе 131 члена и 53 кандидатов, представлявших все национальные государства и государственные образования СССР. См.: Съезды Советов СССР. Сб. документов 1922-1936гг. Т. III. С. 65-71.

[109] См.: Съезды Советов СССР. Сб. документов 1922—1936 гг. Т. III. С.77-83.

[110] До 1936 г. функционировал СТО (Совет труда и обороны) СССР, созданный Совнаркомом по решению ЦИК.

[111] См.: СЗ СССР 1927 г. № 21. Ст. 242.

[112] Протоколы, документы совместных заседаний ЦКК ВКП(б) и НК РКИ по советским вопросам хранились в государственных архи­вах, а документы ЦКК — в партийных.

[113] Своеобразное соединение, совместная работа НК РКИ и ЦКК ВКП(б) прекратились, когда оба органа упразднили в 1934 г., была создана Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комис­сия исполнения при СНК СССР преобразована в Комиссию совет­ского контроля при СНК, которая сосредоточилась на функциях контроля исполнения решений правительства и осуществляла бю­рократический контроль силами штатных контролеров без участия масс (упразднены и ячейки содействия РКИ).

[114] История России. ХХ век /Отв. Ред. В.П. Дмитренко. М., 1997. С. 281.

[115] Провозглашенная 23 марта 1918 г. Донская советская республика управлялась своим правительством — СНК до захвата ее в мае гер­манскими войсками. После восстановления советской власти в 1920г. переименована в Донскую область (имела 6 округов), административное деление которой изменено декретом ВЦИК (7 мар­та 1923 г.). В ноябре 1924 г. донские округа и районы вошли в Северо-Кавказский край (центр — г. Ростов-на-Дону), объединив­ший Дон, Кубань, Ставрополье, национальные округа и области Северного Кавказа. Летом 1930 г. вместо округов созданы райо­ны. В январе 1934 г. из Северо-Кавказского края выделился Азово-Черноморский край, разделенный 13 сентября 1937 г. на Крас­нодарский край и Ростовскую область.

[116] См.: Съезды Советов СССР. Сб. документов. Т. III. С. 215, 223— 224. Проект разрабатывался почти полтора года Конституцион­ной комиссией, 12 подкомиссиями в составе квалифицированных специалистов, ученых, государственных и общественных деяте­лей из всех республик; он опубликован, изучался повсеместно и полгода всенародно обсуждался на собраниях трудящихся, засе­даниях советских и других различных структур, на Чрезвычай­ных районных, городских, областных, краевых, республиканских съездах Советов, одобрен с поправками, предложениями, кото­рые учтены Конституционной комиссией и союзным съездом, где проект тщательно обсужден коллективно, уточнен. Современ­ная литература отразила действительно всенародное творческое обсуждение и одобрение проекта; участие более половины взрос­лого населения, поступление в комиссию 154 тыс. предложений к отдельным статьям, выступление по докладу И.В. Сталина 56 делегатов, работу Редакционной комиссии, принятие Всесоюз­ным съездом 47 поправок и дополнений к трем десяткам статей. Подробнее см.: История государства и права России / Отв. ред. Ю.П. Титов С. 406—408; Исаев И.А. Указ. соч. С. 384.

[117] Конституция СССР 1936 г. «формально отвечала лучшим миро­вым образцам того времени». Политическая история России / Отв. ред. В.В. Журавлев. М., 1998. С. 530.

[118] См.: Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалис­тических Республик // Съезды Советов СССР. Сб. документов Т. III. С. 226—246. Обобщенные оценки Конституции СССР. См.: Исто­рия государства и права России / Отв. ред. Ю.П. Титов С. 418.

[119] Конституция РСФСР принята 21 января 1937 г. XVII Всероссийс­ким съездом Советов. Многие главы, статьи повторяли дословно аналогичные главы, статьи союзного Основного закона, были со­ставлены в соответствии с ним, в том числе по вопросам государ­ственного управления. РСФСР, сказано в ее Конституции, добро­вольно объединилась с другими республиками в Союз ССР, пере­дала ему права согласно ст. 14 Конституции СССР, осуществляет власть и управление самостоятельно вне пределов этой статьи, со­храняет свои суверенные права, признает обязательность законов СССР на своей территории. В отличие от союзной в Конституции РСФСР представлена структура местных исполкомов, допускались особенности с учетом социально-экономического разнообразия рай­онов, городов, автономных республик.

[120] На многих избирательных участках граждане стремились прого­лосовать в числе первых, занимали очередь с вечера, ожидали всю ночь до начала голосования в 6 часов утра. По данным избиратель­ных комиссий, в выборах ВС СССР участвовало 96,8% избирате­лей, в местные СДТ — 99%. За кандидатов единого блока прого­лосовали 99% избирателей в ВС СССР, 99,02% — в областные, 98,7% — в районные, 98,04% — в городские и сельские советы де­путатов трудящихся, что отражало единство народа, власти, уп­равления, подотчетность власти народу, для чего существовало пра­во отзыва избирателями депутатов.

[121] При правительстве были созданы всесоюзные комитеты по делам искусств (1936 г.), кинематографии (1938 г.), высшей школы (1936 г.), регламентирован порядок присуждения ученых степеней, присвоения ученых званий, введен в действие типовой устав вуза (1938 г.).

[122] В Конституции РСФСР отсутствовала аналогичная статья, посколь­ку здесь не было своей партии в отличие от других союзных рес­публик, действовала ст. 126 союзной Конституции.

[123] Исаев И.А. Указ. соч. С. 401.

[124] См.: Коржихина Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия // Вопросы истории. 1993.№ 1. С. 25—36; Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской госу­дарственности. М, 1995, С. 240—272.

[125] См.: Курашвили Б.П. Новый социализм. К возрождению после катастрофы. М., 1997; Власть и советское общество в 1917—1930 годы: Новые источники. «Круглый стол» // Отечественная исто­рия. 2000. № 1.

[126] См.: Россия, которую мы не знали. 1939—1998. Хрестоматия. Че­лябинск, 1995.

[127] Ранее Российская Федерация, Советский Союз были названы «со­циалистическими» в смысле перспективы и социального характе­ра строительства. В 30-е гг. общество объявлено социалистичес­ким по итогам строительства и на основе определенных критери­ев, зафиксированных в Конституции СССР 1936 г. Социализм считался тогда построенным в основном с перспективой завер­шения его строительства. Позднее многие авторы критически от­неслись к этой самооценке. (История государства и права Рос­сии / Отв. ред. Ю.П. Титов. С. 401, 403.)

[128] Нарастало стремление рабочих, крестьян, интеллигенции, государ­ственных и общественных деятелей различных стран увидеть, по­нять «феномен возникновения и строительства нового, справедли­вого, доселе невиданного на планете общества», крепла их поддерж­ка Страны Советов и надежда на успех. См.: Куликова Г.Б. СССР 1920—1930-х гг. глазами западных интеллектуалов //Отечествен­ная история. 2001. № 2. С. 4.

[129] См.: Поташев Ф.И. Воплощение российских традиций соборности в народных Советах XX в. // Российская соборность и современ­ность. Ростов н/Д, 1997.

Наши рекомендации