Экономика и социальные отношения в новохеттский период
Основным источником, характеризующим хозяйство и социальные отношения Новохеттского царства, является сборник законов.
Судя по нему и некоторым документам (например, дарственным грамотам), основой экономики было сельское хозяйство. Широкое распространение получило скотоводство, особенно овцеводство. Большое значение имело разведение крупного рогатого скота, в первую очередь ценились пахотные быки. Лошадей использовали прежде всего в военном деле, стоили они очень дорого — до 40 сиклей за лошадь.
Земледелие у хеттов зависело в значительной степени от обилия атмосферных осадков — искусственное орошение применялось в ограниченных масштабах. В податных списках отмечаются как особенно ценные «поля на берегу реки», поле с каналом, поле с прудом. Воздвигались небольшие плотины и рылись резервуары для дождевой волы. Однако ирригационные сооружения в Хеттском царстве не были крупными, а тем более общегосударственными,' и имели локальный характер.
Основным продуктом полеводства был ячмень, иногда служивший мерилом стоимости. Из различных видов пшеницы наиболее распространенным был эммер. Большую роль играло садоводство (разведение яблонь, груш, смоковниц и, возможно, абрикосовых деревьев) и виноградарство. Оливковые деревья произрастали на северной и западной окраинах страны. Финиковая пальма в Малой Азии (в отличие от Шумера, Аккада и Египта) являлась лишь декоративным растением, ибо плоды ее здесь не созревали.
О развитии ремесла свидетельствуют законы и другие документы, где упоминаются кузнецы, гончары, плотники, кожевники, портные. Основным материалом для производства оружия и орудий труда служила медь и постепенно вытесняющая ее бронза. Хотя железо в Малой Азии стало обрабатываться раньше, чем Б других странах, оно еще не имело в рассматриваемое время хозяйственного значения. Из него изготовлялись статуэтки, ритуальные таблички с надписями, парадное оружие и т. д.
Среди ремесленников наряду со свободными мастерами имелось значительное количество рабов. Владелец мастерской покупал учеников, становившихся после выучки подмастерьями. Строители находились в большинстве своем на положении государственных рабов, получавших за свой труд не денежное вознаграждение, а выдачи натурой. Многие ремесленники занимались сельскохозяйственным трудом для личных нужд или в порядке общегосударственной повинности.
В Новохеттском царстве развивается и внешняя торговля, причем характерным для нее является контроль государственной власти.
В Хеттском государстве часть земли принадлежала царскому дому — самому царю, царице или другим членам правящей династии. В качестве верховного жреца царь распоряжался и обширными хозяйствами храмов. Работники царских и храмовых хозяйств были, как правило, прикреплены к своим земельным наделам и обязаны платить подати
У хеттов распространены были различные формы должностных владений. По распоряжению властей государственная земля вместе с жившим на ней населением передавалась царским и храмовым служащим, получавшим право на сбор налогов в свою пользу. Отдельные храмы получали иммуни-тетные грамоты, освобождавшие их от общегосударственных поборов.
Обрабатываемая земля за пределами государственных и храмовых земель принадлежала частным лицам и являлась предметом купли-продажи. Объединения землевладельцев представляли собою территориальные общины. Старейшины таких общин выполняли административные и судебные функции. В частных хозяйствах, как и в государственных, широко использовался подневольный труд — рабов, военнопленных или работников, прикрепленных к земле.
В хеттском праве все население страны делилось на две категории. Те, кто обязаны были платить подати и нести трудовые повинности будь то в пользу царя, храма или частного лица, признавались людьми несвободного статуса и подвергались известной дискриминации. В полном смысле свободными считались лишь представители знати, царские сановники, жрецы, крупные землевладельцы. Хотя вельможи в хеттских текстах именовались порою «царскими рабами», а служащие храма — «божьими рабами», эти обозначения явно не отражали их действительного юридического статуса.
Однако и категория «несвободных» не была единой — она включала в себя группы, различающиеся как по роли в экономической жизни, так частично и по юридическому статусу. Среди них были купленные рабы, занятые в личном услужении или в ремесле, прикрепленные к своему наделу землевладельцы, военнопленные, посаженные на землю с условием несения повинностей, кабальные должники и те, кто был «продан за серебро» отцом в голодные годы, и т. д.
