Субъекты конституционного надзора
1. высшие государственные органы и должностные лица,
2. территориальные единицы,
3. суды,
4. частные лица по конкретным спорам.
Принципы конституционного надзора:
1. независимость судей,
2. законность,
3. рациональная организация Конституционного суда
Конституция действенна в том случае, если надзор реален, эффективен.
Формы современных зарубежных государств.
Формы правления – порядок организации и взаимодействия высших органов государственной власти, их взаимодействие между собой и с населением.
1. Монархия – имеется глава государства, власть которого передается по наследству.
o абсолютная:власть монарха ничем не ограничена, Конституция отсутствует (Султанат Оман); но по сути, независимо от наличия конституций и парламентов к абсолютной монархии можно отнести Кувейт, ОАЭ: монарх может приостановить действие конституции.
o парламентарная – глава государства – монарх, но его законодательные и исполнительные полномочия ограничены, он является символом нации, правительство фактически формируется парламентом, юридическая сила актов монарха появляется только после визирования акта соответствующим министром, монарх не имеет права вето по отношению к правительственным актам (данная форма – в большинстве монархий: Япония, Великобритания, Бельгия, Дания).
2. Республика – выборность высших органов государственной власти, их ответственность перед населением.
o президентская (США):
а) президент избирается не парламентским способом,
б) Президент формирует Правительство,
Правительство подотчетно только Президенту,
Президент не имеет права роспуска нижней палаты парламента,
o парламентарная (Германия, Индия):
а) Президент избирается парламентским путем,
б) Парламент участвует в формировании Правительства,
в) Правительство несет политическую ответственность перед парламентом,
г) Президент может распускать нижнюю палату парламента,
o смешанная – на примере Франции:
а) Президент избирается всенародно и формирует Правительство,
б) парламент, в частности, нижняя палата, может принять резолюцию порицаний, что может привести к роспуску правительства, отставке правительства,
в) Президент может распускать нижнюю палату парламента.
Форма государственного устройства – территориальная организация власти, порядок взаимоотношений между государством и его частями, а также между центральными и местными органами власти.
1. Унитарные государства – единые государства, с единой системой органов власти и единым законодательством.
- простые унитарные (Польша, Румыния)
- сложные унитарные – отдельным территориальным единицам предоставлено право формировать органы гос. власти и принимать законы (Великобритания, Франция),
2. Федерации – помимо федеральных органов гос. власти и федерального законодательства существуют органы гос. власти и законодательство субъектов федерации (США, Германия, Индия)
- договорные федерации – образуются в результате союза (США, Швейцария),
- конституционные федерации (Германия, Индия),
- симметричные – все субъекты равноправны,
- асимметричные – некоторым субъектам дано больше прав,
- централизованные – сильная концентрация власти в центре (Индия),
- децентрализованные – все вопросы каждый штат решает отдельно (США),
База деления федераций – по территориальному (США) или национальному (Индия) признаку.
Политические режимы – совокупность способов, приемов, методов осуществления государственной власти.
1. демократия (США, Франция, Германия, Великобритания):
- власть исходит от народа, либо народ участвует в формировании органов гос. власти (Великобритания),
- реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина,
- многопартийная система,
- политический плюрализм,
- при осуществлении гос. власти преобладает метод убеждения, а не принуждения.
2. Антидемократический режим: тоталитарный (Китай), авторитарный (Марокко, Иордания).
- отсутствует многопартийная система,
- не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина,
- отсутствует принцип разделения властей,
- доминируют насильственные методы,
- все сферы жизни под контролем государства,
3. Либерально-политический режим – характерен для стран 19 века, в настоящее время – Индия, Филиппины.
Высокая степень политической свободы, но вследствие культурной отсталости большинства общества реально пользоваться демократическими и политическими институтами могут сравнительно немногие; государство часто прибегает к принудительным формам воздействия.
По Франции – см. отдельный лист
Сравнительная таблица конституций
Государство | Конституция | Конституционный контроль | Форма правления | Форма территориального устройства | Политический режим | Судебная система |
США | 1787г. писаная, состоит из 7 (?) статей + 27 поправок, прилагаемых к тексту Конституции. «Жесткая». | Верховный Суд США и верховные суды штатов | Президентская | федерация 50 штатов | демократия | «американский тип»: отличается централизованностью, возглавляет Верховный Суд США, различают федеральную судебную систему и судебную систему штатов |
Великобритания | нет писаной конституции. Источниками являются: - акты парламента, - великая хартия вольностей 1215г., - судебные прецеденты, - конституционные обычаи, - доктрины ученых юристов. «Гибкая» | Такого института нет. Была сформулирована концепция верховенства парламента. | Парламентская монархия. Руководящую роль играет парламент. | Сложное унитарное государство. | демократический, строгого разделения властей нет | англо-саксонская (американская), единство судебной системы |
Франция | Конституция 1958г. Писаная. «Жесткая», не содержит главы о правах и свободах – ссылается на Декларацию прав и свобод гражданина 1789г. и преамбулу Конституции 1946г. | осуществляется Конституционным советом (рассматривает на предмет соответствия Конституции акты органов законодательной власти, состоит из 9 человек, по 3 чел. в каждой из палат). Госсовет рассматривает акты исполнительной власти. | смешанная республика (полупрезидентская). Доминирующее положение занимает исполнительная власть | Сложное унитарное государство | Демократический | Романо-германская (децентрализованная) |
Германия | 1949г., писаная. «Жесткая» | Федеральный конституционный суд Германии и конституционные суды земель | парламентарная республика | федерация 16 земель | демократический | романо-германская, децентрализованная, 5 независимых ветвей |
Китай | 1982г., писаная. «Жесткая». Придерживается концепции социальных прав и свобод, отвергает естественные права. | Спец. органа нет, но его функцию выполняет постоянный комитет ВСНП | народная республика с демократической диктатурой народа | унитарное государство с национально-территориальными автономиями | тоталитарный режим, нет разделения властей, руководящая роль коммунистической партии | Социалистическая. Судебная система подчинена органам гос.власти и властям на местах. |