Тема 13. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

ЗАДАНИЯ

233. Почему проблемы использования ресурсов, находящихся в общей собственности, получили название «трагедия общественных ресурсов»?

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

234. Какие из ниже перечисленных случаев можно расценить как расширение, а какие – как сужение возможностей выбора:

а) молодого человека, чьи религиозные взгляды не позволяют ему проходить службу в армии, направили для прохождения службы санитаром в госпиталь;

_____________

_____________

_____________

_____________

б) сотрудникам учреждения, бросившим курить, администрация повысила заработную плату на 5%;

_____________

_____________

_____________

в) сотрудникам учреждения объявили, что кандидатуры тех из них, кто курит в рабочее время, будут внесены в списки сокращаемых в первую очередь;

_____________

_____________

_____________

_____________

г) студентам, активно участвующим в работе научного студенческого (общества, будут выплачены премии в размере месячной стипендии;

_____________

_____________

_____________

_____________

д) студенты, не участвующие в работе научного студенческого общества, не могут претендовать на получение рекомендации для обучения в университетах других стран;

_____________

_____________

_____________

е) в начале XX века женщинам в США запрещалось курить в обществе под угрозой штрафа.

_____________

_____________

_____________

235. «Когда в США начали бурить первые нефтяные скважины, тот, кто поднимал нефть на поверхность, имел по закону право считать ее своей собственностью, – пишет американский экономист Р. Д. Купер. – Иначе говоря, нефть в недрах была ничьей, а нефть, выкачанная на поверхность, принадлежала тому, кто ее добыл». К каким экономическим последствиям, на ваш взгляд, это привело? Почему Р.Д. Купер использовал данный пример для объяснения поведения населения в постсоциалистических странах?

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

__________________________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

ТЕСТЫ

(выберите правильный ответ и обоснуйте его)

236. Какие производства и (или) ресурсы вызывают наибольшее число конфликтов в связи с внешними эффектами:

а) вредные производства;

б) редкие ресурсы;

в) ресурсы или производства, имеющие стратегическое значение;

г) ресурсы, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких.

237. В каком случае теорема Коуза перестает работать:

а) в случае несовершенной информации, имеющейся у обеих сторон;

б) в случае совершенной информации, имеющейся у обеих сторон;

в) в случае, если теорема Коуза рассматривается в рамках кооперативной теории игр;

г) в случае, если известна только структура предпочтений противоположной стороны.

238. До какого предела продолжались бы сделки при отсутствии трансакционных издержек:

а) до достижения оптимальности по Нэшу;

б) до достижения оптимальности по Парето;

в) бесконечно долго;

г) до вмешательства государственных органов.

239. Что можно сделать для достижения эффективности после достижения «точки перегрузки»:

а) запрещать пользование благом дополнительным потребителям;

б) взимать с дополнительных потребителей цену, равную предельным издержкам, которые они налагают на других потребителей;

в) взимать с дополнительных потребителей цену, равную стоимости потребляемого ими блага;

г) запретить производство.

ЗАДАЧИ

240. Общество состоит из двух индивидуумов, которые хотят построить маленький теннисный корт. Функция спроса на данное общественное благо для первого индивидуума Q1 = 50 - 0,5Р1, для второго индивидуума Q2= 50 - 0,5Р2, где Q – площадь корта в квадратных метрах; Р цена 1 кв. м. Определите оптимальный размер корта, если предельные издержки создания 1 кв. м равны 160. Ответ поясните графически.

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

241. Пусть в некой стране из 2 млн. граждан 100 тыс. – угольщики. От введения государственной поддержки угольной отрасли угольщики получат доход в 100 руб. на каждого шахтера. Все граждане страны потерпят убыток в 6 руб. на человека. Может ли быть введена в этой стране государственная поддержка угольной отрасли?

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

ПРОБЛЕМЫ

(подготовьте письменные ответы на следующие вопросы)

242. Представьте себе, что вы являетесь экспертом правительства по экологическим вопросам. В правительстве подготовлена программа извлечения новых доходов путем использования акцизных налогов. В список облагаемых налогом включены следующие товары: бензин, алкогольные напитки, табачные изделия, авиабилеты, автомобили, чулочно-носочные изделия, меха, ковры, бриллианты. Какие факторы вы будете учитывать при выборе товаров, на которые следует ввести налог? Объясните почему.