Характерной особенностью Хеттской державы, в особенности в древнехеттский период, является рыхлость ее структуры, приводившая к частым династическим смутам и общей политической нестабильности. Родичи царя играли активную роль в решении вопросов престолонаследия. Знать, входившая в совет-тулию, могла контролировать деятельность царя. Хеттское государство включало в себя многочисленные полузависимые области, управлявшиеся либо представителями царствующего дома, либо крупными сановниками. На завоеванных территориях хетты редко стремились к смене администрации, довольствуясь общим изъявлением покорности и получением дани. В новохеттский период явственно проявляется тенденция к усилению монархической власти обожествляемого правителя («Солнца», как он именуется в клинописных текстах). Однако центробежные силы оказались значительно более влиятельными, и именно в этом, видимо, заключалась основная причина распада Хеттской державы на рубеже XIII — XII вв. до н. э.
Хеттская культура
Хеттское государство, сложившееся как крупная держава в эпоху, когда древние цивилизации Египта и Месопотамии уже обладали устойчивой культурной традицией, испытало определенное культурное воздействие этих высокоразвитых центров. Довольно сильным было и хурритское влияние.
Правда, в религии хеттов заметно выступают черты этнического своеобразия. Встречается упоминание о тысяче богов и богинь Хеттской страны, хотя практическое значение имело почитание ограниченного числа небожителей. Так, верховным покровителем столичной Хаттусы был бог грозы. Наряду с ним почитался и хурритский бог Тесуб, также считавшийся богом грозы. Ок изображался с пучком молний и боевым топором в руках, являясь одновременно и богом войны. В Хаттусе почиталась также богиня солнца, считавшаяся супругой бога грозы; упоминается и божество солнца мужского рода. Были популярны различные боги плодородия, в первую очередь Телепин. напоминавший египетского Осириса и шумерского Думузи; с ним связывались представления о смене времен года. Местным киликийским богом плодородия был Сан-дан, изображавшийся с огромной кистью спелого винограда,— в какой-то мере прообраз греческого бога виноделия Диониса. Супругой 6qra плодородия была богиня-мать Ма, которая нередко называлась аккадским именем Иштар. Известен также бог ворот Апуллуна, возможно, ставший прообразом греческого Аполлона. Большую роль играл культ священных быка, льва и других животных и птиц. Постепенно происходила известная унификация религиозных представлений, создавался единый пантеон богов. С усилением царской власти храмы и жреческие коллегии все более попадали под ее контроль, царь стал отождествляться с солнечным богом.
Среди сохранившихся хеттских письменных произведений весьма интересны подробные и развернутые царские «автобиографии», скорее всего составлявшиеся не самими царями, а придворными писцами. В них есть яркие эмоциональные образы, отмечены глубокие переживания и проводится своеобразная этическая концепция. Так, в детальной «автобиографии» Хаттусили III делается попытка оправдать отстранение от власти племянника, ссылаясь на его коварство и неблагодарность (моральный момент), а также на волю богини Иштар (религиозное обоснование). В хеттских летописях делались попытки разделить историю страны на три периода. Образованная хеттская верхушка интересовалась прошлым не только своей страны. В хеттских архивах сохранились литературные произведения, повествующие, например, о событиях из истории Аккада.
Распространение в Хеттском царстве (в связи с развитием давних исторических связей, например с Месопотамией) чужеземных языков вызвало необходимость в соответствующих пособиях: имелись трехъязычные, шумеро-вавилоно-хеттские словари. Известен замечательный учебник по коневодству, составленный главным конюшенным хеттского царя митаннийцем Киккули.
Хеттское государство, будучи прежде всего военной державой, усиленно заботилось о развитии фортификации. Характерной особенностью укреплений хеттских городов было наличие двойных стен. В Хат-тусе был воздвигнут еще дополнительный вал, облицованный камнем. Стены сооружались из огромных каменных блоков, тщательно подогнанных друг к другу. К услугам царя и его приближенных в городе было четыре дворца, причем в «нижнем дворце» имелось специальное святилище. Хеттские статуи и рельефы, подобно хурритским, отличались некоторой массивностью и тяжеловесностью, своего рода монументальностью, давящей на зрителя. Для примера можно назвать скальные рельефы Язылы-Кая неподалеку от Богазкёя, где изображены две встречные процессии мужских и женских фигур, стоящих на зверях и птицах. Обе процессии возглавляются богом и богиней, видимо, вступающими в священный брак. В целом для хеттской культуры характерна рациональная деловитость, несколько прагматическая ориентация на главные нужды монархии, в которой успехи на поле брани и возвеличение царской власти составляли основные заботы.