Предложения и мероприятия по улучшению среды
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Тульский филиал
Контрольная работа
По дисциплине
«БЖД»
3 вариант
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Исполнитель: студ-ка 2 курса
Направление подготовки: Б-И
группы дневной
Медведева Е.А.
№ зачетной книжки: 11улб01142
Руководитель: Зотова О. И.
Тула, 2012.
Содержание
1.Введение……………………………………………...………………………….3
2.Теоритическая часть…………………………………………………...………..5
3.Аналитическая часть…………………………………………………………..13
4.Предложения и мероприятия по улучшению среды…………………..…….15
5.Список использованной литературы…………………………………..……..18
Введение
В обыденной жизни все отклонения от обычного, нормального хода событий люди склонны относить к чрезвычайным ситуациям. В широком смысле слова, под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимают обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среды, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций — это совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.
Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:
· Риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;
· предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.[1]
Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.
Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.
Комплекс мероприятий по защите населения включает:
1. оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
2. эвакуационные мероприятия;
3. меры по инженерной защите населения;
4. меры радиационной и химической защиты;
5. медицинские мероприятия;
6. подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций, безусловно, обращается к опыту и сведениям органов мониторинга и прогнозирования, рекомендации которых составляют основу прогнозов, составляемых с непременным учетом местных особенностей.
Теоретическая часть
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среды, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Каждая чрезвычайная ситуация имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие, причины возникновения, характер развития, свои особенности воздействия на человека и среду его обитания.
По причинам возникновения можно выделить четыре класса чрезвычайных ситуаций: природные (стихийные бедствия), техногенные, экологические и социально политические.
Стихийные бедствия – опасные природные явления или процессы, имеющие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп населения, человеческим жертвам, разрушению и уничтожению материальных ценностей.
Стихийные бедствия могут возникать в результате воздействия атмосферных явлений (ураганы, смерчи, снежные заносы и обвалы), огня (лесные пожары в населённых пунктах, торфяные пожары), изменения уровня воды в водоёмах (паводки, наводнения), изменения в почве и земной коре (оползни, извержения вулканов, землетрясения, цунами).[3]
Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи: одно из них может повлечь за собой другое.
Некоторые из них часто возникают в результате не всегда разумной деятельности человека (например, лесные пожары, производственные взрывы в горной местности, при строительстве дорог, плотин, разработке карьеров, что зачастую приводит к оползням, снежным лавинам, обвалам ледников и т.п.)
Для каждого стихийного бедствия характерно наличие присущих ему поражающих факторов, вредно воздействующих на состояние здоровья человека. Больше всего люди страдают от наводнений (40%), ураганов (20%),землетрясений и засух (по 15%).Около 10% общего ущерба приходится на остальные виды стихийных бедствий.
Техногенными ЧС принято считать внезапный выход из строя машин, механизмов и агрегатов во время их эксплуатации, сопровождающийся серьёзными нарушениями производственного процесса, взрывами, образованием очагов пожаров, радиоактивным, химическим, биологическим заражением больших территорий, групповым поражением (гибелью) людей.
К техногенным ЧС относятся аварии на промышленных предприятиях, строительстве, а также на железнодорожном, воздушном автомобильном, трубопроводном и водном транспорте, в результате которых возникли пожары, разрушения гражданских и промышленных зданий, создалась опасность радиационного заражения, химического и бактериального заражения местности, произошло растекание нефтепродуктов и агрессивных (ядовитых) жидкостей по поверхности земли и воды и возникли другие последствия, создающие угрозу населения и окружающей среде.
Экологические ЧС – качественное изменение биосферы, вызванное действием антропогенных факторов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека, и оказывающее вредное воздействие на людей, животный и растительный мир, окружающую среду в целом.
К ЧС экологического характера можно отнести: интенсивную деградация почвы и её загрязнение тяжёлыми металлами (кадмий, свинец, ртуть, хром и т.д.) и другими вредными веществами; загрязнение атмосферы вредными химическими веществами; загрязнение атмосферы вредными химическими веществами, шумом, электромагнитными и ионизирующими излучениями; кислотные дожди; разрушение озонового слоя; температурные инверсии над промышленными городами (смог), загрязнение, засоление и истощение водных ресурсов и другие ситуации, которые не только снижают качество жизни людей, но и угрожают их здоровью.
Социально-политические конфликты – крайне острая форма разрешения противоречий между государствами с применением современных средств поражения (региональные и глобальные военно-политические конфликты), а также межнациональные и религиозные противоречия, сопровождающиеся насилием.
Последствия чрезвычайных ситуаций могут быть самыми разнообразными. Они обусловлены видом, характером ЧС и масштабами её распространения. Основными видами последствий ЧС являются: разрушения, затопления, массовые пожары, радиоактивное загрязнение, химическое и бактериальное заражение, которые, в свою очередь создают условия, опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения.
Пути защиты населения в условиях мирного и военного времени.
Защита населения Российской Федерации от последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с федеральным законом «О защите населения и территорий природного и техногенного характера».