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

243. Разгосударствление, т.е. переход к рыночной экономике, предполагает некий стандартный набор мер. Их условно можно разделить на три группы. Первая группа – это финансовая стабилизация, снижение бюджетного дефицита и сокращение денежной эмиссии центрального банка, вторая – дерегулирование, сокращение числа государственных рычагов вмешательства в экономику и создание фундамента для свободных договорных отношений. Третья группа связана с реформированием и приватизацией крупных государственных концернов. Какой, на ваш взгляд, должна быть последовательность проведения реформ? Какую систему социальной защиты населения, необходимой в связи с ростом безработицы и снижением жизненного уровня населения, вы бы предложили?

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

__________________________

_____________

_____________

_____________

Тема 14. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

ЗАДАНИЯ

244. Всегда ли правило большинства обеспечивает демократичность принятия решений? Когда, на ваш взгляд, необходимо принятие решений при условии полного единогласия?

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

__________________________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

245. Что такое издержки принятия решений? Из чего они складываются?

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

__________________________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

246. Если вы - русский, проживающий в Эстонии, или эстонец живущий в России, какой бы вы предпочли парламент пользующийся простым большинством голосов или характеризующийся относительным единодушием? Почему?

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

__________________________

_____________

_____________

_____________

_____________

247. Противоречат ли система логроллинга оптимуму по Парето?

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

__________________________

_____________

_____________

248. Что такое конституционная экономика? Почему ее разработка стала актуальной задачей в развитых странах в настоящее время?

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

__________________________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

ТЕСТЫ

(выберите правильный ответ и обоснуйте его)

249. «Сухаревская конвенция» «детей лейтенанта Шмидта», которая описана в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок», была нарушена из-за того, что коллективное решение хотя и удовлетворяло критерию Калдора–Хикса, но не предусматривало компенсационных платежей.

Да Нет

250. К какому течению экономической мысли относится теория общественного выбора:

а) к радикальному;

б) к современному либерализму;

в) к классическому либерализму;

г) к консервативному.

251. Парламентский суверенитет – это:

а) депутатская неприкосновенность;

б) запрет самороспуска;

в) возможность издавать любой закон;

г) все утверждения неверны.

ЗАДАЧИ

252. Участие в коллективной деятельности связано с издержками для индивида, и рациональный человек будет принимать этот факт в расчет на стадии конституционного выбора.

A) Постройте функцию внешних издержек С индивида в координатах «ожидаемые издержки принятия решения – число индивидов, согласие которых необходимо для осуществления коллективного действия» и поясните ответ.

Б) В тех же координатах постройте функцию издержек принятия решения и поясните ответ.

B) Используя эти две функции, покажите оптимальное правило принятия решения. Объясните, почему именно это правило будет являться оптимальным.

А)

Тема 13. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ - student2.ru Тема 13. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ - student2.ru _______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_____________

_____________

Б)

Тема 13. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ - student2.ru Тема 13. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ - student2.ru _______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_____________

_____________

В)

Тема 13. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ - student2.ru _________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

__

__

_____________

_____________

253. Предположите, что вы формируете новую политическую партию.

А) Какая система выборов: мажоритарная или пропорционального представительства была бы для вас предпочтительней? Почему?

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

__________________________

_____________

Б) Если бы парламент страны (конгресс) имел пропорциональное представительство с установленным числом представителей, вы предпочли бы меньшее число избирательных округов или большее? Почему?

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

__________________________

_____________

_____________

254. Предположим, что ваша страна имеет парламентскую форму правительства и вы считали бы предпочтительным иметь исполнительные органы правительства сильными и устойчивыми.

А) Какую форму представительства вы предпочтете – одномандатный избирательный округ (с единственным представителем) или пропорциональное представительство? Почему?

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

__________________________

_____________

_____________

Б) В случае пропорционального представительства вы предпочли бы большее или меньшее число избирательных округов? Почему?

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

__________________________

_____________

_____________

В) В случае пропорционального представительства вы предпочли бы голосование по партийным спискам или персонально по кандидатам? Почему?

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

ПРОБЛЕМЫ

(подготовьте письменные ответы на следующие вопросы)

255. Почему произошло извращение демократическогоидеала? Чем отличается закон от произвола?

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

256. Каковы условия проведения эффективной денационализации? Проанализируйте опыт приватизации в России: каковы его достоинства и недостатки?

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

ТЕМАТИКА ЭССЕ

1. Основные особенности современных представлений о предмете экономической теории.

2. Важнейшие принципы экономического анализа и их применение в экономических исследованиях.

3. Сходство и различия позитивного и нормативного экономического анализа.

4. Особенности экономического подхода к изучению социальных процессов.

5. Основные особенности экономического моделирования, его уровни и границы применения.

6. Эмпирический и теоретический подходы в экономическом анализе.

7. Ограниченность экономических благ и вытекающие из нее особенности экономических решений.

8. Принцип альтернативных издержек и его роль в экономической деятельности.

