Раздел II. Институциональные и функциональные аспекты
Политики и политической власти
Тема 8. Политические режимы
Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 4 часа
Место проведения: лекционная аудитория
Методы проведения: развернутые ответы курсантов по вопросам семинара, их групповое обсуждение и дополнение.
Материальное обеспечение занятия: доска
Основные термины и понятия: Демократический, автократический, тоталитарный, посттоталитарный, султанистский, официальная тотальная идеология, культ личности, система идолопоклонства, партия-государство, монополия на средства массовой информации, идеологическая пропаганда, система полицейского контроля, монополия на все виды вооруженной борьбы и организационного насилия, территориальная экспансия, неконституционность, клика, ограниченный плюрализм, военно-бюрократический режим, корпоративный авторитаризм.
Цели занятия:
· дидактическая: формирование понимания предмета сущности понятия политический режим, основных видов и форм политических режимов, существующих на современном этапе и существовавших ранее;
· методическая: проверка степени усвоения материалов лекции и уровня самостоятельной подготовки курсантов к семинару;
· воспитательная: добиться понимания курсантами значимости политических знаний для повседневной жизни и профессиональной деятельности.
· План семинара:
1. Понятие политический режим.2. Виды политических режимов.3. Понятие, виды и признаки правовых режимовРаспределение учебного времени
1. | Введение (организационный этап) | 5 мин. |
2. | Обсуждение учебных вопросов первый вопрос второй вопрос третий вопрос | 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
3. | Заключительная часть занятия | 10 мин. |
Методические рекомендации по проведению семинарского занятия (для преподавателя)
Вступительная часть занятия
2. Во вступительном слове: разъяснить связь темы занятия с предшествующими темами и смежными дисциплинами, указание цели и задач, стоящих перед слушателями в процессе усвоения содержания данного занятия;
3. ориентировать курсантов на понимание, что политический режим качественное состояние функционирования политической системы общества система общества
4. напомнить обсуждаемые вопросы и порядок их рассмотрения.
Обсуждение учебных вопросов
По первому вопросу семинара:
· опросив двух-трех курсантов, обсудить тезис, что актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства т.к. форма государства во многом влияет на его содержание и функции
· рассматривалась многими ведущими российскими теоретиками, каждый из них по-своему развивает эту тему, рассматривая ее в историческом аспекте на примере множества государств с различным государственным устройством
По второму вопросу семинара:
· опросив двух-трех курсантов, обсудить названные функции и элементы политической системы не являются статичными «и пассивными. Они, динамичны активно действуют: 'Эта деятельность, взятая в своей совокупности, создает в обществе определенный «политический климат» или, точнее, политический режим.
· дополнить ответы курсантов, подчеркивая, что понятие «Политический режим» не потеряло в современные дни своей актуальности. Оно требует развития в соответствии с современными условиями в мире и состоянием России.По третьему вопросу:
· опросив двух-трех курсантов, обсудить основные признаки правового режима. А также соотношение правовых режимов с государственными и политическими режимами.
· дополнить ответы курсантов, подчеркивая, что в условиях напряженной политической борьбы все правовые режимы в той или иной мере неизбежно политическую окраску. приобретают
Заключительная часть занятия
В завершении занятия преподаватель проводит организационные мероприятия.