Для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения – для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству создана Российская системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Она объединяет органы государственного управления Российской Федерации всех уровней, различные общественные организации, которые связаны с безопасностью и защитой населения
· В случае военно-политических конфликтов надежными способами защиты являются: защитные сооружения (убежища), средства индивидуальной защиты (фильтрующие противогазы, изолирующие средства защиты кожи, подручные средства защиты кожи, медицинские средства защиты).
· При возникновении угрозы нападения противника или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера местными органами власти и министерством по чрезвычайным ситуациям организуется и проводится эвакуация населения. Эвакуация – это организованный вывод (вывоз) населения из опасных районов в безопасную зону
В целях обеспечения своевременного и надежного оповещения населения в ЧС мирного времени и в условиях войны установлен сигнал «Внимание всем!». Он подаётся с помощью сирен, производственных гудков и других сигнальных средств. По этому сигналу население обязано включить радио, радиотрансляционные приёмники для прослушивания экстренного сообщения министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС).[5]
· При угрозе стихийных бедствий население, как правило, оповещается. В информации указываются характер предполагаемого бедствия, его масштабы, время возникновения, в данном районе и возможные последствия, а также рекомендуется, что необходимо делать до и во время стихийного бедствия.
К стихийным бедствиям относятся:
1. Землетрясение. Землетрясение – природное явление, возникающее в результате мощного проявления внутренних сил Земли. Освободившаяся при этом энергия распространяется в виде сейсмических волн, вызывая нарушения земной коры и разрушения на её поверхности.
2. Наводнение. Наводнение – это временное затопление обширной местности
и водой в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море.
3. Ураган. Ураган – это чрезвычайно быстрое, нередко катастрофическое движение воздуха или ветра. Ураган возникает вследствие циклонической деятельности в атмосфере и является одной из самых мощных сил природы. Ураган, как правило, возникает внезапно. Современные методы прогноза позволяют за несколько часов и даже суток предупредить население о приближающемся урагане, о его направленности и скорости.
.Как правило, наводнения прогнозируются, и население заранее оповещается. О внезапно начавшемся затоплении (разрушение гидротехнического сооружения) население предупреждается всеми имеющимися техническими средствами. Поиск людей на затопленной территории осуществляется немедленно, для этого привлекаются экипажи всех плавающих средств.
4. Сели и оползни. Сель – это временный грязевой или грязекаменный поток, внезапно формирующийся в руслах горных рек в результате ливней, бурного таяния ледников или серьёзного снежного потока, а также прорывов морённых и завальных озёр, обвалов, землетрясений. Оползни – скользящее смещение участков местности под действием собственного веса вниз по склону. При угрозе селевого потока или оползня и при наличии времени население эвакуируется из опасных районов; эвакуация производится как пешим порядком, так и с использованием транспорта.
5. Снежные заносы, бураны, лавины. Продолжительные снегопады значительно усложняют условия жизнедеятельности населения, особенно в сельской местности. Отрицательное влияние этого явления усугубляется метелями (пургой, снежными заносами) при которых резко ухудшается видимость, прерывается транспортное сообщение как внутригородское, так и междугородное.
· С объявлением штормового предупреждения – предупреждения о возможных снежных заносах – необходимо ограничить передвижение, особенно в сельской местности, создать дома небольшой запас продуктов, воды и топлива. В горных районах после сильных снегопадов возрастает опасность схода снежных лавин. Об этом население будет предупреждено различными предупредительными сигналами, устанавливаемыми в местах возможного схода снежных лавин и снежных обвалов.
Одним из видов оружия массового поражения является химическое оружие, поражающее действие которого основано на использовании токсических свойств отравляющих веществ. Зона химического заражения может образоваться не только в случае применения противником химического оружия, но и при авариях на предприятиях химической, нефтехимической и других родственных видов промышленности.
Бактериологическое оружие, наряду с ядерным и химическим является оружием массового поражения. Основу его поражающего действия составляют биологические средства – специально выращенные для боевого применения биологические агенты, способные вызвать у людей, животных, растений массовые инфекционные заболевания.
Неконтролируемый, стихийный процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей, называется пожаром. Общим правилом борьбы с пожаром является его тушение его в местах наиболее интенсивного горения, при этом огнегасящим средством необходимо действовать не на пламя, а на горящую поверхность.
Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения
При классификации чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения следует учитывать не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и возможные ее косвенные последствия. К ним относятся тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других существенных связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть последствий, которая и при небольшой площади ЧС может быть огромной и трагичной.
Локальные (частные) чрезвычайные ситуации не выходят территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, жилого дома или квартиры. К локальным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Региональные чрезвычайные ситуации - такие ЧС, которые распространяются на территорию нескольких областей (краев, республик) или экономический район. Для ликвидации последствий таких ЧС необходимы объединенные усилия этих территорий, а также участие федеральных сил. К региональным относятся ЧС, в результате которых пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.