9. Модель производственных возможностей и ее применение в экономическом анализе.

10. Особенности традиционной, командной и рыночной экономики и их черты в современной экономике России.

11. Преимущества и недостатки рыночной системы координации экономической деятельности.

12. Конкуренция продавцов и покупателей в модели спроса и предложения.

13. Условия установления рыночного равновесия в модели спроса и предложения.

14. Положительные и отрицательные моменты государственного регулирования цен на конкурентных рынках.

15. Сопоставление изменения излишков потребителя и производителя при количественных ограничениях, вводимых государством на конкурентных рынках.

16. Сопоставление результатов взимания поштучного налога с продавцов и покупателей.

17. Ценовая эластичность спроса и предложения и распределение налогового бремени.

18. Основные факторы, определяющие выбор потребителя.

19. Рациональность потребителей: ее особенности и проявления в современной российской экономике.

20. Эффекты социального спроса X. Лебенстайна и рациональность поведения потребителей.

21. Основные аксиомы и предположения теории выбора потребителя, их сходства и различия.

22. Факторы, определяющие ограничения потребителя, и их отражение в модели бюджетного ограничения.

23. Факторы, влияющие на форму и расположение кривых безразличия.

24. Влияние изменений цен товаров и дохода потребителя на количество и структуру покупаемого им набора благ.

25. Соотношение эффектов замены и дохода для различных видов благ и его отражение в форме кривых спроса на разные блага.

26. Роль кривых компенсированного спроса в анализе поведения потребителя и в определении изменений его благосостояния при изменении цен.

27. Производственная функция и ее роль в анализе деятельности фирмы.

28. Определение спроса на ресурсы и факторов, воздействующих на него.

29. Выбор технологий производства фирмой, максимизирующей выпуск, и фирмой, минимизирующей издержки.

30. Отдача от масштаба и влияющие на нее факторы.

31. Фирма как экономический субъект.

32. Основные типы фирм, их достоинства и недостатки и соответствующие сферы деятельности.

33. Цели экономической деятельности фирм.

34. Определение предложения конкурентной фирмы в разных условиях.

35. Рыночные структуры и их роль в экономической деятельности.

36. Монополия, особенности ее экономической деятельности, положительные и отрицательные стороны для общества.

37. Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике.

38. Роль рекламы при несовершенной конкуренции.

39. Соглашения олигополистов и их устойчивость.

40. Соотношение ценовой и неценовой конкуренции при олигополии.

41. Методы ценообразования олигополии.

42. Модели конкуренции олигополии и их проявления в российской экономике.

43. Использование теории игр при анализе поведения олигополии.

44. Государственное регулирование рынков несовершенной конкуренции.

45. Определение спроса и влияющих на него факторов на рынке труда.

46. Предложение труда и факторы, на него влияющие.

47. Различия в оплате труда и их особенности в экономике России.

48. Роль профсоюзов на рынке труда.

49. Распределение и перераспределение доходов: общие черты и особенности современной российской экономики.

50. Спрос и предложение на рынке капиталов.

51. Особенности рынка земли и актуальнее проблемы формирования рынка земли в России.

52. Роль земельной ренты в экономической деятельности.

53. Условия достижения и результаты установления общего равновесия в экономике.

54. Оценка общественного благосостояния при установлении общего экономического равновесия.

55. Влияние государственного регулирования и провалов рынка на результаты установления общего экономического равновесия.

56. Причины возникновения и измерение неопределенности и риска в экономике.

57. Индивидуальное отношение к риску и методы снижения риска.

58. Особенности рынков с асимметричной информацией, необходимость и пути снижения асимметричности информации.

59. Спекуляция в рыночной экономике: роль и конкретные формы.

60. Роль и виды трансакционных издержек в экономической деятельности.

61. Формирование и последствия внешних эффектов в экономике.

62. Роль рынка и государства в интернализации внешних эффектов.

63. Проблемы обеспечения общественными благами в России.

64. Изменение роли государства в экономике в ходе рыночных реформ.

65. Основные черты и методы анализа теории общественного выбора.

66. Особенности общественного выбора в условиях представительной демократии и формы борьбы за реализацию своих интересов.

67. Роль бюрократии при принятии общественных решений и возможности эффективной борьбы с негативными ее сторонами.

[1] Johnson Е. A. J. Prede-cessors of Adam Smith. L., 1937. P. 3.

[2] См.: Шумпетер И. А. История экономического анализа // Истоки. Вып. 4. М., 2000. С. 349.

[3] Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. С. 458. 25.

[4] Задания 60 и 61 взяты у А. Витстума (LSE).

[5] Задание взято у А. Витстума (LSE)

Наши рекомендации