Национальные (федеральные) чрезвычайные ситуации охватывают обширные территории страны, но не выходят за ее границы. Здесь задействуются силы, средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают и к иностранной помощи. К национальным относятся ЧС, в результате которых пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.
Глобальные (трансграничные) чрезвычайные ситуации выходят за пределы страны и распространяются на другие государства. Их последствия устраняются силами и средствами как пострадавших государств, так и международного сообщества.
Доврачебная помощь при ЧС
Что бы ни произошло – дорожная авария, падение с высоты, поражение электрическим током или утопление – при любом несчастном случае оказание помощи следует начинать с восстановления сердечной деятельности и дыхания:
• Если нет сознания и нет пульса на основной артерии – приступить к реанимации.
• Если нет сознания, но есть пульс на сонной артерии – повернуть на живот и очистить ротовую полость.
Только после этого можно приступить к временной остановке кровотечения.
• При артериальном кровотечении – наложить жгут, при венозном – давящую повязку.
• На раны следует наложить повязки.
• При признаках переломов костей конечностей – наложить шины.
Аналитическая часть
Демографические и социально-экономические изменения в мире увеличивают вероятность взаимного перекрытия зон развития опасных процессов с зонами хозяйственного освоения территорий и проживания людей. Это приводит к постоянному росту на Земле числа природных катастроф и связанного с ними ущерба. Так, в начале ХХ столетия в мире регистрировалось в год в среднем 10, в середине 65, а в конце почти 200 крупных природных катастроф, т.е. число природных разрушительных явлений в течение одного века возросло в 20 раз. [6]
8 февраля 2010 года произошел пожар в торговом центре «Дом быта плюс» г. Иваново. Для тушения пожара задействовано 27 единиц основной и специальной техники, в т.ч. предназначенной для тушения пожаров и эвакуации людей с верхних этажей зданий, 110 человек личного состава. Тушение пожара осложнила сложная планировка этажей, т.к. везде были перегородки и торговые помещения индивидуальных предпринимателей. Во время пожара стали взрываться газовые баллоны, вследствие чего произошло интенсивное распространение горения по вентиляционным коробам на 4 и 5 этажи здания. Площадь пожара составила около 260 кв.м. В ходе тушения пожара было спасено 123 человека.
27 августа 1992 года при заходе на посадку потерпел катастрофу самолет ТУ-134 Ивановского авиаотряда, выполнявший рейс по маршруту «Минеральные Воды-Донецк-Иваново». В районе пос. Лебяжий Луг самолет, задев крылом за деревья, в момент соприкосновения с землей, опрокинулся и разрушился. Части самолета и остатки горючего были разбросаны на большой площади, что не позволило возникнуть пожару и взрыву. Погиб экипаж и 84 пассажира, в том числе 9 детей. Через 30 мин. на место катастрофы прибыли врачи скорой медицинской помощи, пожарные, курсанты пожарного училища, формирования ГО. Последствия катастрофы были ликвидированы за двое суток.
Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2008 году
На территории Российской Федерации произошло 2 154 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе федеральных – 0, межрегиональных – 2, региональных – 12, межмуниципальных – 47, муниципальных – 159, локальных – 1 935,. В результате ЧС погиб 4 491 чел., пострадало 3 756 человек. Усилиями спасателей МЧС России удалось спасти жизни более 3000 человек. Наибольшее количество ЧС произошло в Приволжском (475) и Сибирском (412) федеральных округах.
Показатели по видам чрезвычайных ситуаций. В 2008 г. произошло 1 966 ЧС техногенного характера, в результате которых погибло 4 455 чел., пострадало 2 176 человек. Количество ЧС природного характера составило 152. В них погиб 21 чел., пострадало 1 249 человек.
Табл. 1 Статистика чрезвычайных ситуаций 2006-2008 гг.
Наблюдается снижение общего числа чрезвычайных ситуаций. За последние три года на 25% уменьшилось количество чрезвычайных ситуаций, на 33% и 42% соответственно снизилось количество техногенных и природных ЧС. Число погибших сократилось на 26%, пострадавших на 54%. [7]
Предложения и мероприятия по улучшению среды
В настоящий момент организована и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий[1].
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
§ на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
§ на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры);
§ на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);
§ на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
§ на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
Ø резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
Ø запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;
Ø резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
Ø резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.
Список использованной литературы
1. Ужегов Г.Н. «Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях» (Москва, Книжный дом «АНС», 1999).с.4
2. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)с.13
3. «Погода: следы ушедшего года» журнал “Экология и жизнь” 3(88)’2009 с.5-6
4. Сайт МЧС России http://www.mchs.gov.ru/stats/ с.13
5. В.И. Юртушкин «Чрезвычайные ситуации: Защита населения и территорий» 2006 с.8
6. Коршунов А. А. Чрезвычайные ситуации в России. – Обнинск: ВННИИГМИ-МЦД, 2002. с.13
7. Шойгу С. К. От абсолютной безопасности к приемлемому риску.//Экология и жизнь, 2000. с.14